закрытьX

Катерина

Россия / Москва г

 

Уже в 12 лет я задумалась о профессии ландшафтного дизайнера, а точнее – придумала ее для себя, позже узнав, что она давно существует и активно развивается. А поскольку у меня всегда было стремление работать в области, приносящей очевидную пользу большому числу людей, постепенно созрело желание «поженить» в своей деятельности дизайн и социальную работу.

подробнее

Садовая терапия как инструмент развития ребенка


Катерина
Россия , Москва г
21.10.2013 23:30

Дорогие друзья!

Прошу прощения за длительный перерыв - наполнять блог не получалось из-за большого количества дел в офф-лайн) Теперь, надеюсь, смогу выкладывать свои статьи и заметки. Статья, ниже представленная вашему вниманию, написана мной для сборника-пособия для дефектологов "Инновационные подходы к профилатике нарушений развития" (издательство "Логомаг"). Надеюсь, вам будет интересно читать! И, конечно же, буду рада обратной связи. 

  

Садовая терапия – это осознанное использование растений и природных материалов в программах реабилитации. Известно, что работа с растениями является старейшим видом активной терапии, положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Она включает:

 

·         Легкую физическую нагрузку, нахождение на свежем воздухе при работе в саду (улучшается координация движения, лучше концентрируется внимание, развивается память)

·         Зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды чувственной стимуляции (взаимодействуют все органы чувств, запускается звуко-, арома-, цветотерапия и пр.)

·         Установку эмоционального контакта с природой, ответственность за растения, эмпатию (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшаются агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации).

·         Начальную профессиональную ориентацию (работа садовником доступна для многих людей с ограниченными возможностями)

 

Садовая терапия является частью экотерапии, куда помимо нее входят анималотерапия, песочная терапия, водотерапия, фитотерапия, ароматерапия, климатотерапия и пр. При этом в программах реабилитации средствами садовой терапии могут быть встроены модули из всех вышеперечисленных видов экотерапии. Более того – между ними сложно провести четкую границу, а правильно созданный сад терапии дает возможность использовать все виды экотерапии, причем в разное время года.

Площадка садовой терапии (или сад терапии) – это участок адаптированной природной среды для реабилитации людей с ограниченными возможностями. Сады терапии учитывают потребности разнообразных групп инвалидов («колясочники», «опорники», инвалиды по зрению, по слуху и др.), что позволяет всем без исключения заниматься садоводством. Соответствующим образом спроектированный, сад терапии не создает никаких физических барьеров в садоводстве. Это настоящий сад неограниченных возможностей.

 

Помимо этого, садовая терапия может быть направлена и на здоровых людей, нуждающихся в поддержании своего энергетического тонуса, желающих избавиться от стрессов, снять блоки, мешающие творческому самовыражению, а также на тех, кому особенности восприятия мешают успешно адаптироваться в детском саду, школе и любом другом коллективе независимо от возраста.

 

Занятия в правильно выстроенной экосреде особенно полезны при проблемах сенсорной интеграции (взаимодействии всех органов чувств) и начинать их нужно еще в младенчестве. На последнем аспекте хотелось бы остановиться более подробно.

 

Взаимодействие органов чувств, или сенсорная интеграция, начинается еще в утробе матери. Она подразумевает упорядочивание реакций на раздражители и ощущения собственного тела так, чтобы человек реагировал на различные стимулы в соответствии с ситуацией и наиболее адекватно.

 

Джин Айрес, одна из наиболее известных специалистов по детскому развитию, проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери и выделяла три базовых системы восприятия, которые переплетаются, образуя основу для взаимодействия всех органов чувств. Эти базовые системы:

·     Вестибулярная - поддержание равновесия

·     Тактильная (экстероцепция) – система кожной чувствительности

·     Проприоцептивная (система кинестетического восприятие, мышечно-суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения

Эти три системы связаны с ощущениями, возникающими внутри тела или на поверхности кожных и др. покровов и начинают формироваться уже при внутриутробном развитии.

 

Восприятие раздражителей, находящихся на расстоянии от тела, формируется позже, и отвечают за это такие чувства как зрение, обоняние, слух.  Не смотря на кажущееся разделение систем чувствительности, они тесно взаимосвязаны и работают одновременно, влияют друг на друга.

 

Сама природа позаботилась о том, чтобы, пока младенец развивается внутри матери, он был в среде, наиболее способствующей развитию систем чувств. Осознать наличие кожи и границы своего тела помогают касания околоплодных вод и стенок матки, формируются рецепторы и нервные каналы. Примерно на третьем месяце беременности ребенок начинает засовывать пальчик в рот и сосать его, подготавливая себя к дыханию, глотанию и речи. Потягивается, пробуждая мышечно-суставное чувство. Кожные рецепторы и вестибулярная система обеспечивают стимуляцию головного мозга.

 

Весьма часто на начальных этапах развития ребенка происходят различные сбои, причин которым может быть множество. И когда малыш появляется на свет, недобор сенсорных ощущений и нарушения интеграции в работе органов чувств приводят к замедлению в развитии, которые опытный специалист может определить на самых ранних стадиях. Практика специалистов показывает, что нарушения поведения и речи связаны с уровнем чувствительности кожи, отличным от нормы, и всегда - с пониженной чувствительностью проприоцептивной системы.

 

К сожалению, в настоящее время практически каждый ребенок имеет сложности с работой сенсорных систем, что сказывается на формировании характера, способности воспринимать информацию и проявлять себя через речь и движение. Во многом это связано с окружающей средой и образом жизни современных родителей, далеким от первоначального природного замысла. Ведь аналогично тому, как естественно формируется развивающая среда внутри матки, природой сформировано и окружающее пространство, чтобы напитать новорожденного необходимыми ощущениями на всех этапах его развития – легкий и сильный ветер, вода (водоемы и дождь), солнечные лучи, ароматы и цвета растений, звуки природы, травяной покров, песок, камни разного размера и, конечно же, различные животные. Ребенок, растущий на природе и имеющий свободу действий, но при этом оберегаемый ненавязчивым, аккуратным и очень чутким родительским контролем инстинктивно знает, каких именно ощущений не хватает его телу для правильного развития и имеет возможность их самостоятельно получать и прорабатывать свои слабые стороны. Дети, большую часть времени находящиеся в помещениях и живущие под гиперопекой родителей и воспитателей, даже при наличии развивающих игрушек не получат необходимого опыта.

 

Подобное мнение высказывала и Мария Монтессори – известнейший итальянский педагог. Она говорила, что ребенок, покидая материнское тело, вступает не в природную среду, а в цивилизацию, воздвигнутую над природой, и ребенку приходится прилагать чудовищные усилия, чтобы приспособиться после рождения к новой жизни. Ведь мы плохо понимаем, как именно облегчить новорожденному этот переход. Поэтому нам стоит научиться понимать потребности маленького человека и самим создавать природную развивающую среду, в которой он будет расти. Это особенно актуально для городских жителей.

 

Улла Кислинг, терапевт и специалист по сенсорной интеграции, практикует уже более 30 лет и добилась значительных успехов при работе с умственной отсталостью, нарушениями поведения и развития, аутизмом, задержками в развитии речи, нарушениями зрения, слуха, внимания, целебральными параличами, эпилепсией и другими, в том числе и множественными нарушениями. Она использует методы сенсорной интеграции и тесное сотрудничество со специалистами других профилей (логопедами, физиотерапевтами, эрготерапевтами и др.). Улла также работает и с детьми в возрасте от рождения до года. Занятия проходят в специально оборудованном кабинете среди различных матов, горок для скатывания, гамаков, веревочных конструкций для лазания, качелей, водного и сухого бассейна (наполненного фасолью или шариками), источниками цветного света, сенсорными игрушками.

 

Так мы постепенно подошли к одному из аспектов создания сада терапии – наполнению сада малыми архитектурными формами. В нем обязательно должны присутствовать элементы, необходимые для тренировки всех перечисленных выше сенсорных систем: конструкции для лазания (желательно не жесткие и с мягким покрытием под ними), горки разных высот и уклонов, наклонные поверхности из гладких и шершавых материалов  с ручками, помогающими взбираться по ним, гамаки и качели-мешки, в которых ребенок может укрыться при желании, качели. Необходимы тренажеры равновесия. Должны быть доступные ребенку емкости с чистой водой, устроенные с соблюдением мер безопасности. Стоит ввести небольшие «укрытия-норы» по типу бочки или туннеля, в которых можно сидеть и лежать и через отверстия наблюдать за окружающим миром. Должен быть батут и горка с песком (без бортиков или с мягкой оградой) в которую можно прыгать, а также зона для осознанного хаоса, где можно пачкаться и играть, а еще тактильная тропа.

 

Практика Уллы Кислинг и ее коллег показывает, что между кожей и вестибулярной системой существует колоссальная связь. В своей книге «Сенсорная интеграция в диалоге» она приводит пример мальчика в возрасте 2,5 лет, страдавшего распространенным нейродермитом, у которого она наблюдала повышенную кожную чувствительность и сниженную чувствительность вестибулярной и кинестетической систем: «По мере того как приходило в норму его равновесие и восполнялся дефицит кинестетической информации, улучшалось и состояние его иммунной системы. Проявления нейродермита слабели, кожа уже не выдавала такой бурной реакции. Со временем нейродермит у Даниэля прошел совсем, он стал крепким, уравновешенным мальчиком».

Сад терапии дает возможность проводить занятия со специалистами по сенсорной интеграции на свежем воздухе, в окружении природных материалов, фоном подключая целительные силы природы.

 

По тактильной насыщенности сад оставляет далеко позади самые лучшие детские комнаты, заставленные всевозможными тактильными игрушками. Наиболее интересным сенсорным материалом для детей являются растения. На занятиях садовой терапией я часто наблюдаю, как дети с повышенной чувствительностью избегают прикасаться к земле или песку, но при этом охотно трогают растения. Сравнивают фактуру листьев – бархатистую и кожистую,  толщину листовой пластины, ее податливость и устойчивость к деформации. Ни у одного ребенка я не наблюдала неприязни к растениям!

 

Огромным плюсом является и то, что одно растение затрагивает сразу и тактильные,  и обонятельные каналы. При этом подбираются не аллергенные растения, и работа с ними не вредит ребенку, в отличие от занятий с игрушками, пропитанными искусственными ароматизаторами. Список подходящих растений составляется ботаниками, при желании вы всегда можете получить консультацию у наших специалистов.

 

Следующий неоспоримый плюс садовой терапии – эрготерапевтическая направленность сада. Эрготерапия – это медицинская специальность. Она основывается на научно доказанных фактах, что целенаправленная, имеющая для человека четкий смысл  деятельность помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические).

 

Цель эрготерапии – максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества. Эрготерапия включает в себя знания нескольких специальностей – психологии, педагогики, социологии, биомеханики, физической терапии.

 

Сушествуют специально разработанные модели интерьеров, позволяющие людям с различными особенностями самостоятельно обслуживать себя в быту. Например, эрготерапевтическая кухня. Наши специалисты разрабатывают подобные эрготерапевтические сады терапии.

 

Эрготерапевтическая модель сада для каждой особенности развития своя. К «особенностям» можно отнести и младенческий возраст условно здорового ребенка («ребенок-норма») – ведь ребенок физически очень сильно отличается от взрослого человека, и для комфортного ощущения себя в пространстве ему необходима измененная (относительно привычной взрослым) масштабность проектируемого сада. Изменяется ширина дорожек, закладываются другие высоты растений и элементов сада, предусматривается специальное покрытие из натуральных материалов, создается своя система безопасности. В специальном саду малыш, который еще не умеет ходить, но уже ползает, сможет с минимальными рисками самостоятельно или под присмотром терапевта осваивать пространство и развивать системы организма, находя на своем пути «случайно» расположенные тренажеры органов чувств природного происхождения.

 

Для детей старше года и взрослых сад более полно раскрывается с точки зрения эрготерапии – дает возможность проявить себя в действиях по формированию окружающего пространства (посадка грядок, цветников, отдельных растений).

 

Преимущество садовой терапии по сравнению с другими методами лечебной терапии в том, что «средства терапии» (растения) дают обратную связь и требуют внимания и заботы. Это помогает научиться эмпатии, ответственности, концентрации внимания и почувствовать удовлетворение и уважение к себе за счет своих успехов.

 

Занятия в саду терапии полезны людям любого возраста. Ведь большинство взрослых сформировались в условиях дефицита сенсорных ощущений, что является глубинной причиной различных заболеваний, фобий, привычек и пр. «Добор» этих ощущений многое компенсирует и позволяет лучше понять источники своих страхов, особенностей поведения, а значит - дает шанс управлять ими.

 

Что касается младенцев, то ниже я приведу ряд признаков, которые свидетельствуют о нарушениях сенсорной интеграции у вашего малыша (взято из книг по лечебной педагогике):

 

·         Ребенок постоянно кричит, плохо спит ночью, постоянно будит окружающих

·       Ребенок вял, чрезмерно сонлив, не требователен и редко проявляет недовольство

·         Видит, но плохо фокусирует взгляд

·         Слышит звуки, но не слушает, не удерживает свое внимание

·         Повышенный мышечный тонус, частые тонические рефлексы

·         Плаксивость

·         Успокаивается только на руках у взрослых

·         Постоянно напряжен

·         Производит очень мало звуков (мало лепечет)

 

Если вы заметили хотя бы один признак, лучше сразу обратиться к специалистам и вывить нарушения интеграции. В зависимости от того, что беспокоит вашего малыша, возможно создать для него собственную садово-терапевтическую программу и индивидуальную среду развития, в которой он сможет получить недостающий его телу и душе опыт.


Тема закрыта
Тема закрыта

Чтобы задать вопрос, найдите свое растение в нашей энциклопедии, посмотрите имеющиеся вопросы и ответы. Если ответов не нашлось, создайте новое сообщение.

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет