закрытьX

История цветочной аранжировки. Беседа третья

Рубрика: История отечественной флористики

Журнал «Цветоводство»

Национальная Гильдия Флористов России

Консультационный центр «Зеленая линия»

Представляют проект «История российской флористики» в беседах с Татьяной Анатольевной Френкиной.

 

 

 

Беседа третья

Клубная аранжировка и профессиональная флористика:

определение, отличия, цели и задачи.

Требования к флористу

 

 Теперь мы подошли вплотную к профессиональной флористике. Профессиональный флорист, а непрофессионал словом «флорист» не называется, – это человек, который занимается цветочной аранжировкой и его главное предназначение – это работа в цветочном магазине. Флорист получает образование, в первую очередь, для работы в цветочном магазине. Поэтому обучение клубной аранжировке и обучение для работы в цветочном магазине идет совершенно по разным направлениям и по разным учебникам, так как эти два направления имеют совершенно разные цели и задачи.

 

 Клубная аранжировка (европейская) – это работа в основном с цветами собственного сада для украшения своего дома, т.е. работа для себя, это – раз; и работа с цветами в благотворительных целях в храмах, на выставках и т.д., это – два.

 

Клубная аранжировка учит обходиться и большим, и небольшим количеством срезанных цветов, но она не предполагает работу с горшечными растениями. Занимающиеся клубной аранжировкой изучают историю мировой цветочной аранжировки и аранжировки своей страны, ассортимент и хранение срезанных цветов и листьев, в основном конечно, местный ассортимент, то, что у них есть в продаже. А также изучают консервирование, засушку – разные способы - садовых цветов, в основном. Изучают они и композиции из живых растений, включая украшение стола и расстановку цветов в вазе. Учатся всему комплексу свадебной флористики с традиционными формами букетов, принятыми в данной стране, но не учатся разным стилям букетов. Если в Англии свадебный букет posy, то тот, кто занимается цветочной аранжировкой, должен этот букет знать; если в Австрии девушки как выходили замуж с букетом бидермейер, так и выходят с ним замуж теперь. Вот сколько я жила в Австрии, как букет на свадьбу -  то только бидермейер. Обучаются в клубной аранжировке изготовлению коллажей, плато, картин, попурри из сухоцветов и другого засушенного материала. Обязательно учатся цветочному оформлению церквей. Они также изучают вазы и контейнеры разных стилей, которые у них были исторически и приняты сейчас. Если это английская аранжировка, то необходимо знать викторианский, тюдоровский, эдвардианский стиль аранжировки и т.д. У нас в России, например,  зачем эдвардианский стиль аранжировки? У нас этого стиля не было. В клубной аранжировке ты должен уметь оформить и исторический интерьер. Они не обязаны знать весь мировой ассортимент, который сегодня присутствует на рынке цветов, а этот мировой ассортимент включает сегодня сотни и сотни наименований.

 

Что должен уметь флорист? Он должен уметь работать и со срезкой и с горшечными растениями. Его первая задача, чему учат во всем мире, это работа в магазине. Главная задача флориста – это работа с живым цветочным товаром промышленного производства, чтобы этот товар не пропал от его непрофессионального отношения к растительному материалу.

Поэтому что должен знать флорист?  Флорист должен знать:

  • Автор букета Алёна Пермякова
    Автор букета Алёна Пермякова

    Стадии закупки и срезанных, и горшечных цветов, потому что есть цветы, которые покупаются в плотном бутоне, как например, срезанный нарцисс, не важно, где ты их покупаешь - на цветочной оптовой базе, в цветочном хозяйстве или совхозе; есть цветы, которые должны покупаться в сомкнутом бутоне, но окрашенном; есть цветы, которые должны покупаться в полуроспуске; есть цветы, которые должны покупаться в состоянии, когда определенное количество цветов открыто, а остальные - в бутоне. Это первое, с чего начинается обучение профессионального флориста, потому что товар не должен быстро погибнуть и еще должен максимально долго прожить у покупателя. Если мы возьмем всем известную розу, то в полном роспуске роза во флористическом салоне – это брак. А в икэбане, например, я могу ее поставить, специально предварительно распустив, если я желаю всем рассказать своей композицией, что моя молодость уже прошла и старость не за горами. Потому что это совсем разные задачи жизненные: икэбана делается для себя, а украшение в салоне для покупателя.
  • Второе, что должен знать флорист, это уход за закупленным товаром, потому что каждый срезанный цветок имеет свою температуру перевозки и хранения. Есть цветы, которые везут при плюс двух градусах, и в холодильнике держат при плюс двух градусах; есть цветы, которым надо, предположим, пять, а есть цветы, которым надо восемь, а есть, например, тот же антуриум или пуансетии, которые, если температура будет ниже 15-16 градусов тепла, просто синеют. Основа основ – уход за товаром и правильное с ним обращение, и если покупатель у тебя в салоне хватает среди зимы дорогой антуриум или пуансетию перед Новым годом, а на улице мороз, то ты не должен выпустить его из магазина, не упаковав как положено покупку, потому что цветок посинеет, пока человек дойдет с ним до машины. Каждый флорист должен знать, сколько времени может жить без воды каждый цветок: ведь есть цветы, которые везутся только на воде, без воды они не возятся. Это - основа профессии. Так же как портной должен знать свойства разных тканей, а парикмахер свойства разных типов волос, флорист должен все знать о цветах.
  • Третье. Место расстановки цветов в торговом зале. Одни цветы ставят только на свету, но не на солнце, другие ставят на солнышко, хотя очень мало таких, третьи – только в тени, т.е. у них разные требования к условиям освещенности и температурным условиям, а есть цветы, которые совершенно не переносят сквозняка. Очень многие считают, что если они креативны, то они уже состоявшиеся флористы, а вот этого всего они не знают.
  • Четвертое. Флористу надо знать, как обработать стебли всех цветов: один цветочек только освежается срез, а другой цветочек надо подрезать на 2-3 см, а третий на 5. Надо знать, как правильно снять листья. Коробки с цветами, которые приходят в магазин, эти цветы флорист же должен чистить, ни кто-то другой. Это первая работа флориста: пришло, допустим, 300-400 роз в магазин, перечистить их как следует, поставь на воду.
  • Пятое. Надо хорошо разбираться в том, какие необходимо поставить специальные добавки, одни добавки - для кустарникового происхождения цветов, другие – для травянистых, отдельно для луковичных, отдельно - для нарциссов, потому что все эти добавки необходимы для сохранения жизни срезанных цветов.
  • Шестое. Стадии использования цветка в букете и композиции: что ты можешь поставить в бутоне, а потом оно раскроется, а что не можешь.
  • Автор букета Мила Тихомирова
    Автор букета Мила Тихомирова

    Седьмое. Изготовление букетов в разных техниках. А этих техник сегодня очень много. Флористов учат и старинным техникам, и современным. Существуют разные приспособления флористические: флористические проволоки, флористические тейпы, специальные пистолеты, которыми клеят, я уже не говорю про губку - оазис и как с ним работать. Все техники направлены на продление жизни срезанных цветов. Что-то используется для закрепления. Но все рассчитано на жизнеобеспечение цветка. Это те секреты, которыми в полной мере должен владеть профессиональный флорист.
  • Далее. Каждый уважающий себя салон, модный салон в любом городе, особенно в условиях конкуренции, создает свою коллекцию букетов и композиций: осеннюю, весеннюю, новогоднюю. Флорист должен уметь собирать букет по фотографии из альбома образцов в салоне, т.е. работать по образцам.
  • Он должен уметь изготавливать композиции в вазах, в разных контейнерах, знать изготовление композиций во флористических корзинах.
  • Флорист должен хорошо знать весь комплекс свадебной флористики. Свадебная флористика включает в себя, кроме свадебного букета, изготовление бутоньерки для жениха, оформление прически невесты, оформление различных аксессуаров для невесты – зонтика и т.д., оформление свадебного стола, оформление свадебного помещения, оформление свадебных подарков. Свадебная флористика - это отдельный довольно большой комплекс знаний и навыков, по которому написаны свои книги и учебники. И стилей свадебных букетов существует очень много, которые в обычной жизни могут и не заказываться, например, тот же бидермейер, тот же каскадный букет.
  • Флорист должен хорошо знать весь комплекс событийной флористики, включающий в себя похоронную флористику - венки, ветки для возложения, украшение крестов и т.д., а гирлянда для возложения – очень сложное изделие, кстати говоря; рождественскую флористику; пасхальную флористику: в ней существуют свои отдельные аксессуары, способы крепления и т.д. Вообще, Рождество, Пасха, День святого Валентина, а у нас и 9 Мая - это события, требующие особых аксессуаров, это - особые цветы – и это преподается отдельно.
  • Он должен знать, как работать с горшечными растениями. Это сложнейший вопрос: как за ними ухаживать в магазине, на какой стадии их продать, как их завернуть, как заметить, нет ли на них вредителей или болезней.
  • Автор букета Павел Черняк
    Автор букета Павел Черняк

    Флорист должен быть в курсе современных флористических стилей, трендов и направлений.
  • Флорист должен знать упаковочный материал и уметь с ним правильно работать: и с подарочной упаковкой, и с обычной упаковкой. Он также должен свободно обращаться с флористическими аксессуарами.
  • Флорист должен уметь быстро и грамотно составить калькуляцию сделанного изделия. Потому что сегодня, как правило, букет заказывается под определенную сумму. Если флорист не знает точной стоимости всех составляющих, он не сможет свободно собрать букет под необходимую стоимость.

Вот разница между любителем и профессионалом, и она очень велика. Но не нужно думать, что если тебя называют аранжировщиком, а не флористом, то это не тот уровень.  В клубных аранжировках есть такие великие мастера! И, кстати, большую часть книг по цветочной аранжировке, которые продаются и покупаются во всем мире и пользуются заслуженной популярностью, написали именно клубные аранжировщики. И там есть свои звезды. А уровень твой зависит только от твоего мастерства, от твоего креатива, от твоего опыта, а не от названия.

 

И конкурсы по цветочной аранжировке во всем мире проводятся по этим двум категориям со своими особыми правилами судейства. В существующей в международной флористике 100-бальной системе судейства расцениваются обязательно и соответствие теме, и флористическая техника исполнения, и композиция и т.д., т.е. тщательно оценивается и художественная составляющая, и техническая составляющая каждой работы. Я была международным судьей многократно, и даже была первым представителем России, участвовавшем в международном судействе. У клубных мастеров аранжировки тоже есть система судейства, но она совсем другая. И судьи готовятся для нее отдельно.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет