закрытьX

Ландшафтная история ВВЦ

Рубрика: Статьи раздела


ВДНХ

Территория ВВЦ является частью ранее существовавше­го обширного лесного массива поместья Останкино, принадлежавшего ХVIII веке одному из богатейших московских вельмож - графу Н.П. Шереметеву. Примечательна история этих мест, которую можно проследить с конца ХVI в.

 

Еще в период создания Московского государства Иван Калита положил начало строительству загородных резиденций, заложив знаменитый деревянный дворец в Коломенском. Постепенно вокруг Москвы возникали и другие загородные дворцы: Измайловский, Воробьевский, Покровский, Преображенский. Большие территории с лесами и пашнями были пожалованы приближенным царей, и на них возникли всемирно известные усадьбы русской аристократии - Архангельское, Кусково, Кузьминки и др.

 

Среди этих поместий выделялась усадьба Шереметевых - Останкино, имевшая первоначально, как и все остальные поместья, исключительно хозяйственное назначение. Лишь во второй половине ХVII века в загородных усадьбах появляются нововведения увеселительного характера, и они становятся парками.

 

Динамика изменения природного ландшафта этой части Подмосковья непосредственно связана с историей создания Останкин­ского парка - одного из шедевров русского садово-паркового искусства.

 

В XVI веке ландшафт здесь представлял собой слегка всхолмленную территорию с густым лесом. Преимущественно это были дубравы и березовые рощи. В долинах трех рек - притока Москвы-реки - Яузы и двух ее притоков, впадавших в нее с запа­да, Каменки и Лихоборки - росли преимущественно ивы, ольха и осина. Леса изобиловали дичью, в них водились косули, олени, лоси, было много птиц, встречались  медведи, лисы и зайцы.

 


Останкинский парк

В конце XVI в. село Останкино принадлежало В.Я. Щелканову. Это было небольшое поместье с деревянной церковью, боярскими хоромами и хозяйственными постройками, размешенными на берегу пруда. Уже тогда здесь были высажены сибирские кедры и дубовая роща, частично сохранившаяся до сих пор. После того, как в 1611 году поместье перешло во владение князей Черкасских, село значительно выросло и усадьба приобрела увеселительный характер. К середине XVII в. село насчитывало 37 дворов, из кото­рых 12 принадлежало сокольничим, 9 - псарям, 7 - конюхам и 3 -садовникам. В это время при новых хоромах был заложен сад, а рядом с прудом построена каменная Троицкая церковь (зодчий - крепостной П.С. Потехин). Останкино становится местом проведения празднеств, охот и других увеселений, в том числе концертов, балов и "машкерадов" московской знати. Регулярный сад при двор­це включал кедровую рощу, аллеи из липы, цветники и крытые огиб­ные дороги. Славились ягодами и фруктами плодовые сады усадьбы, расположенные рядом. Там выращивались яблони, груши, вишня, красная и черная смородина, малина, крыжовник. Имелось и боль­шое оранжерейное хозяйство, в парниках выращивались дыни и арбузы.

 

В 1743 году имение переходит к  богатейшему вельможе - графу Петру Борисовичу Шереметеву, сыну фельдмаршала - соратни­ка Петра I. Усадьба вновь перестраивается, но, судя по сохра­нившимся документам (генеральный план межевания 1766 г.), ее планировка сохраняется. Господский "увесилительный дом" завер­шал собой главную аллею регулярного сада, имевшего почти квад­ратную форму плана, пересеченного крест-накрест и по диагонали прямыми аллеями. С трех сторон - с севера, запада и юга к саду примыкал лес, а с востока - располагалось село (слободка для дворцовых служащих и мастеровых). Шереметевым принадлежало и другое богатейшее поместье - Кусково, где они и жили преиму­щественно, считая Останкино хозяйственной вотчиной. Имеются сведения о том, что в это время пять крупных оранжерей по­местья доставляли к господскому столу персики, лимоны, гранаты и другие заморские фрукты.

 

Основной же период формирования ансамбля наступает после того, как усадьбу наследует сын П.Б.Шереметева - Н.П.Шереме­тев (конец 1780-х годов). Это был великолепно образованный, музыкальный и очень талантливый человек, создавший из наиболее способных крепост­ных крестьянских детей актерскую труппу.

 

К проектированию своей останкинской резиденции он привлека­ет лучшие художественные силы, сам отбирает и оценивает проекты. Строительство нового дворца-театра и одновременно картин­ной галереи с музеем было поручено им крепостным зодчим - А.Ф. Миронову, Г.Е. Дикушину и П.И. Аргунову.

 

Постройка нового дворца повлекла за собой перепланировку и расширение старого парка, и в этом главная роль принадлежит А.Ф. Миронову. Центральная часть парка, примыкающего к дворцу, представляла собой увеселительный сад, состоящий из обширного партера перед главным фасадом здания, боскетов-огородов за ним, и двух участков, примыкающих к западному и восточному флигелям дворца и решенных в пейзажном стиле. В целом сад сохранил ре­гулярный характер, хотя пейзажные участки были распланированы живописно, в "английском вкусе". Партер, слегка пониженный в центральной части, был окаймлен огибной дорожкой-трельяжем, на фоне которой выделялись мраморные вазы и бюсты-гермы. Увесели­тельный сад задуман А.Ф. Мироновым как продолжение дворца-театра, своего рода "зеленое фойе" с кулуарами для прогулок в антрактах. За зеленым ковром партера размещалась круглая открытая площадка, образующая вместе с ним как бы дополнительный зрительный зал в саду, возможно предназначенный для театральных спектаклей.

 

Пейзажные участки сада располагались симметрично относительно главной оси здания, но решались по-разному: в восточном - нес­колько небольших лужаек соединялись друг с другом прихотливо вьющимися дорожками; в западном - предусматривалось устройство амфитеатра, обращенного в сторону Итальянского павильона, и китайской рощи. Весь придворцовый парк был отделен от остальной части парка рвом с водой.

А.Ф.Миронов, стремясь по возможности сохранить старый сад с его шпалерами и аллеями, отдает, таким образом, и дань увлечению пейзажным стилем. Эта двойственность, заложенная в проек­те сада, послужила причиной того, что Шереметев перепоручил проектирование сада П.И.Аргунову, который создал проект, более соответствующий духу времени. В нем решительнее вводятся пейзаж­ные приемы планировки, а регулярным элементам принадлежит уже значительно меньшая роль. Так партер был превращен в поляну удли­ненной формы, окруженную свободными группами деревьев, кустарни­ками и крытой дорожкой.

 

П.И. Аргунов предлагает дополнить восточную часть сада гор­кой "Парнасом" и создать в центре сада освещенную солнцем поля­ну, расчлененную кулисами из дубов, лиственниц и кленов, создающи­ми эффект глубокой перспективы. На вершине "Парнаса" размещалась романтическая руина, а подальше - беседка. Поляну, горку, статуи и сохранившиеся старые лиственницы можно видеть и сейчас.

 


Усадьба Останкино

За пределами придворцового сада, в северной части, был выко­пан обширный пруд, с заливами и полуостровами, и катанье по нему на лодках с ночными фейерверками составляло одно из любимых развлечений владельцев поместья. Аллеи парка вели к дубравам, к охотничьим угодьям, через речку Каменку. Именно в те времена на этой речке было устроено шесть больших и малых прудов. По более возвышенному правому берегу этой системы прудов шла дорога к долине реки Яузы. Лесной массив понемногу превращался в парк, которому Н.П. Шереметев уделяет не меньшее внимание, чем дворцу. В архиве музея содержится его "Повеление садовникам": Делать дорожки таким образом, как сделаны в саду Царицынском, и быть двух сортов: одни для пеших, а по другим можно было бы ездить в колясках, и чем более в том английском саду будет сделано доро­жек, тем лучше". В парке высаживаются декоративные лиственные породы деревьев: клен, береза, и только по берегам Каменки сох­раняются ивы, ольха и осина. Добавляется много красивоцветущих кустарников: сирень, калина, черемуха. К насаждениям добавляют рябину, дуб, липу, орешник, а из плодовых ("для весеннего цве­тения") - яблони и вишни.

 

Увеселительная усадьба Шереметевых получает широкую из­вестность не только в России, но и за ее пределами. Любопытно, что строгая симметрия ансамбля, нарушаемая только зданием церкви, была продумана в деталях. С противоположной от церкви стороны на том же расстоянии от оси ансамбля была высажена роща высококронных деревьев, окруженная оградой, создающая иллюзию зрительного равновесия.

 

Следует отметить, что парк Останкино считался все-таки менее значительным, чем созданный раньше парк в Кусково, также принадлежащий Шереметевым. В.Я. Курбатов считает его в главной его части "подражанием Кускову". Далее он пишет: "... парк в Останкино отличается тем, что вместо большого партера перед дворцом помещен подковообразный цветник... С противоположной стороны эффектного останкинского дворца расположен широкий почет­ный двор, замкнутый решеткою, перед ним широкий пруд, а за пру­дом просека. Последняя по преданию устроена в момент приезда им­ператора Павла I, причем деревья были заранее подрублены и у каждого стояло по человеку. В тот момент, когда коляска импера­тора поравнялась с просекою, деревья были повалены и открылся вид на дворец". (В.Я. Курбатов. Сады и парки. Петроград, 1916г, стр.366)

 

В начале XX века отмечается уже сильная запущенность парка.

 


Левитан И.И. Останкино. В парке.

Дальнейшая судьба Останкинского парка не отличается от судьбы большинства пейзажных парковых композиций ХVIII века. Какое-то время (до 30-х годов XIX века) он тщательно поддержи­вался, а затем, когда кончается "золотая" эпоха дворянских усадеб, он начинает приходить в запустение. К концу XIX века земли усадьбы в Останкино начинают застраиваться дачами, а парк становится местом прогулок горожан. В нем устраиваются много­людные праздничные гулянья, хотя вход в "увеселительный" прид­ворцовый сад был ограничен.

 

К 1917 году все-таки большая часть территории поместья еще представляла собой массив леса, хотя и значительно поредевший и деградировавший.

 

Таким образом, территория усадьбы более чем за два столе­тия претерпевает значительные изменения, связанные не только со строительством зданий и сооружений, но и с воздействием на ландшафт: природный лесной массив постепенно путем подсадок приобретает парковый характер; запруживание реки Каменки приводит к созданию системы прудов, пересекающих территорию с запада на восток; появляются и копаные пруды, планировка парка ведет к вырубке просек, которые превращаются в аллеи; часть территории осваивается под плодовые сады и оранжерейное хозяйст­во, а также под строительство поселков для обслуживающего пер­сонала. К концу же XIX века местность еще больше урбанизирует­ся, со строительством дач появляются новые дороги. В XX веке это уже не дальний пригород Москвы, а музейный комплекс, вклю­ченный в застройку.

 

Осознавая огромную ценность этого массива, его старались всемерно сохранить, закрепив основную часть территории в гене­ральном плане Москвы за объектами паркового характера. Это Глав­ный ботанический сад Академии наук СССР площадью 360 га - в северной части территории; с запада 76 га было отдано Парку культуры и отдыха им. Дзержинского; восточная часть и северо-вос­ток отошли к территории ВДНХ, и все эти объекты вместе с запо­ведной территорией усадьбы-музея Останкино составляют большой северо-западный парковый комплекс столицы общей площадью около 1000 га.

 

Проектирование новых парков на этой территории, так же как и выставочного комплекса, велось на конкурсной основе, и к нему были привлечены лучшие архитектурные силы. В нем участвовали архитекторы Л.С. Залесская, М.П. Коржев, И.М. Петров, Ю.С. Грине­вецкий, М.И. Прохорова и многие другие.

 

Автором проекта нового "парка культуры и отдыха" был архи­тектор Ю.С. Гриневецкий. Парк разместился на территории к западу от дворцового ансамбля, в существующей дубраве и использовал старый пейзажный парк. Ко времени проектирования в нем уже был построен стадион, были протоптаны дорожки к прудам, но еще сох­ранялся массив дубравы, включавший столетние деревья.

 

По проекту всю территорию рассекала главная планировочная ось, подчеркнутая цветочным партером. Участок музея-дворца сохранялся как заповедный.

 

В густом дубовом лесу была создана дополнительная сеть прогулочных дорожек, размещена база однодневного отдыха. К ста­диону добавлялись новые площадки. (Л.С. Залесская, Озеленение столицы. М., 1953 г).

 

Нужно заметить, что проект, по которому геометрическая схе­ма планировки накладывалась на существующий парковый массив, ма­ло учитывал сложившуюся ландшафтную ситуацию, отличался опреде­ленным схематизмом и излишней парадностью. Его осуществление, связанное с многочисленными рубками, привело к плачевному состоянию парка.

 

В настоящее время придворцовая часть парка Останкино площадью 10 га является за­поведной и принадлежит музею творчества крепостных. Парк имеет статус памятника садово-паркового искусства. На территории парка находится около 90 дубов в возрасте, превышающем два столетия, и две лиственни­цы, посаженные еще в 1795 году рядом с партером.

 

Останкинский дворцовый ансамбль продолжает оставаться и сохранять значение как историческое ядро всего садово-паркового комплекса, в который входит и территория ВДНХ, хотя сам дворец не может уже служить архитектурной доминантой этой зоны, посколь­ку рядом построены высокие здания (павильоны ВДНХ, гостиница "Космос", телецентр, многоэтажная жилая застройка).

 

Подвергся изменению и ландшафт участка, отведенный под строительство нового в Москве Главного ботанического сада АН СССР (авторы - архитектор И.М.Петров и ландшафтный архитектор Л.Е. Розенберг). Проектирование сада, а вскоре и строительство началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечествен­ной войны, хотя первые проектные предложения относятся к более раннему времени (Соколов С.Я. Форпроект Всесоюзного ботанического сада АН СССР в Москве. Советская ботаника, 1938, № 2).

 

Территория, закрепленная за Главным ботаническим садом, а также состав будущих экспозиций и их видовое разнообразие, поставили его в ряд крупнейших ботанических садов мира (общая площадь по проекту составила 360 га).

 

Проектом предусматривалось создание Яузско-Лихоборского водохранилища на базе этих двух рек, трех входов на территорию сада - со стороны Владыкинского шоссе и улицы Ботанической и со стороны ныне построенной станции метро "Ботанический сад" и нескольких крупных сооружений, среди которых наиболее значитель­ные - главный лабораторный корпус (предполагалось строительство вначале двух корпусов - гербария и лабораторного), экспозиционная оранжерея-климатрон для тропических растений и фондовая оранже­рея с коллекциями субтропических и тропических растений, пред­назначенная для научной работы.

 

Вся южная граница ГБС непосредственно примыкает к террито­рии ВДНХ. Впоследствии был построен и вход на выставку непос­редственно из ботанического сада.

 

По проекту главное экспозиционное здание - климатрон долж­но было располагаться на берегу водохранилища, и к нему была проложена прямая длинная просека от входа со стороны Ботаничес­кой улицы. Остальные дороги и тропы получили в плане свободную живописную трассировку и связали между собой многочисленные экспозиционные участки: дендрарий (площадью 76 га), ботанико-географические экспозиции (отдел Флоры СССР, включающий флору Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока, Сибири и Европейской части страны - общей площадью 25 га), культурных и диких полезных растений (16,5 га), отдел систематики (24,5 га), плодовых растений (6 га), декоративных (16 га) и т.п. - общей площадью экспозиций - 178 га. Таким образом, природный ландшафт участка значительно изменился, пополнившись большим количеством совершенно новых растений, не характерных для Подмосковья, составивших коллекции в открытом грунте, для которых существующие насаждения являлись объединяющим фоном и под пологом которых они постепенно акклиматизировались к новым природным условиям.

 


Исторический дуб

При этом удалось сохранить основное ядро лесного массива - дубраву, которая усилиями ученых сада приобрела статус заповедной. Ее сохранению способствовало и размещение почти в центре сада.

 

Река Лихоборка, протекающая в северной части территории вдоль главной аллеи, была превращена,  так же как Каменка, в серию небольших по площади прудов, объединенных живописным ручейком с маленькими водопадами и переходами из камней. Построено множество интересных экспозиций, среди которых розарий и коллекционный участок роз, сад непрерывного цветения, демонстрирующий приемы ландшафтной архитектуры парков и др. При строительстве экспозиций ботанико-географического характера был использован искусственный рельеф для экспонирования растений в условиях, максимально приближенных к природным условиям их произрастания.

 

В 1983-87 годах был создан, японский сад (по проекту и при непосредственном участии японских ландшафтных архитекторов), и это тоже в значительной степени изменило ландшафт этой части сада: появилась еще одна система прудиков с каскадом замкнутого цикла, для чего пришлось построить насосную станцию, посажены новые растения, появились традиционные для японского сада сооружения и малые архитектурные формы. Тем не менее, тщательно сохранены существующие деревья и в целом облик этой части сада не нарушен, хотя и приобрел иной характер.

 

Некоторые проектные предложения не осуществелены. В частности, ботанический сад все еще не имеет входа со стороны станции метро "Ботанический сад", т.к. сохраняется магистраль, ограничи­вающая его территорию с северо-востока, а часть левобережья ре­ки Яузы, закрепленная за садом в генеральном плане Москвы, все еще остается пустырем с погибающими рощами и посадками.

 

Главный ботанический сад, отделенный от ВДНХ водным зеркалом и частично забором,  тем не менее составляет с ней единое целое - массивы насаждений зрительно смыкаются, переходят из одного в другой, образуя северный зеленый клин Москвы. Это и по­нятно: в прошлом обе территории были единым лесом.

 

И все-таки история создания выставки имеет свои особеннос­ти, точно так же, как различны функции и планировка обоих парко­вых объектов.

 

История изменения природного ландшафта тер­ритории, на которой размещается современный Всероссийский Выставочный Центр, свидетельствует о постепенном (в те­чении ХVI-ХVIII веков) освоении естественного лесного массива поместья Останкино и превращения его в парковый ландшафт. Оно связано не только со строительством здания и сооружений (дворцо­вый комплекс, церковь, оранжерейное хозяйство, поселок), но и с изменением количественного и видового состава насаждений, освоением части  территории под плодовые сады и огороды, с запру­живанием реки Каменки и превращением ее в серию прудов.

 

Значительно более интенсивное изменение ландшафта связано с увеличением на него антропогенной нагрузки уже в XIX веке, когда значительная часть территории отводится под дачи, возни­кают усадьбы в пойме реки Яузы, а парк становится местом прове­дения массовых гуляний горожан.

 

Наконец, в XX веке наблюдается ускоренная деградация ланд­шафта, связанная со строительством вместо усадеб с приусадеб­ными парками промышленных предприятий самого различного назначе­ния, сбрасывающих в р. Яузу и Лихоборку токсичные отходы и вызы­вающие отравление воды и загрязнение почв, что в свою очередь, вызывает значительный отпад растений. Тем не менее на рассмат­риваемой территории до настоящего времени сохраняется часть старых деревьев (дуб, липа, сосна), возраст которых насчитывает 100-200 лет. Это связано с тем, что в Генеральном плане разви­тия г. Москвы еще в 1935 году вся эта территория, включающая парк-заповедник Останкино, парк культуры и отдыха им. Дзержинско­го, Главный ботанический сад АН СССР и ВДНХ СССР, рассматрива­лась как парковый комплекс площадью около 1000 га, и составляю­щая часть зеленого диаметра города. Все дальнейшие преобразова­ния ландшафта этой территории поэтому проводились уже по линии создания паркового ландшафта, а на территории собственно ВДНХ - к созданию искусственного городского ландшафта, имеющего выраженный характер выставочного комплекса. Он включает гидро­техническую систему на базе прудов р. Каменки с фонтанами и де­коративными бассейнами, а экспозиции открытого грунта имеют своей целью демонстрацию приемов ландшафтной архитектуры наря­ду с приемами выращивания отдельных агротехнических культур.

 

Материал предоставлен дирекцией павильона «Цветоводство и озеленение»

Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет