ВДНХ
Территория ВВЦ является частью ранее существовавшего обширного лесного массива поместья Останкино, принадлежавшего ХVIII веке одному из богатейших московских вельмож - графу Н.П. Шереметеву. Примечательна история этих мест, которую можно проследить с конца ХVI в.
Еще в период создания Московского государства Иван Калита положил начало строительству загородных резиденций, заложив знаменитый деревянный дворец в Коломенском. Постепенно вокруг Москвы возникали и другие загородные дворцы: Измайловский, Воробьевский, Покровский, Преображенский. Большие территории с лесами и пашнями были пожалованы приближенным царей, и на них возникли всемирно известные усадьбы русской аристократии - Архангельское, Кусково, Кузьминки и др.
Среди этих поместий выделялась усадьба Шереметевых - Останкино, имевшая первоначально, как и все остальные поместья, исключительно хозяйственное назначение. Лишь во второй половине ХVII века в загородных усадьбах появляются нововведения увеселительного характера, и они становятся парками.
Динамика изменения природного ландшафта этой части Подмосковья непосредственно связана с историей создания Останкинского парка - одного из шедевров русского садово-паркового искусства.
В XVI веке ландшафт здесь представлял собой слегка всхолмленную территорию с густым лесом. Преимущественно это были дубравы и березовые рощи. В долинах трех рек - притока Москвы-реки - Яузы и двух ее притоков, впадавших в нее с запада, Каменки и Лихоборки - росли преимущественно ивы, ольха и осина. Леса изобиловали дичью, в них водились косули, олени, лоси, было много птиц, встречались медведи, лисы и зайцы.
Останкинский парк
В конце XVI в. село Останкино принадлежало В.Я. Щелканову. Это было небольшое поместье с деревянной церковью, боярскими хоромами и хозяйственными постройками, размешенными на берегу пруда. Уже тогда здесь были высажены сибирские кедры и дубовая роща, частично сохранившаяся до сих пор. После того, как в 1611 году поместье перешло во владение князей Черкасских, село значительно выросло и усадьба приобрела увеселительный характер. К середине XVII в. село насчитывало 37 дворов, из которых 12 принадлежало сокольничим, 9 - псарям, 7 - конюхам и 3 -садовникам. В это время при новых хоромах был заложен сад, а рядом с прудом построена каменная Троицкая церковь (зодчий - крепостной П.С. Потехин). Останкино становится местом проведения празднеств, охот и других увеселений, в том числе концертов, балов и "машкерадов" московской знати. Регулярный сад при дворце включал кедровую рощу, аллеи из липы, цветники и крытые огибные дороги. Славились ягодами и фруктами плодовые сады усадьбы, расположенные рядом. Там выращивались яблони, груши, вишня, красная и черная смородина, малина, крыжовник. Имелось и большое оранжерейное хозяйство, в парниках выращивались дыни и арбузы.
В 1743 году имение переходит к богатейшему вельможе - графу Петру Борисовичу Шереметеву, сыну фельдмаршала - соратника Петра I. Усадьба вновь перестраивается, но, судя по сохранившимся документам (генеральный план межевания 1766 г.), ее планировка сохраняется. Господский "увесилительный дом" завершал собой главную аллею регулярного сада, имевшего почти квадратную форму плана, пересеченного крест-накрест и по диагонали прямыми аллеями. С трех сторон - с севера, запада и юга к саду примыкал лес, а с востока - располагалось село (слободка для дворцовых служащих и мастеровых). Шереметевым принадлежало и другое богатейшее поместье - Кусково, где они и жили преимущественно, считая Останкино хозяйственной вотчиной. Имеются сведения о том, что в это время пять крупных оранжерей поместья доставляли к господскому столу персики, лимоны, гранаты и другие заморские фрукты.
Основной же период формирования ансамбля наступает после того, как усадьбу наследует сын П.Б.Шереметева - Н.П.Шереметев (конец 1780-х годов). Это был великолепно образованный, музыкальный и очень талантливый человек, создавший из наиболее способных крепостных крестьянских детей актерскую труппу.
К проектированию своей останкинской резиденции он привлекает лучшие художественные силы, сам отбирает и оценивает проекты. Строительство нового дворца-театра и одновременно картинной галереи с музеем было поручено им крепостным зодчим - А.Ф. Миронову, Г.Е. Дикушину и П.И. Аргунову.
Постройка нового дворца повлекла за собой перепланировку и расширение старого парка, и в этом главная роль принадлежит А.Ф. Миронову. Центральная часть парка, примыкающего к дворцу, представляла собой увеселительный сад, состоящий из обширного партера перед главным фасадом здания, боскетов-огородов за ним, и двух участков, примыкающих к западному и восточному флигелям дворца и решенных в пейзажном стиле. В целом сад сохранил регулярный характер, хотя пейзажные участки были распланированы живописно, в "английском вкусе". Партер, слегка пониженный в центральной части, был окаймлен огибной дорожкой-трельяжем, на фоне которой выделялись мраморные вазы и бюсты-гермы. Увеселительный сад задуман А.Ф. Мироновым как продолжение дворца-театра, своего рода "зеленое фойе" с кулуарами для прогулок в антрактах. За зеленым ковром партера размещалась круглая открытая площадка, образующая вместе с ним как бы дополнительный зрительный зал в саду, возможно предназначенный для театральных спектаклей.
Пейзажные участки сада располагались симметрично относительно главной оси здания, но решались по-разному: в восточном - несколько небольших лужаек соединялись друг с другом прихотливо вьющимися дорожками; в западном - предусматривалось устройство амфитеатра, обращенного в сторону Итальянского павильона, и китайской рощи. Весь придворцовый парк был отделен от остальной части парка рвом с водой.
А.Ф.Миронов, стремясь по возможности сохранить старый сад с его шпалерами и аллеями, отдает, таким образом, и дань увлечению пейзажным стилем. Эта двойственность, заложенная в проекте сада, послужила причиной того, что Шереметев перепоручил проектирование сада П.И.Аргунову, который создал проект, более соответствующий духу времени. В нем решительнее вводятся пейзажные приемы планировки, а регулярным элементам принадлежит уже значительно меньшая роль. Так партер был превращен в поляну удлиненной формы, окруженную свободными группами деревьев, кустарниками и крытой дорожкой.
П.И. Аргунов предлагает дополнить восточную часть сада горкой "Парнасом" и создать в центре сада освещенную солнцем поляну, расчлененную кулисами из дубов, лиственниц и кленов, создающими эффект глубокой перспективы. На вершине "Парнаса" размещалась романтическая руина, а подальше - беседка. Поляну, горку, статуи и сохранившиеся старые лиственницы можно видеть и сейчас.
Усадьба Останкино
За пределами придворцового сада, в северной части, был выкопан обширный пруд, с заливами и полуостровами, и катанье по нему на лодках с ночными фейерверками составляло одно из любимых развлечений владельцев поместья. Аллеи парка вели к дубравам, к охотничьим угодьям, через речку Каменку. Именно в те времена на этой речке было устроено шесть больших и малых прудов. По более возвышенному правому берегу этой системы прудов шла дорога к долине реки Яузы. Лесной массив понемногу превращался в парк, которому Н.П. Шереметев уделяет не меньшее внимание, чем дворцу. В архиве музея содержится его "Повеление садовникам": Делать дорожки таким образом, как сделаны в саду Царицынском, и быть двух сортов: одни для пеших, а по другим можно было бы ездить в колясках, и чем более в том английском саду будет сделано дорожек, тем лучше". В парке высаживаются декоративные лиственные породы деревьев: клен, береза, и только по берегам Каменки сохраняются ивы, ольха и осина. Добавляется много красивоцветущих кустарников: сирень, калина, черемуха. К насаждениям добавляют рябину, дуб, липу, орешник, а из плодовых ("для весеннего цветения") - яблони и вишни.
Увеселительная усадьба Шереметевых получает широкую известность не только в России, но и за ее пределами. Любопытно, что строгая симметрия ансамбля, нарушаемая только зданием церкви, была продумана в деталях. С противоположной от церкви стороны на том же расстоянии от оси ансамбля была высажена роща высококронных деревьев, окруженная оградой, создающая иллюзию зрительного равновесия.
Следует отметить, что парк Останкино считался все-таки менее значительным, чем созданный раньше парк в Кусково, также принадлежащий Шереметевым. В.Я. Курбатов считает его в главной его части "подражанием Кускову". Далее он пишет: "... парк в Останкино отличается тем, что вместо большого партера перед дворцом помещен подковообразный цветник... С противоположной стороны эффектного останкинского дворца расположен широкий почетный двор, замкнутый решеткою, перед ним широкий пруд, а за прудом просека. Последняя по преданию устроена в момент приезда императора Павла I, причем деревья были заранее подрублены и у каждого стояло по человеку. В тот момент, когда коляска императора поравнялась с просекою, деревья были повалены и открылся вид на дворец". (В.Я. Курбатов. Сады и парки. Петроград, 1916г, стр.366)
В начале XX века отмечается уже сильная запущенность парка.
Левитан И.И. Останкино. В парке.
Дальнейшая судьба Останкинского парка не отличается от судьбы большинства пейзажных парковых композиций ХVIII века. Какое-то время (до 30-х годов XIX века) он тщательно поддерживался, а затем, когда кончается "золотая" эпоха дворянских усадеб, он начинает приходить в запустение. К концу XIX века земли усадьбы в Останкино начинают застраиваться дачами, а парк становится местом прогулок горожан. В нем устраиваются многолюдные праздничные гулянья, хотя вход в "увеселительный" придворцовый сад был ограничен.
К 1917 году все-таки большая часть территории поместья еще представляла собой массив леса, хотя и значительно поредевший и деградировавший.
Таким образом, территория усадьбы более чем за два столетия претерпевает значительные изменения, связанные не только со строительством зданий и сооружений, но и с воздействием на ландшафт: природный лесной массив постепенно путем подсадок приобретает парковый характер; запруживание реки Каменки приводит к созданию системы прудов, пересекающих территорию с запада на восток; появляются и копаные пруды, планировка парка ведет к вырубке просек, которые превращаются в аллеи; часть территории осваивается под плодовые сады и оранжерейное хозяйство, а также под строительство поселков для обслуживающего персонала. К концу же XIX века местность еще больше урбанизируется, со строительством дач появляются новые дороги. В XX веке это уже не дальний пригород Москвы, а музейный комплекс, включенный в застройку.
Осознавая огромную ценность этого массива, его старались всемерно сохранить, закрепив основную часть территории в генеральном плане Москвы за объектами паркового характера. Это Главный ботанический сад Академии наук СССР площадью 360 га - в северной части территории; с запада 76 га было отдано Парку культуры и отдыха им. Дзержинского; восточная часть и северо-восток отошли к территории ВДНХ, и все эти объекты вместе с заповедной территорией усадьбы-музея Останкино составляют большой северо-западный парковый комплекс столицы общей площадью около 1000 га.
Проектирование новых парков на этой территории, так же как и выставочного комплекса, велось на конкурсной основе, и к нему были привлечены лучшие архитектурные силы. В нем участвовали архитекторы Л.С. Залесская, М.П. Коржев, И.М. Петров, Ю.С. Гриневецкий, М.И. Прохорова и многие другие.
Автором проекта нового "парка культуры и отдыха" был архитектор Ю.С. Гриневецкий. Парк разместился на территории к западу от дворцового ансамбля, в существующей дубраве и использовал старый пейзажный парк. Ко времени проектирования в нем уже был построен стадион, были протоптаны дорожки к прудам, но еще сохранялся массив дубравы, включавший столетние деревья.
По проекту всю территорию рассекала главная планировочная ось, подчеркнутая цветочным партером. Участок музея-дворца сохранялся как заповедный.
В густом дубовом лесу была создана дополнительная сеть прогулочных дорожек, размещена база однодневного отдыха. К стадиону добавлялись новые площадки. (Л.С. Залесская, Озеленение столицы. М., 1953 г).
Нужно заметить, что проект, по которому геометрическая схема планировки накладывалась на существующий парковый массив, мало учитывал сложившуюся ландшафтную ситуацию, отличался определенным схематизмом и излишней парадностью. Его осуществление, связанное с многочисленными рубками, привело к плачевному состоянию парка.
В настоящее время придворцовая часть парка Останкино площадью 10 га является заповедной и принадлежит музею творчества крепостных. Парк имеет статус памятника садово-паркового искусства. На территории парка находится около 90 дубов в возрасте, превышающем два столетия, и две лиственницы, посаженные еще в 1795 году рядом с партером.
Останкинский дворцовый ансамбль продолжает оставаться и сохранять значение как историческое ядро всего садово-паркового комплекса, в который входит и территория ВДНХ, хотя сам дворец не может уже служить архитектурной доминантой этой зоны, поскольку рядом построены высокие здания (павильоны ВДНХ, гостиница "Космос", телецентр, многоэтажная жилая застройка).
Подвергся изменению и ландшафт участка, отведенный под строительство нового в Москве Главного ботанического сада АН СССР (авторы - архитектор И.М.Петров и ландшафтный архитектор Л.Е. Розенберг). Проектирование сада, а вскоре и строительство началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны, хотя первые проектные предложения относятся к более раннему времени (Соколов С.Я. Форпроект Всесоюзного ботанического сада АН СССР в Москве. Советская ботаника, 1938, № 2).
Территория, закрепленная за Главным ботаническим садом, а также состав будущих экспозиций и их видовое разнообразие, поставили его в ряд крупнейших ботанических садов мира (общая площадь по проекту составила 360 га).
Проектом предусматривалось создание Яузско-Лихоборского водохранилища на базе этих двух рек, трех входов на территорию сада - со стороны Владыкинского шоссе и улицы Ботанической и со стороны ныне построенной станции метро "Ботанический сад" и нескольких крупных сооружений, среди которых наиболее значительные - главный лабораторный корпус (предполагалось строительство вначале двух корпусов - гербария и лабораторного), экспозиционная оранжерея-климатрон для тропических растений и фондовая оранжерея с коллекциями субтропических и тропических растений, предназначенная для научной работы.
Вся южная граница ГБС непосредственно примыкает к территории ВДНХ. Впоследствии был построен и вход на выставку непосредственно из ботанического сада.
По проекту главное экспозиционное здание - климатрон должно было располагаться на берегу водохранилища, и к нему была проложена прямая длинная просека от входа со стороны Ботанической улицы. Остальные дороги и тропы получили в плане свободную живописную трассировку и связали между собой многочисленные экспозиционные участки: дендрарий (площадью 76 га), ботанико-географические экспозиции (отдел Флоры СССР, включающий флору Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока, Сибири и Европейской части страны - общей площадью 25 га), культурных и диких полезных растений (16,5 га), отдел систематики (24,5 га), плодовых растений (6 га), декоративных (16 га) и т.п. - общей площадью экспозиций - 178 га. Таким образом, природный ландшафт участка значительно изменился, пополнившись большим количеством совершенно новых растений, не характерных для Подмосковья, составивших коллекции в открытом грунте, для которых существующие насаждения являлись объединяющим фоном и под пологом которых они постепенно акклиматизировались к новым природным условиям.
Исторический дуб
При этом удалось сохранить основное ядро лесного массива - дубраву, которая усилиями ученых сада приобрела статус заповедной. Ее сохранению способствовало и размещение почти в центре сада.
Река Лихоборка, протекающая в северной части территории вдоль главной аллеи, была превращена, так же как Каменка, в серию небольших по площади прудов, объединенных живописным ручейком с маленькими водопадами и переходами из камней. Построено множество интересных экспозиций, среди которых розарий и коллекционный участок роз, сад непрерывного цветения, демонстрирующий приемы ландшафтной архитектуры парков и др. При строительстве экспозиций ботанико-географического характера был использован искусственный рельеф для экспонирования растений в условиях, максимально приближенных к природным условиям их произрастания.
В 1983-87 годах был создан, японский сад (по проекту и при непосредственном участии японских ландшафтных архитекторов), и это тоже в значительной степени изменило ландшафт этой части сада: появилась еще одна система прудиков с каскадом замкнутого цикла, для чего пришлось построить насосную станцию, посажены новые растения, появились традиционные для японского сада сооружения и малые архитектурные формы. Тем не менее, тщательно сохранены существующие деревья и в целом облик этой части сада не нарушен, хотя и приобрел иной характер.
Некоторые проектные предложения не осуществелены. В частности, ботанический сад все еще не имеет входа со стороны станции метро "Ботанический сад", т.к. сохраняется магистраль, ограничивающая его территорию с северо-востока, а часть левобережья реки Яузы, закрепленная за садом в генеральном плане Москвы, все еще остается пустырем с погибающими рощами и посадками.
Главный ботанический сад, отделенный от ВДНХ водным зеркалом и частично забором, тем не менее составляет с ней единое целое - массивы насаждений зрительно смыкаются, переходят из одного в другой, образуя северный зеленый клин Москвы. Это и понятно: в прошлом обе территории были единым лесом.
И все-таки история создания выставки имеет свои особенности, точно так же, как различны функции и планировка обоих парковых объектов.
История изменения природного ландшафта территории, на которой размещается современный Всероссийский Выставочный Центр, свидетельствует о постепенном (в течении ХVI-ХVIII веков) освоении естественного лесного массива поместья Останкино и превращения его в парковый ландшафт. Оно связано не только со строительством здания и сооружений (дворцовый комплекс, церковь, оранжерейное хозяйство, поселок), но и с изменением количественного и видового состава насаждений, освоением части территории под плодовые сады и огороды, с запруживанием реки Каменки и превращением ее в серию прудов.
Значительно более интенсивное изменение ландшафта связано с увеличением на него антропогенной нагрузки уже в XIX веке, когда значительная часть территории отводится под дачи, возникают усадьбы в пойме реки Яузы, а парк становится местом проведения массовых гуляний горожан.
Наконец, в XX веке наблюдается ускоренная деградация ландшафта, связанная со строительством вместо усадеб с приусадебными парками промышленных предприятий самого различного назначения, сбрасывающих в р. Яузу и Лихоборку токсичные отходы и вызывающие отравление воды и загрязнение почв, что в свою очередь, вызывает значительный отпад растений. Тем не менее на рассматриваемой территории до настоящего времени сохраняется часть старых деревьев (дуб, липа, сосна), возраст которых насчитывает 100-200 лет. Это связано с тем, что в Генеральном плане развития г. Москвы еще в 1935 году вся эта территория, включающая парк-заповедник Останкино, парк культуры и отдыха им. Дзержинского, Главный ботанический сад АН СССР и ВДНХ СССР, рассматривалась как парковый комплекс площадью около 1000 га, и составляющая часть зеленого диаметра города. Все дальнейшие преобразования ландшафта этой территории поэтому проводились уже по линии создания паркового ландшафта, а на территории собственно ВДНХ - к созданию искусственного городского ландшафта, имеющего выраженный характер выставочного комплекса. Он включает гидротехническую систему на базе прудов р. Каменки с фонтанами и декоративными бассейнами, а экспозиции открытого грунта имеют своей целью демонстрацию приемов ландшафтной архитектуры наряду с приемами выращивания отдельных агротехнических культур.