закрытьX

Панорама «Страна тюльпанов» в местечке Ворхаут в Нидерландах

Рубрика: Репортажи

Автор: Коваленко Сергей Ефимович
кандидат технических наук, цветовод

Я очень люблю Голландию и много раз там бывал, исколесив её всю вдоль и поперек. Трудно передать все свои яркие впечатления от местных деревушек и полей с цветущими гиацинтами, тюльпанами, нарциссами и мускари, от голландских пейзажей с ветряными мельницами, где пасутся колоритные буренки, козы и овцы, которым мир обязан знаменитыми голландскими сырами.

 

 

Как-то среди многочисленных переездов и визитов местных гроверов и бридеров, занимающихся производством и селекцией различных луковичных и многолетников, мне удалось посетить грандиозную панораму Тюлип Лэнд (Panorama Tulipland) - «Страна, или край тюльпанов», в живописном местечке Ворхаут (Voorhout), которое находится в самом центре района традиционного выращивания луковичных (Flower Bulb District). Исторически тюльпаны и другие луковичные выращиваются не по всей Голландии, а примерно в 30-километровой песчаной и супесчаной зоне вдоль атлантического побережья, где кажется, самим Богом для этого созданы благоприятные природные и климатические условия. Со временем так называемая «тюльпаномания» в той или иной степени захватила не только Нидерланды, но и всю Европу, немного позже США и Канаду, затем многие страны Южной Америки, Южной Африки и Австралию, а в последние пару десятилетий добралась до России и некоторых стран СНГ. Возросший спрос заставил продвигать и расширять данный бизнес далее на север страны, на отвоеванные у моря не менее плодородные, но несколько более тяжелые земли. Поэтому луковичные из этих мест и центральной части Голландии обычно заметно мельче и часто окончательно доращиваются до максимальных предпродажных размеров на том же северо-западном и западном песчаном побережье.

 

Конечно же, место выращивания - не единственное условие успешной агротехники большинства луковичных, хотя далеко не последнее. Ещё одним немаловажным фактором является правильный севооборот, а также постоянная профилактика против болезней и вредителей. Периодически луковичным полям дают отдохнуть и засевают их люцерной, клевером и прочими кормовыми травами, еще и обогащающими землю полезными минеральными веществами, а пасущиеся на них животные добавляют органики. Но поскольку на полях часто остается некоторое количество не попавших в комбайн луковиц, то и пасутся часто пятнистые голландские буренки словно в полях тюльпанов или рябчиков.

 

Но вернемся к нашей цветочной панораме. На самом деле это целый музей развития данного региона и истории выращивания луковичных. Здесь можно найти и огромные витрины с куклами в традиционных национальных костюмах, и множество экранов, на которых постоянно идет показ исторических и познавательных фильмов, посвященных жизни и быту местных «крестьян». Я взял это слово в кавычки, потому что современные фламандские крестьяне живут и обеспечены полевой, перерабатывающей и бытовой техникой не хуже, чем городские жители. Да и понятие деревня в нашем традиционном понимании давно уже изжило себя в этой красивой и удобной для жизни стране.

 

В музее представлены различные образцы полевой техники для посадки и уборки луковиц, печи и ванны для их термической обработки и различные средства борьбы с вредителями.

 

Здесь вы, например, узнаете, что в районах выращивания тюльпанов законодательно запрещено выращивание картофеля, с которым может быть занесена на поля нематода, способная сохранять свою репродуктивную способность долгие годы после сбора урожая картофеля. И что самый надежный способ борьбы с ней - создать на несколько месяцев по периметру зараженных полей обширные неглубокие бассейны, как на восточных рисовых полях. От длительной избыточной влаги нематода неизбежно погибает.

 

В музее также можно увидеть, как местные женщины собирают душистые цветочные гирлянды, преимущественно из махровых нарциссов, которыми часто украшаются местные дворики, жилые и хозяйственные постройки, туристические автобусы и другой транспорт. Здесь можно купить специальную краеведческую, историческую или агротехническую литературу, а также многочисленные картины, офорты, календари и прочие сувениры по данной тематике. Вам обязательно предложат чашечку ароматного кофе или горячего шоколада, а также сотни сортов различных луковичных растений с их красочными изображениями на так называемых каперсах (картонках). Но покупать их стоит только в конце лета или осенью, для посадки под зиму. Весной или в начале лета лучше приобрести уже цветущие луковичные или луковицы с наклюнувшимися бутонами, посаженные в небольшие горшочки – так вы точно будете уверены в сорте, если для вас это важно. А луковицы в упаковках, приобретенные в этот период, могут не зацвести и погибнуть.

 

 

Здесь можно посмотреть или даже приобрести картины, на мой взгляд, величайшего художника и пейзажиста современных Нидерландов - Лео ван ден Энде. В активе художника в основном голландские пейзажи и натюрморты, немного реже он пишет портреты. Это он создал главное украшение музея - живописную круговую панораму, которую писал более 13 лет! Работа над этим монументальным полотном в 63 метра длиной и 4 м высотой была начата ещё в 1997 году и закончена только в 2008 году, а некоторые детали дописывались и исправлялись аж до 2010 года! Известно, что художник в общей сложности потратил на создание этого шедевра более 6000 часов! Рядом экспонируются многочисленные эскизы и наброски к данной работе, а также масштабные листы, которые помогали мастеру создавать этот шедевр и достоверно переносить сюжеты с многочисленных фотографий, небольших полотен и этюдов времен 50-60-х годов прошлого столетия.

 

Дело в том, что под натиском промышленного прогресса и по распоряжению правительства в 1950-х годах многочисленные сельскохозяйственные участки земли, на которых традиционно выращивались цветы, как, впрочем, и во всем мире, изымались под промышленную и жилищную застройку. В результате начали исчезать многие характерные для данной местности постройки - фермы, ветряные мельницы, и цветочные поля. Это беспокоило и продолжает беспокоить многих голландцев и сейчас. По велению своей души, а также по многочисленным просьбам своих соотечественников, Лео ван ден Энде в панораме изобразил свою горячо любимую, бесконечную страну тюльпанов в подлинно голландском стиле, стремясь максимально сохранить пейзажи и дух середины прошлого века.

 

Многие местные жители, помнящие те времена, часто узнают на полотне свои родные места – постройки и церквушки Лейдена, Нордвейка, Лиссе, Сассенхейма, Ворхаута и Харлема. На панораме изображено более миллиона тюльпанов и более ста тысяч гиацинтов и нарциссов, которые мастер выписывал долгие годы, с особой тщательностью передавая неповторимую игру красок и теней на каждом цветке. В технике его письма угадывается влияние импрессионистов.

 

Лео ван ден Энде родился 6 марта 1939 года в Гааге, в семье известного художника – Хенк ван ден Энде (Henk van den Ende, полное имя - Hendricus Johannes van den Ende). В 1959 - 1960 гг. несколько месяцев вместе с отцом он прожил в Париже и в Фонтенбло, изучая манеру письма импрессионистов и пейзажи представителей Барбизонской школы. В 1978 году Лео посчастливилось познакомиться с последним из представителей Лейденской школы – Александром Розенмеером (Alexander Coenraad Rosemier), родившимся ещё в 1888 году и впоследствии ставшим ему хорошим другом и художественным наставником. Они часто вместе писали эскизы и картины на пленере, и по рекомендации А. Розенмеера Лео ван ден Энде в 1977-1978 гг. занимал ответственный пост секретаря Союза Нидерландских художников (The Netherlands Art Society). По заверению самого Лео, ему очень нравятся картины Клода Монэ, Энтони Луиса Костера (Anton L. Koster, 1859-1937), с 1880 года жившего в Харлеме и тоже много писавшего цветочные голландские пейзажи, а также известного голландского импрессиониста Корнелиса Вриденбурга (Cornelis Vreedenburgh (1880-1946), основными сюжетами работ которого были местные природные и городские пейзажи.

 

Гигантское изогнутое полотно позволяет посетителям представить, что они стоят среди бескрайних полей цветущих тюльпанов. Отчасти благодаря  и Лео ван ден Энде, голландские тюльпаны и гиацинты стали неотъемлемыми символами этой цветущей страны, знаменитыми на весь мир.

 

Многие посетители панорамы принимали самое активное участие в её создании. Благодаря их замечаниям, художник внес десятки поправок в исторические сюжеты, а также добавил несколько забавных домашних животных по просьбе детишек. Дотошные исследователи найдут на нем и пару небольших автопортретов художника.

 

Как-то в интервью одной из телекомпаний Лео сказал, что больше ни за что не взялся бы за подобную работу, даже если бы он был помоложе, - второй раз он уже не осилил бы работу подобного размаха.

 

 

Фото автора


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет