закрытьX

Фестиваль лимонов в Ментоне

Рубрика: Репортажи

Автор: Светлана Фратер (Франция)

 

С 13 февраля по 2 марта 2016 года в небольшом французском городке Ментона уже в 83-й раз прошел знаменитый Фестиваль лимонов. На 3 недели город окрасился в солнечные цвета цитрусовых - желтый и оранжевый.

 

Место проведения фестиваля выбрано очень удачно со всех точек зрения. Нигде во Франции не собирают такого богатого урожая лимонов (да еще и со своим, несравненным вкусом), как здесь, на знаменитом мягкими природно-климатическими условиями Лазурном берегу. Улицы и окрестности самого городка изобилуют цитрусовыми деревьями (лимонами, мандаринами, апельсинами, кумкватами), на которых в этот период как раз созревает самый обильный, из трех собираемых за год, урожай. Город известен как один из крупнейших поставщиков цитрусовых в Европе с XV века, а в 1928 году занимал лидирующее место на континенте.

 

Большое число отдыхающих и близость привлекательных для туристов Ниццы и Монако обеспечивают полный аншлаг этому мероприятию. В нынешнем году его посетило свыше 240 000 туристов со всего мира, а по неофициальным данным, свыше миллиона. Значительную часть составляли хорошо подготовившиеся к празднику и шумно в нем участвовавшие эмоциональные итальянцы, причиной тому – тема фестиваля, которая меняется год от года. Нынешний был посвящен итальянскому кино, в особенности, снятому за послевоенные годы на легендарной римской киностудии Cinecitta. Многие картины, выпущенные на студии, стали культовыми и вошли в сокровищницу мирового киноискусства.

 

 

Этому ежегодному празднику всегда предшествует длительная подготовка, но основная работа начинается за 3 недели до начала. Именно столько необходимо, чтобы превратить умопомрачительное количество лимонов и апельсинов (в этот раз - 145 тонн!) в грандиозные изваяния, и при этом сохранить свежесть фруктов. Кстати, лимоны используются импортные, так как местные не так давно внесены в список охраняемых (Indication Géographique Protégée), их оставляют для истинных гурманов. Полиция настоятельно пресекает всякие попытки сорвать лимон на улице.

 

Стационарная экспозиция на обширной территории садов Bioves, в непосредственной близости от набережной, воспроизводила более десятка киносцен плодами цитрусовых, высота иных достигала 18 м! Каждая фигура собиралась вручную с помощью резинок, удерживающих плоды на проволочном каркасе. Для этой работы понадобилось 300 специально подготовленных профессионалов. Фигуры размещались на клумбах, полностью покрытых цветами, фруктами, декоративной галькой и разделенных дорожками для осмотра. Впечатление от рукотворных шедевров усиливали обрамляющие их городские аллеи из усыпанных плодами цитрусовых деревьев.

 

Экспозиция работала днем до 18 часов, а вечером по вторникам и пятницам (с 20-30) превращалась в световое шоу (Jardins de lumière). Благодаря декоративной подсветке и музыке Эннио Морриконе и Нино Рота, создавалось ощущение таинственного полумрака кинотеатра, в котором сцены из итальянских фильмов разных жанров (эпос, драма, комедия, вестерн, спагетти, кинофантастика в стиле неореализма) выглядели как в 3-D. Сцена из фильма о Клеопатре сопровождалась современным лазерным шоу. Кадры, воплощенные с помощью фруктов, оживляли итальянские музыканты и актеры и наполняла музыка из кинофильмов. На большом экране у центрального входа демонстрировались фрагменты представленных кинолент.

  

За отдельную плату можно было приобрести билет на уличную трибуну, чтобы наблюдать своеобразный лимонный карнавал, который проводился дважды в неделю: по воскресеньям днем - «Парад золотых плодов»,  и по четвергам вечером – «Ночной парад», заканчивавшийся фейерверком.

 

Фигуры из лимонов и апельсинов двигались по улицам на платформах, сопровождаемые костюмированными выступлениями итальянских оркестров и фольклорных коллективов, песнями и танцами, облаками разноцветных конфетти.  Широкие ленты серпантина раскручивались над трибунами и стоящими вдоль дороги зрителями из специальных приспособлений, напоминавших бобины кинопленки.

 

Двухчасовое шествие дважды огибало по кругу набережную и одну из центральных улиц города, а число зрителей было сопоставимо с населением самой Ментоны – 25-30 тыс. человек. Огромная череда автобусов из разных европейских стран прибывала к началу каждого дефиле.

 

И все это - не считая многочисленных концертов, театральных представлений и т.д. Зритель не остался разочарованным, независимо от того, приехал ли на праздник специально или заскочил проездом на несколько часов.

 

 

Параллельно с фестивалем лимонов в здании Дворца Европы проводились два мероприятия: фестиваль орхидей и выставка ремесел. Фестиваль орхидей организован французской Ассоциацией любителей орхидей и эпифитов, и также оформлен в тематике итальянского кино.

 

 

Выставку ремесел правильнее было бы назвать по нашему ярмаркой. Здесь можно было приобрести уникальные для региона сувениры и продукты, попробовать лимонад и апельсиновое вино местного разлива, сравнить оригинальный ликер «Лимончелло» из Италии и его аналог «Ликер де Ментона». Местная сувенирная продукция, в первую очередь, была связана с цитрусовыми и оливами (регион также богат оливковыми плантациями)  – керамическая посуда и декоративные изделия, поделки из древесины оливы (часы, разделочные доски, вазы, посуда). Экологически чистая косметика и парфюмерия ручной работы напоминали о том, что поблизости находится знаменитый Грас. Не обошлось, конечно, и без гастрономии - оливкового масла, конфитюров из цитрусовых, фруктовых цукатов, меда, традиционного для данного региона печенья из миндальной муки с добавлением цитрусовых или кофе и т.д. Интересно, что на выставке оказался и российский павильон. Под большой вывеской «Ментона-Сочи» предлагались книги, текстильные и деревянные изделия русских народных промыслов. Ментона - один из городов-побратимов Сочи.

 

Местные фрукты, овощи, саженцы цитрусовых в контейнерах желающие могли приобрести и в саду. Торговля кипела повсюду, не прерываясь даже на обеденный перерыв, включая воскресенье, которое во Франции является законным выходным днем.

 

На следующий день после закрытия фестиваля все цитрусовые, не утратившие товарных качеств и пригодные для употребления в пищу (таких обычно бывает порядка 90%) продавались публике по цене 1,5 евро за 3 кг. Цветы с выставки – по 4 евро. Похолодание и дожди, зацепившие город в дни проведения фестиваля, создавали определенные неудобства для зрителей, зато помогли сохранить свежесть плодов.

 

 

Еще не успели посетители расправиться с праздничными трофеями, как была объявлена тема фестиваля следующего года – «Бродвей». А это значит, что улицы Ментоны в 2017 году будут во власти популярных американских мюзиклов.

 

Если вы пожелаете лицезреть это действо наяву, имейте в виду, что билеты на мероприятия фестиваля лимонов следует приобретать заранее, слишком велик к нему интерес. Недавно для этого был создан интернет-сервис, еще больше (на 10%) подстегнувший спрос. В дни проведения фестиваля отели и вообще жизнь в городе значительно дорожает. Оно и понятно, ведь инициаторами его создания в далеком 1934 году были владельцы отелей Ментоны, стремившиеся оживить туристический бизнес в межсезонье. С тех пор цели не изменились. Поэтому, чтобы сэкономить, рациональнее остановиться в пригороде. Если, конечно, вы не боитесь пеших прогулок. Это позволит вам насладиться красотами старого города и наблюдать фееричное цветение мимозы, которой очень много в окрестностях.

 

Фото: Кристиан Фратер (Франция)


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет