закрытьX

Монастырские стены

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, GreenInfo.ru

В рамках весеннего Арт-салона в Центральном Доме Художника г. Москвы галерея «Колизей-Арт» представила небольшую выставку Ирины и Владимира Княжевых «Монастырские стены».

 

 

Коллажная техника флориста международного класса Ирины Княжевой как нельзя лучше соответствует теме выставки - гипсовые флористические текстуры навевают ассоциации с прожившими долгую жизнь стенами, покрытыми ископаемыми отпечатками древних скелетизированных растений. В большинстве своем мы видим стилизованные листья, дорисованные воображением флориста. Это и листва, и намек на силуэты деревьев, склонившиеся друг к другу, которые не кажутся статичными, а ведут неслышный для нас разговор.

 

 

В их ряду наиболее реалистичные тропические монстеры смотрятся не менее интригующе – их необычная листва не раз служила символом непознанности мира. Само слово «монстера» связывают то с латинским названием этого крупного растения monstrum (чудовище), то с указывающим на необычные, часто перфорированные листья, monstrosus (причудливая, удивительная).

 

От листа - материала, найденного в природе, флорист переходит к декору. Причудливый лист монстеры в камне становится уже декоративным элементом, напоминающим резной декор монастырских стен, который издавна служил символом Рая. Так же, как и в ритмичных фантазиях с листьями папоротников и других растений, от реального мира воображение обращается к декору и наоборот.

 

 

Весь цикл работ в технике флористического коллажа протягивает ниточку между прошлым и будущим, напоминая людям о бренности мира и в то же время его вечности. Так осенью усталые растения сбрасывают листву, чтобы весной засверкать снова свежей зеленью.

 

 

Работы Владимира Княжева, Члена Союза художников РФ, созданные в собственной авторской технике (живопись по левкасу в традициях православного искусства), по внешнему виду вторят текстурами коллажам Ирины. Они переносят внимание от природного начала к духовному, своими сюжетами затрагивая тему библейских растений.

 

Центральную часть экспозиции представлял триптих «Три Ангела», который одновременно напоминает о Святой Троице. Лики ангелов в белых одеждах словно проявляются на старых намоленных монастырских стенах.


 

Под ним – наполненное глубочайшим смыслом полотно «Гефсиманский сад», с раскачивающимися на ветру ветвями оливы, щедро роняющими плоды на древнюю стену. В проемах кладки - начальные буквы имен святых Апостолов. Возможно, эта стена – остаток ограды дожившего до наших дней, реально существующего Гефсиманского сада под Иерусалимом. Полагают, что 8 растущих в нем старейших олив могут быть потомками тех деревьев, под которыми молились Иисус с учениками. Иисус молился в Гефсиманском саду неистово, до кровавого пота, поэтому некоторые оливы на полотне оттенены красным.

 

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

(Б. Пастернак. «Гефсиманский сад»)

 

Чаша под ветвями оливы может быть и чашей с целебным оливковым маслом, и заветной чашей Грааля, и чашей страданий, испитой Иисусом Христом, когда его нашел в Гефсиманском саду предатель Иуда Искариот. Для сегодняшних христиан - это символ евхаристии, нашего причастия и нашего спасения.

 

Не случайна в этом собрании и работа «Чертополох». В библейской мифологии чертополох и любые колючие растения фигурируют под названием тернии и волчцы, и являются символом кары Божьей за грехи. Вот евангельские слова разгневанного Творца: "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою…" (Бытие 3:17-18).

 

Колючий чертополох в христианстве нес смысловую нагрузку мученичества. И хотя символом страданий Иисуса Христа стал терновый венец, иконописные изображения святых великомучеников обрамляли именно чертополохом.

 

Другое значение чертополоха в христианстве - оберег от черных сил, зла и колдовства. Наши предки перед посевной жгли чертополох, чтобы уберечь будущий урожай от непогоды. На полотне он стоит, как страж, за пределами монастырских стен, охраняя плотно закрытые врата Рая.

 

 

Работа «Ключи от Рая» рисует заветную дверь в райскую жизнь, за которую, по преданию, поможет заглянуть не масса обычных ключей, а скромный цветок - первоцвет. Правда, предание это не библейского происхождения, а родилось, предположительно, в Средние века. Апостол Петр, охранявший вход в Царствие Небесное, узнал, что кто-то пытается без разрешения проникнуть в рай. В испуге он выронил связку золотых ключей на землю. В том месте вырос похожий на ключи желтый цветок. И хотя посланный ангел вернул ключи Петру, на земле, где они отпечатались, вновь и вновь вырастают желтые первоцветы, открывая дорогу весне. Одно из обиходных названий примулы так и звучит – ключики. Они открывают в природе настоящий взрыв, буйство весеннего цветения, прорывающегося после зимних холодов. А когда наступает прелесть цветения - это ли не рай?

 

На полотне «Спас» мы видим лик Спасителя и деликатный намек на христианcкий праздник – Яблочный Спас.

 

 

Две небольших работы – «Крокусы» и «Морозник» посвящены весенним растениям, цветение которых обычно совпадает у нас с периодом Великого поста или светлым праздником Пасхи.

 

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

(Б. Пастернак. «Гефсиманский сад»)


 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет