закрытьX

Фэлтинг - это не только валенки!

Рубрика: АРТ - Цветы в интерьере

Автор: Ирина Мазаник, преподаватель фэлтинга

За что многие любят войлок? За экологичность, теплоту и «рукотворность», за возможность создать своими руками неповторимые вещи, за простоту работы с материалом – ведь иногда валяют и дети! За удивительные тактильные ощущения, который дарит этот материал, за то, что в валяных вещах так сочетаются красота и комфорт, уникальность и удобства.

 

Людей, влюблённых в этот материал, объединила выставка с говорящим названием «Не только валенок», которая прошла в Москве.

 

 

Войлок – один из самых современных дизайнерских материалов. Войлок – древнейший материал, вещи из него использовали в быту много тысячелетий назад. И то, и другое верно. Наверное, самый древний войлок хранится в Эрмитаже – это войлок из Пазырыкских захоронений. Огромные, красочные площади войлока потрясают воображение и сегодня и не могут не вызывать  уважения у всех, кто знаком с техниками валяния.

 

Когда слышишь о валянии, сразу вспоминаются валенки. Те самые, знакомые с детства, свалянные из грубой деревенской шерсти, в которых всегда было тепло и от одного взгляда на которые становилось уютно. Впрочем, не только валенки были и в старину. Войлочные подушки и ковры  украшали и согревали жилище, делая его непроницаемым для холодных ветров. На войлочных кошмах спали, в войлочных накидках пастухи выпасали скот…

 

Наши предки активно использовали материал, который был «под рукой» - овечью шерсть. Её состригали, вычёсывали, укладывали слоями…и валяли.

 

Идея войлока проста и гениальна – состриженная шерсть под действием трения уплотнялась и превращалась в плотное однородное полотно, способное защитить от ветра и дождя. Технологии валяния не слишком изменились, но как же изменилось сырьё, с которым так любят работать современные дизайнеры!

 

Сегодня для валяния отбирается шерсть с лучших пород овец, с длинной и мягкой шерстью. Шерсть вычёсывают, пропускают через специальные машины, красят. При работе отделяют тонкие прядки шерсти и раскладывают на пупырчатой плёнке или бамбуковой циновке в продольном и поперечном направлениях, смачивают мыльной водой и начинают тереть. Постепенно шерсть уплотняется и становится однородным войлоком. Правда, происходит это не быстро, только раскладка шерсти занимает порой не один день. Такой способ валяния называют мокрым. Сухое валяние – уплотнение шерсти с помощью специальных игл. «Сухим» способом создают игрушки, мелкие украшения.

Современный войлок удивительно разнообразен.

 

Обычно начинают валять с малых форм – бусы, игрушки, цветы. На небольших объёмах легко и очень увлекательно знакомиться с этим материалом. Процесс завораживает простотой и быстрым результатом. Ещё не встречала человека, который бы не пришёл в восторг от первых бусин и цветочных украшений. Не последнюю роль играют и приятные тактильные ощущения, и экологичность материала.

 

Но простота войлока обманчива. Крупные вещи требуют тщательной раскладки шерсти, больших усилий, удобного места работы. Как и в любом деле, важен опыт  работы с материалом, но пока таких мастеров у нас немного, обычно опыт валяния у большинства – несколько лет.

 

 

Известный мастер Ирина Андреева работает с войлоком давно, знает этот материал настолько, что может создавать целый войлочный мир – куклы, кошки и вороны,  войлочные скульптуры, ковры и даже предметы мебели. Особую выразительность её работам придаёт грубый войлок натуральных цветов.

 

Предметы одежды всегда вызывают особый интерес. Для одежды используют самое лучшее сырьё – тонкую шерсть, меринос, кашемир. При раскладке в шерсть добавляют волокна шёлка, бамбука, вискозы. Палитра шерсти настолько широка, что можно свалять вещи в разных цветовых вариантах на любой вкус.

 

Из войлока можно свалять тончайшие ажурные палантины-паутинки, их мастерски делает Татьяна Жаворонкова. Представляете оренбургские платки? В современном варианте это будет паутинка из войлока с вкраплениями блестящих прядей шёлка.

 

Войлок может быть и объёмным. Цельноваляная одежда без единого шва – и такое возможно! Именно так сделаны жакеты Татьяны Жаворонковой, войлок «лепится» по фигуре.

 

У войлока есть много особенностей, которые используют дизайнеры. Например, способность сцепляться с другими материалами – шерсть проникает в ткани и образуется прочное полотно. Такое полотно используется для одежды, например в платьях от Ольги Пелевиной шерсть соединена(наваляна)  на шёлк, а в платье Марии Буровой-Медведевой – на органзу. Возможность изготовить ткань своей мечты – вот что даёт войлок.

 

Большой простор для творчества – разнообразные головные уборы из войлока. Они могут быть разными забавными, практичными, больше похожими на арт-объекты… Но могут быть и изящными женственными шляпками на каждый день. Их можно украсить мехом, цветами из войлока, кожей, перьями и ваша шляпка будет уникальной, подчеркнёт именно ваш стиль.

 

 

И привычные, старые добрые валенки сейчас в моде, но как же они изменились… Цветные, с вышивкой, цветами, разными рисунками – каких только валенок не увидишь на выставках. Долой универсальность – валенки могут быть женскими и мужскими! «Мужские» валенки от Александра Пилина  - это не просто обувь, это символ успешности и неординарности их хозяина.

 

Сумки из войлока уже несколько лет радуют зимой их обладательниц. Форма и цвет могут быть любыми. Но вот сделать сумку-картину  - мечта многих. Сумки Ренаты Краус узнаваемы, в них удачно сочетаются удобная форма и удивительно тонкие по цветовым переходам цветочные сюжеты, выложенные шерстью.

 

Войлок в интерьере – быстро развивающееся направление. Нетканые гобелены – так называет свои войлочные панно Ия Кокарева-Озерова. Работы Ии сложно повторить, как и многие работы художников, но скольких они вдохновили на создание своих собственных панно.

 

Для таких масштабных работ шерсть раскладывают на ткани-подложке в соответствие с эскизом, а затем закрепляют на специальной иглопробивной машине. Для передачи фактур используют не только шерсть, но и кусочки тканей, пряжи, прокладывают декоративные строчки.

 

 

География войлока широка, есть валяльщицы в Киргии, Казахстане. Евгения Станина и Анастасия Арайс из Беларуссии. Валяют в основном из грубой шерсти. Кстати, грубая – вовсе не значит плохая. Это жёсткая шерсть и валяется хорошо, и форму держит. Именно из такой шерсти получаются отличные скульптурные объекты, игрушки, вазы. Особенно интересными они получаются при добавлении в войлок цветной шерсти, или других фактур. Например, в вазы при валянии добавлена органза, она даёт блеск и фактурность поверхности.

 

 

Ещё одно свойство войлока часто используется в интерьерных работах – в шерсть можно завалять скелетизированные листья, декоративные камешки и даже гирлянды маленьких лампочек, как, например, на панно Ксении Берестовой.

 

Красив войлок на просвет. Мягкий рассеянный свет позволяет рассмотреть переплетение шерсти и включения разных материалов, создающие интересные эффекты. Войлок может быть прорезным, его края не осыпаются. Такие прорези особенно интересно «играют» на светильниках.

 

Популярность войлока растёт и этот удивительный материал заслуживает ещё большего внимания.

 

Фото Ирины Мазаник и Риты Бриллиантовой

Шарф Ромашки. Жаворонкова Татьяна (Москва) Шляпа. Мазаник Ирина (Москва) Светильник. Марина Девянина (Москва) Платье. Мария Бурова-Медведева (СПб) Шёлковый путь. Шапошникова Анна (Беларусь) Светильник Зов океана. Быковская Ада (Москва) Работа Ольги Пелевиной Платье. Ольга Пелевина Шугай. Жаворонкова Татьяна (Москва) Игрушки-подушки-обнималки. Шапошникова А., Клезович Т. (Беларусь) Работы Марии Буровой-Медведевой (СПб) Арт-объект Свежая коллекция. Андреева Ирина (Москва) Свежая коллекция. Андреева Ирина (Москва) Свежая коллекция. Андреева Ирина (Москва) Свежая коллекция. Андреева Ирина (Москва) Андреева Ирина (Москва) Образцы войлочных фактур Образцы войлочных фактур Образцы войлочных фактур Образцы войлочных фактур Ковер Молочные реки. Андреева Ирина (Москва) Станина Евгения (Беларусь) Сумка. Яковлева Анна (Ижевск) Панно Полет. Пелевина Ольга (Рязань) Панно. Станина Евгения (Беларусь) Глазунья. Станина Евгения (Беларусь) Маленькое гнездовье зимы. Арайс Анастасия (Беларусь) Серия Эпос. Арайс Анастасия (Беларусь) Браслет белый. Боброва Евгения (Москва) Панно черное. Краус Рената (Литва) Весеннее небо. Кокарева Ия (Москва) Осеннее небо. Кокарева Ия (Москва) Каналы Венеции. Кокарева Ия (Москва) Площадь в Веченце. Кокарева Ия (Москва) Триптих утро. Кокарева Ия (Москва) Триптих утро. Фрагмент. Кокарева Ия (Москва) Рыба. Станина Е., Лагун В. (Беларусь) Серия Иллюминаторы. Черепаха. Арайс Анастасия (Беларусь) Серия Иллюминаторы. Акула. Арайс Анастасия (Беларусь) Шляпа. Мазаник Ирина (Москва) Сумка Пион. Жаворонкова Татьяна (Москва) Тюльпаны Се-ля-ви. Арайс А. (Беларусь) Пончо Снегурочка. Жаворонкова Татьяна (Москва) Косынка. Фрагмент. Боброва Евгения (Москва) Косынка. Фрагмент. Боброва Евгения (Москва)
 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет