закрытьX

Сергей Константинович

Россия / Московская обл

 

Родился, учился, исследовал, защитился, женился, воспитал, построил, посадил и…в 50 лет, наконец-то, решил заняться любимыми делами: фотографировать, путешествовать на авто и играть роль этакого «садового разведчика-журналиста»..

подробнее

Амблевиль: самый итальянский французский сад


Сергей Константинович
Россия , Московская обл
07.02.2011 00:46

Амблевиль: французская версия «вилл Медичи»

 

Имение Амблевиль (Chateau et Jardins d`Ambleville) находится в историческом районе Вексин (Vexin) в 57 км на северо-запад от Парижа и известно с 1926 года как памятник исторического наследия Франции, а его сады носят звание «Замечательные сады». Этот район Франции сама природа сделала уединенным, время словно остановилось здесь. Окруженный реками Oise, Seine и Epte, будто остров в бурном времени исторических перемен, Региональный парк Вексин сохранил не только свои исторические памятники и природные ландшафты, но и сельский, размеренный уклад жизни той старой Франции, в которой еще король правил только в Иль-де-Франсе, а Нормандия была английской. По приданию на этом месте была гора под названием «Ужасная», и под ней останавливался лагерем сам Юлий Цезарь. Впервые эти места упоминаются в исторических хрониках 1182 года в связи с рыцарем Мальтийского ордена неким Жодефруа Амбевилем (Godefroy d`Ambleville) и церковью Св. Леонарда Вомиона.

 Шато Амблевиль в своей основе был построен в XVI веке для Луи де Морней (Louis de Mornay) итальянским архитектором Жан Граппэном (Jean Grappin) на месте старой крепости, которая служила форпостом Франции в борьбе с англичанам. Наиболее примечателен северный фасад сооружения, который примыкает ко «Двору встреч», покрытого хрустящей щебенкой терракотового цвета. Граппэн украсил здание башенками и множеством пилястр, а на фризах устроил лепнину в виде роз, нарциссов и тюльпанов, что, по мнению автора, должно было подчеркивать изысканность садов на террасах. Большую роль в придании имению итальянского духа сыграло влияние соседа Морней, так сказать, «по даче», дюка Никола де Виллерой (Nicolas de Villeroy), который в это же время реставрировал свое шато.  Никола Виллерой - это очень уважаемый человек во Франции: пэр, маршал, и, самое главное, посол короля при дворе Медичи во Флоренции. Именно поэтому в эти уголки Франции просочилась любовь к садам эпохи Возрождения. 

С 1893 года замком владел  известный коллекционер и торговец живописью и предметами искусства Шарль Седельмейер (Charles Sedelmeyer 1837-1925). Он родился в Австрии и остался в памяти потомков как очень талантливый и смотрящий далеко вперед антиквар, покупающий картины у еще неизвестных живописцев. В частности, благодаря ему  вышел в люди венгерский художник М. Мункачи (Mihaly Munkacsy).  Коллекция старинных мастеров живописи Седельмейера была такая огромная и ценная, что  ее распродажа в 1907 году стала всемирным событием. Самый богатый меценат того времени Джон Пирпонт Морган (JP Morgan) и тот смог выкупить эту коллекцию только после четырех аукционов. Седельмейер восстановил замок, пристроил к нему венецианские балконы, печные трубы и наладил вентиляцию, что способствовало сохранности шедевров живописи. Он также построил небольшой театр и положил традицию театральных представлений в Амбервиле. Сады в нынешнем виде существуют благодаря маркизе Вильфранш (la marquise de Villefranche), урожденной Salviati-Borgeshi которая приобрела замок в 1928 году. Интересна сама история этой покупки. Дело в том, что маркиза жила в соседнем, не менее известном шато Виларсо (domaine Villarceau) и целью ее  покупки имения Амблевиль было желание обладать …нет ни садом, ни замком…а всемирно известными статуями из виллы Дэсте (Villa d`Este), которые Седельмейер купил  для своего сада. Маркиза собиралась перевести скульптуры в Виларсо. Но, проведя всего несколько дней в Амблевиле, она была очарована этим местом и в особенности окружающим его ландшафтом. Она влюбилась в Амблевиль, в его старый, слегка запущенный сад, и решила остаться здесь жить. Статуи остались на месте, а имение получило новый импульс в развитии. Будучи итальянкой из известного рода Боргезе, она смогла уловить в  Амблевиле контуры будущего сада в тосканском стиле, подобие своей любимой виллы Гамберай (villa de la Gamberaia). Итак, вы поняли, что перед нами представляется сад в итальянском стиле. Сад итальянский в значительной степени не по ландшафтной классификации, а именно по духу, потому что он создавался итальянцами.

 Что по существу лежит в основе концепции итальянских садов и Амблевиля в частности? «Гипнэротомахия Полифила» (“L`Hypnerotomachia Poliphili”)  или Эротические борения во сне Полифиола - вот это экзотерическое произведение Франческо Колонны лежало в основе  проектирования всех итальянских садов, садов «а ля Медичи».  Маркиза задумала создать на французской земле нечто подобное им. Понятие сад «Медичи» в ландшафтном дизайне связано с вилами и садами, которые как грибы вырастали вокруг Флоренции в эпоху правления этого знаменитого рода. Их строительство подчинялось определенным канонам и поэтому вошло в историю садов как имя собственное. Определяющее условие в этом проекте – это выбор места сада и дома, их расположение на местности. Итальянского сада без красивого пейзажа - «бела видута», открывающегося от дома или, по крайней мере, с террас сада,  быть не может. Амблевиль без всякого сомнения может похвастаться таким местонахождением. Прямо в конце липовой аллеи открывается чарующий, почти буколический вид на перелески, дальние холмы и заливные луга. По весне здесь до сих пор хорошо слышны гоготания диких гусей. Я сам их слышал. Свидетельствую!

С другой стороны, маркиза Вильфранш, как соплеменница Джульетты, была чувственной и страстной натурой.  Можно только догадываться, какие  мысли переполняли ее прекрасную головку, какие возвышенные представления о красивой и нежной любви строились в ее фантазиях, когда она прогуливалась по своему будущему саду!  Эти сады населены нимфами, богами и богинями. Природа в представлении Полифила - это мыслимый, воображаемый пейзаж. Геометрически правильные линии аллей и контуров сада - это траектории  вашего сознания,  улетающего во сне куда-то далеко-далеко. Лабиринты человеческого мышления воплощены в лабиринтах из подстриженных самшитов и тисов. Свечи стройных кипарисов и туй взметанулись в небо, словно воспаленные аллегории в сознании влюбленной и страстной натуры. Отражение прекрасных тел юношей и обнаженных богинь в водных зеркалах  бассейнов, являются отражением  эротических вожделений  в человеческом сознании. Загадочные и полутемные гроты сада манят вас. Они словно притягивают ваши самые потаенные и, может быть, именно поэтому самые страстные мысли, которые только могут прийти во сне в вашу голову. Журчащая вода в переливающихся чашах и раковинах окончательно приводит вас в состояние любовной эйфории.

Стоит отметить, что маркиза  была лично знакома с  Гертрудой Джекил и поэтому  идеи англичанки можно проследить  в саду Амблевиль.

Первая терраса, а отсчет идет сверху вниз, служит барьером от дороги. Стеной от шума являются 150 плотно посаженных друг к другу тисов. Вторая - это Сад Солнца, третья -Сад Луны и четвертая - Старый плодовый сад.

Перечислим основные составляющие сада и шато Амбервиль, руководствуясь реестром XIX века: Главный двор, Сад при входе, Педилюв, Секретный сад, Сад основных растений, Шахматная доска Стефании Вильфранш, Плодовый сад, Конюшня, Театр, Давильня и мастерская Перси Леклерка, Змейка Перси Леклерка, Грядки, Лабиринт, Сад Луны, Липовая аллея 1793 года, Замок и церковь, Сад всевидящего Ока.  Опишу вкратце самые замечательные составляющие этого списка.

Сад Луны подобен  аналогичному участку сада  Гамберай,  а также напоминает сад в котором происходит действо картины XYI века итальянского живописца A.Mantegna (1431-1506) «Vices et Vertus»  «Минерва, изгоняющая порок из сада добродетели». Сад Луны символизирует в чистом виде слияние архитектуры и природы, так как в его пропорциях видны основы геометрии Пифагора и правило «Золотого числа». Сад состоит из бассейна с невысокими каменными бортами, выполненного в форме полумесяца. Водную гладь полукругом окружают портики, соединенные в сплошной арочный древнеримский виадук длинной 200 метров, выполненный из семидесяти плотно посаженных друг к другу тисов высотой 5-6 метров. В зеркале воды отражаются шесть статуй прекрасных богинь, стоящие в нишах. Декор участка дополняют керамические вазы. С высоты птичьего полета в Саду Луны виден огромный крест, прочерченный на земле невысокими самшитовыми заборчиками общей длинной в полтора километра. Богоугодную небесам картину дополняют четыре партера с идеально постриженной травой и высаженные цветами.  Интересно заметить, что в середине креста находится круглый бассейн, в центре которого возвышается статуя Полифилия, символизирующая собой центр эротизма и любовного возбуждения. «Богу -  богово, а кесарю - кесарево!»

Каменная лестница поднимает вас  в Сад Солнца на третью террасу, где вы словно становитесь игроком в сюрреалистическом шахматном турнире. Лужайка, открывающаяся вашему взору, представляет собой гигантскую шахматную доску с 64 клетками, в некоторых из них видны шахматные фигуры – топиары  из тиса.  Интересно было бы узнать, какой шахматный гамбит остался запечатленным здесь?  Весной, словно по мановению волшебной палочки, оживает эта Шахматная партия. Можно себе представить восхищение маркизы Вильфранш, когда на ее глазах, день ото дня, становились все четче и четче клетки шахмат, благодаря десяткам тысяч расцветающих белых нарциссов. Общее число нарциссов достигает 80 тысяч. Апогей  шахматной партии можно наблюдать в середине апреля, к Пасхе. Идею  создания шахматной доски маркиза почерпнула на тосканской вилле Дартена (d`Artena), будучи восхищенной настенными фресками фламандского художника Пола Бриля (Paul Brill, 1554-1626). По периметру шахматная доска ограничена невысоким трильяжным заборчиком, на котором летом благоухают плетистые розы. В западной части Сада Солнца расположилось уникальное ландшафтное сооружение Амблевиля - солнечные часы. Не вдаваясь в подробности определения времени, отмечу главное - вся система состоит из центрального полукруга и расходящихся от него 12 лучей, причем  части часов выполнены из подстриженного самшита. С севера, Сад Солнца примыкает к самому старому из сохранившихся участков - липовой аллее, заложенной еще в 1793 году. Между соседними деревьями видны по 4-5 невысоких аккуратно подстриженных вяза, создающих в общей массе красивую шоколадного цвета полосу, которая очень оживляет скудный на цвета весенний облик Амблевиля. Липовая аллея приведет вас от шато прямо к смотровой площадке на крутом обрыве. Отсюда открывается великолепный вид на округу.

С востока Сад Солнца ограничивается невысокой (два с половиной метра),  длинной тисовой стеной, прямоугольного  сечения выполненной в виде римского виадука как в Саду Луны.  В арки этой  же конструкции «вставлены» аккуратные «шарики-самшиты», что смотрится очень необычно! За вечнозеленой стеной находится огромная лужайка, с которой открывается вид на южный фасад замка и примыкающую к нему с востока капеллу Святого Леонарда. Эта часть сада имеет  форму треугольника примыкающего к замку своим основанием и носит многозначительное и загадочное название - Сад Всевидящего Ока. В вершине треугольника находится круглый бассейн с центральным фонтаном и статуей Нарцисса. С чем связано это название  - история умалчивает. Вдоль восточной стороны треугольника по самому краю сада вытянулся «Змей Перси Леклерка» (Percy Leclerc). Очень необычная топиарная стрижка по плотной самшитовой посадке, передающая волнообразное движение гигантского змея Боа, символа жизни и мудрости. Видна даже голова этого добряка! Кстати в имении есть еще один объект, связанный с именем Перси, это Мастерская и давильня П.Леклерка. Как известно, садовое искусство в Амбервиле очень ценили и поэтому  здесь работали мастера высокого класса. Перси Леклерк был одним из таких талантливых, незаслуженно забытых садовников. Я, в частности, узнал из его старых записей интересные особенности выращивания топиаров. Оказывается, самшит и тис выносят все и погибают только от сырости, причем самшит категорически не переносит собачьей мочи!

Секретный сад Амблевиля, как и подобает, наверное, такому месту, запрятан, ну!!, в очень необычном месте имения! А именно между выгоном лошадей (les pres de chevaux) и так называемым «педилювом» (le pediluve), т.е. ножной ванной. Если отбросить тонкости перевода, то последнее сооружение, разумеется, не есть ванна для мытья ног, а является бассейном для смыва грязи с копыт лошадей и колес вельможных карет. За много лет путешествий по садам Европы, я впервые встречаю «педилюв» в таком хорошем состоянии, а тем более таких больших размеров. Кроме того, «педилювы» помогали сдерживать распространения страшных инфекций. Они были очень распространены в средневековых имениях, но в большинстве своем сейчас переделаны в декоративные бассейны и пруды. В «мойку» же Амблевиля свободно въезжала королевская карета с полудюжиной лошадей! Так вот, обойдя это «чистилище» справа, мы попадаем, наконец, в сам Секретный сад, представляющий собой большое каре из стриженого самшита со статуей грозного Нептуна с трезубцем в руках. Большое каре разбивается на четыре каре поменьше, в которых симметрично цветут по весне черные и белые тюльпаны. Сейчас на этом  участке появились многолетники, придающие летом секретной комнате голубой оттенок.

Сад основных растений ( le jardin des simples) состоит из 24 каре, а если выражаться простым языком то,  из 24 квадратных огороженных дубовыми досками  квадратов,  в которых посажены древовидные пионы редких сортов и (или) морозники с заячьими лапками и черными тюльпанами исключительно сорта “Black Parrot”.  Ряды этих незамысловатых каре прерываются невысокими топиарами, которые стоят здесь, словно запятые  в поэтической строке. Чуть в стороне наблюдаются грядки со съедобными травами и овощами. Правее от этого места видна уходящая под уклон мощеная дорога, по ней подавались на Главный двор конные экипажи. Там, в самой нижней части имения находятся конюшня, выгон лошадей и мастерская с давильней плодов. Тут же можно увидеть старинную оранжерею с металлическим полукруглым каркасом.

С 2003 года владельцами Амблевиля является семейная пара Оливье и Китери Куто-Бегари (Olivier & Quitterie Coutau-Begarie), владеющие известным антикварным домом Франции. Однако, если один из первых владельцев сада не опускался ниже картин Вендеймера, то нынешние антиквары  торгуют и старыми подсвечниками и просто значками и марками. Тем не менее, в течение последних шести лет, благодаря их усилиям сад Амблевиль бережно восстанавливался по старинным фотографиям. В частности, возродились  известные водные скамейки, находящиеся на самой нижней четвертой террасе сада. Были заменены каменные ступени, раковины, и вода снова потекла по этому сооружению. По чертежам, найденным в Национальной библиотеке, заканчивается восстановление «Туннеля Пергол» относящегося к эпохе Луи XVI, который находится между первой и второй террасами. Это интересное сооружение состоит из 800 самшитов образующих длинный непроницаемый для света туннель. Пройдет еще несколько лет, прежде чем он примет тот вид, который он имел еще лет 70 лет тому назад. 

Сад Амблевиль откроется для посещения в очередной раз 26 марта 2011 года, и будет открыт до середины октября. Главным садовником Амблевиля сейчас работает Филлип Удр (Philippe Houdre). В завершении рассказа хочется воскликнуть «шерше ля фам!», ибо какой же приличный сад, находящийся на французской земле, не связан с амурными историями?

Наш сад  не является исключением. «Ландшафтники» и профессиональные садоводы наверное меня хорошо поймут, когда на ежегодных выставках и «тусовках» они постоянно восклицают: «Ба!! Да тут все знакомые лица!» Точно также и у меня происходит  при детальном углублении в историю того или иного сада.  Оказывается, Амблевиль часто посещала небезызвестная Франсуаза Скарон, будущая мадам Мэнтенон (Maintenon). И с кем?? С кучей незаконнорожденных отпрысков короля, воспитание которых, как известно, было ей доверено! Франсуаза не только выгуливала в саду детишек, но и имела  здесь свой «пиковый» интерес! Дело в том, что в эти времена хозяином Амбевиля был небезызвестный Луи де Морней. Его имя стало почти нарицательным именем соблазнителя и обольстителя женских сердец Франции того времени. Современники называли его не иначе как охотником за «дичью, которая не имеет меха и перьев». Можете представить, какие он имел успехи по этой части и, как он активно действовал, если даже его, высокопоставленного вельможу, несколько раз сажали в Бастилию за обольщение девственниц французского королевства!!! В конце концов, наверное, за выдающиеся «охотничьи» успехи, король Луи XIV назначил  Морнея на почетную должность Командира королевской псарни, состоящей из 70 гончих собак. Итак, вернемся на залитые солнцем лужайки сада, где гуляют  «бастарды» Короля Солнце Луи XIV, рожденные от мадам Монтеспан (Montespan), которая собственно и вывела в люди Франсуазу. Какие же перипетии судьбы уготованы всем этим персонажам в скором будущем! Бастарды  будут легализованы и их станут величать не иначе как графами и графинями, Монтеспан будет отправлена в отставку, а наша героиня  выскочит из спальни Луи, в которой она проводила время, пока детки баловались в саду, и  переберется в опочивальни самого Короля Солнце, став при этом той самой Мадам Мэнтенон.  Если проследить историю имения Амблевиль, то она вся окажется  пропитанной любовными историями и интригами. Наверное, даже по прошествию веков, когда сюда попала маркиза Вильфранш, амуры  витающие еще в Амлевиле или, по крайней мере, сидящие по ветвям деревьев в ожидании любящих сердец, и сподвигли ее на создание романтического сада в итальянском духе.

Амблевиль еще вчера стоял на границе между Парижем и Нормандией, сегодня на границе союза города-лабиринта и села, смешения смерти и жизни, севера и юга. Он находится на перекрестке, которым является современная европейская культура во всем своем многообразии.

Фотографии этого удивительного места выложу здесь чуть позже.


Александра
18.02.2011 09:07
Сергей, какой замечательный рассказ! Мы все ждем фото, так хочется все это увидеть, хотя бы на фотографиях.
Сергей Константинович
Россия , Московская обл
18.02.2011 11:40
сделаю...сегодня-завтра! У меня всегда основная проблема отобрать немного но хороших фото.Это сложно сделать, так как фото у меня много и они все хорошие! А вообще ...сокращенный вариант этого рассказа , естественно с фото отобранными редакцией выйдет в ближайшем номере "Ландшафтного дизайна"
Александра
18.02.2011 12:42

Спасибо! Ждем!!! "Грининфомчанам" интернет роднее, да и увидеть, и почитать в нем можно больше, чем в любом журнале!

Светлана Чижова
Россия , Москва г
22.07.2011 21:54
И где же фото???
Светлана Чижова
Россия , Москва г
23.07.2011 14:52

Ну, вот и фото... Не прошло и полгода! :-)

Спасибо, уважаемый Сергей Константинович!

Жаль только, что Вы обещали отобрать лучшие из хороших, а сюда попали и не очень хорошие...

 

Сергей Константинович
Россия , Московская обл
24.07.2011 20:07

Светлана, привет! Вы как всегда правы. Но попытаюсь объясниться по поводу выбора  фото. Во первых мы находимся, по моему, в блоге путешествий по садам, а не в блоге по фотомастерству. Свою задачу здесь я вижу в максимально полной иллюстрации  уважаемым посетителям конкретного рассказа про сада. Тут фотографии выбираются больше не по фотографическим достоинствам, а по информационности. Но сад то хорош? А? В красивом саду как не «фотай», всегда будет красиво!! Хуже когда мы видим на некоторых блогах и даже на страницах журналов, как, в общем-то, посредственные сады нам пытаются сфотографировать. Но так как в этих садах ничего интересного нет, то почти в каждом кадре мы видим или одни и те же беседку или дорожку но в различных, пусть и правильных ракурсах. Что лучше, когда мастер снимает «серый» сад, или когда «середнячок» снимает садовый шедевр?

А во вторых. Переместимся мысленно в блог по фотомастерству съемки садов и цветов. Уважаемая Светлана!! А давайте на примере, по вашему мнению, неудачных моих фото проведем работу над ошибками. Я думаю это будет полезно не только обычным фотографам-любителям, но и некоторым практикующим садовым дизайнерам, которые берут в руки фотоаппарат и начинают снимать свои сады, в общем-то,  имея о фотографии весьма далекое представление. Укажите, пожалуйста, какие фото, вы считаете не удачными.

И в третьих. Если уж садовники начинают обсуждать фотографии, то может и мне зайти на ландшафтные сайты и тоже высказать свое мнение. Наверное, я имею на это право, ибо за пять лет путешествий посетил и досконально изучил более 250 первоклассных европейских садов. И знаете, что больше всего бросается в глаза?  Наши доморощенные японские сады! Если европейские японские сады являются «некоторым» подобием оригинала,( ибо японцы считают, что «японский сад» это сад который находится только в Японии), то уж поделки наших дизайнеров на японскую тему -это просто пародия на саму концепцию садового стиля Страны восходящего Солнца. Каждый сад, кем бы он не создан, имеет свое лицо-сад Иванова или Петрова. Какой бы он не был, он хорош сам по себе. Но согласитесь, что плохой перевод  литературного произведения, полностью перечеркивает его ценность.

 


Тема закрыта
Тема закрыта

Чтобы задать вопрос, найдите свое растение в нашей энциклопедии, посмотрите имеющиеся вопросы и ответы. Если ответов не нашлось, создайте новое сообщение.

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет