закрытьX

Сергей Константинович

Россия / Московская обл

 

Родился, учился, исследовал, защитился, женился, воспитал, построил, посадил и…в 50 лет, наконец-то, решил заняться любимыми делами: фотографировать, путешествовать на авто и играть роль этакого «садового разведчика-журналиста»..

подробнее

Забытые сады Жиля Клемана


Сергей Константинович
Россия , Московская обл
18.02.2011 11:55
«Забытые сады»
«Забытые сады, как преданные псы, сначала вопиют, потом затихают и ждут своего хозяина…Затем начинают увядать, деревья покрываются лишайником, цветники зарастают сорняками…Толстый слой опавших листьев ложится на землю и постепенно под ним исчезают каменные дорожки…Забытый  сад - это в какой-то степени картина написанная пастелью, когда резкие контуры и очертания предметов размазываются пальцем. Пожухлые листья и проросшая трава делают свое дело.»
  Вот такое введение в рассказ об этом, казалось бы, запущенном и заброшенном саде «Les jardins Clos de la Forge» , возникло у меня  сразу после его посещения в октябре 2008 года. Вы бы видели, как я чертыхался и ругался на себя, что потратил полдня, распутываю вертлявые сельские дорожки,  пролегающие по лесам и буеракам  в поисках этого богом забытого местечка Villejoint в самом сердце Франции в предвкушении встретить тут милый ухоженный сельский садик!  Однако я кардинально ошибался в первоначальных оценках. Оказалось, что этот сад является самым ярким примером реализации концепции «сад в движении»( jardin en mouvement) известного французского ландшафтного дизайнера, нашего современника, бунтаря и садовода - пассионария – Жиля Клемента (Gilles Clement) . Согласно его идеям, растения должны самостоятельно распространяются по саду, а садовнику необходимо только поддерживать разнообразие видов ( biodiversity) и организовывать водное питание.  Перед садовником стоит вопрос: вмешиваться или позволять природе, саду развиваться самостоятельно. По Жилю, садовник должен переходит все более и более в состояние наблюдателя. Необходимо лучше изучить природные условия местности, правильно выбрать ассортимент растений и деревьев и запустить процесс развития.  Сад «Les jardins Clos de la Forge» как раз и  находился в стадии развития, когда растения осваивали, заполняли, завоевывали жизненное пространство. Ландшафт этого сада естественным образом эволюционирует от сезона к сезону, когда растения отмирают и выбрасывают семена или делают корневые побеги, семена разносятся ветром и рассеиваются, переносятся животными и птицами в другие уголки сада, быть может, даже более благоприятные для роста, чем первоначальные, родные, места. Таким образом, некоторые декоративные  пространства сада могут даже исчезать, видоизменяться и возникать в другом месте. . Растения не делятся на «хорошие» и «плохие», понятие запрещенные, не желательные растения по словам Жиля это- «версия талибан в садоводстве». Четыре основных принципа пропагандируемые  Ж.Клементом в полной мере реализованы в этом саду: 1). Нет механической  обработке земли, 2). нет удобрениям , 3). нет прополке, то есть нет «плохих» и «хороших» растений и 4). нет пестицидам.
Выйдем еще раз за калитку сада, чтобы перевести дыхание и осмотреться по сторонам. Что  это за место на карте Франции?  Сам наш герой Ж. Клемент предельно кратко сказал об этих местах:  «Эта область-сад». Местечко Villejoint  находится в самом центре живописной долины реки Седель ( ”Vallee de la Sedelle”), которая вместе с соседней долиной реки Крез (Creuze) в 19 веке была местом паломничества, своеобразной Меккой, художников- импрессионистов. Созданная здесь в 1864 году «Школа Крозан» ( Crozant School) под руководством Armand Guillaumin (1841-1927) стала всемирно известной школой искусств. Клод Моне  наверняка ставил свой мольберт на соседнем холме за рекой, когда писал кистью одно из 12 «крейзанских» полотен, среди которых “le Block” и “ le vieil arbre au confluent”. А еще он  много писал пером на бумагу того, что нельзя было передать кистью: «Здесь восхитительно! Дикость мест завораживает мое воображение». Эти места были также источником вдохновения Жорж Санд во время ее путешествия  с музыкантом Шопеном в 1843 году. В  повести «Лаура» она оставила такие впечатления об увиденном: «…Крейз возможно одна из самых красивых долин в мире». От этой местности неслучайно веет некой  аурой и она  служит местом приложения оригинальных идей, источником вдохновения. Дело в том, что именно по долине Седель с запада на восток проходит граница имеющая важнейшее значение в культуре страны, делящая испокон веков Францию на области “langue d`oil” (собственно Франция) и Langue d`oc ( известная нам как Лангедок ). В двух словах смысл этого деления: в северной области слово «да» произносят как всем известное “wi”, а южнее  как “wil”. После долгих исследований, область распространения  романского языка была разделены на три части согласно тому, как в них женщины произносят самое желанное для мужчин слово «да». Южный и поэтому более страстный, провансальский язык известен нам, как язык поэтов. Трубадуры слагали свои вирши именно на нем. Севернее  этих мест жили более рациональные люди, исторические французы. Кроме того, по этим местам проходит некая глубинная граница и рельеф местности изменяется здесь кардинально: на север  Парижская равнина, а на юг начинается Центральный горный массив Франции. Вот в таком месте, на границе столкновения глобальных географических факторов и места слияния культурных традиций и расположился наш «Забытый Сад»- Les jardins Clos de la Forge.
Вернемся назад в сады и познакомимся поближе с его хозяевами. Сами сады были заложены вокруг старой кузнецы 19 века на территории крестьянской усадьбы 17 века, а его создателями явились одни из  первых учеников  Ж.Клемента и ярые апологеты его  «садов в движении»  пейзажный архитектор Жак Сату (Jacques Sautot) и преподаватель по садоводству Кристьян Аллаерт ( Christian Allaert).  Семь маленьких садиков, садовых комнат, составляют единую композицию этого удивительного уголка: грабовая роща, тенистый сад, сад многолетников, сад-прерия, «дом без крыши», «пересекая речку» и др.  Милые на слух звуки и такие же приятные воспоминания о французских садах навевают  эти словосочетания которые можно встретить в описании каждого третьего французского сада: “le clos des Charmilles” , “le theatre de verdure” или “ le jardin d` ombre” , “carre d` eau” (ле кло де шармиль, ле театр де вердур). Здесь наверное будет уместно пояснить для любителей французских садов,  что означает слово «clos» постоянно встречающееся в названиях последних. Это обозначение участка земли каким-либо образом огороженного: либо каменным забором, либо земляным бруствером, либо плотной посадкой колючего падуба вперемежку с не менее колючей ежевикой.
 Ежегодно ассоциация журналистов Франции пишущих в области садоводства выбирает лучший сад года среди наиболее популярных садов страны. В  2001 года из 43 претендентов выбор специалистов остановился на саде  Les jardins Clos de la Forge. Сад носит с 2004 года почетное звание «Замечательный сад» присуждаемое наиболее выдающимся садам Франции Министерством Культуры страны.
Гуляя по этому удивительному саду, никак не можешь поверить, что это воплощение идей Ж.Клемента, а не заброшенный сад под Чернобылем. Особенно, если принять во внимание впечатления от увиденного накануне общепризнанного шедевра французского садоводства, безупречного по красоте и стилю Les jardins du manoir Eyrignac.
Тем не менее, чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, совершим маленький эскурс в историю. Возникновение идей «сада в движении» как раз совпало с началом эпохи постиндустриального общества, когда присытившееся  общество потребления устремило свои взоры на естественные натуральные вещи и течение событий. Стали дискутировать даже о самом понятии «сада» как такового, потому что согласно идеям натурализма Жиля и иже с ним, начинало казаться, что сад это скорее эстетическое понятие. Совершенно утрировано это выглядело примерно так: если нравится дикий луг с маками, то это и есть сад. Идеи Ж.Клемента перекликаются с концепцией натурального сельского хозяйства пропагандируемой в начале 70-х японцем Manasobu Fukuoka: «получить с минимальными затратами максимальный результат».
В начале 70-х Ж.Клемент покупает в этих местах домик с участком (впоследствии - известный сад  “La Valley”) и приглашает сюда своих учеников,  в том числе Ж.Сату и К.Аллаерта, для совместных наблюдений за тем, как  оставленные без ухода и заброшенные хозяевами сельские фермы эволюционируют «в сторону дикого леса и пустоши».  Он любит пустоши, он просто восхищается их скрытыми энергиями, возможностью воспроизводства и поддержания биологическое разнообразие флоры и фауны. И не случайно, что самым его любимым и часто встречаемым в статьях словом является “la friche” – пустошь, заброшенная земля. В этой связи сад «Les jardins Clos de la Forge» становится демонстрационным экспонатом.  Задача садовника, по Жилю, направлять потоки растительной энергии по саду, в том числе и через  создание искусственные препятствия в виде заборов, каменных стен, строений и даже оставленных в саду стульев и скамеек, а также стволов поваленных деревьев и наблюдать как природа осваивает все это жизненное  пространство, как она захватывает  «инородние» для нее предметы, ассимилируя их в свое жизненное пространства. Посмотрите как лишайники покрывают старую дубовую мебель, как в щелях мощенных камнем дорожек пробивается тажа Saxifraga paniculata, найдя, таким образом, для себя идеальное место для произрастания. Если семена мыльнянки Saponaria Albiflora многие годы лежали в земле, несколько раз прорывались на свет божий, но погибали…пока вот под глиняными горшками, ощущая от них тепло солнца накопленное в глине, но защищенные от палящих лучей, они не прорвались между ними. Старый полуразвалившийся каменный забор словно скала  Ардеша обвит плющем и ипомеей. Здесь каждое растение стремиться занять свою нишу. Одни двигаются в направлении большой освещенности, а разрастающиеся кроны грабов, как бы ведут их вперед и вперед. Дерево старится и ломается под напором урагана и растение оказывается под палящим солнцем. Оно теряет ориентир в росте, затихает и ждет благоприятных условий. Другие растения мигрируют по розе ветров в осенний период, когда созревают семенами…Другие в направлении зимних ветров.. Нельзя конечно сказать так, что садовник приходит в лес и говорит : «вот мой сад, от этой елки до той осины». Нет! Он берет участок  земли, распахивает его, приводит его в состояние земли «под паром" (“la jachere”) а затем засаживает его растениями которые  подбирает согласно своим знаниям флоры местности, климату, влажности почвы и т.д., Садовник высаживает растения в определенном порядке, сообразуясь с освещенностью и розой ветров, а также руководствуясь своими эстетическими соображениями. И после этого он , как бы, командует: «Поехали!». Он дает старт природным силам и срытой энергии размножения растений, отходит в сторону и становится наблюдателем, созерцателем если угодно. Мастерство ландшафтного дизайнера по такой концепции Ж.Клемента сродни мастерству шахматного гроссмейстера, для которого правильно провести дебют партии является решающим фактором в выигрыше всей партии. Важен верный гамбит, развитие фигур к середине, а потом игра идет почти автоматически, сообразуясь срытым  законам шахматной логики. Все сады «в движении» имеют общий элемент - дорожки. Они как кровеносные сосуды пронизывают сад, такие же извилистые и многовекторные. Дорожки по саду мигрируют, чтобы дать растениям свободно развиваться.
Сейчас Жиль Клемент – известный французский общественный деятель, проповедник «гуманистической экологии» и даже энтомолог открывший  в Камеруне в 1974 году неизвестный вид бабочки  “Bunoeopsis”. После избрания Саркози президентом Франции, он  разорвал все контракты с государством из-за несогласия с позицией президента по отношению  к «зеленым». Является, тем не менее, профессором престижной Версальской Национальной Школы Ландшафтной Архитектуры. Он – кумир молодежи, молодые люди со всей Франции съезжаются послушать его увлекательные лекции. В отличие от других профессоров он прост в общении и называет себя не иначе как «садовником». Несколько лет подряд он в буквальном смысле убегал от организаторов престижной французской премии в области ландшафтного дизайна, не заполняя анкеты и т.д., мотивируя тем, что она более достойна неизвестного фермера, инженера или лесовода, которые и являются реальными, а не бумажными, творцами ландшафта. Наконец в 1999 году Ж.Клементу присвоили эту почетную награду без его согласия.  Наиболее известные  работы Ж.Клемента - это парк Андре Ситроена(Andre-Citroen) в Париже, сады  Валуар (Valloires) и Райоль (Rayol). Идеи подвижного сада, само развивающегося, мобильного была посвящена вся экспозиция международной выставки садового дизайна в Шамон-сюр-Луаре в 2007 года. Он создает и интересные цветовые решения в своих садах. Например, зеленый и белый сад он реализует давая жизнь потоку растений определенного цвета. Искусство его как садовника и заключается в том, чтобы использовать природные процессы развития и распространения растений в определенном русле, как временном, так и пространственном. Он садовник планеты Земля. Никогда не известно, где Жиль сейчас и когда будет. У него постоянна только вера в сад. «Реальная земля - загадочна и полна неожиданностей, -говорит Ж.Клемент. Земля бросает интеллектуальный вызов садовнику, чтобы он попытался раскрыть ее возможности и энергию. Она держит его в интриге ожидания, каждое малое семя может заявить о себе сегодня или завтра. Сад реализует ваши мечты, доступные каждому. Он ничего не обещает, но дает все». И еще его слова : «Чтобы сделать сад надо кусок земли и вечность».
« Своими работами и достижениями  многочисленных учеников, Ж.Клемент показывает как идеи могут иметь вселенский размах и масштаб одного цветника, т.е. они становятся полезными как для обычного садовода, так и для ландшафтного архитектора, - пишет  известный ландшафтный дизайнер Пит Удольф в 1997 году в своей книге «Новые цветы, новые сады».
В книге «Последний камень» Ж.Клемент, судя по всему, иносказательно изложил свою жизненную философию. «Мир камней и растений. Мой отец всю жизнь коллекционировал камни. Я их возвращаю сейчас туда, где он их взял, в пустыню, на вулкан, на берег океана… Последний камень я положу завтра утром на краю высокогорной деревушке в Бирме, где уже давно не видели иностранцев. И я надеюсь, что там пойму энигму своего существования.»
В саду надо делать как можно больше «с», а как меньше «против». Возникает вопрос: а где та грань, за которой сами понятие «сад» и «дикий лес, поле» сливаются? Ответ: в создателе сада, если человек берет клочек земли, высаживает растения, деревья…делает искусственные ручьи и пруды, то есть запускает природные процессы. И потом смотрит, что из этого получится,  а лес  и дикое поле это то, что уже давно было начато «создателем».

 

Жиль идет дальше в своих выводах. И вся земля выглядит как огромный сад в движении, в растений движении от региона к региону, с помощью ветра, животных и птиц и…человека. Человек расселяет различные диковинные для данного места растения, как это называется сейчас «интродуцирует».

 


Тема закрыта
Тема закрыта

Чтобы задать вопрос, найдите свое растение в нашей энциклопедии, посмотрите имеющиеся вопросы и ответы. Если ответов не нашлось, создайте новое сообщение.

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет