закрытьX

Цветовая гамма сада
подробнее

Свет и тень в садовой композиции

Рубрика: Полезная информация

Автор: Лидия Макарова, ландшафтный дизайнер,
Член Королевского Садового Общества Великобритании (RHS)

Свет играет в жизни растений огромную роль. Без него невозможен процесс фотосинтеза. Каждый цветок, каждое деревце предъявляет в этом отношении свои требования: одни прекрасно чувствуют себя под палящими лучами солнца, другие предпочитают рассеянный свет, а третьи хорошо растут только в тени. Но и это ещё не всё. Оказывается, фактор освещённости учитывается не только при уходе за растениями, но и в садовом дизайне…

 

Для нормального развития растений важен не только дневной свет, но и освещённость в сумерки, то есть всё то время, когда возможен фотосинтез. Этот период называется физиологической длиной дня и зависит от географической широты. На Северо-Западе продолжительность физиологического дня зимой и летом различается значительно: наименьшая, в декабре, составляет 7 часов 54 минуты, наибольшая, в июне — 22часа 19 минут.

 

Весной большая часть солнечной энергии тратится на таяние снега и льда, прогревание сильно охлаждённой почвы и испарение почвенной влаги. Растения северных и умеренных широт приспособились к таким условиям благодаря длинному летнему дню, быстро образуя в это время цветочные почки и рано зацветая. Это ирисы, пионы, нарциссы, примулы, тюльпаны, флоксы, которые широко применяются для озеленения участков в нашей географической зоне.

Требования растений к свету

Прежде чем избавиться от какого-либо плохо цветущего кустарника или многолетника, проверьте по справочнику его требования к интенсивности света! Все растения делятся по этому критерию на светолюбивые (гелиофиты), теневыносливые и тенелюбивые (сциофиты). Подавляющее большинство однолетников — алиссум, василёк, годеция, вербена, иберис, календула, кларкия, мак, настурция, петуния, резуха, скабиоза, цинния, эшшольция — требуют хорошей освещённости (не менее шести часов в день). Многие многолетники — гелениум, гипсофила, лихнис, люпин, лилейник, кореопсис, пиретрум, эхинация — также предпочитают солнечные места. Из древесных гелиофитов следует упомянуть такие растения, как айва японская, форзиция, гортензия метельчатая, можжевельники, курильский чай.

Совет

Для точного определения тенистых и солнечных мест можно составить «карту освещённости» садового участка. Для этого на масштабном плане необходимо указать северное направление и нанести на «карту» все деревья, ограды и строения, отбрасывающие тень.

 

Теневыносливые кустарники и многолетники высаживают в местах, освещённых не более 4–6 часов утром или вечером. Это незабудки, наперстянки, виолы, аквилегии, астильбы, диклитры, примулы, купальницы. Кстати, все они хорошо смотрятся в миксбордерах. В эти растительные композиции можно также включить чубушник, тую западную, спиреи Ван-гутта и калинолистную, которые хорошо растут как на свету, так и в полутени.

 

А в местах с плотной тенью, куда не попадает прямой солнечный свет и мало отражённого, высаживают тенелюбивые растения. К сциофитам можно отнести аконит, ветреницу, папоротники, барвинок, ландыш, печёночницу, хосты, пролески, сциллы. Тенелюбивые растения будут неплохо развиваться с северной стороны построек и вечнозелёных изгородей, под пологом деревьев с густой кроной (лип и черёмухи) или хвойников. Однако в тенистых уголках сада сложно создать многоуровневый миксбордер, так как растения-сциофиты в большинстве своём низкорослые.

«Карта освещённости» участка

Для точного определения тенистых и солнечных мест можно составить «карту освещённости» садового участка. Для этого на масштабном плане необходимо указать северное направление и нанести на «карту» все деревья, ограды и строения, отбрасывающие тень. В солнечный день осеннего или весеннего равноденствия каждые два часа определяйте расположение тени и наносите на план. Чтобы определить сезонные изменения освещённости на своём участке, можно произвести те же измерения 22 декабря и 22 июня. Затем наложите на план кальку и обведите зоны, перекрывающие друг друга в разное время дня и в разные сезоны года. Таким образом вы сможете точно определить участки с разной освещённостью и, возможно, обнаружите новые уголки сада, которые можно оформить композициями из растений, любящих тень или полутень.

 

Освещённость сада тесно связана с ориентацией участка по сторонам света. При движении солнца с востока на запад тени от зданий и деревьев передвигаются по территории участка в противоположном направлении. Самые длинные тени образуются во время восхода и заката, самые короткие — в полдень. Например, в июне в Санкт-Петербурге двухметровое дерево в 8.00 отбрасывает тень длиной 4 м, в 12.00 — 1 м, в 16.00 — 7 м, в 18.00 — 10м.

Управление светом и тенью

Использование зрительных эффектов освещения — важнейшее средство садового дизайна, которое широко применялось в прошлом: создатели парков чётко уравновешивали и гармонично комбинировали световые и теневые пятна.

 

Светотень — это градация освещённости предметов, которая включает в себя не только свет и тень (собственную или образованную другими объектами), но и полутень, рефлексы и блики. Отражённый свет на обычной поверхности образует рефлексы, а на гладкой или блестящей — блики.

Совет

Учитывая кратковременность световых эффектов, в саду можно создать иллюзию светотени, объединяя в композиции растения светлых и тёмных оттенков. Самый сильный контраст существует между чёрным и белым цветами, которые называются ахроматическими, что в переводе означает «бесцветные».

 

Ячмень гривастый

Используя игру бликов и теней, можно очерчивать и выделять контуры различных предметов и декоративных посадок (например, белые и бледно окрашенные цветки растений, высаженных в тени, как будто светятся в темноте). Если же источник света находится позади объектов, то они для наблюдателя теряют объём, однако при этом освещение зрительно усиливает окраску листьев и цветов.

 

Как мы уже выяснили, выразительность и игра светотени во многом зависит от местоположения озеленяемого объекта, поэтому необходимо грамотно располагать растительные композиции на участке. Одни цветники можно ориентировать на утреннее солнце, а другие, напротив, «заиграют» в конце дня. Вечерние лучи солнца окрасят клумбы в оранжевый цвет и высветят фактуру деревьев и кустов. При боковом освещении переходы светотени выражены ярче и рельефнее, поэтому в косых лучах солнца выигрышно смотрятся живые изгороди. Свет, проникающий сквозь ветви деревьев, делает сад похожим на театральные декорации, а тени от дрожащей на ветру листвы и игра солнечных бликов создают ощущение объёма и глубины.

 

Фото: Александр Переслени

Влияние тени на садовые композиции во многом зависит и от её плотности. Ажурная тень придаёт им лёгкость и сходство с природными пейзажами, а глубокая резко выделяет форму и подчёркивает весомость элементов садового дизайна.

 

В ясный безоблачный день голубоватые тени скрывают очертания удалённых предметов, а в пасмурную погоду рассеянный солнечный свет смягчает краски цветников, углубляет парковые перспективы, и вся панорама сада приобретает расплывчатые контуры.

 

Свет, заливающий открытые пространства сада, создаёт комфортную среду в зонах отдыха, на детских и спортивных площадках, на подъездных дорожках и автостоянках. С помощью планомерного распределения открытых и закрытых пространств можно создавать динамичные и яркие световые эффекты. Это достигается путём постепенного перехода от групп древесных насаждений к лужайкам и газонам. В маленьком саду можно добиться игры света в ажурных кронах лиственных деревьев и в силуэтах хвойников.

Ахроматические цвета

Светлота (третья по счёту характеристика цвета после цветового тона и насыщенности) — это свойство, выражающее близость того или иного цвета к белому или чёрному.

 

Чёрный цвет, будучи самым тёмным, усиливает и подчёркивает яркость всех остальных, особенно жёлтого и красного. Он зрительно уменьшает объём растительных групп и «отдаляет» их от наблюдателя. На заднем плане композиции различные оттенки чёрного сливаются с синими и фиолетовыми тонами. Необычное и изысканное сочетание цветов тёмных оттенков получается при соединении их с растениями, имеющими серебристые листья. А вот высаживать их рядом с красными и фиолетовыми цветами нежелательно, поскольку такие композиции воздействуют на человека угнетающе.

 

Белый вбирает в себя все цвета спектра, являясь при этом нейтральным по отношению к каждому из них. Он зрительно увеличивает объём садовых композиций, наполняя их светом, и помогает отделить друг от друга контрастные цвета.

 

Кроме того, белый усиливает интенсивность тёмно-красных и тёмно-синих тонов, а растения холодной сине-зелёной окраски освежает и оптически приближает к наблюдателю. Сочетание белых и жёлтых цветов способствует жизнерадостному настроению, а в темноте становится ярким световым акцентом, что можно с успехом использовать в дизайне ночного сада.

Контрастные сочетания

Для создания светлотного контраста в композиции могут быть использованы цвета одного тона, резко отличающиеся друг от друга по светлоте. Например, можно объединить тёмно-фиолетовый ирис со светло-фиолетовой аквилегией или бледно-розовый флокс шиловидный с тёмно-розовой примулой. Контраст по светлоте может также получиться при сопоставлении разных цветов, одновременно различающихся и по степени яркости.

 

Так, светлотный контраст ярко проявляется в сочетании «чёрных» цветов (тёмно-красного, тёмно-коричневого, тёмно-бордового и фиолетового оттенков) с растениями светлых и бледных тонов: соломенного, жемчужного, молочного, кремового и др. Тёмно-фиолетовые цветки некоторых сортов ириса, водосбора, аконита, дельфиниума, клематиса, колокольчика, табака душистого, люпина, флокса метельчатого, петунии и анютиных глазок выглядят изысканно и экзотично. Утончённые композиции получатся при их сочетании с цветками кремовой окраски.

 

Композиция из гелениума и флоксов

Лучше всего контраст по светлоте проявляется при сочетании фиолетовых цветов с жёлтыми, жёлто-зелёными и светло-зелёными тонами. А вот сочетание фиолетового с тёмно-синим и тёмно-красным производит унылое впечатление. Зато на фоне серебристой листвы цветы фиолетовой окраски создают изумительную «прохладную» композицию. Белый также оживляет тёмно-фиолетовые тона, а для смягчения светлотного контраста к ним можно добавить голубой цвет.

 

Пурпурный оттенок близок к фиолетовому: в нём снижены теплота и яркость красного цвета. Поэтому при сочетании растений с пурпурными листьями и с жёлтыми цветами также проявляется светлотный контраст. Коричневый цвет имеет как светлые, охристые оттенки, так и тёмные красновато-коричневые и кофейные. Коричневые цветки бархатцев, гладиолусов, лилейников, фиалок, кореопсисов, ирисов, вербены служат хорошим фоном для лимонно-жёлтых цветов, придавая элегантность всей композиции.

 

Контрастная и динамичная композиция может получиться при объединении серебристо-серых тонов с фиолетовыми или тёмно-пурпурными. Растения с серебристыми листьями, как полутень, смягчают и нейтрализуют дисгармоничные цветовые сочетания.

Романтический сад
Фото: Александр Переслени

Объединение «разбелённых» тонов в одной композиции является классическим для романтического сада. Монохромные белые композиции можно разнообразить растениями с серыми и серебристыми листьями. С цветами розовых и лавандовых тонов они создают прохладные пастельные сочетания, а при комбинировании с различными оттенками голубого цвета зрительно отодвигаются на задний план.

 

Нежные оттенки розового и голубого цветов наиболее эффектны в тени или на фоне тёмной зелени. Сорта с нежно-розовыми цветами имеют такие растения, как гвоздика перистая, гипсофила, кларкия, космея, лаватера, мальва, астильба, дицентра, примула, бадан, флокс шиловидный, мыльнянка, бегония, годеция, цинния. Голубой цвет — самый светлый из холодных тонов — ассоциируется со льдом и тенями на снегу. Бледно-голубые и розовато-лиловые цветы в сочетании с абрикосовыми создают мягкий, приятный для глаз контраст. Рабатки из голубых цветов с пурпурнолистными растениями дают иллюзию тени, а живописные группы из незабудок, лобелии, барвинка, ветреницы, вербены, фиалки, крокусов голубых оттенков создают ощущение простора.

 

Холодное, освежающее сочетание белых и голубых цветов насыщенной окраски особенно эффектно в вечернее время. Однако при создании романтического сада следует соблюдать осторожность: слабый контраст светлых оттенков вызывает напряжение зрения и оставляет неприятное впечатление от цветника. Так, бледно-розовые и светло-жёлтые тона сливаются с белыми, и такие сочетания кажутся слишком «сладкими». Поэтому для контраста необходимо вводить в светлые композиции голубые и пурпурные тона.

Цветовые метаморфозы
Фото: Любовь Кайгародова

При планировании цветников надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по-разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета, особенно тёплых (жёлто-оранжевых) тонов притупляется. Однако, при дневном освещении, но не на солнце, они кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов. Если цветник пастельных тонов расположить на хорошо освещённом, солнечном месте, то бледно окрашенные цветы будут казаться выгоревшими, а тёмно-зелёная растительность примет серо-коричневые оттенки. Чтобы улучшить композицию, цветы в этом случае необходимо подбирать нежных тонов, но насыщенной окраски.

 

В пасмурный день растения, освещённые голубоватым отражённым светом неба, предстают в холодных тонах. В тени все цвета также приобретают синий оттенок и становятся немного темнее. Сине-зелёные тона усиливаются, и такие цветники идеальны для тенистых участков.

 

На открытом месте с наступлением сумерек цветы и зелёные листья деревьев, освещённые низким заходящим солнцем, приобретают ярко выраженный красный оттенок. Последним в сумерках «гаснет» белый цвет, который, мерцая в полутьме, кажется серебристым. При лунном и искусственном освещении особенно хорошо смотрятся растения с оранжевыми цветами. А в свете электрических ламп красный цвет становится более насыщенным, оранжевый — краснеет, а жёлтый — тускнеет, так как искусственный свет придаёт ему темноватый оттенок.

 

Свет и цвет по своей сути едины. Сильное излучение воспринимается нами как свет, а относительно слабое — как цвет. Поэтому освещённость во многом определяет видимый облик предметов и цвет растений, оказывая непосредственное влияние на дизайн сада. Конечно, продолжительность световых эффектов невелика, так как освещение зависит от сезона и времени суток. Но если вы всё же решите использовать приём чередования света и тени при оформлении своего участка, то непременно станете счастливым обладателем удивительно красивого и оригинального сада.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет