Ботанический сад в городе Монпелье (Jardin des Plantes) относится к самым старым садам Франции, поскольку создан в конце XVI века (в 1593 г.). Сад размещен на небольшой территории в Старом городе, окружен средневековыми постройками на бульваре Анри IV, где растут громадные стриженые платаны. Средиземноморский климат этого места исключительно благоприятен для выращивания теплолюбивых и хвойных растений, в летние месяцы температура поднимается до +29°С, а в зимние – не опускается ниже +3°С. На улицах города растут пальмы, кипарисы, самшиты и другие вечнозеленые культуры.
Основателем ботанического сада в Монпелье является французский ботаник Пьер Рише де Белльваль (Richer de Belleval). По распоряжению Генриха IV первоначально при университете (Faculte de Medecine) был заложен сад лекарственных растений, предназначенный исключительно для практических занятий будущих врачей и аптекарей. Однако уже в начале XVII столетия сад перестал ограничиваться только утилитарными функциями и стал местом проведения научных исследований. В 1795 г. в ботаническом саду высаживают дерево гинкго, символирующее медицинскую школу университета, а в 1804 г. выстраивают оранжерею. С годами коллекции пополнялись экзотическими видами, а территория расширялась, насколько позволяли городские сооружения.
При входе в ботанический сад открывается вид на партерную часть - самую старую территорию. По первоначальному замыслу в партере должны быть 4 лабиринта, которые согласно христианской традиции, разделяют две крестообразно пересеченные дорожки. Однако до наших дней эти лабиринты сохранились лишь частично и устроены в виде живой изгороди из сформированного стрижкой самшита с пальмами в центре.
Уже при входе хорошо заметны ярко-малиновые цветки бугенвиллеи (Bougainvillea glabra), поднимающейся по стене. По соседству благоухали белые душистые цветки чилийского жасмина (Mandevilla laxa). Нарядны огненно-красные соцветия австралийского каллистемона (Callistemon linearis), называемого также «алым хвощом».
Регулярный стиль в саду создают тенистые аллеи, названные именами французский исследователей. Здесь есть аллея основателя сада - де Белльваля, аллея ботаника де Кандоля (de Candolle), аллея профессора ботаники Кюссона (Р. Cusson, 1727-1783), а также аллея Антуана Гуана (Antoine Gouan, 1733-1821), уроженца Монпелье, изучающего папоротники, водоросли и высшие растения. Аллея Шарля Флао (Charles Flahault, 1852-1935) названа в честь профессора фитогеографии, основателя ботанического института, образованного в 1889 г.. Перед институтом установлен его бюст.
Памятники и скульптуры грациозно возвышаются среди деревьев в разных уголках. В XVII веке был установлен памятник основателю сада де Белльвалю. В начале XIX столетия появились скульптуры многих ученых, среди которых ботаник де Кандоль и граф Жан-Антуан Шапталь (Jean-Antoine Chaptal, 1756-1832) - профессор прикладной химии, числившийся иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Здесь есть памятник профессору ботаники Огюсту Бруссоне (Auguste Broussonet, 1761-1807) и систематику Карлу Линнею, тоже работавшему в этом саду.
Кипарисовая аллея отделяет территорию, оформленную в ландшафтном стиле с английскими садом, бамбуковой рощицей, извилистыми тропами, терракотовыми вазонами, большим бассейном с лотосами и оранжереей с суккулентами.
В настоящее время ботанический сад в Монпелье занимает площадь немного более 4 га, на которой растет около 3 тыс. видов растений. Густые кроны деревьев (Zelkova serrata, Carpinus orientalis, Cephalotaxus pedunculata, Liquidambar orientalis, Cupressus lusilanica, Pinus nigra subsp. salzmannii, Xanthoceras sorbifolia, Quercus ilex, Aesculus pavia и др.), устремленных к небу, смыкаются, создавая ощущение, будто попал в шатер, наполненный ароматами и украшенный соцветиями высаженных лиан и кустарников. Мощные деревья обвивает вечнозеленый плющ, в просветах на полянках часто встречается одичавший акант (Acanthus mollis) с крупным оригинальным соцветием.
Поражает размерами огромное вечнозеленое дерево - каракас южный (Celtis australis). Очень наряден при цветении ясень белый (Fraxinus ornus) высотой до 20 м. У него цветки с белыми длинными и узкими лепестками, такие же длинные пыльники тычинок и столбики. «Индийская сирень» (Lagerstroemia indica) - уроженка Китая, в день нашего посещения не цвела пышными малиновыми соцветиями. Головчатые лохматые соцветия свисали с маклюры оранжевой, или яблоконосной (Maclura pomifera) - дерево высотой до 20 м, родом из Северной Америки, больше известное как «несъедобный апельсин», а его плоды называют «адамовом яблоком».
В ботаническом саду, созданном с утилитарной целью, представлены различные пищевые и ароматические культуры (Salvia candelabrum, S. nemorosa, Phlomis lunarifolia, Ruta chalepensis, Heliotropium peruvianum). Есть цитрусовые в кадках, маслина, щелковица, инжир, бананы, фисташки (Pistacia mutica), слива Писсарди (Prunus cerasifera var. pissardii), фейхоа (Feijoa sellowiana), лавр благородный (Laurus nobilis) и японская мушмула (Eriobotrya japonica) с сочными оранжевым плодами. В старом дереве с дуплистым стволом, известном здесь как «дерево желаний», посетители оставляют записочки с просьбами и заветными мечтами.
В глубине сада сложена альпийская горка, ее украшают ирисы (Iris foetidissima, I. pallida), декоративные гвоздики (Dianthus knappii), дороникум (Doronicum orientale), американский Anisacanthus wrightii и различные пряно-ароматические культуры. На первом плане заметны мощные кусты (высотой около 80 см) с серебристыми листьями и ярко-желтыми полушаровидными соцветиями – это сантолина неаполитанская (Santolina neapolitana), ее синонимом считают сантолину перистую, во многом похожую на широко распространенную сантолину кипарисовидную, отличающуюся меньшими размерами. Среди ароматических трав высажены лаванда (Lavandula angustifolia), душица, или турецкая орегано (Origanum onites), полынь поникшая (Artemisia nutans), а также Senecio linifolius, Careopsis lanceolata, Tanacetum corembosa и T. paradjanii.
В саду с давних времен сохраняется коллекция протейных, растут юкки (Yucca rigida, син. Y. rostrata, Y. filifera) и пальмы (Butia bonnetii). Молоденькое деревце Acacia karoo, обладающее сильными психотропными свойствами, надежно спрятано за плотной сеткой. Дорожка в эту часть сада ведет по каменистыми ступеням мимо полуразрушенных старых сооружений, где выстроен грот и мостик с ажурными перилами. По границе сада видны высокие вечнозеленые кипарисы (Cupressus sempervirens), облюбованные лианой Passiflora incarnata в качестве надежной опоры.
Представители восточной флоры - австралийские эвкалипты (Eucalyiptus parviflora), по-видимому, высаженные недавно, пока еще не достигли своих максимальных габаритов. В саду растет японское бумажное дерево (Broussonetia papirifera), или бумажная шелковица, ценная не только декоративными качествами, но и корой, из которой еще в глубокой древности производили бумагу. Это мастерство сохранилось до настоящего времени, применятся народами, живущими на островах Тихого океана, где бумажная шелковица служит основным материалом для изготовления одежды и постельного белья, а ее плоды и листья используются в пищу. Здесь плодоносит японская магония (Mahonia japonica) – вечнозеленое деревце, достигающее высоты 4 м, с крупными сочными плодами.
В 1992 г. Ботанический сад в Монпелье был признан памятником истории. Он является не только исследовательским центром, но и прекрасным местом для отдыха и вдохновения поэтов и художников. В глубине сада установлен памятник известному французскому писателю Франсуа Рабле (Francois Rabelais, 1494-1553), получившему образование в университете и прославившегося произведением «Гаргантюа и Пантегрюэль».
В тени роскошных растений любил отдыхать французский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, Поль Валери (Paul Valery, 1871-1945), изучавший в университете в Монпелье юриспруденцию. На каменных табличках, развешанных во многих местах сада, начертаны его высказывания о том «как хорошо гулять в саду античного города, и мечтать об удовольствиях»; его мысли том, что аллеи сада «особенно удивительны для утренних прогулок и размышлений». И с этим трудно не согласиться!
Фото автора