Отправляясь в Нижегородский ботанический сад, мы не предполагали, что площадь сада окажется такой значительной – 35,2 га. Поэтому за день экскурсии в начале июня успели посмотреть преимущественно хвойные и цветущие вересковые растения. Сад произвел на меня неизгладимое впечатление своей зрелостью и богатством коллекций. Все это существует благодаря энтузиазму его немногочисленных сотрудников. Сразу хочу выразить большую благодарность ведущему биологу сада, заведующей дендрарием Ирине Валентиновне Мишуковой, которая радушно посвятила нам целый день, чтобы познакомить с сокровищами флоры.
Этот ботанический сад является научным учреждением и находится в ведении Нижегородского государственного университета им. Н.И Лобачевского. Он был организован в 1934 году и уже старше 80 лет.
Его история связана с именами крупных советских ученых. Своим появлением ботанический сад, тогда г. Горького, обязан выдающемуся советскому ученому, президенту ВАСХНИЛ, академику Н.И. Вавилову. К нему обратился за поддержкой заведующий кафедрой ботаники Горьковского университета Сергей Сергеевич Станков и получил горячее одобрение и помощь в организации сада. Ботанический сад решено было разместить на территории дубравы на плато правого берега р. Оки на юго-восточной окраине города и части пригородной Анкудиновской дубравы. Сейчас, конечно, это уже далеко не окраина динамично развивающегося города.
Проект закладки сада был разработан известным советским архитектором Е. В. Шервинским, и сейчас сохранились намеченные им аллеи. Первым вкладом в биоразнообразие сада стали семена и образцы растений, собранные в экспедициях Н.И. Вавиловым. Посадочный материал поступал также из разных ботанических садов, лесных и опытных станций СССР и других стран. Основу сада представлял собой систематический участок, также заложили дендропарк, участки технических, лекарственных, плодово-ягодных и овощных культур (сейчас участок плодовых культур отнесен поближе к оранжереям, в нем неплохая коллекция зимостойких абрикосов). Однако сложная международная обстановка в конце 30-х годов не позволила осуществить планы по постройке двухэтажного административно-лабораторного корпуса, декоративной ограды с парадным входом и других капитальных зданий, предусмотренных проектом. Последовавшие позже трудные периоды Великой отечественной войны и оказавшееся еще более разрушительным время на рубеже XX-XXI веков так и не дали достроить все то, что откладывали до лучших времен.
Между тем научная работа началась в саду сразу же. Уже через 5 лет вышел каталог семян для обмена с другими отечественными и зарубежными ботаническими садами, вскоре была выпущена брошюра «Дикорастущие съедобные растения Горьковской области», разрабатываются методы сбора, сушки и использования лекарственного растительного сырья. В военные годы возродили использование мха сфагнума, еще с Первой мировой войны известного как эффективный гигроскопичный и бактерицидный перевязочный материал. В военные годы на больших площадях сеяли овощные и другие сельскохозяйственные культуры (овес, клевер), обрабатывали все это без специальной техники. На протяжении всего теплого сезона помощь саду оказывали школьники 5-7-х классов, которые получали за труд продуктовые карточки и бесплатно питались в столовой, организованной при саде. Для нужд столовой пришлось обзавестись небольшим подсобным хозяйством из нескольких коров и свиней.
В послевоенные годы площадь сада составляла 75 га. Возобновились работы по интродукции растений, благодаря которым на улицах города появились такие древесные породы, как ель колючая, орех маньчжурский, конский каштан обыкновенный и другие. Дендрологическая коллекция сыграла заметную роль в закладке создаваемого тогда к 800-летию г. Москвы и 225-летию Академии наук Главного ботанического сада в Москве, куда была переведена на работу ученица С.С. Станкова С.В. Сиднева.
Непрерывно велась работа над систематическим участком сада, включавшим многолетние и дикорастущие растения разных географических зон страны. Участок каждые 10 лет переносили на свежие почвы, к началу 80-х годов он включал порядка 500 видов растений. Были испытаны и внедрены в озеленение представители родов пенстемон, ветреница, василек. Большое внимание уделялось редким и исчезающим растениям, особенно родной Горьковской области, цветочно-декоративным растениям закрытого (азалии, каллы, цинерарии, хризантемы, цикламены) и открытого грунта (флоксы, георгины, пионы, гладиолусы, ирисы).
Новый директор, С.И. Завыленков, вступил в должность в 1957 году и занялся перестройкой теплиц. Площадь их была расширена, подведено отопление от котельной. Выросла коллекция тропических и субтропических культур, 220 из них было рекомендовано для озеленения общественных и производственных помещений. В послевоенные годы уделялось большое внимание плодово-ягодным культурам, сорта земляники и малины, выведенные в саду, проходили сортоиспытания в 17 регионах страны.
Сегодня уникальные коллекции открытого грунта содержат 1520 видов и форм древесных растений из 60 семейств, 390 из них рекомендованы для озеленения. В коллекциях есть виды, практически не встречающиеся в других ботанических садах (например, катальпа гибридная с полумахровыми цветками, цветущая хурма виргинская, каркас западный, хмелеграб японский, бук восточный, граб обыкновенный, леукотое Кетсби, красника, кальмия узколистная и много других). Информация о состоянии коллекции ежегодно рассылается в 70 ботанических садов России, ближнего и дальнего зарубежья. Обмен семенами растет с каждым годом, коллекция активно пополняется. Для сбора шишек хвойных приходится заказывать специальную машину, так как многие деревья достигли больших размеров.
Сразу после входа в сад посетителя встречает ландшафтная экспозиция из хвойных растений и многолетников. Есть здесь и водоем, окруженный рододендронами и водолюбивой растительностью.
На горке привлекает внимание необычная декоративная форма ели колючей со слегка опущенными кончиками ветвей. Ее выделили сотрудники сада и дали название «Фаина» в честь своей коллеги Фаины Викторовны Насоновой, работавшей в саду в послевоенные годы и закладывавшей дендрарий вместе с С.В. Сидневой.
Рядом расположился лианарий, где по опорам карабкаются актинидия коломикта, луносемянник канадский, кирказон крупнолистный. Впервые я увидела виноградовник короткоцветоножковый, который на первый взгляд не отличишь от винограда.
На дендрологическом участке деревья возрастом 50-60 лет поражают своей красотой. Впечатляют аллея лиственниц (есть редкая лиственница польская), густые кроны ели колючей и ее формы Глаука, раскинувшиеся по земле старые стволы сосны горной. О почтенном возрасте деревьев можно судить по годичным кольцам на спиле ели, погибшей от короеда.
Значительная коллекция декоративных форм туи западной, имеется и туя складчатая, которая хоть и не совсем хорошо себя чувствует, но достигла высоты около 2 м.
Одной из достопримечательностей сада является магнолия кобус, которая недавно начала цвести. Есть целый ряд небольших теплолюбивых катальп - 3 вида и 2 гибрида (см. Катальпа).
Впервые здесь мне удалось увидеть очень декоративное цветение мушмулы германской (см. Мушмула германская), на которой еще сохранились прошлогодние плоды, Они, кстати, съедобны после промораживания, но уступают по размерам и вкусовым качествам сортовой мушмуле. Еще одна редкость – хурма виргинская. На родине, в Северной Америке, она достигает 20-40 м в высоту, в средней полосе России растет медленно, не выше 3 м, цветет, но не плодоносит.
Шестидесятилетняя черемуха Маака имеет многоствольную форму, а ее поросль рядом уже стала взрослой.
Однако мне не терпится перейти к самой впечатляющей экспозиции сада – коллекции вересковых. Мы как раз застали цветение этих растений. Очень красивыми и здоровыми выглядят редкие менцизия пятитычинковая, лиония бирючиновидная, кальмия узколистная, красника, посаженные в защищенном месте, багульники болотный и железистый (Ledum glandulosa). Среди сеянцев голубики щитковой есть очень удачные экземпляры, буквально облепленные завязавшимися плодами. На солнечной горке расстелилась брукенталия, по современной классификации - эрика остролистная – чудесная подушка с белыми бутонами, которые распускаются розовыми цветками.
Коллекция рододендронов очень богата, насчитывает 60 видов (из них 6 – в оранжерее) и 27 сортов. Первые экземпляры рододендронов были посажены еще при создании сада в 1934 году, основная часть – с 1979 года. Большинство из них выращено из семян, всего было испытано 107 видов. Помимо имеющихся в разных ботанических садах видов, таких как рододендрон желтый и японский, здесь можно видеть редкие рододендроны Альбрехта, толстоволосистый, ржавый, камчатский и некоторые другие (см. стр. Рододендрон). Есть также более распространенные рододендроны желтый, Шлиппенбаха, Смирнова, клейкий, ноготковидный, розовый, японский и др.
Впечатляют и результаты собственной селекции – в коллекции 46 гибридных сеянцев и 50 – от свободного опыления. Среди них есть без преувеличения выдающиеся, отличающиеся богатым цветением, и главное – высокой зимостойкостью.
Немало сделал для ботанического сада и нынешний директор Широков Александр Игоревич. Он собрал большую коллекцию садовых орхидей, построена современная оранжерея.
Нижегородский ботанический сад внес немалый вклад в науку и сыграл значительную роль в том, как выглядит сегодня Нижний Новгород (ботанический сад – еще и прекрасный пейзажный городской парк, где проводится множество экскурсий для студентов, школьников и всех желающих). Его любят посещать свадебные кортежи, однако не всегда оплачивают фотосъемку на фоне уникальной растительности. Хочется обратиться со страниц нашего портала ко всем будущим нижегородским молодоженам: помните о том, что отдавая небольшую, посильную плату за эффектные фото на фоне растительных ландшафтов, вы вносите свою маленькую лепту в поддержание ценнейших коллекций сада, а одновременно - и зеленых легких города. Отнеситесь с уважением к труду поколений ботаников и не скупитесь! Вы поможете сохранить это богатство для своих детей и внуков.
Литература:
Ботанический сад Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (1934-2009) - Нижний Новгород, Издательство Нижегородского университета, 2009
Фото: Рита Бриллиантова