закрытьX

Лабиринт – Орнамент - Символ

Рубрика: Статьи раздела

Садово-парковое хозяйство «Фрунзенское» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Лабиринт-Орнамент»

 

Главное внимание уделено не цвету, а фактуре и красоте рисунка цветника. Основным материалом для создания лабиринта выбрана бегония всегдацветущая, а светлая каменная крошка, заполняющая промежутки между полосами цветов, придает контраст и хорошо подчеркивает общий рисунок.

 

Посетители, рассматривая этот сравнительно небольшой цветник, смогут мысленно отправиться в прогулку по лабиринту.

 

 

Древесный питомник «Lorberg»  (Германия)

Концепция проекта «Сицилианский сад»

 

(I место в номинации "Интерактивный лабиринт")

 

Древесный питомник ЛОРБЕРГ демонстрирует про­ект «Сицилианский сад в Пруссии» с использовани­ем топиарных форм (размеры сада - 20 х 15 м).

 

В этом проекте наглядно демонстрируется возмож­ность гармоничного использования разнообраз­ных форм, видов и фактур посадочного материа­ла. Аналоги подобных ландшафтных композиций можно встретить во многих исторических садах. В данном случае историческим прообразом по­служил знаменитый парк Сан Суси.

 

Композиция состоит из следующих элементов: формованная живая изгородь, липа штамбовой формы, арки из дубов, арки из липы.

 

Центр сада занимает бассейн, откуда открывается вид на деревянные скульптуры в форме кипариса (художник Штефан Питрига), установленные с 3-х сторон в глубине арок.

 

Центральную часть композиции украшают четы­ре каштана, имитирующие колонны. Орнаменты внутри сада  выполнены из цветущих однолетников.

 

 

Агентство «Трифем» (Франция)

Концепция проекта «Северная звезда»

 

(I место в номинации "Лабиринт-символ")

 

Лабиринт «Северная Звезда» напоминает об истории основания Северной Столицы - Санкт-Петербурга в 1703 году, когда по воле царя Петра I город был возведен на моховых болотах.

 

Но «Северная Звезда» - это также намек на взаим­ные связи между Францией и Россией, и на лест­ное имя, данное Вольтером Екатерине Великой.

 

Этим лабиринтом автор проекта стремился вы­явить некоторые ключевые моменты из истории строительства города.

 

Основой растительных стен лабиринта служит мох, а зеркала и бассейны напоминают о присут­ствии каналов - настоящих водных лабиринтов,  отражающих великолепие города.

 

 

Группа компаний «Ananta»

Концепция проекта «...Люблю тебя, Петра творенье!»

 

Композиция представляет собой воссоздание деревянного фрагмента боскета «Лабиринт» Летнего сада.

 

После знакомства с парком Версаля, Петр I необычайно увлёкся устройством Лабиринта в Летнем саду.

 

Боскет «Лабиринт» Летнего сада состоял из системы до­рожек, окруженных зелёными стенками, в углублении ко­торых находились трельяжные ниши с фонтанами. Всего было установлено 30 фонтанов со скульптурными группа­ми, представляющими персонажей по сюжетам эзоповых басен. При входе в сад стояла позолоченная статуя самого Эзопа.

 

Скульптурные композиции боскета «Лабиринт» просуще­ствовали до 1777 года, когда большим наводнением и бурей были разрушены почти все элементы Лабиринта, и с тех пор ансамбль «Лабиринт» Летнего сада не воссоздавался.

 

 

Управление благоустройства и садово-паркового хозяйства

Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга

Концепция проекта «Симфония жизни»

 

(I место в номинации "Лабиринт-орнамент")

 

Проект представляет цветочный лабиринт - орнамент.

 

Идея лабиринта заключается в единстве и борьбе противополож­ностей. Композиционно экспозиция состоит из двух частей. При одинаковой структуре лабиринты имеют разное решение, как по цветовой гамме, так и по смысловой нагрузке.

 

Рисунок лабиринта основан на символической орнаментальной фигуре «меандр». Композиция состоит из двух орнаментальных лабиринтов, размещенных по обе стороны от центральной до­рожки.

 

В одном случае для создания орнамента используются цветы го­лубых и синих оттенков (агератум, виола), для второго лабиринта используются цветы красных и оранжевых оттенков (виола, пе­туния и др.). Такая цветочная палитра позволит при одинаковой структуре лабиринта получить контрастное решение, которое дополнительно подчеркнуто двумя скульптурами, установ­ленными в центре каждого лабиринта и имеющими противопо­ложный эмоциональный и смысловой характер.

 

Для лучшего зрительного восприятия рисунка лабиринта высо­та цветочных рабаток повышается от центра к периферии круга, образуя воронку в центре, в которой размещена вертикальная скульптурная композиция.

 

Лабиринты «привязаны» друг к другу цветочным оформлением и до­рожкой, по отношению к которой они расположены слегка асимме­трично для последовательного осмысления композиции в целом.

 

Цветочное оформление выполняется из цветочных растений в горшках, дорожки меандра - из мраморной крошки по геотексти­лю, элементы вертикального озеленения - из сборных каркасных модулей.

 

 

Издательский дом «Землевладелец Северо-Запада» (Санкт-Петербург)

ООО «Сервис Бис»

ООО «Селивеич»

Компания «Терем»

Концепция проекта «Маленький Принц»

 

(II место в номинации "Интерактивный лабиринт")

 

Новый формат прочтения притчи-сказки Антуана де Сент-Экзюпери - интерактивный лабиринт «Маленький Принц», по­знакомит посетителей детской площадки с философской сказ­кой известного французского писателя.

 

Ландшафтный проект представляет собой архитектурную фор­му с игровыми дорожками. Для художественного оформления выполняется роспись - рисунок, изображающий фрагменты сю­жета сказки, путешествия Маленького Принца по планетам.

 

Краткие философские высказывания прописаны текстом, для лучшего осмысления родителями и детьми:

  • «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
  • «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не уви­дишь»
  • «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»

Ландшафтное ателье «Сакура» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Свой путь. Между Востоком и Западом»

 

(II место в номинации "Интерактивный лабиринт")

 

Интерактивный лабиринт «Свой Путь» предлага­ет своим посетителям проследовать тропой раз­вития мысли ландшафтных архитекторов сквозь различные стили паркостроения.

 

Лабиринт аллегорически представляет нелегкий путь поиска собственного стиля российского ландшафтного дизайна. Для того, чтобы пройти сквозь лабиринт, необходимо двигаться поперек проложенных путей и избегать тупиков стерео­типных ландшафтных решений.

 

Прохождение лабиринта предполагает поиск пути сквозь «Восточную» и «Западную» части. Тупики олицетворяют распространенные приемы раз­личных стилей паркостроительства.

 

Различные утолки в «Восточной» части сада-лабиринта наполнены глубоким символизмом, присущим восточному саду. Участок в «Восточной» части лабиринта с «сухим ландшафтом», мостиком и «оленьим пугалом» - распространенный мотив в теме японского сада.

 

«Западная» часть лабиринта спланирована в ре­гулярном стиле. Садовая скульптура, цветочные вазоны и парковая мебель передают настроения различных эпох в развитии ландшафтной архи­тектуры в Европе.

 

Для того, чтобы пройти из одной части лабирин­та в другую, необходимо идти поперек очевидного направления движения, что и является аллегорией наиболее перспективного развития ландшафтной архитектуры в России.

 

Центральный узел лабиринта представляет собой проход из «Западной» части в «Восточную», выпол­ненный в виде двух арок, символизирующих Вос­ток и Запад, установленных друг напротив друга и закрытых зеркалами, благодаря чему создается ил­люзия ложного прохода в лабиринте.

 

 

 

«Константа Парк» (Санкт-Петербург),

«Мастерская ландшафтных форм» (Ленинградская обл.)

Концепция проекта «Мистерия духа»

 

(III место в номинации "Лабиринт-символ")

 

У самой дороги

Чистый бежит ручей,

Тенистая ива.

Я думал, всего на миг, -

И вот, стою долго-долго.

 

В проекте сделана попытка отразить классиче­скую трактовку лабиринта через форму японской традиции, используя для этого технику «Каресан-суи».

 

Связующим звеном выступает единое понятие символизма, присущее, в большей или меньшей степени, любому виду искусства. Символизм лаби­ринта в его классической трактовке, как отраже­ние духовного поиска личности, выразился через мистическое философское ощущение, передавае­мое традиционным японским «Садом камней».

 

Гравий, песок или иной инертный материал тра­диционно ассоциируется в «Саду камней» с пото­ком воды. Поток воды (лабиринт, проложенный по периметру) в данном проекте символизирует реку жизни, а острова камней, обрамленные ла­биринтом - наиболее значимые точки духовного роста человека.

 

Не случайно выбрано количество островов - семь. Семантика этого числа отражена во многих фило­софских, религиозных и мистических школах. Так, в христианстве число семь - символ творе­ния, в мистической концепции - у человека семь тонких тел или оболочек высшего «Я». Согласно Священному Писанию, семь - совершенное чис­ло, оно правит миром и пространством. В аспекте данного проекта число семь, скорее, олицетворяет христианские семь грехов, а точнее - негативных проявлений человеческой личности, которые она осознает и преодолевает в течение жизни.

 

Для создания проекта используется мраморная крошка, камни, деревянный настил по периметру. Возможна организация движения зрителей вокруг композиции (по деревянному настилу), что будет давать возможность более детально рассмотреть рисунок лабиринта.

 

 

ООО «Виста» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Северный Лабиринт»

 

Северные каменные лабиринты - одна из сложнейших археологических загадок. До сих пор нет однозначных трактовок практического назначения лабиринта.

 

Лабиринт задуман как метафорический проход в потусторонний мир, который существует парал­лельно с нами. Где-то в глубине души люди знают, что он есть и что там ждут их счастье и покой.

 

Двигаясь между извивами каменной спирали, иду­щий по лабиринту должен закрыть глаза и уйти в себя, не отвлекаясь на окружающий мир. Человек будет спотыкаться и падать, но потом его ноги научатся чувствовать путь. Каждый раз, совершая почти полный, однако, так и не замыкающийся круг, он, двигаясь по лабиринту, будет невольно проходить через различные состояния сознания.

 

В лабиринте часто получают ответы на глубинные во­просы, либо советы в форме прямого знания, а также индивидуальные знания о себе. Центральное место в лабиринте идеально для медитации и откровений, вре­мя присутствия в центре лабиринта индивидуально.

 

Каждый, кто отважится пройти лабиринт, откроет его тайну для себя.

 

 

ООО «Центр ландшафтной архитектуры» (Санкт-Петербург)

ООО «Петербургская ландшафтная компания «ВертоградЪ»

Концепция проекта «Цветочный лабиринт»

 

(II место в номинации "Лабиринт-орнамент")

 

Совместный проект ООО «Центр ландшафтной архитектуры» и ООО «Петербургская ландшафт­ная компания «ВертоградЪ»

 

Решетка Михайловского сада
Решетка Михайловского сада

Проектное решение совмещает в себе затею лаби­ринта и классические формы цветочного партера. Садовая головоломка-забава, столь характерная для дворцовых парков галантного века, находит своё воплощение в новом материале. Вместо зелё­ных шпалер, бордюра из вечнозелёного самшита и тиса будут использованы цветы.

 

Схема лабиринта создана по мотивам рисунка решётки Михайловского сада, расположенной со стороны Храма Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). Эта ограда (архитектор А. Парланд) - одно из ярких украшений сада. Крупные формы лабиринта, расположенные в восточной части сада, будут перекликаться с пластикой решётки на западной его границе. Элегантные завитки с ро­зетками напоминают фигуры классических раз­резных партеров в увеличенном масштабе.

 

Такие партеры с цветочным рисунком и фоном из песка в некоторых случаях были предназначены для прогулок, и по своей сути были очень близки к лабиринтам. Поэтому слияние партера и лаби­ринта будет вполне органично.

 

Аналогичные ковровые цветники можно было встретить и в более поздние исторические перио­ды. Цветники-орнаменты из низких растений с рисунком из завитков или геометрических фи­гур были популярны в конце XIX века и позднее, вплоть до 1930-х годов. Многие сады и скверы Санкт-Петербурга были украшены подобными арабесками и партерами, иногда весьма сложны­ми по рисунку и цветовой композиции.

 

 

ООО «Русские деревья» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Райский сад»

 

В основу композиции взят классический дерновой лабиринт. В центре лабиринта находится цветущая яблоня, символизирующая райское дерево. Проход под аркой из цветущих яблонь является пропуском в рай. На зелёных концентрических кругах лабиринта, то удаляющихся от центра, то приближающихся к нему, краснеют свежие яблоки. Кто откусит от плода познания добра и зла?

 

Начиная свой путь в Лабиринте событий,

Мы не знаем, что нам предстоит пережить

И какую громаду пришедших открытий,

Проходя лабиринт, предстоит совершить.

В чём задача творца Лабиринта и смысл
Всех событий, встречаемых там на пути?
Мы имеем возможность всё это осмыслить
И на встречу к Творцу Лабиринта идти.


 

“Meilland International» (Франция)

Концепция проекта «Лабиринт Мейан»

 

Идея этого лабиринта появилась из одной работы о переходе от трехмерного изображения к двух­мерному: роза с причудливыми лепестками пре­терпевает в процессе роста множество внешних трансформаций, и именно из этих графических изменений родился этот лабиринт...

 

* Растения, использованные для создания лаби­ринта: белые розы Sweet Meidiland

 

 

Компания «Спецпаркдизайн» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Авангард»

 

(III место в номинации "Интерактивный лабиринт")

 

Лабиринты из стриженого тиса в замках аристократов, декоратив­ные цветники в форме спирали — все внешние формы существую­щих лабиринтов были отброшены. Сквозь красные полотнища пробивается свет. Эти полотнища напоминают о революционных флагах в России, о новой, революционной эстетике.

 

Этот лабиринт, с его извилистыми путями и тупиками, символизи­рует ход развития нашей революции и последующей истории.

 

На входе в лабиринт матросы, перепоясанные пулеметными лентами, проверяют у желающих войти мандаты. В отличие от других времен, они выдают таковые всем желающим без ограничений и бесплатно. Мандат с отметкой о посещении остается у посетителя на память.

 

И даже тупики в лабиринте — не просто место, где придется раз­вернуться и пойти обратно. В тупиках установлены скамейки, что­бы человек мог посидеть, подумать, принять решение - сделать то, что так необходимо на всех переломных моментах истории.

 

 

ООО «Капитель» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Модульная композиция. Восприятие лабиринта»

 

Проект представляет собой модульное сооруже­ние в виде купола.

 

Внутреннее оформление купола выполнено в сме­шанной технике:

  • напольное покрытие - каменная мраморная крош­ка с рисунком лабиринта (авторская работа)
  • стены покрыты росписями и являются главным со­держанием композиции, для подчеркивания этого содержания предусмотрена специальная флюо­ресцентная подсветка

 

Инсталляция из авторских работ внутри купола на тему истории создания, форм и образов лабирин­та поддерживается аудивизуализацией с помощью современных технических средств.

 

 

Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Четыре века Елагина острова»

 

(III место в номинации "Лабиринт-орнамент")

 

Композиция представляет более чем трехвековую историю пар­кового искусства Елагина острова. Начиная с XVIII века, когда Елагин остров являлся типичным образцом регулярного парко­строения в России и вплоть до XX века в художественном облике парка находили отражение все стили, направления и идеи, ха­рактерные для каждого из веков.

 

Граф И.П. Елагин, один из первых владельцев парка, был членом общества «Вольных каменщиков» - и в парке были визуализиро­ваны масонские идеи и символы; символика классицизма про­слеживается в орнаментах парковых цветников XIX века, сти­листическое направление историзма второй половины ХIХ-ХХ веков проявилось в декоративном убранстве парка, в формах цветников и в использовании экзотических растений.

 

В своей композиции авторы проекта стремятся отразить и давние традиции садово-паркового искусства, и богатейшую историю Елагина острова. В формах предлагаемого для конкур­са орнамента представлены и масонская тематика XVIII века, и классические элементы декора, и характерная историческая те­матика ковровых цветников с использованием исторического ассортимента.

 

 

OOO «Парковая реставрация» (Москва)

Концепция проекта «В поисках Русского сада»

 

Основная идея экспозиции - отражение темы по­иска русского стиля в садово-парковом искусстве. Лабиринт в первую очередь символизирует труд­ность поиска пути, на первый взгляд непреодоли­мого. Задача экспозиции не столько в том, чтобы дать определённый ответ, а, скорее, в том, чтобы задуматься над вопросом «Каковы особенности Русского сада?».

 

Композиция представляет собой круглый лабиринт с четырьмя кабинетами. Центральная круглая часть сделана в традициях дерновых лабиринтов, концентрические дорожки прерываются холмиками, на которых установлены объекты «подсказки», сим­волизирующие ключи к поиску стиля Русского сада - одинокий камень, берёзовая роща и деревянный колодец. Основной маршрут проходит мимо «подсказок», поочерёдно приглашая в каби­неты из трельяжной решётки.

 

В них расположены экспозиции зарубежных садов: китайского, арабского, европейского и американского. Взгляд на них со стороны может подсказать, в чём же особенность Русского сада. Таким образом, основная композиция окружена видами садов мира: древнейшие сады Китая, средневековые арабские сады, европейские сады Нового времени, современные сады Америки. Именно в таком порядке - с Запада на Восток и от древних вре­мён к современности - пролегает маршрут путешествия.

 

После осмотра всех подсказок и «посещения» других садов мира дорожка приводит к центру лабиринта, где можно отдохнуть на удобной скамейке, ещё раз взглянуть на пройденный путь.

 

Лабиринт «В поисках Русского сада» - это, прежде всего, символ, большое внимание в котором уделено и орнаменту, и затейливо­сти, что придает ему значительную долю привлекательности.

 

Орнамент лабиринта символизирует структуру укреплённого города: круглой цитадели с башнями. Внутри него - запутан­ный геометрический рисунок дорожек, центральная площадь и аморфные «ландшафтные» холмики. Таким образом, сам ор­намент символизирует лабиринт как город. В четырёх башнях­кабинетиках расположены «обманки» с изображением садов, по­гружающие зрителя в атмосферу других стран и народов.

 

 

Творческое объединение «Ландшафтные миниатюры» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта ландшафтной миниатюры «Хэмптон Корт»

 

Идеей проекта выбран лабиринт английского пар­ка Хэмптон Корт, известный русскому зрителю по фильму «Трое в лодке, не считая собаки» (снятому по одноимённой повести Джерома К. Джерома).

 

Это один из старейших сохранившихся британ­ских лабиринтов из живой изгороди. Он был спроектирован Джоржем Лондоном и Генри Вайзом в 1690 году.

 

Особенностью представленной ландшафтной ми­ниатюры является использование метода модели­рования и макетирования. Зритель может не только увидеть внешний вид лабиринта в парке Хемптон Корт, но и практически ощутить себя в нем.

 

Макет помогает наиболее верно понять компози­цию, форму, функциональное назначение, цвето­вую гамму объектов и их взаимодействие между собой и с окружающим пространством. Этот про­ект является одним из немногих проектов в Рос­сии, осуществленных с помощью моделирования и макетирования. Данная техника позволяет убе­дительно и эффектно передать атмосферу и дух эпохи современников Джерома К. Джерома.

 

 

«Стилгруп» (Нидерланды)

Концепция проекта «Санкт-Петербург. Лабиринт как символ»

 

Исторический центр Санкт-Петербурга как лабиринт.

 

Туристу из Голландии, попавшему в центр города впервые, довольно сложно в нем разобраться. Не только протяженность, но и потрясающая красота, и недоступные пониманию названия улиц на табличках уподобляют городской центр лабиринту. Но это лишь до тех пор, пока не поймешь ход городского развития. Силуэт Адмиралтейства на фоне Невы предстает как некий ориентир. Его золоченый шпиль, возвышающийся в центре городской оси, указывает путь в лабиринте исторического полотна города.

 

Этот лабиринт является идеей, вдохновляющей нас на участие. С исторической точки зрения, голландцев и русских многое объединяет. Кораблестроение, порты Санкт-Петербурга и Роттердама, архитектура и урбанистический дизайн, даже планы этих исторических городов указывают на тесную взаимосвязь. Да и цвета национальных флагов одинаковы. Лишь расположение линий в российском триколоре (белый-синий-красный) отличается от голландского (красный-белый-синий).

 

Товарищество молодых художников «Зеленая собака» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта ландшафтного лабиринта «По следу»

 

Проект представляет собой скульптурную инстал­ляцию, выполненную из вьющихся растений и различных элементов садово-паркового декора. В её основе - изображение большого собачьего следа, который в данном случае символизирует собой лабиринт. В пространстве следа устанавливается скульптурная композиция из собак, дер­жащих друг друга зубами за хвостики, что при взгляде сверху, придает следу вид неравномерно закрученной спирали. Движение спирали начи­нается из центра, формируя идею прохождения лабиринта.

 

Каждая собачка являет собой плоскую скульптуру из проволочного каркаса, обвитого растением. Дополнительную декоративность объекту прида­ют дорожки между рядами собачек, выполненные из цветного песка, камней, цветных стекол.

 

Композиция располагается под незначительным углом к поверхности, что придает большую выра­зительность при прочтении как графической, так и скульптурной составляющей инсталляции.

 

 

«Твор-Ци» - мастерская ландшафтного дизайна (Москва)

Группа компаний «Ниагара» (Санкт-Петербург)

Концепция проекта «Сад-мантра (Земля. Вода. Спираль)»

 

(II место в номинации "Лабиринт-символ")

 

Проект сада выполнен в стиле хай-тек, а также, минимализма. Сад ассо­циативный. Он представляет собой два аналогичных мини-лабиринта, расположенных один - на земле, другой - на воде, и созданных на осно­ве единичной матрицы большого лабиринта. Это простейший меандр -две проникающих друг в друга спирали.

 

Большое влияние на ландшафтных специалистов Европы оказыва­ют китайские и японские сады - их символизм и ощущение Все­ленной. И этот проект, несмотря на выраженную стилистическую современность, глубоко символичен.

 

В лабиринте находят свое воплощение три идеи. Первая выра­жает концепцию создания любого сада - это синтез рукотворных материалов (элементы из жестко вспененного полистирола в яркой декоративной раскраске) и натурального природного окружения (деревья и цветы).

 

Вторая идея символизирует изменчивость мира: все меняется - ме­няется и настроение природы. Сад отражает все времена года: си­неву весеннего неба, розовую яркость лета, туманы осени, зимний мрак и вновь - синее весеннее небо.

 

И, наконец, третья идея - это извечное дуалистическое взаимодей­ствие Земли и Воды. У воды две основные добродетели, или свойства - это движение (реки, ручьи, водопады) и покой. И как результат по­коя - отражение. Грунтовый сад-мантра как бы отразился в воде... и появился островок в виде водного лабиринта.

 

Проект «Сад-мантра» - это попытка понять и осмыслить свое место в мире, осознать себя частью природы, а природу - как Космос, по­пытка философского и эстетического постижения природы, и по­иск новых путей в искусстве создания садов.

 


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет