закрытьX

Люксембургский сад в Париже

Рубрика: Репортажи

Автор: Чечеватова Татьяна
биолог

 

Побывав в Латинском квартале Парижа, пройти мимо, не опознав Люксембургский сад, практически невозможно: его изящная решетка в летнее время обычно украшена работами очередной фотовыставки, а все ворота сада гостеприимно распахнуты с 7.30 до 21.00 с апреля до конца октября и с 8.00 до 17.00 с ноября до конца марта.

 

 

Здесь вас ждут тенистые аллеи и зеленые партеры, цветы и скульптуры, водная гладь и тишина. Слово сад в названии не случайно: сад всегда предполагает наличие особняка, продолжением которого он является, тогда как парк – это, по определению, «открытая озелененная территория, предоставляемая государством для отдыха граждан». В данном случае, как мы убедимся позже, будут применимы оба варианта.

 

Люксембургский сад занимает 26 гектаров, и для тесного Парижа это второй по величине парк. Посмотрим, как многовековая история сада, сделавшая его знаменитым, отразилась на его настоящем.

 

Дворец Марии Медичи

 

Начинается история этого места с XIII в., когда монахи-картезианцы разбили здесь фруктовый сад.

 

Люксембургский дворец был построен по заказу королевы Марии Медичи (1573-1642), вдовы Генриха IV и матери Людовика XIII, той самой, за которой до сих пор тянется сомнительная слава интриганки и отравительницы. Королева, став вдовой и получив абсолютную власть, решила возвести для себя дворец, похожий на итальянские палаццо, где прошло ее детство. Для строительства королева приобрела у герцога Люксембургского 8 га земли за городом подальше от суеты и зловония Парижа и пригласила знаменитого потомственного архитектора Соломона де Бросса, а для разбивки сада – флорентийского гидравлика и фонтанных дел мастера Томаззо Франчини.

 

Франчини разбил цветочные партеры вокруг фонтана напротив окон дворца. За партерами пролегала широкая аллея, ограничивавшая сад. В юго-восточном углу сада был устроен фонтан Марии Медичи в виде простого грота без бассейна и скульптур, добавленных позже. По приказу королевы было высажено 2000 вязов, а заброшенный галло-римский акведук Аркей протяженностью 16 км, который когда-то нес воды Реджи к термам Клюни в Париже, был восстановлен и проведен к саду, чтобы обеспечить водой фонтаны и растения. Работы над акведуком растянулись на 11 лет (1613-1624).

 

Строительство дворца началось в 1615 году. Архитектурный стиль дворца не определяется четко, это уже не совсем ренессанс, но еще не барокко.

 

 

Интерьеры дворца оформляли Пуссен, Филипп де Шампань и Рубенс. По заказу Марии Медичи Рубенс (1577-1640) написал 24 картины для галереи дворца, темой которых были основные события в жизни королевы. В настоящее время этот цикл картин Рубенса можно увидеть в Лувре.

 

Несмотря на то, что Люксембургский дворец был королевской резиденцией вплоть до Французской революции, королевская коллекция живописи была открыта для свободного доступа уже с 1750 г. Она располагалась в отдельном помещении дворца, названном Музеем Люксембурга.

 

В начале XIX века сто полотен старых мастеров из королевской коллекции музея Люксембурга были отправлены в Лувр, после чего музей Люксембурга начал выполнять функции художественного салона, где художники и скульпторы впервые могли выставлять свои работы на суд современников. Так появился первый в Европе музей современного искусства.

 

Дворец достраивался, обновлялся и рос, и после свержения монархии был национализирован. Революция превратила дворец в тюрьму и оружейные мастерские. В этих стенах томилось 800 заключенных, среди которых были известные революционеры Дантон и Демулен, ушедшие отсюда на гильотину в 1794 г., и не менее знаменитые, пережившие заключение, художник Давид и Жозефина де Богарне – будущая жена Наполеона и первая императрица Франции. Тюремный период в жизни дворца был недолгим, но крайне разрушительным для сада, партеры которого были превращены в огород. Грот фонтана Марии Медичи был разрушен.

 

В 1801 г. Наполеон передал здание Сенату, который с тех пор уже более века заседает здесь.

 

Оставим дворец за спиной и перейдем в раскинувшийся перед ним сад.

 

Кружева Люксембургского сада

 

В 1630 г. Люксембургский сад расширяется до 30 га за счет покупки прилегающих земель. Для перепланировки сада приглашен Жак Бойсо (1560 – 1633) – ландшафтный дизайнер, суперинтендант королевских садов Людовика XIII, за плечами которого было устройство королевского сада Тюильри. Дизайн Бойсо отличался строгой геометрией и симметрией. Ему принадлежат прямоугольные партеры с цветочным бродери перед дворцом. После смерти Бойсо был опубликован его трактат, ставший учебником по созданию французского регулярного сада. Трактат содержал 60 офортов со схемами партеров и боскетов, среди которых было несколько, посвященных планированию Люксембургского сада. Согласно офорту, партер перед парковым фасадом дворца представлял собой тонкий узор из стриженного самшита и цветного песка с монограммой Марии Медичи. Для прогулок были предусмотрены широкие дорожки, посыпанные гравием. Эта композиция особенно хорошо смотрелась из дворцовых окон бельэтажа.

 

 

Все это хорошо согласовывалось с изложенной в его трактате теорией создания регулярного сада, согласно которой ключевой точкой ансамбля является дворец, стоящий, как украшение, на открытом месте. Самые красивые кружевные партеры размещали поближе к дому, по мере удаления от дворца партеры строгой геометрической формы упрощали, чередуя их с водоемами и фонтанами и объединяя все в единый дворцово-парковый ансамбль. При этом зеркало водоемов использовали для удвоения высоты отражающихся объектов. Все партеры располагали симметрично относительно главной планировочной оси парка так, чтобы они были хорошо видны из окон верхних этажей дворца. В 1635 г. партеры перестроил Андре Ленотр, который только начинал свое восхождение к вершинам ландшафтного искусства.

 

В настоящее время кружевные партеры возле дворца, требующие огромного внимания для их поддержания, уступили место зеленым партерам, обрамленным цветочным бордюром. Сейчас Люксембургский сад несколько изменил свой исторический облик с учетом современных требований.

 

Окна дворца смотрят на окруженный партерами 8-угольный Большой фонтан с единственной вертикальной струей в центре. Огромный бассейн фонтана сейчас отдан детям для запуска корабликов. Игрушечные парусники и кораблики можно взять напрокат прямо рядом с фонтаном. В парке всегда много детей. Это стало темой стихов Марины Цветаевой и Саши Черного.

 

Богатый выбор развлечений позволит любому ребенку найти занятие по вкусу, сделав прогулку по саду интересной и запоминающейся. В Большом фонтане можно пускать кораблики с дистанционным управлением, в северо-западной части парка в теплое время года можно посмотреть представление кукольного театра «Гиньоль» или прокатиться на настоящей старинной карусели, спроектированной еще в 1879 г. архитектором Оперы Шарлем Гарнье, также дети могут покататься на пони, на ослике или в экипаже.

 

В западной части парка находятся площадки для активного отдыха, среди которых детская площадка «Зеленый цыпленок» (Poussin Vert) с двумя зонами –для детей до 7 лет и от 7 до 12 лет – с множеством горок, песочницей, качелями, скалодромом и веревочными трассами.

 

Популярным местом прогулок парк стал еще в XVII веке, после того как его расширили по приказу Людовика XIV, дополнив перспективой в южной части. Зеленые партеры с дорожками из гравия и аллеи аккуратно подстриженных каштанов стали неотъемлемой частью перспективы Обсерватории.

 

В конце XVIII века граф Прованский, будущий король Людовик XVIII, разрешил населению собирать фрукты в Люксембургском саду, сохранившем богатую коллекцию сортов яблонь и груш, оставленную потомкам еще монахами-картезианцами. Доступность сада лишь добавила ему популярности, в XVIII веке здесь можно было встретить Жан-Жака Руссо и Дени Дидро. Позднее их сменили новые поколения классиков – Бальзак, Шатобриан, Мюссе, Ламартин, и Верлен, Сартр, Кессель, Андре Жид и др.

 

Перспективу от дворца до самой обсерватории проложил придворный архитектор Наполеона I Жан-Франсуа Шальгрен (1739-1811), это стало возможным лишь после сноса аббатства. Он сохранил знаменитый древесный питомник картезианцев и старые виноградники, привел в порядок регулярный парк, восстановил разрушенный в революцию фонтан Марии Медичи и оформил две террасы сада пандусом. Теперь нижнюю террасу с Большим фонтаном в центре огибал подковообразный пандус, поднимающийся на высоту около 3 м. Перепад ярусов был оформлен балюстрадой на верхней террасе и земляным склоном возле подпорной стены на нижней террасе. Верхняя терраса декорирована горшками с цветущими растениями и скульптурами.

 

У Большого фонтана в центре регулярного парка находится зона спокойного отдыха, здесь можно удобно устроиться на зеленых железных стульях и любоваться парком, наслаждаясь тишиной. До 1923 г. здесь выдавали легкие плетеные стулья за плату, а сидеть на скамейках можно было бесплатно. В связи с этим в воспоминаниях Анны Ахматовой о встречах с Модильяни в Люксембургском саду упомянуты платные стулья, на которые у Модильяни никогда не хватало денег, и они вдвоем устраивались на скамейке.

 

Восточная сторона парка привлекает взрослых любителей активного отдыха, здесь размещены игровые площадки – баскетбольная, волейбольная, теннисные корты, площадки для же-де-пом – предшественника тенниса и петанка. Найдется здесь тихое место и для любителей шахмат.

 

В музыкальном павильоне, расположенном справа от Большого фонтана, в теплое время года выступают как профессионалы, так и любители. Здесь можно бесплатно послушать музыку на свежем воздухе и полюбоваться фотовыставкой, которую размещают на наружной стороне ограждения музыкального киоска.

 

Преобразования XIX века

 

В 1830 г. слева от дворца была построена Оранжерея, где содержали сотни кадок с пальмами, олеандрами, цитрусовыми и гранатами.

 

 

После расширения и реконструкции, предпринятых спустя 30 лет, здание Оранжереи приняло под свой кров музей Люксембурга, который раньше размещался во дворце. Этот музей был любимым местом Хемингуэя, жившего в Париже с 1921 по 1928 г. и неизменно заходившего сюда взглянуть на полотна импрессионистов. В 1985 г. вся коллекция полотен современного искусства была передана в открывшийся музей д’Орсе. В Оранжерее и сейчас выращивают около 180 видов растений, в том числе тропических, которые служат украшением сада и дворца. В теплое время года, когда растения выносят в сад, в Оранжерее проводят временные тематические выставки.

 

После 1848 г. парк пополнился 20 мраморными статуями французских королев и иных знаменитых женщин Франции, их разместили по обеим сторонам верхней террасы. Тут можно увидеть статуи королевы Марго, Марии Медичи, Марии Стюарт, хранительницы Парижа Св. Женевьевы, легендарного символа Тулузы – Клеманс Изор, возлюбленной Петрарки – Лауры де Нов и др.

 

Изваяния героев древнегреческой мифологии, среди которых «Триумф Сатира», «Тесей, сражающийся с Минотавром», Арио и дельфин, Танцующий фавн, Греческий актер, «Уста истины», и скульптуры животных выдающегося анималиста Огюста Кэна дополнили коллекцию скульптур в конце XIX века.

 

 

Бурная деятельность барона Османа по масштабной реконструкции улиц Парижа не обошла вниманием Латинский квартал. В 1860-е гг. прокладка ул. Огюста Конта (rue Auguste Comte) обрезала южную часть парка и привела к утрате значительной части старого древесного питомника картезианцев (Pepiniere), который был любимым местом Мопассана. Прокладка улицы Медичи (rue de Medicis) отрезала западное крыло сада и вынудила перенести фонтан Марии Медичи ближе ко дворцу в северо-западную часть сада.  

 

Переносом фонтана занимался архитектор Альфонс де Жизор, после реконструкции фонтан Марии Медичи приобрел современный вид. Эту достопримечательность Парижа недаром упоминают во всех путеводителях, фонтан обладает особой притягательной силой и считается самым романтическим местом города. Простой грот, созданный Франчини, дополнили прямоугольным бассейном длиной 50 м, в который запустили рыб. Когда смотришь на бассейн фонтана, создается иллюзия уклона водного зеркала, она возникает за счет плавного увеличения высоты бортов бассейна по мере приближения к гроту. Фонтан окружен платановой аллеей, а гирлянды плюща имитируют балюстраду, отражаясь в глади бассейна.

 

Сам грот тоже претерпел изменения. Де Жизор восстановил герб Марии Медичи, вернул на свои места скульптуры Сены и Роны. В гроте фонтана он разместил скульптурную группу свидания Галатеи и Акида и наблюдающего за ними Полифема работы скульптора Огюста Оттена. По легенде, циклоп Полифем, сын Посейдона, был влюблен в нереиду Галатею, отвергшую его. Галатея же любила юношу Акида, сцену их свидания и застал разъяренный Полифем.

 

В 1864 г. на тыльной стороне фонтана Медичи появился еще один фонтан - «Лебедь и Леда», который де Жизор спас от сноса при расширении соседней улицы.

 

В XIX веке в обустройство сада вносит свою лепту Габриэль Давью (1824-1881). Он окружает сад элегантной оградой, строит полихромные садовые домики из кирпича.

 

 

Сейчас в одном из них находится школа пчеловодов, и ежегодно проходит фестиваль меда, где можно попробовать мед с местной пасеки. В 1856 г. в укромном уголке Люксембургского сада появилась первая в Париже городская пасека. С этого времени идея пчеловодства стала набирать популярность среди горожан на фоне борьбы за экологию. Сейчас в Париже более тысячи ульев, и самое удивительное, что размещены они на крышах таких зданий как Гранд Опера и Нотр-Дам, музей д’Орсе и дом Инвалидов, башня Дефанс, вокзал Аустерлиц и даже на Парижском монетном дворе и зданиях отдельных компаний. Так что не удивляйтесь, если в сувенирном магазинчике одной из упомянутых достопримечательностей увидите мед местной пасеки с соответствующим названием: мед Оперы или мед д’Орсе.

 

Давью преобразовал остатки старого древесного питомника картезианцев в английский пейзажный парк с извилистыми дорожками и розовым садом, обновил фруктовый сад с пасекой в юго-западной части. Фруктовый сад, веками сохраняющий сотни сортов яблонь и груш, до сих пор цветет и плодоносит.

 

С наступлением весны Люксембургский сад веселеет и обновляется. Зелень могучих платанов и каштанов, лип и кленов разнообразят цветущие миксбордеры. Зеленые плоскости аккуратно стриженых партеров и белизна дорожек, посыпанных крошкой песчаника, контрастируют с вертикалями стриженых аллей. Кадки с пальмами, олеандрами, лаврами, гранатами и разнообразными цитрусовыми деревьями выставляют на свежий воздух из оранжереи, создавая неповторимую атмосферу старинных аристократических садов. Среди оранжерейных растений есть и старожилы, которые помнят эпоху Наполеона.

 

Кусты бирючины и аукубы разнообразят ландшафт. Стриженый самшит образует невысокие изгороди. Среди всей этой зелени щебечут и что-то делят воробьи, горлицы, корольки и пестрые дятлы.

 

В теплицах, находящихся в юго-восточной части сада, ведется постоянная работа по разведению наиболее декоративных и устойчивых к городским условиям растений.

 

Чтобы цветы радовали посетителей все теплое время года, клумбы и миксбордеры подбирают по составу так, чтобы цветение одних сменялось цветением других. Кроме того, с апреля по октябрь посадки трижды обновляют.

 

Источник вдохновения

 

Люксембургский сад из века в век дарил вдохновение писателям, поэтам, артистам и художникам. Они не только сами приходили в этот сад, но и приводили сюда своих героев. Дюма поселил своих верных мушкетеров недалеко от Люксембурга. Виктор Гюго сделал его местом встречи своих героев романа «Отверженные», а Уильям Фолкнер - местом финала романа «Святилище».

 

Много следов оставлено на дорожках Люксембургского сада нашими соотечественниками. В 1717 г. во дворец заезжал Петр I. Николай Карамзин во время своего путешествия по Европе 1789-1790 гг. тоже успел побывать здесь. В 1909 г. сюда любила забегать Марина Цветаева, будучи в эмиграции в 1929 г., приходил посидеть в парке Саша Черный. В 1911 г. здесь встречались Ахматова и Модильяни. Любили этот сад Бродский, Бабель и Мандельштам. Гуляя по саду, Иосиф Бродский под впечатлением от статуи Марии Медичи написал стихотворение «20 сонетов к Марии Медичи».

 

В конце XIX века парк пополнился скульптурами писателей и художников. Среди них были статуи и бюсты писателей и поэтов- Флобера, Бодлера, Верлена, Стендаля, Жорж Санд, Анри Мюнже, композиторов – Бетховена, Шопена, Массне, художников – Ватто и Делакруа, и др. известных людей Франции.

 

Век двадцатый

 

Посмотрим, какие изменения принес Люксембургскому саду XX век.

 

Неизменный интерес посетителей вызывает 2-метровая бронзовая модель статуи «Свобода, освещающая мир». В 1906 г. Бартольди подарил ее Люксембургскому саду. После варварского ущерба, нанесенного скульптуре в 2011 г., оригинал «Свободы» заменили копией. Эта статуя – одна из четырех оставшихся во Франции, тогда как всем известная американская статуя Свободы была отправлена в США в 1885 г. в качестве подарка к 100-летию образования страны.  Стальную опору и поддерживающий каркас гигантской статуи весом 30 т и высотой 46 м разработал Гюстав Эйфель и его помощник Морис Кехлин.

 

Вторая мировая война едва не стала роковой вехой в судьбе сада. Во время оккупации Парижа фашистскими войсками сад на четыре года превратился в немецкий лагерь с бункерами и траншеями, военной техникой и вырубленными деревьями. Во дворце размещался штаб Люфтваффе, куда часто наведывался Герман Геринг. Сейчас трудно представить себе аллеи парка, изуродованные траншеями, где 25 августа 1944 г. было взято плен две тысячи солдат. Дворец, превращенный в укрепленный пункт, подлежал уничтожению, согласно приказу Гитлера, вместе с прочими историческими объектами и достопримечательностями Парижа. Город был спасен благодаря самоотверженному решению коменданта Парижа Дитриха фон Хольтица сдать город без боя. В 1946 г. в Люксембургском дворце проходила Парижская мирная конференция.

 

В 1958 г. было принято решение закрепить территорию Люксембургского сада за Сенатом, который из собственных средств кредитовал восстановление сада с регулярным парком с одной стороны и пейзажным - с другой. Парк Сената, теперь к нему применимо и такое название, открыт для свободного посещения.

 

Так Люксембургский сад с его фонтанами, партерами, фруктовым садом, оранжереей, теплицами, пчельником, игровыми площадками и все увеличивающейся коллекцией скульптур обрел своего последнего хозяина.

 

Мы выходим за ворота Люксембургского сада с южной стороны на ул. Огюста Конта, здесь главная ось сада продолжается сквером Обсерватории. Официально эта часть называется садом Марко Поло. Благоустройство сквера Обсерватории - тоже заслуга Габриэля Давью.

 

Сквер завершает фонтан «Четыре части света», еще его называют фонтаном Обсерватории или фонтаном Карпо. В 1875 г. Давью разместил здесь это сложное сооружение, над которым работали четыре скульптора. 

 

Девушек, наделенных характерными чертами четырех материков – Евразии, Северной и Южной Америки и Африки, - создал Жан-Батист Карпо (1827-1875). Среди частей света нет Австралии, которая, по мнению создателя, нарушила бы гармонию композиции. Девушки поддерживают полую сферу работы Пьера Леграна, которую снаружи опоясывает кольцо со знаками зодиакальных созвездий, а внутри нее находится глобус. Бассейн фонтана украшен четырьмя парами гиппокампов – водных лошадей Нептуна, рвущихся из вод океана, четырьмя рыбами и черепахами, извергающими встречные струи воды, работы Эммануэля Фреми. Гирлянды пьедестала созданы Луи Вийемо.

 

Улица Обсерватории, по скверу которой мы идем, примечательна тем, что через нее проходит нулевой парижский меридиан, который считался мерой отсчета долготы до переноса в 1884 г. нулевого меридиана в Гринвич. Вдоль всей линии меридиана, проходящего через собор Сен-Сюльпис, улицу Обсерватории и Парижскую обсерваторию, в мостовые города вмонтировано 135 бронзовых медальонов с фамилией Доминика Франсуа Араго (1786-1853) и указанием направления север-юг. Медальоны появились в Париже в 1984г. к 200-летию ученого. Они заменили бронзовую статую Араго - французского физика, астронома, политика и директора Парижской Обсерватории, стоявшую возле Обсерватории и переплавленную фашистами. Такие медальоны можно встретить на дорожках Люксембургского сада и сада Марко Поло.

 

Мы добрались до конечной точки сквера Обсерватории.

 

Пора завершать нашу прогулку по одному из самых знаменитых садов Парижа. Надеюсь, что после знакомства с историей Люксембургского сада вам захочется увидеть и ощутить его прелесть.

 

Фото автора


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет