закрытьX

Мир изо льда и неона

Рубрика: Репортажи

Автор: Драничкина Ольга Сергеевна
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи

Дейл Чихули - выдающийся стеклодел с мировым именем. Однако незаслуженно мало внимания современное искусствоведение уделяет его проектам из других материалов.

 

Оставляя стеклу главенствующую роль в своем творчестве, он находит возможность экспериментировать с другими материалами - льдом, плексигласом и неоном. Оба направления с самого начала карьеры художника шли параллельными курсами, дополняя и развивая друг друга. Творческим кредо художника  является поиск новых форм выражения красоты материала и способов их экспонирования. «Материал сам по себе является постоянным источником вдохновения. У меня обычно есть идея  начать работу по концепции, но потом процесс захватывает меня, и я просто следую за ним», - говорит Чихули.

 

 

Новый для художника материал, плексиглас, обладает практически всеми необходимыми качествами для создания масштабных инсталляций. Он легкий, а, значит, не требует дополнительных опор, что создает иллюзию открытого пространства;  свет от неоновых трубок свободно проходит через толщу материала, сохраняя свой истинный цвет; устойчивость к влияниям внешней среды обеспечивает всесезонное экспонирование под открытым небом. Многообразие способов и легкость обработки этого материала дает автору возможность свободного формообразования и воплощения смелых творческих идей.

 

Продолжая экспериментировать с материалами, Дейл Чихули обращает свое внимание на лед, который, при некоторой схожести со стеклом и плексигласом, обладает более «живой» натурой. Его привлекают естественность, изменчивость и природная красота материала. Взгляды Чихули разделял американский художник Джеймс Карпентер, и с 1970 года они начинают сотрудничество, которое продолжается по сей день. Вместе они создают инсталляции изо льда и неона.

 

Основой любой композиции является замороженная в прозрачной ледяной глыбе  U-образная трубка со светящимся газом. Сияющие куски льда устанавливаются под открытым небом, их форма может быть различна, в зависимости от задумки авторов. Ледяной арт-объект экспонируется под открытым небом, время такой экспозиции зависит от климата местности, где он установлен, и может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Таяние льда  приводит к появлению различных эффектов: изменению формы объекта на протяжении всего времени существования экспозиции; появлению различных оптических иллюзий, связанных с интенсивностью цвета и общей светопропускаемостью, зависящей от толщины льда;  динамические эффекты – частое крушение инсталляций вследствие таяния льда и потери прочности. Всё это привлекает  внимание зрителей, которые проводят достаточное время около арт-объекта, чтобы уловить все возможные эффекты. Это дает им повод для размышлений, например, об изменчивости понятия "красота", о неизменности течения времени, о бренности жизни, наконец.

 

 

Технология производства арт-объектов из неона и льда, заложенная в 1970-х годах и проявившаяся в новаторских инсталляциях, ярко проявила себя в 1990-е и 2000-е годы. Рассмотрим некоторые из них.

 

Первый крупный проект под открытым небом Дейла Чихули и Джейсона Карпентера, представленный публике, назывался «20 000 pounds of ice». Он был расположен на территории школы дизайна  RISD в Род-Айленде. Прямоугольные ледяные глыбы с U-образными трубками с неоном внутри были расставлены на площади около 55 кв. метров. Благодаря разному цвету свечения в трубках, авторами была создана колоритная художественно-пространственная композиция, образ которой менялся день ото дня. Жесткий контур прямоугольных ледяных блоков со временем становился более плавным, динамика хаотично расставленных объектов постепенно угасала, меняя эмоционально-образный фон композиции. Смена времени суток, а соответственно, и освещения, играло основную роль в аранжировке цвето-световой среды. Особенно эффектно смотрелись объекты ночью, когда на черном фоне можно было наблюдать яркое явление – наложение цвета одного мерцающего объекта на другой, что давало новые колористические сочетания, увлекая зрителя в своеобразную игру оптических иллюзий.

 

 

Похожий проект «20 000 pounds of ice and neon» был проведен Дейлом Чихули и Джейсоном Карпентером на примузейном участке Художественного музея города Сиэттл (Seattle Art Museum, SAM). В центре города, на оживленной улице был сооружен подиум, с примыкающим к нему овальным навесом-крышей, на котором были установлены ледяные глыбы прямоугольной формы с неоновыми трубками внутри. Так же как и в предыдущем проекте, цвет трубок был различным, однако, экспозиция отличалась большей продуманностью. Фоновый цвет экспозиционной конструкции был черным, что подчеркивало фактуру льда и делало ярче  свечение внутри каждого отдельного элемента инсталляции. Проект стал более интерактивным, так как доступ зрителей к ледяным глыбам был открыт, их можно было трогать руками, что, помимо визуальных ощущений, добавляло еще и опыт тактильного контакта. Наблюдая за оптическими характеристиками, можно было заметить, что при дневном свете в композиции доминировала прозрачно-белая масса льда, свет от цветного свечения был менее заметен, чем в ночное время, когда фактура льда практически становилась не заметной в ярком внутреннем свечении неоновых трубок.

 

 

Вслед за проектом в Сиэттле были проведены аналогичные проекты на территориях ведущих музеев США. Первыми переняли эстафету Музей современного искусства в городе Чинчиннати (Цинциннати) (Contemporary Arts Center. Lois & Richard Rosenthal Center for Contemporary Art, Cincinnati, Ohio) и Академия искусств города Хонолулу  (Гонолулу) (The Honolulu Museum of Art (Honolulu Academy of Arts), Honolulu, Hawaii). Во всех случаях для экспозиции использовалась примузейная территория, которая часто предваряла выставку произведений из стекла в экспозиционном помещении музея.

 

Однако через несколько лет экспозиции произведений изо льда приняли самостоятельный характер. Первой из них стала выставка в многофункциональном здании Takoma Dome в городе Такома. Являясь одним из самых больших купольных сооружений в мире, Takoma Dome может вместить от 1 000 до 23 000 человек, и используется для проведения крупнейших спортивных и культурных мероприятий.  Для проекта Дейла Чихули «100 000 pounds of ice» был выбран ледовый каток, место проведения Чемпионата США по фигурному катанию и крупных хоккейных матчей. На изготовление арт-объектов потребовалось в пять раз больше льда, чем на предыдущие проекты, о чем говорит название проекта. Новое место экспонирования поставило перед художником и новые творческие задачи. Было решено дополнить экспозицию из уже привычных прямоугольных глыб льда специально созданными к этому проекту Дейлом Чихули и его командой так называемыми «поплавками» - замороженными из кусочков льда и металла шарами. Это было сделано для достижения зрелищного эффекта – взаимного отражения поверхностей. Светящиеся неоновым светом ледяные фигуры отражались на льду катка, создавая объемное сияние как над поверхностью, так и под собой. Шары, не имеющие неоновых трубок внутри, отражали свет своими металлическими включениями, дополняя живописный эффект просвечивающейся фактурой замороженных внутри кусочков льда. Стоит отметить особую игру рефлексов, которые возникали в лужах талой воды.

 

Проект экспонировался при различном освещении, и наиболее выгодно смотрелся  в приглушенном, почти темном помещении. Зрители могли наблюдать красоту данного произведения, находясь на трибунах или непосредственно у бортика катка. Разница в расстоянии для обозрения   меняла их представление о происходящем. Например, журналист газеты «Seattle Times»  Делорис Амент (Deloris Tarzan Ament) написал о проекте следующие слова:  «С трибуны неоновые и ледяные скульптуры выглядят, как фишки гигантской настольной игры».

 

Творчество Чихули коренным образом менялось на протяжении всей  многолетней карьеры, но определенные предпочтения остались прежними. Работая с такими материалами, как плексиглас, лёд, неон, он не переставал работать со стеклом, создавая инсталляции  различных размеров. Он всегда был заинтересован в скульптуре и в проектах под открытым небом, так как считал, что пейзаж является отправной точкой в создании произведения.

 

Фото - с официального сайта художника www.chihuly.com


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет