закрытьX

Сад Маппертон в графстве Дорсет

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, биолог, GreenInfo.ru

 

Маппертон – один из старейших и красивейших садов графства Дорсет на юго-востоке Великобритании. Он находится в окружении традиционных английских сельских пейзажей, которые, кажется, не изменились за долгие века его существования. Это чувствовалось уже с приближением к усадьбе. Неподалеку от входа, у фермы, невозмутимо разгуливали куры, а напротив расположилась старинная конюшня, она же – каретный двор.

 

 

Удивительно, что его многовековая «родословная» известна даже не до «седьмого колена», а гораздо глубже. В момент поземельной переписи, проведённой в Англии в 1085-86 годах, хозяином усадьбы был Уильям де Мойон, шериф из Сомерсета. Последующие 800 лет ею владела одна и та же семья, передавая в наследство по женской линии.

 

Сохранившийся до наших дней дом в тюдоровском стиле был построен в 1540-х годах из песчаника медового цвета, привезенного из Хэм Хилла, из соседнего графства Сомерсет. Этот уникальный камень из отложений раннего юрского периода, цвет которому придают выветренные железистые породы, послужил строительным материалом для многих известных сегодня в округе памятников архитектуры. Небольшая перестройка коснулась дома в 1665 году после того, как по здешним местам прокатилась эпидемия чумы, не миновавшая и здешних обитателей. С XVII века практически не изменился довольно скромный внутренний дворик у дома, с газонами и стрижеными самшитами с обеих сторон дорожки, ведущей от калитки к порогу.

 

 

В истории развития сада Маппертон выделяют четыре ступени – XVII век, 1920-е годы, 1950-60-е годы и настоящее время. Белым пятном остается XVIII век, известно лишь по старым картам, что в это время к западу от дома тянулась аллея, которую позже удалили, чтобы открыть окружающий живописный ландшафт. А на крокетном газоне в сухое лето становятся заметны контуры формального сада – предположительно, партера XVII века.

 

Усадебный сад является местной гордостью - вместе со старыми посадками, он сохранил романтическое очарование и настроение английского патриархального покоя. Но это еще и очень необычный сад. Спрятанный в крутом овраге, он тянется с севера на юг, спускаясь к холмистой долине, в пяти милях от которой уже плещется море. Его можно разделить на три основных зоны – регулярную, прудовую и пейзажную. Общая площадь сада - около 5 га.

 

В северной части сада к дому прилегает крокетный газон с павильоном. Старая каменная кладка вокруг него поросла мелколепестником Карвинского, колокольчиками, папоротниками, обриетой, украшена пальметтами и вьющимися растениями.

 

 

Спустившись по лестнице в овраг, попадаем в Фонтанный двор. Взгляду открывается западный склон, покрытый цветущим мавританским газоном, прокошенным для ходьбы. Видное место в саду занимает старое дерево грецкого ореха, "помнящее" еще чумные времена.

 

 

Известно, что в XIX веке Фонтанный двор представлял собой восхитительный викторианский сад с беседками из роз и небольших формальных цветников. Довольно большие огороды, расположенные в южной часть сада, обеспечивали владельцев свежими фруктами и овощами, имелись теплицы для выращивания экзотических плодов. Территория, где сейчас находится водный сад, и долины ниже тогда были засажены фруктовыми деревьями и овощными культурами.

 

Основной исторической вехой в истории сада был поворот от регулярного к пейзажному стилю, состоявшийся в XX веке. В 1919 году поместье купила Госпожа Этель Лабушер, которая при помощи местного архитектора Чарльза Уильяма Пайка и создала здесь парадный итальянский Фонтанный двор с топиарными формами, посвятив его памяти мужа.

 

 

Сегодня именно этот, формальный участок сада является самой узнаваемой частью Маппертона. Здесь много камня, травянистых многолетников, стриженых растений. С четырех сторон к восьмиугольному водоему, который раньше окружали водные растения, крестообразно подходят лестницы. Для каменных фонтанов со скульптурами хозяйкой были привезены из Лондона 4 свинцовых фонтана. Защищенный с одной стороны склоном холма с местными лиственными породами, с другой стороны он ограничен белой баллюстрадой на склоне. Четрехугольное построение сада поддерживают 4 белых каменных скамейки в уютных уголках для отдыха.

 

 

Весь сад хозяйка оформила в стиле времен короля Эдуарда, наполнила кадочными растениями, каменными изваяниями птиц и животных, построила два грота с колоннами в восточном склоне, крокетный павильон и отремонтировала украшенный каменной нимфой летний дом постройки XVII века, который отделяет описанную зону от прудового сада. Большая любительница акварельной живописи, она для пленеров в непогоду оборудовала все постройки сада каминами, сохранившимися до наших дней. В том числе, крокетный павильон, гроты и летний домик.

 

 

После смерти хозяйки в 1955 году поместье приобрел виконт Виктор Монтегю, который привел в порядок и немного упростил Фонтанный сад, добавил клумбы из однолетников. Диаметрально противоположно расположились оранжерея, сегодня увитая внутри изумительной бегонией фуксиевидной, и итальянская пергола с глициниями, клематисами, виноградом, розами и другими лианами. Эта небольшая оранжерея, поддерживающаяся классический викторианский стиль, была построена в 1966-68 году взамен снесенных южнее старых теплиц, что позволило в полной мере включить в панораму сада живописные окрестности.

 

 

Следующим этапом новый хозяин восстановил старый прудовый сад, состоящий из двух прямоугольных водоемов, тянущихся с севера на юг, и добавил вдоль них ряды стриженых тисов, которые вторят регулярному стилю Фонтанного сада, объединяя обе части в единое смысловое целое. Сегодня ряд кувшинок по центру одного из водоемов подчеркивает главную ось прудового сада.

 

 

При нем появился небольшой кустарниковый сад в пейзажном стиле имени его создателя – полковника и садового архитектора Вернона Даниэля. В своем выборе растений он остановился на лохе, бересклете, сливе и барбарисе, в духе моды того времени. Красочный сад Даниэля скрывает вход в секретный садик, спрятанный позади него. И спрятан он так хорошо, что мы его, увы, не увидели. Изюминкой секретного сада является небольшой круглый водоем со скамьей и капельным фонтаном. С разных сторон он обсажен гортензиями, барвинками, папоротниками, цикламенами, ландышами и корсиканскими морозниками.

 

 

Поле ниже прудового сада было превращено в дендрарий (Дикий сад), простирающийся вниз, в долину. Здесь в 70-е годы высадили магнолии, тюльпанное дерево, давидию оберточную, катальпы, калины, розы, дерены, метасеквойю глиптостробусовую, эвкалипты, поляну рододендронов и многое другое. В конце 80-х по всему саду добавили множество многолетних и редких растений. В подборе растений Виктор Монтегю опережал свое время, и именно эта, пейзажная часть сада является самой большой его заслугой.

 

 

После его смерти в 1995 году, поместье перешло к его сыну и дочери, графу и графине Сэндвич, которые продолжают бережно сохранять его историческую планировку и пополнять новыми культурами. К началу нового тысячелетия в дендрарии высадили редкие виды берез и дубов, немало теплолюбивых растений, требующих зимней защиты. В прекрасных миксбордерах сада поселились морозники, герани, эуфорбии, астранции, шалфеи, гелихризумы, канны. Множество многолетников стилистически объединили разные зоны сада, смягчили тяжеловесность камня и придали саду пышности.

 

Из южной части сада над западным склоном возвышаются разновысокие крыши построек разных периодов, за которыми открывается вид на небольшой сад, голубятню и аллею из конского каштана. Отсюда всего несколько шагов до Дикого сада и Весеннего сада. Весенний сад был создан в конце каштановой аллеи, чтобы сделать Маппертон интереснее в ранневесенний период, теперь же стоит задача продлить его декоративность до октября.

 

 

Домашняя Церковь Всех Святых, которая примыкает к дому и задней стеной замыкает его внутренний дворик, ведет отсчет своего существования с XII века, хотя часть ее перестаивалась в 1704 году, а в 1846 году проводились обширные ремонтные работы, во время которых в окнах появились присущие тому времени цветные витражи.

 

 

На потолке гостиной в доме госпожа Лабушер сохранила старинный герб с девизом «With swift but equal steps» («Быстрыми, но равными шагами»). Лучше этих слов не придумаешь, чтобы охарактеризовать длинную историю усадьбы, многие поколения владельцев которой поступательно создавали и поддерживали этот шедевр садового искусства, который во всей красе подошел к своему 1000-летию.

 

Фото автора


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет