закрытьX

Сады Мин Руйс

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, биолог, GreenInfo.ru

 

Сады Мин Руйс находятся в Dedemsvaart, в 146 км от голландской столицы. Они широко известны не только в Нидерландах, но и среди специалистов всего мира как экспериментальные сады одного из десяти лучших ландшафтных архитекторов XX столетия, еще при жизни признанного классиком. Ее имя не просто вплетено в историю европейского ландшафтного дизайна – она своими руками творила эту историю.

 

Самой судьбой Мин Руйс было назначено стать садовым дизайнером. Ее мать была дочерью священника, а отец – владельцем известного и сегодня питомника многолетних растений Moerheim, расположенного здесь же, в Dedemsvaart. В 1904 году, в год ее рождения, Moerheim, созданный в конце 1800-х годов, был удостоен статуса Королевского питомника. Он уже становился крупнейшим производителем многолетников в Европе.


Первые шаги Мин по организации собственного сада не были удачными. Понемногу экспериментируя с многолетниками, она окружила любимыми растениями дорожку от огорода до плодового сада и небольшой квадратный водоем. Но через год большая часть посадок погибла из-за высокой кислотности почвы. Встал выбор – улучшать почву или подбирать более подходящие растения. Избрав второй, Мин Руйс сделала его одним из ключевых принципов своего ландшафтного дизайна.


С 1928 года она стала работать рисовальщицей в отделе озеленения при питомнике и написала в своем дневнике: "Сегодня первый день моей карьеры". В те годы школы ландшафтного дизайна в Голландии не было, а в садах господствовал регулярный стиль с его жесткими геометрическими формами. Традиционными элементами сада являлись центральный фонтан, стриженые изгороди и гравийная отсыпка вокруг аккуратных клумб. Мин с самого начала стала искать новые выразительные средства, проявляя необыкновенный талант в подборе растений и неожиданные подходы в дизайне. Очень скоро она стала главой архитектурного бюро при питомнике.

 


В 1928 году Мин стажировалась в Танбридж Уэллс в Англии, в 1930 году окончила первый в Европе ландшафтный колледж в Берлине и прослушала курс лекций на архитектурном факультете Технического университета на родине, в Делфте. Некоторое время она находилась под влиянием дельфтской архитектурной школы, которая тяготела к тяжеловесной монументальности, но позже в ее стиле возобладали простота и легкость. На ее творчество оказали заметное влияние Гертруда Джекилл, с которой Мин познакомилась благодаря отцу, и Карл Форстер, который активно пропагандировал использование многолетников в ландшафте.

 


В 1937 году Мин вместе с архитектурным бюро переехала в Амстердам, но родительский сад по-прежнему оставался полигоном для экспериментов в летний период.


Важной составляющей сада она считала цветущие растения, которые изменяли бы его общий вид и настроение в зависимости от сезона. В ее частных проектах, которых было особенно много в довоенные годы, цветники всегда играли важную роль. В поисках оптимального использования пространства, Мин поначалу размещала дорожки, террасы и цветники под углом к зданиям, за что получила прозвище «Косая Мин». Но с 60-х годов ее стиль изменился, в садах вновь воцарились прямые линии и стриженые формы, контрастирующие с буйством многолетников. Она придавала значение не только цветовым сочетаниям растений, но и фактуре и форме листьев, изменению их окраски в разное время года, декоративности плодов, эффектам света и тени, возможности натурализации растений.

 


В 1943 году Мин примкнула к объединению 8 архитекторов - сторонников функционализма в архитектуре. После войны много работала с социальными проектами. Организуя небольшие дворики возле социального жилья и в частных жилищных кооперативах, она более всего стремилась к простоте и функциональности. Свободные посадки многолетников перекочевали из частных садов в городские, и им все больше подражали другие архитекторы. "Я хотела создать функциональное зеленое пространство для простых людей", - сказала она однажды в интервью.

 


В 1950 году, в возрасте 45 лет, она выходит замуж за издателя Teo Moussault, который был на 15 лет старше. Всего через три месяца после свадьбы умирает ее неизменный вдохновитель - отец. Вслед за ставшей очень популярной книгой «Изгороди: как их создавать и поддерживать» (1939), Мин пишет еще более успешную - «Многолетники» (1950) , а затем «Горные растения в саду» (1953) (все книги были переизданы в 80-е годы). Вместе с мужем в 1955 году она начинает выпускать первый в Голландии ежеквартальный журнал «Мой сад» о садовом дизайне, который был необычайно популярен в высших и средних кругах общества. В нем Мин стремилась развивать идею использования многолетников в саду (журнал издается и сейчас издательством Moussault). В 60-е годы супруги много путешествовали по миру и организовывали туры по садам через свой журнал, что было в то время новшеством.


Послевоенная жизнь ознаменовалась увеличением численности населения Голландии и уменьшением площади садов, но даже самые миниатюрные продолжали украшать скульптурой и беседками. Жизнь диктовала экономию, использование недорогих материалов. И Мин становится первой, кому приходит в голову использовать в дизайне железнодорожные шпалы – в частности, для подпорных стенок и окантовки цветников. Теперь она получает второе прозвище – Bielzenmien, от слова Bielzen - шпала. Но долгие годы шпалы использовали в голландских садах, пока не стало известно о вредном влиянии на окружающую среду смолы, которой их пропитывали.


Пример использования шпал можно видеть сегодня в Притопленном саду - это замкнутое пространство между двумя буковыми стрижеными изгородями, которое лучше всего просматривается со скамейки, расположенной под пышным дереном коуза.

 


Еще одним новшеством, которое прочно прижилось благодаря Мин Руйс, было использование для недорого мощения бетонных плит с отмытым верхним слоем гравия, смотревшихся более естественно. Эту идею сразу же подхватила промышленность, которая стала выпускать бетонную тротуарную плитку разных размеров, с поверхностью из гравия всевозможных фракций.

 


Шестидесятые-семидесятые годы были временем минималистских садов с четкой планировкой, архитектурно организованным пространством без всяких украшений. Ключевыми моментами проектирования считались воздух, свет, пространство. Мин приняла эти принципы, продиктованные временем, и создавала уютные, интимные сады.


Для зоны отдыха она считала очень важной воду, где можно было бы наблюдать за жизнью лягушек, тритонов, рыб, насекомых. Она любила использовать в дизайне сочащиеся каменные шары, которые повышали влажность почвы и воздуха и позволяли выращивать даже на сухих грунтах такие влаголюбивые растения, как папоротники, анемоны, яснотки. Мин призывала использовать не только садовые культивары, но и дикорастущую флору.


Очень осторожно она относилась к использованию мебели в саду. Скамейки всегда размещала в защищенных уголках, откуда пролегала визуальная ось сада. Но при этом первой поставила в саду кресла-лежаки, которые сегодня стали обыденностью. Иногда группировала скамейки или сидения по нескольку, организуя пространства для общения. Также деликатно Мин вписывала в ландшафт садовые украшения – каменные шары, чаши с водой, словно припрятывая их. А вот скульптуру любила размещать на открытых пространствах - на диком лугу или газоне.

 

 

Потеряв в 1974 году мужа, Мин не ослабила своей деятельности и вступила в объединение художников. По просьбе американского издательства, она пишет книгу «От хаоса к дизайну. Принципы дизайна сада», которой, по неизвестным причинам, не суждено было увидеть свет.


Мин Руйс умерла в 1999 году в возрасте 94 лет. Уже лишенная возможности ходить, она наблюдала за своими экспериментальными садами из окна родительского дома. К слову, ее последний проект датируется 1995 годом, когда ей было уже 90 лет.

 


Мин Руйс не оставила мемуаров, но краснорчива в своем высказывании: "Люди должны взглянуть на мои сады. Там лежит моя душа". Посетив ее экспериментальные сады, можно получить полное представление о развитии садового дизайна в прошлом веке и о том, за что ее называют матерью модернизма.


Сегодня из порядка 3000 созданных ею работ в Нидерландах почти ничего не сохранилось - остался только один из общественных садов, на месте которого уже намечено строительство, и эти сады в Dedemsvaart, поддерживаемые Фондом ее имени, организованным в 1976 году. Три ранних работы из 30 представленных здесь были признаны национальными памятниками, хотя это не совсем справедливо по отношению к другим, не менее ярким образцам ее ландшафтного творчества.


Сад натурализации (1924, восстановлен в 2001 г.)
Старейший сад с квадратным прудом на пересечении прямых дорожек, называемый самой Мин Руйс ее "первым архитектурным актом". В этом саду геометричность водоема сглаживается окружающей растительностью. Сад, в котором начинающий дизайнер экспериментировала с растениями для солнца и тени.

 


Старый экспериментальный сад (1927)
Миксбордер в английском стиле 30 метров длиной и 4 метра шириной, составленный из светолюбивых многолетников, которые цветут с середины мая до конца сентября. Именно здесь находятся старые бетонные плиты, которые вдохновили Мин Руйс к созданию популярной и ныне тротуарной плитки с отмытым гравием.

 


Водный сад (1954, восстановлен в 2002 г.)
Первый сад Мин Руйс без газона, включающий водоем и расположенные на разновысоких подпорных стенках водно-болотные и засухоустойчивые виды растений.

 


Не так давно воссоздана «Терраса на крыше», где для скамьи и высоких гряд декоративного огорода использована устойчивая к гниению древесина платана. Под скамьей и грядами Мин рекомендовала организовать места для хранения садового инвентаря.

 


Одним из самых интересных и известных является «Болотный сад», запоминающийся красивыми темными деками над водой. Они, как и частокол рядом, изготовлены не из дерева, а из переработанного пластика, который Мин Руйс тоже начала использовать одной из первых. Зеркальной поверхности воды вторят серебристые туфельки, словно ненароком оставленные у воды маленькой Золушкой – романтический женский штрих в строгом мужском саду.

 


Придерживаясь в своих садах четких линий и форм, Мин Руйс редко использовала плавные изгибы. Но в двух садах они присутствуют очень явно. В центре каждого из этих садов – круг, собирающий воедино окружающее пространство. В «Желтом саду» это чуть притопленный круглый газон, отделенный стрижеными лиственницами от цветника с солнечными желтыми цветками манжеток и гелиантусов.

 


Очаровательный ярко-зеленый круглый газон находится и в теневом саду. Но создан он не из злаков, а из нежной кислицы. Вокруг – ничего, кроме естественного леса и уводящей вдаль дорожки с ясноткой зеленчуковой по бокам. Пример сада без цветов - просто и изящно.

 


Несмотря на то, что отдельные сады в этой экспозиции создавались в разное время и перевезены из разных мест, они представляют собой единое целое, построенное на принципе геометрического дизайна, с границами из стриженых изгородей и лиан, соединенное затейливыми переходами. Они отражают, как изменялись взгляды Мин Руйс на садовый дизайн, как возникала эта смесь инноваций и традиций. Многие ее находки кажутся и сегодня передовыми, хотя им уже несколько десятилетий, и это является свидетельством ее выдающегося таланта.


По мнению многих специалистов, Мин Руйс была лидером движения «Нового внедрения многолетников» в 90-х годах. Она рассматривала их как элемент самого тесного взаимодействия человека с природой. Вот что написал о ней Пит Удольф: «Она была одним из немногих проектировщиков садов в Голландии, кто говорил о растениях и насаждениях, в то время как остальные говорили только о дизайне».


2014 год – год 110-летия Мин Руйс, 90-летия ее экcпериментальных садов, 80-летия архитектурного бюро Мин Руйс и 60-летия основанного ею журнала. Матери садового модернизма посвящается.

 

Фото: Рита Бриллиантова


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет