закрытьX

Ландшафтный дизайн и озеленение территории
подробнее

Лёд, мороз, искусство… Взгляд на зиму Гордона Халлорана

Рубрика: Репортажи

Автор: Драничкина Ольга Сергеевна
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи

 

Гордон Халлоран – канадский художник, визитной карточкой которого стало изобретение ледяной живописи. Будучи известным художником, иллюстратором, драматургом и режиссером, проработавшим не один десяток лет в различных издательствах и театрах,  он пришел к выводу, что ледяная поверхность – это и есть источник его вдохновения.

 

Он неразрывно связывает своё творчество с Канадой, ее холодной зимой и воспоминаниями о детстве:  «В Трентон (Онтарио) я провел много холодных зим. Мне нравилось играть со льдом, особенно с ледяными поверхностями, которые я поливал водой из шланга, чтобы сделать хоккейную площадку.  Я любил наблюдать, как шероховатости льда постепенно сглаживаются и становятся гладким и блестящим.  Тридцать лет спустя я начал представлять себе всю поверхность катка как картину, как взрыв цвета». 

 

Художник вдохновляется образами зимнего пейзажа Канады, льда и холода. Физические качества его произведений и природные качества среды в виде таяния льда отражают текущее глобальное изменение климата, обращают внимание на  его исчезновение из нашего мира, а также делают акцент на непостоянство и переходный характер существования,  которому  в конечном итоге суждено исчезнуть - «растаять».  

 

В начале 90-х годов ХХ века Гордон Халлоран представил новую форму собственного творчества – живопись на льду. Исполнив  и разместив своё произведение на одном из катков, он превратил  его в паблик-арт проект, где каждый посетитель мог приобщиться к абстрактной живописи и насладиться современным искусством. Канадское сообщество восприняло эту идею, как воплощение национальной самобытности, а Гордон Халлоран стал настоящим послом доброй воли и миротворцем, почётным представителем Канады.

 

Он говорит: «Канада - большая страна. Почему бы не делать большие картины?». Действительно, его работы впечатляют своим масштабом, например, каток в Калгари (Calgary’s Olympic Plaza), каток в Эдмонтон, украшенный художником к Чемпионату мира по фигурному катанию (Edmonton’s World Figure Skating Championships), инсталляции для городского зимнего фестиваля в Торонто. Для последнего события художник создал живописную поверхность прямо на катке площади Натан Филипс (Nathan Phillips Square), по которой могли кататься фигуристы и все желающие.

 

 

Помимо «ледяной живописи» или «Painting below zero» (официальное название работ изо льда Гордона Халлорана) были представлены другие работы автора. Они расположились в Ледовой галерее и представляли собой глыбы  цветного льда, которые при помощи специальной установки то замораживались, то размораживались. Процесс таяния льда стал главным творцом, который смешивал краски и менял форму произведений, создавая неповторимое сочетание фактуры и цвета. Специально разработанная система алюминиевых морозильных плит позволила художнику работать с этим уникальным видом  искусства независимо от погоды. Экспозиционная площадка была организована таким образом, что зритель находился в непосредственной близости  с произведением художника, он мог наблюдать за процессом трансформации и метаморфозами взаимодействия температуры, льда и красок.

 

Успешные проекты в Канаде принесли Халлорану мировую известность, и в 2004 году Гордон получил предложение от Олимпийского комитета о создании инсталляции изо льда для Зимних Олимпийских игр в Турине 2006 года.  Там его работа была расположена в церкви крупнейшего старинного (около 450 лет) военного форта в Европе La Fortezza di Fenestrelle, на вершине горы за пределами Турина, в центре Олимпийской долины. 

 

Работы художника в виде ярко окрашенных ледяных пластин были размещены внутри здания древней церкви. Местами для экспонирования стали оконные и дверные проемы, пролёты аркады, плоскость стен и пола. Произведения были размещены с учетом возможности обозрения их на просвет, тем самым вызывая ассоциацию с витражами, традиционно находящимися в католических церквях. Площадь пола была занята под инсталляции изо льда, они располагались, как на одной плоскости с ним, так и в трехмерном пространстве в виде инсталляций-скульптур.  Благодаря необычному освещению, через цветные ледяные пластины, пространство старинной церкви наполнялось живописными потоками света, который преображал как интерьер церкви, так и находящиеся в нём экспонаты. Произведения Гордона Халлорана органично влились в средневековые интерьеры, преобразили пространство и внесли новый  живописный акцент в таинственную атмосферу форта.  

 

Но одним из самых крупных проектов  художника Гордона Халлорана,  установленного  в публичном месте, стало произведение для парка Millenium в городе Чикаго (США), которое экспонировалось под открытым небом на улице Чейз Променад (Chase Promenade)  в 2008 году с 1 по 29 февраля.

 

 

Инсталляция представляла собой специальную охлаждающую установку, состоящую из алюминиевых поверхностей, на которые были прикреплены пластины из разноцветного льда со специальным красящим пигментом, который  взаимодействовал с наледью, образуя новые цветовые сочетания. Таким образом,  получилась  живописная поверхность - ледяная стена. В Чикаго она составила  95 футов в длину и почти 12 футов в ширину (29 м на 4 м). 

 

Выбор места для экспонирования был не случаен, стена располагалась рядом с катком McCormick Tribune, лёд которого художник также абстрактно расписал. Это позволило зрителям сравнить две живописные ледяные поверхности и получить уникальный опыт катания на разноцветной ледяной картине.

 

Стена имела сложное техническое оборудование. Помимо охлаждающей установки, она была оснащена световыми прожекторами, которые освещали её поверхность в вечернее время. Благодаря специфике материала, а также комбинациям цвета и света, инсталляция постоянно меняла свой образ. Один из критиков сравнил её с «визуальным спектаклем». Основными цветами, использующимися в абстрактной живописи на льду стали насыщенные тона синего, желтого, красного и  зелёного.  Красоту колорита и фактуры льда усиливал белый фон, который отличался не только по цвету, но и по фактуре. Вновь образованная наледь была похожа на плотный слой инея, что подчеркивало гладкость и твердость льда.

 

 

Цветовые пластины были установлены в порядке цветовой растяжки от холодных цветов к тёплым. Так, ледяная стена начиналась с синего цвета и медленно переходила в красный. По мере взаимодействия друг с другом перед зрителем возникал спектр из непрерывного ряда изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

 

Инсталляция активно взаимодействовала с окружающей средой, отражаясь в знаменитой скульптуре Аниша Капура «Небесные врата». Новые образы заставляли зрителей возвращаться к ней снова и снова. За время работы экспозиции её посетило 176 тыс. человек. Мэр города Чикаго Ричард Дейли сказал: "Мы гордимся тем, что стали первым городом в США, который показывает работы Гордона Халлорана, которые демонстрируются в уникальной и интересной форме, что подтверждает репутацию нашего города, как музея под открытым небом, доступного всем."

 

Организаторы экспозиции также устраивали семейные мероприятия в парке и в отапливаемой палатке рядом с ледяной стеной. Были проведены интерактивные программы для всех возрастов, такие как: игры на льду, уроки рисования на льду, научные эксперименты, уроки танцев и прочее.

 

В настоящем очерке о творчестве канадского художника Гордона Халлорана были рассмотрены лишь некоторые его работы, связанные с уникальной техникой живописи на льду.

 

В ХХI веке на смену традиционным техникам и жанрам приходят современные технологии, которые требуют не меньшего мастерства от художника, чем раньше.  Гордон Халлоран - яркий представитель самобытного художника, активно взаимодействующий со средой, зрителем, собственным творчеством и новыми тенденциями в искусстве.

 

Конкуренция в сфере современного искусства рождает смелые находки и вдохновляет художников на новые творческие эксперименты. Прорывные идеи в области экспозиционного дизайна и технологии создают новое направление представления произведений искусства в современном культурном контексте, которые располагаются вне специализированных выставочных пространств и состоят из нетрадиционных материалов.

 

Фото с сайта http://www.paintingsbelowzero.com


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет