Гордон Халлоран – канадский художник, визитной карточкой которого стало изобретение ледяной живописи. Будучи известным художником, иллюстратором, драматургом и режиссером, проработавшим не один десяток лет в различных издательствах и театрах, он пришел к выводу, что ледяная поверхность – это и есть источник его вдохновения.
Он неразрывно связывает своё творчество с Канадой, ее холодной зимой и воспоминаниями о детстве: «В Трентон (Онтарио) я провел много холодных зим. Мне нравилось играть со льдом, особенно с ледяными поверхностями, которые я поливал водой из шланга, чтобы сделать хоккейную площадку. Я любил наблюдать, как шероховатости льда постепенно сглаживаются и становятся гладким и блестящим. Тридцать лет спустя я начал представлять себе всю поверхность катка как картину, как взрыв цвета».
Художник вдохновляется образами зимнего пейзажа Канады, льда и холода. Физические качества его произведений и природные качества среды в виде таяния льда отражают текущее глобальное изменение климата, обращают внимание на его исчезновение из нашего мира, а также делают акцент на непостоянство и переходный характер существования, которому в конечном итоге суждено исчезнуть - «растаять».
В начале 90-х годов ХХ века Гордон Халлоран представил новую форму собственного творчества – живопись на льду. Исполнив и разместив своё произведение на одном из катков, он превратил его в паблик-арт проект, где каждый посетитель мог приобщиться к абстрактной живописи и насладиться современным искусством. Канадское сообщество восприняло эту идею, как воплощение национальной самобытности, а Гордон Халлоран стал настоящим послом доброй воли и миротворцем, почётным представителем Канады.
Он говорит: «Канада - большая страна. Почему бы не делать большие картины?». Действительно, его работы впечатляют своим масштабом, например, каток в Калгари (Calgary’s Olympic Plaza), каток в Эдмонтон, украшенный художником к Чемпионату мира по фигурному катанию (Edmonton’s World Figure Skating Championships), инсталляции для городского зимнего фестиваля в Торонто. Для последнего события художник создал живописную поверхность прямо на катке площади Натан Филипс (Nathan Phillips Square), по которой могли кататься фигуристы и все желающие.
Помимо «ледяной живописи» или «Painting below zero» (официальное название работ изо льда Гордона Халлорана) были представлены другие работы автора. Они расположились в Ледовой галерее и представляли собой глыбы цветного льда, которые при помощи специальной установки то замораживались, то размораживались. Процесс таяния льда стал главным творцом, который смешивал краски и менял форму произведений, создавая неповторимое сочетание фактуры и цвета. Специально разработанная система алюминиевых морозильных плит позволила художнику работать с этим уникальным видом искусства независимо от погоды. Экспозиционная площадка была организована таким образом, что зритель находился в непосредственной близости с произведением художника, он мог наблюдать за процессом трансформации и метаморфозами взаимодействия температуры, льда и красок.
Успешные проекты в Канаде принесли Халлорану мировую известность, и в 2004 году Гордон получил предложение от Олимпийского комитета о создании инсталляции изо льда для Зимних Олимпийских игр в Турине 2006 года. Там его работа была расположена в церкви крупнейшего старинного (около 450 лет) военного форта в Европе La Fortezza di Fenestrelle, на вершине горы за пределами Турина, в центре Олимпийской долины.
Работы художника в виде ярко окрашенных ледяных пластин были размещены внутри здания древней церкви. Местами для экспонирования стали оконные и дверные проемы, пролёты аркады, плоскость стен и пола. Произведения были размещены с учетом возможности обозрения их на просвет, тем самым вызывая ассоциацию с витражами, традиционно находящимися в католических церквях. Площадь пола была занята под инсталляции изо льда, они располагались, как на одной плоскости с ним, так и в трехмерном пространстве в виде инсталляций-скульптур. Благодаря необычному освещению, через цветные ледяные пластины, пространство старинной церкви наполнялось живописными потоками света, который преображал как интерьер церкви, так и находящиеся в нём экспонаты. Произведения Гордона Халлорана органично влились в средневековые интерьеры, преобразили пространство и внесли новый живописный акцент в таинственную атмосферу форта.
Но одним из самых крупных проектов художника Гордона Халлорана, установленного в публичном месте, стало произведение для парка Millenium в городе Чикаго (США), которое экспонировалось под открытым небом на улице Чейз Променад (Chase Promenade) в 2008 году с 1 по 29 февраля.
Инсталляция представляла собой специальную охлаждающую установку, состоящую из алюминиевых поверхностей, на которые были прикреплены пластины из разноцветного льда со специальным красящим пигментом, который взаимодействовал с наледью, образуя новые цветовые сочетания. Таким образом, получилась живописная поверхность - ледяная стена. В Чикаго она составила 95 футов в длину и почти 12 футов в ширину (29 м на 4 м).
Выбор места для экспонирования был не случаен, стена располагалась рядом с катком McCormick Tribune, лёд которого художник также абстрактно расписал. Это позволило зрителям сравнить две живописные ледяные поверхности и получить уникальный опыт катания на разноцветной ледяной картине.
Стена имела сложное техническое оборудование. Помимо охлаждающей установки, она была оснащена световыми прожекторами, которые освещали её поверхность в вечернее время. Благодаря специфике материала, а также комбинациям цвета и света, инсталляция постоянно меняла свой образ. Один из критиков сравнил её с «визуальным спектаклем». Основными цветами, использующимися в абстрактной живописи на льду стали насыщенные тона синего, желтого, красного и зелёного. Красоту колорита и фактуры льда усиливал белый фон, который отличался не только по цвету, но и по фактуре. Вновь образованная наледь была похожа на плотный слой инея, что подчеркивало гладкость и твердость льда.
Цветовые пластины были установлены в порядке цветовой растяжки от холодных цветов к тёплым. Так, ледяная стена начиналась с синего цвета и медленно переходила в красный. По мере взаимодействия друг с другом перед зрителем возникал спектр из непрерывного ряда изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Инсталляция активно взаимодействовала с окружающей средой, отражаясь в знаменитой скульптуре Аниша Капура «Небесные врата». Новые образы заставляли зрителей возвращаться к ней снова и снова. За время работы экспозиции её посетило 176 тыс. человек. Мэр города Чикаго Ричард Дейли сказал: "Мы гордимся тем, что стали первым городом в США, который показывает работы Гордона Халлорана, которые демонстрируются в уникальной и интересной форме, что подтверждает репутацию нашего города, как музея под открытым небом, доступного всем."
Организаторы экспозиции также устраивали семейные мероприятия в парке и в отапливаемой палатке рядом с ледяной стеной. Были проведены интерактивные программы для всех возрастов, такие как: игры на льду, уроки рисования на льду, научные эксперименты, уроки танцев и прочее.
В настоящем очерке о творчестве канадского художника Гордона Халлорана были рассмотрены лишь некоторые его работы, связанные с уникальной техникой живописи на льду.
В ХХI веке на смену традиционным техникам и жанрам приходят современные технологии, которые требуют не меньшего мастерства от художника, чем раньше. Гордон Халлоран - яркий представитель самобытного художника, активно взаимодействующий со средой, зрителем, собственным творчеством и новыми тенденциями в искусстве.
Конкуренция в сфере современного искусства рождает смелые находки и вдохновляет художников на новые творческие эксперименты. Прорывные идеи в области экспозиционного дизайна и технологии создают новое направление представления произведений искусства в современном культурном контексте, которые располагаются вне специализированных выставочных пространств и состоят из нетрадиционных материалов.
Фото с сайта http://www.paintingsbelowzero.com