закрытьX

Русские усадьбы
подробнее

АБРАМЦЕВСКИЕ ОРАНЖЕРЕИ: персики для девочки

Рубрика: Статьи раздела

Автор: Андрей Городнянский, ландшафтный дизайнер, кандидат исторических наук

 Абрамцево. Главный дом. Фото начала XX века

Один из самых богатых людей России конца 19 века, железнодорожный магнат Савва Иванович Мамонтов, был человеком весьма хозяйственным. В своем подмосковном имении Абрамцево, которое он купил в 1870 году у дочери С.Т.Аксакова, Савва Иванович организовал обширное и хорошо налаженное хозяйство. Усадьба Абрамцево, которую мы привыкли воспринимать как «приют муз», где художники и скульпторы вдохновлялись красотами природы и предавались радостям дружеского общения, для С.И.Мамонтова была не только загородным домом, но и вполне самостоятельным «делом», которое надлежало соответствующим образом организовать. Большой участок земли недалеко от главного дома был отведен под огород. Для его полива  использовался особый пруд, названный Пололкиным, потому что в домике на его берегу жили женщины – «пололки», которых нанимали на летнее время пропалывать огородные грядки. Рядом с Пололкиным прудом устраивается большой скотный двор, к нему примыкает кирпичное здание молочной в голландском стиле. А все свободное место в усадьбе заполняют пашня и  покосы.

 

 В «Летописи сельца Абрамцева», своего рода усадебном дневнике, который на протяжении многих лет вел Савва Иванович, можно найти немало хозяйственных записей, подобных той, которая  помечена 1884 годом. Владелец абрамцевской усадьбы жалуется на капризы погоды: «За все лето едва наберется десять дней жарких и без дождей…На ржаном поле плешины от вымочки, пшеница совершенно пропала. Овес насилу отсеяли в начале июня. Травы от дождей отличные, но уборка самая обидная, сена убрано довольно много, но более половины подмоченное. Рожь подкошенная лежит вторую неделю под дождем, прорастает. Огородные овощи плохи» (здесь и далее сохранена авторская орфорграфия – А.Г.)

 

 Мастерская-студия в Абрамцево

Сразу же после приобретения усадьбы Савва Иванович и его жена, Елизавета Григорьевна, увлеклись новым делом – оранжереей. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится любопытный документ – «Записки Елизаветы Григорьевны Мамонтовой». В нем есть следующая запись:  «Начав устраивать сад, мы услыхали, что верстах за 5 от нас в имениях Артемове и Жилкине распродают оранжерею. Мы отправились туда. Нас встретил старичок садовник Михаил Иванович, который с необыкновенной любовью водил нас по саду и убедил нас купить, почти за бесценок, деревья персиков и слив. Мы не только купили деревья, но и пригласили самого Михаила Ивановича перейти к нам. Он охотно согласился, так как в Артемове совсем уничтожалось садоводство....  Купив деревья пришлось строить и оранжерею. За этим дело не стало, сейчас же принялись за постройку. Выстроили отделение для цветов и для персиков, а также комнату для Михаила Ивановича».

 

 Избушка на курьих ножках

Интересная деталь: новый садовник Мамонтовых так умело пересадил деревья, что это никак не отразилось на их плодоношении.  Но самое удивительное состоит в другом: дело происходило летом, когда на деревьях уже были молодые плоды! Видимо, садовых дел мастера в середине 19 века знали такие приемы пересадки, которые сегодня всеми забыты. Ведь по принятой сейчас схеме крупномеры  пересаживают, как правило, в период покоя и далеко не всегда приживаемость составляет 100%. А, кроме того, на следующий год после пересадки  деревья  иногда долго болеют. В Мамонтовских же оранжереях урожай был собран в том же году! Как добился Михаил Иванович такого поразительного результата, мы теперь можем только догадываться. Вероятно, он применил сильную обрезку, чтобы привести в соответствие корневую и надземную систему деревьев, удалив прирост этого года. Или же, возможно, предназначенные к продаже деревья еще весной были каким-то образом подготовлены к пересадке: например, по периметру кроны была вырыта канавка, заполненная опилками или листовым опадом. После этого травмированные корни начинают расти, заполняя рыхлый субстрат, и к моменту пересадки растение можно вынуть из земли с минимальным повреждением корневой системы. Как бы там ни было, но персики  и сливы в оранжерее Мамонтовых, пересаженные легкой рукой Михаила Ивановича, регулярно давали урожай, о чем свидетельствуют письма Саввы Ивановича, одно из которых датировано февралем 1873 года:  «Вчера я ездил в Абрамцево…. У Мих. Ив. (просто золотой старик) такой порядок, что и желать лучше нельзя, персики отцветают в первой оранжерее, во второй цветут, такой воздух стоит, что я просто в восторг пришел. Фруктов будет много, и персиков и слив, только бы желудки были бы в порядке».

 

Чтобы обеспечить плодовым деревьям максимальное количество света, которого в средней полосе России южным растениям явно не хватает, в абрамцевских оранжереях практиковалась особая формировка – на шпалере. Самые сильные побеги дерева направляли по решетке, которая шла по центру оранжереи, а все прочие удаляли. Таким образом достигалась не только максимальная освещенность дерева, но и экономились его жизненные силы, которые шли на формирование урожая, а не на избыточный рост побегов. 

 

Урожай персиков в Абрамцеве собирали в начале лета. Так что персики, изображенные на знаменитой картине В.Серова «Девочка с персиками», выращены в самой усадьбе. Сама же эта картина, на которой прославленный художник запечатлел дочь Саввы Ивановича Верочку, стала одним из художественных символов Абрамцева.

 

 В. Серов «Девочка с персиками»

Помимо персиков и слив в двух абрамцевских оранжереях выращивалась земляника и всякого рода зелень. Савва Иванович, как и подобает человеку практичному, считал пустым развлечением всякого рода цветочные затеи, которые, судя по всему, были близки душе Михаила Ивановича - садовника старой закалки, долго служившего в помещичьей усадьбе, где всегда цветы были предметом особых забот. Живую интонацию  голоса хозяина Абрамцева доносит нам письмо Саввы Ивановича: «Я продолжаю пробирать Мих. Ив., чтобы он налегал больше на всякую снедь, т.е. огурцы, салаты, редиски, клубнику и пренебрег бы своими вечными черенками. Кому они в радость. Я все твержу ему, что нам с ним сильно достанется от тебя (письмо написано Елизавете Григорьевне – А.Г.), если к 1 мая не будет всякой снеди и зелени». Похоже, что Елизавета Григорьевна пользовалась особым уважением Михаила Ивановича, если сам хозяин для придания своим словам пущей убедительности аппелирует к ее имени. Вот что пишет Савва Иванович в письме к своей жене от 9/21 февраля 1874 г:  «Потом мы пошли к Мих. Ив., персики у него цветут отлично. Очень большой охотник разводить в крошечных горшечках разные (неразборчиво) черенки в теплой оранжерее, в ящиках вдоль рамы. Место (неразборчиво) весьма удобно для огурцов, а потому я для большей чувствительности передал ему что будто бы ты приказала ему убрать всю эту мелочь и насажать огурцов как более полезную штуку и чтобы к приезду были огурцы».

 

Савва Иванович Мамонтов как человек легко увлекающийся, но быстро теряющий интерес к предмету своего увлечения,  довольно скоро охладел  к оранжерее. В 80-ые годы 19 века он  всецело увлекся домашними постановками и оперным театром, создав знаменитую Частную оперу, где пела Татьяна Любатович, к которой владелец Абрамцева был явно неравнодушен. В своей усадьбе С.И.Мамонтов стал бывать гораздо реже, здесь жила Елизавета Григорьевна с детьми, а садовником у Мамонтовых в начале 20 века был уже Марк Алексеевич Редькин. Он вырастил в одной из оранжерей необычный розовый куст, пустив его побеги по шпалере, так что получилось самое настоящее «розовое дерево». При Редькине в абрамцевских оранжереях выращивалось много цветов: гиацинты, небольшие кусты сирени,  цинерарии – ими украшалась большая столовая в доме на Пасху.  После смерти Елизаветы Григорьевны в 1908 году Марк Алексеевич ухаживал за ее могилой, постоянно украшая ее цветами. Рядом с матерью была похоронена и Верочка – та самая «девочка с персиками», которая умерла за год до смерти матери в возрасте 32 лет. Сам же Марк Алексеевич умер уже в 30-ых годах 20 века, став одним из последних хранителей Абрамцевской усадьбы. Оранжерей к тому времени уже не было: их разобрали за ветхостью в 1926 году, а в самой усадьбе разместился Дом отдыха для строителей новой жизни на развалинах старой культуры.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет