закрытьX

Русские усадьбы
подробнее

Усадьба Люблино: прошлое и настоящее

Рубрика: Статьи раздела

Автор: Борис Соколов
Усадьба на юго-востоке нынешней территории Москвы, граничащая с имением Кузьминки, существовала с давних времен. Периодом расцвета стали 1800-е-1840-е годы, когда ею владел бригадир Николай Алексеевич Дурасов (1760-181) и его наследники. Главной достопримечательностью Люблина считался дворец, в планировке которого соединяется круг и вписанный в него крест. Здание, увенчанное куполом с фигурой Аполлона, построено около 1801 года. Как предполагает историк усадьбы М.Ю. Коробко, проект, в котором использованы формы виллы Ротонда и образцовых проектов Жана-Франсуа Неффоржа, создан совместно Родионом Казаковым и Иваном Еготовым.


 

Впоследствии возникла легенда о том, что дворец построен после получения Дурасовым ордена Святой Анны в форме знака этого ордена, а венчает его фигура этой святой.

 

Трехэтажный дворец расписан фресками, в числе которых плафон Джеромо Скотти "Пир Вакха на Наксосе". Возле него стояла статуя Молчания, которая приобрела символическое значение во время революционного разорения Люблина.

 

«В одном из залов уцелел ещё превосходный плафон Скотти; но нет уже ещё недавно здесь стоявшей старинной мебели ¾ кресел и диванов карельской березы, украшенных подлокотниками в виде грифонов и лебедей, деревянных резных и позолоченных торшеров, бронзы люстр, часов и канделябров. Всё это ушло, расхищенное и поломанное… И рисуется символом текущих лет стоящая на одной из [террас] фигура античного божества Молчания, фигура, приложившая к своим каменным устам палец…»

 

А.Н. Греч. Венок усадьбам

 

 
Дворец, стоящий на берегу пруда, окружал парк с большим плодовым хозяйством. В оранжереях Люблина выращивались апельсины, ананасы и финики. Любители экзотических растений сравнивали их со знаменитыми оранжереями Кускова и ботанической коллекцией усадьбы Горенки. Подобно Кускову, усадьба предназначалась для широких приемов и гуляний.

 

«Кусковские оранжереи удивляют количеством и огромностью своих померанцевых деревьев и богатством произрастений, но не так чисто содержимы как люблинские; последние несравненно приятнее и роскошнее; видно, что за всем бдительно наблюдает сам хозяин, которого как нарочно тут и повстречали. Он в продолжение всей зимы имеет привычку по воскресным дням обедать с приятелем в люблинских своих оранжереях.
Не предполагая этой встречи, мы было сами хотели завтракать в зелени, ins Grune, для чего привезли с собой кой-какой провизии; но гостеприимный Н.А.Дурасов этого не допустил. Он видел Петра Ивановича [Богданова] в доме родственника своего, бригадира Мельгунова, и тот час же пригласил нас обедать с ним вместе. Сколько мы не отговаривались (разумея из церемонии), но он настоял, говоря, что отказ наш его обидит. Он очень богат, а еще более радушен»

 

С.П. Жихарев. Записки современника

 

 

Известная английская мемуаристка Кэтрин Вильмонт, сопровождавшая Екатерину Романовну Дашкову во время ее визита в Люблино в 1806 году, описывала роскошь приема и богатство пейзажных сцен:

 

"Все гости собрались на открытой колоннаде — мраморные ступеньки покрыты благоухающим ковром из арабского и персидского жасмина, гвоздики, роз, герани. Ступени ведут к затененной деревьями лужайке у края воды. С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы, сияющие азиатской роскошью. Не буду повторяться насчет великолепия стола, все было, как в волшебном дворце. Но невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря — владельца такого изумительного поместья. После обеда мы прогуливались, а вечером все снова собрались на театральном представлении. В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Хозяин почтительнейше извинялся за “убожество того, что мы видим”, объясняя это занятостью людей на уборке урожая. На самом деле здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; вскуривали благовония”.

 

Незадолго до кончины Дурасова, 23 мая 1818 года, Люблино посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая выбрала здесь несколько растений для своих коллекций. Слава имения продолжалась и при наследниках ее создателя, Аграфене Дурасовой и Александре Писареве. Расширяя оранжереи, заведя даже стадо тирольских коров, он в то же время превратили окрестности усадьбы в дачное место. С середины XIX века дачи на территории Люблина преобладают. Среди останавливавшихся здесь известных людей - Достоевский, работавший в Люблине над романом "Преступление и наказание". В 1896-97 годах на одной из люблинских дач жил историк русской и византийской культуры Федор Буслаев, здесь он диктовал свои воспоминания, здесь же и умер 31 июля 1897 года.

 

В 1873 году владельцы усадьбы перенесли сюда деревянный храм, показанный на Политехнической выставке в Москве как образец "русского стиля". Церковь Петра и Павла, созданная по проекту Н.А. Шохина, сохранялась в усадьбе до 1928 года. Ее ждала более счастливая судьба, чем у большинства храмов Подмосковья - она была перенесена в село Рыжево (Егорьевский район Московской области) и сохраняется там до сих пор. 

 

16 июня 1904 года над Люблиным прошел сильнейший ураган, разрушивший многие дачи, повредивший дворец и оранжереи. Вместо прежней статуи Аполлона была заказана новая, на этот раз женская. Возможно, при выборе образца (римская скульптура  "Геркуланянки") владелец руководствовался уже широко распространившейся легендой об ордене Святой Анны.

 

В советское время во дворце была устроена школа, которую сменил рабочий клуб. "На широкой улице, называемой липовой аллеей, сосредоточены государственные учреждения: Горсовет, Отделение Милиции, кооператив ТПО. А во дворце, где некогда гуляла помещичья и графская свора, коротают праздничные дни над интересной книжкой фабричные рабочие, служащие и весёлая молодежь". Настоящим спасением для памятника оказалось размещение в нем отделения милиции. Усадебному парку повезло гораздо меньше - превращенный в парк культуры и отдыха, он был вытоптан, застроен по краям, утратил главные черты своей планировки.

 

В послевоенное время дворец в Люблине занял Институт океанологии АН СССР, в 1950-е годы проведена его реставрация. Побывав внутри около двадцати лет назад, я был поражен не только богатством, но и сохранностью интерьеров. В 1990-е годы дворец оказался бесхозным, одно время использовался для хранения лука, что полностью уничтожило его паркетные полы. Затем наступил период реставрации, во время которого шли разговоры о передаче дворца для коммерческого использования. В 2005 году Люблино стало частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, дворец музеефицирован, ведется расчистка и освоение территории, на которой сохранились театральные постройки времен Дурасова.

 

 

Постановлением правительства Москвы от 30 октября 2007 года утвержден вывод с территории ансамбля сторонних организаций и радикальное изменение его статуса : "Предлагается создание в усадьбе театральной школы-студии, включающей в себя Дворец Н.А.Дурасова, здание Театра, прилегающую парковую зону и пруд - фестивально-парковый комплекс общемосковского и всероссийского значения под условным названием "Театроград"". Для восстановления художественной ценности Люблина необходима реконструкция пейзажей, раскрывавшихся по обеим сторонам пруда, ее исторических насаждений и усадебной среды.

 

Полный вариант статьи - в проекте "Сады и время": * ЛЮБЛИНО // Россия / Москва


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет