Если пройти вдоль левого берега Сены между Pont d’Alma и Эйфелевой башней, можно увидеть необычное четырехэтажное административное здание Музея на набережной Бранли, стены которого от тротуара до самой крыши сплошь покрыты живыми растениями. Сам музей к ботанике не имеет никакого отношения, он представляет коллекции «примитивного искусства» из Африки, Океании, Азии, Северной и Южной Америки. Зеленые стены – лишь элегантное украшение, сделавшее музей одной из главных достопримечательностей Парижа. Это последнее творение (2006 г.) Патрика Блана, всемирно известного ботаника, изобретателя и дизайнера вертикальных ландшафтов, заставляющее изумляться посетителей музея и просто прохожих.
Патрик Блан, ученый из престижного Национального Центра Научных Исследований, потратил почти 10 лет, чтобы научиться создавать вертикальные сады доселе невиданной сложности и масштаба. Изучив растительные сообщества, существующие на сырых поверхностях и в расщелинах отвесных скал и гротов Тайланда, Малайзии и других стран мира, Блан разработал хитроумные способы их воспроизведения как на внутренних, так и на внешних стенах городских зданий. Используя в качестве палитры сотни видов живых растений со всего мира, Блан создал 18 грандиозных инсталляций, большинство из которых находится в Париже. Страстный поборник сохранения биоразнообразия, он успешно доказал, что скучные стены городских зданий могут задышать, покрытые растительными шпалерами. Стены административного здания Музея на набережной Бранли украшены 15000 экземпляров растений, являющихся представителями 150 различных видов. Это живое полотно из папоротников, мхов, травянистых растений и даже кустарников.
Технология Блана уникальна и защищена патентом. Главный вопрос, который пришлось решать автору - как защитить стены здания от влаги? Основой для вертикального сада служат два слоя полиамида, между которыми находится сантиметровый слой волокон вспененного ПВХ. Эта подложка крепится к стене на металлической обрешетке, обеспечивая воздушное пространство между стеной и растениями. В слое волокон, обладающем капиллярными свойствами, располагаются растения в количестве 10-20 экземпляров на 1 м2. Нагрузка на конструкцию не очень велика – менее 30 кг на 1 м2. Растения не нуждаются в почве, так как, по сути, выращиваются гидропонным способом. Система капельного орошения, закрепленная в верхней части стены, обеспечивает непрерывную медленную подачу растворов удобрений к корням. Излишки растворов стекают в желоб у основания стены.
"Растительная стена" Музея на набережной Бранли повернута на север и защищена от иссушающих солнечных лучей, которые могут представлять серьезную проблему для вертикальных посадок, особенно в летнее время.
Патрик Блан специально подбирает и комбинирует растения для каждой инсталляции, создавая богатые текстуры в различных тонах зеленого с вкраплениями желтого, красного, коричневого. При декорировании внутренних помещений дизайнер использует в основном тропические виды, приспособленные к низкому уровню освещенности и произрастающие в природе в нижнем ярусе тропического леса. Условия роста растений на наружных стенах еще более жесткие, тем не менее, ассортимент растений для них остается обширным и включает пышные фатсии и бегонии, такие многолетники, как саксифраги, колокольчики, герани, гейхеры, папоротники, плющи, шалфеи, вероники; из кустарников – буддлеи, калины, гортензии, жимолость, и непременно травы и осоки. Так же как в природе, на поверхности сырых камней и поваленных деревьев, эти растения подстилают мхи и печеночники.
Наблюдатель может разглядеть среди пышного многоцветья вертикального сада баданы, пахизандры, целые массивы гейхер, папоротников, мхов и печеночников, прерываемые длинными листьями осок и злаков. Растения полностью покрывают фасад здания изысканным гобеленом в оттенках лайма, золота и бургундского вина. Изгиб стены вслед за поворотом улицы вдоль берега Сены придает дополнительную естественность фасаду из растительности. А большие окна музея делают красоту вертикального сада еще более парадоксальной.
Не удивительно, что растительные стены Патрика Блана родились в Париже. Они отражают основные постулаты французского садоводства: обширное разнообразие видов, наличие геометрических рамок, применение высоких технологий, позволяющих воплотить фантазии в реальность, и непременно - некоторую долю французского изыска.
Фото: Татьяна Чечеватова