Проведение выставки флористического коллажа и батика Учебным центром «Флореаль» на границе лета и осени (с 31 августа по 3 октября 2010 года) выбрано очень удачно. Как ни ярки краски золотой осени, а все же лето милей. Такое короткое, что его всегда хочется продлить, взять с собой в зиму ароматы и прелесть цветов. И если с запахами проще, их можно сохранить в ароматных настоях, засушенных душистых лепестках и пучках зелени, то красоту способны запечатлеть лишь память… и искусство. Поэтому выставка в Дарвиновском музее получила название «Вторая жизнь цветов».
Выставка представила работы студии флористического коллажа, которая существует уже несколько лет. Немалую часть экспозиции составили произведения преподавателя, Ольги Робатень, выполненные в технике батика. Батик сам по себе – нежное, «теплое» искусство, он делается на мягкой тканой основе. Растительные мотивы в нем часто преобладают. Но батик Ольги Робатень имеет свои «изюминки» - от собственной техники многослойного нанесения красок до включения хотя бы малости флористических материалов - засушенных и скелетизированных листьев («Осень», «Купола», «Яблоневый спас»), кокосовых волокон («Осень»), окрашенного гравия («Фруктовый рай», «Дерева», «Жабка»). Этот прием делает работы еще теплее, природнее, рукодельнее.
Как верно подметил великий И. Гете: «Цветы подает нам природа, Искусство в венок их сплетет…»! Искусство флористического коллажа позволяет сделать это буквально, включая в творческие работы не только гербарный материал, воздушные метелки, но и причудливые веточки, морские дары и камешки, и даже соль нашей планеты – частицы земли.
Техник флористического коллажа существует множество. Данная студия приветствует в работах присутствие нескольких планов, или слоев, как в компьютерной программе Fhotoshop. Коллаж всегда становится интереснее, если путем художественных приемов приобретает трехмерность, перспективу, глубину. Это не плоское живописное произведение, выполненное с соблюдением капризных законов композиции, а кусочек природы, нашей среды, всегда оставляющий для воображения интригу, что же там дальше, за полотном? Например, работа «Монастырь» имеет три плоскости – стволы деревьев выполнены тушью и гуашью, на их фоне – панорама монастыря, на самом переднем плане – засушенные веточки.
Как холст живописцу, основой для работы с флористическим материалом служит фон. Его в студии создают с помощью разных техник – декалькомании (монотипии) путем отпечатка рисунка со стекла, дающего порой непредсказуемые эффекты (Е. Иванова. «Осень»); грунтования глиной в технике немецкого мастера Фридхельма Раффела, с которым «Флореаль» тесно сотрудничает («Другая реальность», «Весенняя проталина», «В ожидании», «Ветка левкоев», «Весенний пейзаж», «Игра теней», «Каллы», «Дремучий лес»). Здесь пригождаются любые приемы – и кракелюр («Кружево», «Осень» Толкачевой М.), и известная всем из школьного опыта восковая техника, когда на лист бумаги, натертой свечкой, наносится тушь и процарапывается рисунок или фактура («Швабские Альпы», «Ночь», «Соловьиная ночь»).
Одна из авторских разработок – фон из структурированной бумаги, складки которой при окрашивании образуют интересные фактуры («Яблоки в цвету», «Этюд с гортензией», «Прилив»). Новое слово в мире коллажа – использование паспарту и подчинение его задаче привнесения дополнительного слоя и объема работе. Причем паспарту может быть не только в виде привычной рамки («Игра форм»), но и представлять собой контуры цветов или животных («Сова»).
Следующим этапом, после создания фона, в многослойный аккорд коллажа вступает тоника природы, тщательно ищущая устойчивого места в эмпирической композиции заднего плана. В ход пущены засушенные и скелетизированные листики и цветочки («Цветы в кадре», «Весенняя фантазия»), разнообразные веточки и соломинки, трогательные зонтики и метелки («Летний дождь», «Осень», «Сиреневый туман»), кора и лишайники (Панно «Осень»), морские ракушки и камешки («Соль Земли», «Начало Мироздания», «Прилив»), натуральные и искусственные волокна («Сиреневая фантазия»). Изредка – и другие флористические аксессуары, например, стеклянные бусины марблс («Космос», «Осенняя фантазия»).
Приемы, используемые учениками, порой идут дальше наработанных техник – вот на переднем плане райское дерево из раскрашенной необожженной глины («Райские яблоки»), а фон, оформленный листьями, заламинирован пленкой. Примечательна работа «Маки» Ивановой Е., где флористические материалы, напротив, составляют задний план, а на переднем – роспись специальными красками по стеклу.
Как и положено в искусстве, коллажи получились самыми разными. Здесь и цветовые ассоциации («Сиреневая фантазия»), и эмоциональные отклики («Радость», «Ностальгия»), и даже заявки на серьезность живописных полотен («Старый город», «Царицино», «Краски Манхеттена», «Воспоминания»). Однако основная тематика работ связана с окружающей средой, что наиболее органично для произведений из природных материалов: пейзажи, мотивы разных времен года, ярчайшие воплощения естественной красоты - цветы («Ирисы», «Маки», «Каллы») и их порхающие подобия - бабочки («Бабочки», «Крылья бабочки»). А еще - вдохновенные впечатления о великой природе, увлекательных путешествиях и ярких впечатлениях.
Учебный центр «Флореаль» скоро вновь начинает занятия в группах флористического коллажа и батика Ольги Робатень.
Запись производится по телефонам: (495) 728-04-27, (495) 916-37-21, (495) 916-34-40. www.florealcenter.ru