Группа произведений из трех мозаично-скульптурных композиций («скульптуро-мозаик»). Очертания первого объекта («Гора-облако») близки к природным. Облако, балансирующее на вершине горы, тем не менее, не создает впечатления неустойчивой композиции. Две другие скульптуры - «Земная и Лунная» и «Галла Плацидия» обладают совершенно фантазийными формами, обычно невостребованными в архитектуре. Будучи абсолютно автономными, эти работы могут успешно служить дополняющими декоративными элементами зданий и убранства архитектурных пространств.
Масштабная инсталляция под названием «Истинная и Единственно Правильная Алхимия» представляет собой современную фабрику искусства. Отобрав тысячу полотен с конца XIX века до сегодняшних дней, автор создала их репродукции на стекле, разрезала на тессеры и с помощью приемов мозаики создала новую композицию, прикрепив к нижней стороне золотой и серебряный лист, которые наполнили объемные заводские конструкции светом. Краски вырываются из труб на пол и заполняют пространство вокруг. Это «промышленное предприятие» демонстрирует, как Искусству удается осуществить истинную алхимию и достичь ее конечной цели – трансформировать материю в ЗОЛОТО. В конце маршрута сквозь сущность и дух искусства посетитель видит инсталляцию копии работы Марселя Дюшана «Фонтан», а под ним неожиданно – писсуар для сбора драгоценной «золотой» жидкости. Эта работа является отражением алхимии как «спагирического искусства», в переводе с греческого означающего «разделение и соединение в единое целое».
Инсталляция «Золотые гнезда» создана как дань гению природы. Автор говорит, что «…природа – это архитектурный проект, строго соблюдающий эстетические принципы, но основанный на стабильности и функциональности. Что касается корней Природы и архитектуры, не могу не восхищаться совершенством технической конструкции, чей возраст исчисляется миллионами лет – это конструкция птичьего гнезда. Мои Золотые гнезда задуманы как дань интеллекту, трудолюбию и творчеству птиц, этих «исконных архитекторов». …Когда мне на глаза попадается птичье гнездо, я всегда восхищаюсь его простой, естественной и в то же время иногда очень сложной и изысканной архитектурной работой, вложенной в его создание. Своей инсталляцией из золота, света и звука, составленной из шести гнезд, развешанных на ветвях деревьев, где столп света – это метафора древесного ствола, я хочу вызвать такие чувства и у зрителей». Птичьи гнезда являются подобием настоящих гнездований дроздовидной камышовки, ткачика, аиста, соловья, длиннохвостой синицы, горной ласточки. Оптические волокна, приспущенные на пол, уподобляются корням дерева.
Еще на заре своей истории человечество очень хорошо осознавало свое место во Вселенной, в космосе. Для этого автора природа – неиссякаемый источник творчества. Инсталляция «Вселенная» включает несколько работ, объединенных размышлениями о космосе – «Дневной полет», «Ночной полет», «Лепестки Луны», «Лунные метаморфозы», «Заря раскаленная», «Красная Луна», «Брина». В следующей серии работ, посвященной розам («Белый лепесток», «За дверью», «Роза») – восхищение этим красивейшим из цветков, а триптих «Розарий» дает возможность окунуться в прелесть средиземноморского розария. Очень неожиданно подается цикл «Времена года» - после золотой осени и снежной зимы наступает весна с ночным сияньем белых лепестков и знойный сумрак раскаленного лета. Все объясняют слова автора: «…для меня Вселенная, космос и времена года бесконечно увлекательны. Они заставляют меня мечтать и фантазировать. Мои действия диктуются моими повседневными отношениями с ними».
Масштабная инсталляция «Храм природы» призвана показать внутреннюю, естественную красоту в новом визуальном аспекте, а также служить пробуждению осознания экологических ценностей. «В большинстве моих работ фигурируют деревья… Их стволы – это идеально сконструированные скульптуры; я учусь у них и они меня вдохновляют… Стволы деревьев раскрывают их возраст, их полную событиями жизнь, они хранят память обо всем, чему они были свидетелями за долгие годы. Шум ветра в листве, восхитительные тени и тишина дня и ночи, превращают деревья в хранителей времени и пространства. А птицы, эти прекрасные существа! С бесконечным разнообразием красок, телами, идеально созданными для полета, которые выше науки и искусства. Птицы – символы свободы, вестники времени и времен года. Солнце, божество многих древних цивилизаций, дающее земле свет, тепло и жизнь…»
Храм природы состоит их шести частей. Четыре с образами солнца и деревьев окружают иконостас – квадратную композицию из 12 птиц, представляющих 12 месяцев в году. В центре – пара глубей, олицетворяющих гармонию мужского и женского начала. Образы старинных икон принесены птицами из бесконечных путешествий по миру. В центре инсталляции – святилище, стеклянная клетка, чтобы ловить птиц и приносить в жертву их свободу. Сверху лежит «Священная книга», рассказывающая мифы и секреты Природы.
Работа выполнена в смешанной мозаичной технике с элементами коллажа, где изящные детали мелких тессер противопоставлены крупным камням и кристаллам.
Поэтическая суть работ этого автора состоит в интуитивных взаимоотношениях с природой, что дает художнику первичность восприятия и в то же время заставляет его тщательно работать над формой. Природа врывается в дом художника через огромные окна, а винтовая лестница в центре, ведущая в его мастерскую, также служит метафорой его пути в искусстве. Ощущение пребывания внутри, в центре, может послужить ключом к правильной интерпретации его искусства. Этой идее наилучшим образом соответствует композиция «Камни», имеющая две противоборствующие стороны – белую и черную. «Модулярные ритмы в черном и платине», выполненные из белой гальки и цветных камней, отражает ритмичность развития и явлений природы.
Джуллио Кандуссио можно назвать мастером текстуры. «Спокойные» формы его работ сочетаются с взрывным характером ярких, сложных, волнующих красок. Крошечные мозаичные плитки складываются в повторяющиеся графические символы и создают иллюзию трехмерного образа. «Огненное солнце» уравновешивается обратной стороной - «Ледяной Луной». Еще большего иллюзорного упрощения образа автор достигает в работе «Без названия».
Кредо художника – поиск объемно-пространственного решения мозаик, неразрывно связанного с архитектурной средой. Его узлы в цветном и черно-белом варианте – наглядное тому подтверждение.
Постоянно изучая формы традиционных древних мозаик и формы природы с их органической структурой, члены группы в своих работах вдохновлялись визуальным эффектом, производимым неподвижным или подвижным множеством, массами, потоками, процессиями, основываясь на моделях городских агломераций или биологических колоний, где отдельный элемент не становится незаметной частью поверхности, а наоборот, выделяется благодаря действию формального «гармонического контраста» с другими частями. Серия композиций «Движение», с огромным количеством вариантов, различается используемым материалом и эффектом контраста между основной поверхностью и углом наклона плиток-тессер. Эти работы демонстрируют, что изображения пространства и «создания» света можно добиться без помощи световых вариаций, лишь используя контраст между различными углами наклона плиток и соотнося бесконечно малое и бесконечно большое.
Молодая студия современной мозаики, действующая в Москве чуть более года, работает с традиционными приемами и материалами, но уже проявила свой собственный почерк, позволяющий говорить о новом направлении в современной мозаике – «мозаичной графике».
Помимо работ известных мастеров, на выставке были представлены мозаичные работы Детской школы мозаики Энчо и Раины Рачевых в г. Бургасе (Болгария) и мозаичной воскресной школы под руководством священнослужителя и педагога Дмитрия Котова в г. Долгопрудном Московской области, где занимаются дети с 4-х лет.
Яркие и непосредственные работы детей рассказывали о природе, растительном и животном мире, сказочных персонажах и счастливой жизни людей.
Фото: Рита Бриллиантова