закрытьX

Пять веков Хемптон Корта: пруды Генриха VIII, английская Голландия, "Лондонский сад"

Рубрика: Репортажи

Автор: Соколов Борис Михайлович
доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ (Москва), член Правления Общества изучения русской усадьбы, историк ландшафтного искусства, фотограф, путешественник
 
Пятый день нашего английского путешествия начинался и закончился приключениями в электричке. Доехав до вокзала Виктория, мы немного растерялись от его размеров, сложности расписания и правил доплаты к городскому билету. Проведя час на перроне, мы следующий час с удовольствием разглядывали пригородный и загородный Лондон, знакомые нам пейзажи – ведь Хемптон Корт, как и Кью, находится на Темзе в районе Ричмонда, выше и восточнее столицы.

 

На Темзе в буквальном смысле слова – боковая часть дворца видна с большого красивого моста, которым мы проходили от станции. В сезон, и располагая временем можно совершить королевский маршрут – на кораблике от Вестминстера до Хемптон Корта. Но путь этот неспешный, занимает более трех часов, а сезон уже кончился, поэтому пароходик стоял у пристани, забытый и печальный, как ослик Иа-Иа.

 

При подходе к дворцу внимание привлекает длинный красный служебный корпус, в особенности современные ворота Образовательного центра Клор, обвитые золотыми деревьями. Рядом расположена обширная касса – к счастью, без очередей – и книжный магазин, в котором мы без труда нашли два путеводителя на русском и одну английскую книжку про парк. А затем подошли к воротам – трудно сказать, дворца или замка.

 

С этой стороны - замок красного кирпича с башнями и башенками, с ренессансными каминными трубами и средневековыми зубастыми зверями. Дворцом в полном смысле слова Хемптон Корт мог бы стать... – но это целая история.

 

Красивое поместье на берегу Темзы, в месте, обжитом еще древними римлянами, некогда принадлежало Ордену госпитальеров, известному нам как Мальтийский. От них имение перенял кардинал Томас Вулси, своеобразный "кардинал Ришелье" при Генрихе VIII.

 

С 1514 года в течение трех десятилетий он строил и украшал замок в смешанном стиле поздней английской готики и зрелого итальянского Ренессанса. Суровые башни замка украшены нежными барельефами итальянского скульптора Джованни ди Майяно. Но, в отличие от Ришелье и Мазарини, Вулси не был всесилен. Чувствуя, что политическая почва уходит у него из-под ног, он подарил почти готовый замок королю. А через год умер...

 

Генрих VIII расширил прежде всего кухни и обеденный зал – гридницу для пиров своего огромного двора. И то, и другое мы видели во время осмотра дворца. При нем сложился план здания с тремя идущими друг за другом дворами. Их разделяют высокие двухбашенные ворота, визитная карточка Хемптон Корта. На вторых воротах, над которыми располагались покои королевы Анны Болейн, до сих пор ходят сложнейшие часы, указывающие не только время и знак Зодиака, но и высоту прилива в Лондоне для тех, кто путешествовал на барках.

 

Следующий и последний строительный период пришел в Хемптон Корт во время правления английской королевы Марии II и призванного из Голландии Виллема (в Англии Уильяма) III. Именно это правление (1689-1702) было звездным часом садового искусства старой Англии.

 

Уильям III – человек с бурной и победной биографией. Воспитанный в родной Голландии своими английскими родственниками, он после сложных военных перипетий отвоевал Британию у своего дяди, католического короля Якова II. Его положение как мужа английской королевы побуждало к демонстративным действиям и проектам. К тому времени уже был закончен роскошный и небывалый для Голландии дворцовый комплекс Хет Лоо в городе Апельдорн. Там французская схема партерного сада и фасадного дворца были применены к местным условиям, сад окружен "фирменным" голландским земляным валом, статуи и фонтаны соседствовали с разными по форме цветущими растениями. Я не раз бывал в Хет Лоо и имею возможность показать несколько сравнительных пар фотографий - они говорят лучше, чем длинные пояснения.

 

Два сада Виллема-Уильяма: Хет Лоо и Хемптон Корт

 

Став английским королем, Уильям решил поэтапно разрушить старый Хемптон Корт и заменить его новым Версалем, точнее, "Антиверсалем" – дворцом и парком не хуже, чем у Людовика XIV, его грозного французского врага. Главным архитектором дворца был Кристофер Рен, автор собора Святого Павла. Он предложил создать каре с барочно-классицистическими фасадами и украсить здание куполом.

 

Стройка велась так долго, что король потерял к ней интерес, поэтому Хемптон Корт с двух сторон – ренессансный замок, а с двух других – строгий дворец. Третий двор был заменен на два малых двора – апартаменты Уильяма и Мэри должны были быть равнозначными, поэтому выход на партер ведет через извилистые коридоры.

 

И барокко получилось чудноватым – с одной стороны, крупные строгие формы "под Версаль", с другой – взвихренные барочные окна, наличники и орнаменты. Окна Фонтанного двора сравнивали со множеством внезапно и широко раскрытых глаз.

 

Дворцовые покои, лестницы, тюдоровская капелла прекрасны и изобильны впечатлениями. Входная плата включает в себя возможность воспользоваться аудиогидом, говорящим и на русском языке.

 

Мне хотелось поскорее ввести нашу ландшафтную группу в курс садовых дел, поэтому – тоже не без блуждания в лабиринте коридоров – мы отправились в интереснейшие боковые сады Хемптон Корта.

 

Всего их три, и расположены они один за другим справа от входа во дворец, недалеко от Темзы.

 

Два небольших сада – прямоугольные партеры ниже уровня земли с регулярными посадками стриженых деревьев и небольшими статуями. Они особенно красиво смотрятся сквозь укрывающие их шпалеры и лианы на фоне зубчатой крыши Обеденного дома.

 

История этого небольшого, но важного участка (он расположен между замком и рекой) богатая и увлекательная. Генрих VIII устроил в этой части резиденции несколько садов. Самым большим был Собственный сад, в который мы войдем чуть позже, а за ним следовали три прямоугольных... не сада, а пруда!

 

Здесь разводили и держали рыбу для королевского стола, а склоны берегов были оформлены красивыми уступами. За ними, над водами Темзы, стоит Обеденный дом, из окон которого в эпоху Тюдоров открывался вид еще и на Королевский птичник.

 

Судя по дворцовым документам, пруды были устроены не очень удачно – из них уходила вода, и в XVII веке их упразднили. В "англо-голландский" период здесь возникло маленькое зеленое царство Марии II. Она распорядилась превратить пруды в пониженные, "утопленные" сады, поэтому их до сих пор называют Прудовыми (Pond Gardens). Всего садов было четыре.

 

 

В самом большом, примыкавшем к Собственному саду короля, выращивали цветы на срезку.

 

Второй имел не только декоративное, но и геральдическое значение – там летом выставлялась коллекция цитрусовых, среди которых главную роль играли апельсиновые деревца – символ Оранской династии.

 

Третий назывался Садом примул, но среди них росло великое множество луковичных, прежде всего тюльпанов и анемонов – здесь опять-таки виден голландский вкус. И наконец, в самом маленьком Оранжерейном садике стояли три "стеклянных дома" – оранжереи с великолепной коллекцией экзотов. И в голландский, и в английский периоды своего правления Уильям и Мария не жалели сил и расходов на ее пополнение.

 

В наши дни первый сад стал газоном с несколькими плодовыми деревьями, второй и третий воссозданы в духе своей эпохи, а оранжереи разрослись и окружили место четвертого сада.

 

Современный вид это место получило в 1920 годы, когда хранителем парка Хемптон Корта был садовод и историк Эрнст Лоу. Он подготовил проект воссоздания прудов Генриха VIII, который осуществлять не стали, и разбил у стен замка "узловой", то есть украшенный пересечениями бордюрных полос, сад в тюдоровском стиле.

 

В отличие от расположенного рядом Собственного сада, утопленные Прудовые сады являются плодом ранней и условной реконструкции. Говорю об этом потому, что в книгах по садовой истории их демонстрируют в качестве типичных средневековых (!) английских садов...

 

Еще один сад, созданный для королевы Марии, разместился вдоль оранжереи, перпендикулярно Прудовым садам. Оранжерейный сад – полоса газона и гравия, на которой в сезон красуются вазы с южными деревцами. Вазы тщательно воссозданы – бело-синие фаянсовые по образцам из Дельтфа, а терракотовые – по черепкам, найденным во время раскопок партера в Хет Лоо. Правда, мы видели только белые деревянные кадки - возможно, роскошные контейнеры осенью берегут от непогоды. Весной сюда выплескивалась зеленая сокровищница оранжерей: две тысячи видов, от пеларгонии и алоэ до жасмина и ананаса. И, конечно, половину собрания составляли цитрусовые – апельсины, грейпфруты, лимоны, лаймы. Этот сад совсем новый – его вернули к жизни в сезон 2007 года. Мне очень понравились маленькие фонтаны и бассейны, напоминающие о миниатюрных водных играх Хет Лоо.

 

В четвертом саду, у дворцовой стены, стоит простая двускатная оранжерея. Внутри она почти пуста, потому что единственное растение пристроилось прямо около стеклянного ската. Но цифры поражают: это Большая лоза, посаженная здесь Ланселотом Брауном около 1770 года, которая каждую осень приносит сотни кистей черного винограда сорта Черный Гамбургский.

 

Рядом висит сертификат Книги Гиннеса, сообщающий, что это не только старейшая, но и крупнейшая лоза в мире, извивы которой составляют более 75 метров. До 1920-х годов грозди подавались исключительно к королевскому столу, а теперь в сезон их можно купить в дворцовом магазине.

 

Виноград уже сняли и съели, а мы сквозь сменяющие друг друга тучи и солнце вошли в большой "тайный сад" (Privy garden). Здесь, как и в Царском Селе, вместо "тайный" следует читать "собственный", "частный" сад.

 

Собственный сад, также как и виденные нами малые садики, называют "утопленным", но это неточно – сад окружен голландского типа валами, создающими величественные зеленые кулисы с боковых сторон.

 

Могу засвидетельствовать, что все части сада – и французская партерная система, и арабески, и фонтан, и сочетание белых строгих статуй с огородной рассадкой растений – такие же, как в Хет Лоо. Но одинаковых садов не бывает, и здесь иной, более крупный масштаб, роскошнее откосы, больше неба, фонтан выше, а дорожки шире.

 

Собственный сад за три века сильно зарос. До недавнего времени на его месте была гуща пирамидальных тисов, сквозь которые едва просматривались аллеи и фонтаны. В 1996 открытый партер был воссоздан по историческим и археологическим материалам, и теперь облик его вполне достоверен. Прекрасный англо-голландский сад, и, в сущности, – последний из существующих.

 

А за углом, напротив длинного центрального фасада, разворачивается "антиверсаль" – дворцовый партер, носящий название Большого Фонтанного сада. "Анти" в двух отношениях – во-первых, мощь ансамбля и трехлучие его аллей направлены против мощи и величия резиденции Короля-Солнца, и во-вторых – как и во многих позднейших "версалях", трехлучие направлено не в сторону города, а в парк.

 

Большой Фонтанный сад заложен при Карле II, который много лет прожил в изгнании, в континентальной Европе и хорошо понимал величие нового паркового стиля, рождающегося под карандашом Андре Ленотра. Садовый мастер Карла, Андре Молле, создал длинный канал, идущий от замка вдаль.

 

Сад был закончен уже в эпоху Уильяма и Марии, которые взяли с собой из Голландии интересного и талантливого архитектора Даниэля Маро. Выходец из французской архитектурной семьи, он прекрасно понимал стиль и формы эпохи Людовика XIV. Семья его была гугенотской, поэтому он вынужден был покинуть родину и стал работать при дворе голландского штатгальтера Виллема. Именно он создал относительно скромный и закрытый партерный сад в Хет Лоо. В Хемптон Корте он расширяет масштаб своих проектов: голландская камерность сменяется французским размахом.

 

Маро распорядился засыпать начало канала и создал на этом месте трезубец аллей и полукруг партера. Партер был украшен сложными арабесками цветников, вазами, пирамидками стриженых тисов и двумя рядами фонтанов, откуда и происходит его название. Королева Анна, сестра Марии II, взошедшая на престол после кончины Уильяма, пожелала заменить цветники газонами – начинался XVIII век и вместе с ним вкус к естественности. Плохо работавшие фонтаны убрали и заменили очень красивым полукружным каналом.

 

С 1764 года главным садовником Хемптон Корта стал Ланселот Браун. Великий мастер пейзажного садоводства был вынужден как-то поддерживать существование регулярных садов, уже не пользовавшихся вниманием английских монархов. Он отменил стрижку деревьев-пирамидок Фонтанного сада, и они постепенно превратились в исполинские тисы и падубы, закрывающие горизонт.

 

Ситуация немного напоминает историю Царского Села: Екатерина II распорядилась не стричь деревья Нижнего сада, и вскоре там образовались пейзажные заросли. Часть их, прилегавшая к дворцу, в послевоенное время была заменена регулярными посадками, а дальний парк до сих пор укрывает Эрмитаж от глаз любопытных. Но у партера Хемптон Корта совершенно иная планировка и судьба.

 

В  XIX веке вдоль стены, отделяющей Собственный сад, были созданы большие цветочные бордюры, а прямо на бывших партерах Фонтанного сада высаживали грядки тюльпанов и астр – там проходили весенняя и летняя выставки цветов. Ныне сад возвращен к первоначальному виду.

 

Но от "прогулочной" эпохи остались два следа. Первый – это красивый эффектный бордюр вдоль Широкой аллеи, созданный уже упомянутым Эрнстом Лоу, садовым мастером 1920-х годов. Второй – диковинные деревья Фонтанного сада.

 

В начале ХХ века спохватились и вновь начали стричь бывшие пирамидки вдоль аллей. Но это уже были могучие деревья охватом в метр, и округлым кронам удалось придать лишь внешнее сходство с прежними очертаниями. Зато эти трехсотлетние переростки, немного похожие на зеленые мухоморы, придают Хемптон Корту причудливый и незабываемый облик.

 

Привыкнув к просторам Версаля, мы решили пройти вдаль, вдоль канала. Но не тут-то было! Вокруг решетка, а за ней, как в Сент-Джеймсе и Чизике – гуси-лебеди и их сонное царство.

 

Вновь английская любовь к тихой и дикой природе оттеснила на задний план величие и желание показать дальние виды. Мы насладились панорамами позже, в пейзажном парке Виндзора.

 

Слева от дворца – сразу несколько садов. Нестарый, но роскошный розарий со "старыми английскими" сортами роз, пейзажная лужайка и наконец – знаменитый Лабиринт! Сейчас вокруг него открытое пространство, но, по всей видимости, это последний кусочек Дикого сада, когда-то огромного, полного барочных зеленых кулис и извилистых аллей.

 

Скромная калитка ведет в простую шпалерную аллейку. И... всё. Конец. Ты понимаешь, что выход из этого небольшого треугольника уже не найдешь. Подобно "Троим в лодке" Джерома Джерома, мы побегали туда и сюда, нашли стайку смышленых детей и за ними вышли к спасительной калитке.

 

 
В отличие от Гарриса я питаю большое уважение к садовым лабиринтам. И во французском Вилландри, и на венецианской вилле Пизани они цепко держат в объятиях десятки взрослых, разумных людей. На вилле Пизани смотритель взбирался на башню, стоящую в сердце лабиринта, и кричал в рупор: "Направо! Налево!" В сценке, созданной английским писателем, то же пытался делать сторож Хемптон Корта при помощи складной лестницы.

 

  Гаррис спросил, бывал ли я когда-нибудь в Хэмптон-Кортском лабиринте. Сам он, по его словам, заходил туда один раз, чтобы показать кому-то, как лучше пройти. Он изучал лабиринт по плану, который казался до глупости простым, так что жалко было даже платить два пенса за вход. Гаррис полагал, что этот план был издан в насмешку, так как он ничуть не был похож на подлинный лабиринт и только сбивал с толку. Гаррис повел туда одного своего родственника из провинции. Он сказал:

  - Мы только зайдем ненадолго, чтобы ты мог сказать, что побывал в лабиринте, но это совсем не сложно. Даже нелепо называть его лабиринтом. Надо все время сворачивать направо. Походим минут десять, а потом отправимся завтракать.

  Попав внутрь лабиринта, они вскоре встретили людей, которые сказали, что находятся здесь три четверти часа и что с них, кажется, хватит. Гаррис предложил им, если угодно, последовать за ним. Он только вошел, сейчас повернет направо и выйдет. Все были ему очень признательны и пошли за ним следом. По дороге они подобрали еще многих, которые мечтали выбраться на волю, и, наконец, поглотили всех, кто был в лабиринте. Люди, отказавшиеся от всякой надежды снова увидеть родной дом и друзей, при виде Гарриса и его компании воспряли духом и присоединились к процессии, осыпая его благословениями. Гаррис сказал, что, по его предположению" за ним следовало, в общем, человек двадцать; одна женщина с ребенком, которая пробыла в лабиринте все утро, непременно пожелала взять Гарриса под руку, чтобы не потерять его.

  Гаррис все время поворачивал направо, но идти было, видимо, далеко, и родственник Гарриса сказал, что это, вероятно, очень большой лабиринт.

  - Один из самых обширных в Европе, - сказал Гаррис.

  - Похоже, что так, - ответил его родственник. - Мы ведь уже прошли

добрых две мили.

  Гаррису и самому это начало казаться странным. Но он держался стойко, пока компания не прошла мимо валявшейся на земле половины пышки, которую Гаррисов родственник, по его словам, видел на этом самом месте семь минут тому назад.

  - Это невозможно, - возразил Гаррис, но женщина с ребенком сказала:

"Ничего подобного", - так как она сама отняла эту пышку у своего мальчика и бросила ее перед встречей с Гаррисом. Она прибавила, что лучше бы ей никогда с ним не встречаться, и выразила мнение, что он обманщик. Это взбесило Гарриса. Он вытащил план и изложил свою теорию.

  - План-то, может, и неплохой, - сказал кто-то, - но только нужно

знать, в каком месте мы сейчас находимся.

  Гаррис не знал этого и сказал, что самое лучшее будет вернуться к выходу и начать все снова. Предложение начать все снова не вызвало особого энтузиазма, но в части возвращения назад единодушие было полное. Все повернули обратно и потянулись за Гаррисом в противоположном направлении.

 

  Прошло еще минут десять, и компания очутилась в центре лабиринта. Гаррис хотел сначала сделать вид, будто он именно к этому и стремился, но его свита имела довольно угрожающий вид, и он решил расценить это как случайность. Теперь они хотя бы знают, с чего начать. Им известно, где они находятся. План был еще раз извлечен на свет божий, и дело показалось проще простого, - все в третий раз тронулись в путь.

  Через три минуты они опять были в центре.

  После этого они просто-таки не могли оттуда уйти. В какую бы сторону они ни сворачивали, все пути приводили их в центр. Это стало повторяться с такой правильностью, что некоторые просто оставались на месте и ждали, пока остальные прогуляются и вернутся к ним. Гаррис опять извлек свой план, но вид этой бумаги привел толпу в ярость. Гаррису посоветовали пустить план на папильотки. Гаррис, по его словам, не мог не сознавать, что до некоторой степени утратил популярность.

  Наконец все совершенно потеряли голову и во весь голос стали звать сторожа. Сторож пришел, взобрался на стремянку снаружи лабиринта и начал громко давать им указания. Но к этому времени у всех в головах была такая путаница, что никто не мог ничего сообразить. Тогда сторож предложил им постоять на месте и сказал, что придет к ним. Все собрались в кучу и ждали, а сторож спустился с лестницы и пошел внутрь. На горе это был молодой сторож, новичок в своем деле. Войдя в лабиринт, он не нашел заблудившихся, начал бродить взад и вперед и, наконец, сам заблудился. Время от времени они видели сквозь листву, как он метался где-то по ту сторону изгороди, и он тоже видел людей и бросался к ним, и они стояли и ждали его минут пять, а потом он опять появлялся на том же самом месте и спрашивал, куда они пропали.

  Всем пришлось дожидаться, пока не вернулся один из старых сторожей, который ходил обедать. Только тогда они, наконец, вышли.

  Гаррис сказал, что, поскольку он может судить, это замечательный лабиринт, и мы сговорились, что на обратном пути попробуем завести туда Джорджа.

 

Джером К.Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки (1889). Перевод М.Салье

 

 

В начале XVIII столетия Хемптон Корт стал ареной королевских ссор, а соперничающие дворы отцов и детей вскоре свели престиж резиденции на нет. Постепенно она превратилась в обиталище второстепенных принцев и принцесс, а потом и фрейлин, доживающих свой век в маленьких комнатах великого дворца. В 1986 году одна из них опрокинула огонь в своей комнате, вызвав огромный пожар в парадных покоях Уильяма III.

 

В 1838 году королева Виктория открыла парк для посещения, через десять лет сюда провели специальную ветку железной дороги. Разномастная публика валом повалила в Хемптон Корт, который газеты стали называть "Лондонским садом". Несколько поколений лондонцев выросло на воскресных прогулках по заросшему парку с его цветочными клумбами и старинными статуями. И только в ХХ столетии был найден баланс между полудиким отдыхом и погружением в историю.

 

 

Хотя резиденция принадлежит короне, ей, вместе с Тауэром и Кенсингтонским дворцом, управляет некоммерческое объединение "Исторические королевские дворцы". Оно построило мощную индустрию культурного туризма – большая входная плата и неограниченные возможности пребывания во дворце, включая аудиогид и фотосъемку.

 

 
Оно населило дворец десятками людей в тюдоровских нарядах, детей на экскурсию ведут изящные дамы в бархатных платьях, а по парку можно прокатиться на повозке, запряженной тяжеловесными лошадьми. За повозкой тянется железная борона – нужно же разравнивать аллеи, испещренные тысячами следов!

 

 
В повести "Трое в лодке" я нашел милые строчки, которые полны жизни и сегодня:

 

Что за чудесная старая стена тянется в этом месте вдоль реки! Проходя мимо нее, я всякий раз испытываю удовольствие от одного ее вида. Яркая, милая, веселая старая стена! Как чудесно украшают ее ползучий лишай и буйно растущий мох, стыдливая молодая лоза, выглядывающая сверху, чтобы посмотреть, что происходит на реке, и темный старый плющ, вьющийся немного ниже. Любые десять ярдов этой стены являют глазу пятьдесят нюансов и оттенков. Если бы я умел рисовать и писать красками, я бы, наверное, создал прекрасный набросок этой старой стены. Я часто думаю, что с удовольствием жил бы в Хэмптон-Корте.

 

Самое живое впечатление от Хемптон Корта – яркая, зрелищная старина, причудливые башни, чудесные гобелены, энергичные, свежие барочные сады с шипящими струями вод, лебеди на сонном Длинном канале. И седые мхи на красных, политых дождями и изрытых ветрами стенах, а за ними - тонкие стволы и малахитовые кроны апельсиновых деревьев.

 

 

Фото: Борис Соколов, Елена Лапенко


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет