закрытьX

Хестеркомб - садовый роман с камнем

Рубрика: Репортажи

Автор: Соколов Борис Михайлович
доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ (Москва), член Правления Общества изучения русской усадьбы, историк ландшафтного искусства, фотограф, путешественник
 

Углубляясь в холмы Западной Англии, я сидел как на иголках – успеем ли мы осмотреть самый дальний и самый современный из садов нашего маршрута?.. Заодно вспоминалась история Хестеркомба и восторженные похвалы тех, кто там был. Он интересен не только потому, что там работала знаменитая садовница Гертруда Джекилл. Это живая история садовых стилей и один из самых посещаемых парков Западной Англии.

 

 

Хестеркомб – старинное имение, расположенное на пологом склоне каменистого холма. Место это, что называется, насиженное. Семейство Уэрр обживало и устраивало эту усадьбу с XIV до конца XIX столетия, а здешние сады впервые упоминаются в хронике 1249 года. В середине XVIII века за главным домом, в долине извилистой речки, был устроен большой и очень красивый пейзажный парк. К 1980-м годам он превратился в настоящий лес, и его нынешние райские сцены – результат колоссальных реставрационных работ. В центре приема посетителей показывают короткий фильм на тему "было – стало", в котором "было" здорово похоже на русские палестины, вроде Богородицка или Яропольца, а нынешнее – тот самый, идеальный английский пейзаж. Главный урок этой реставрации – не ждите манны небесной! К 1973 году и знаменитый партер, и парк XVIII века были почти утрачены. Начать их расчистку решил совет местного самоуправления при помощи... здешней же пожарной бригады (особняк занимает Пожарное управление Сомерсета).

 

Расчистка повлекла за собой поиск старых планов, затем исследования и реставрационный проект. В 1997 году партерная и пейзажная части были вновь открыты и вызвали бурю восторга, в следующем году взялись за Викторианскую террасу, а в 2003 году Попечительский Совет садов Хестеркомба выиграл типично английскую субсидию – грант Лотереи наследия. Дело в том, что британское государство пускает доходы от лотереи на цели культуры. И сейчас Хестеркомб превратился в комплексный ландшафтный объект, пейзажная часть которого предназначена не только для осмотра, но для семейного отдыха, а регулярная – для восхищения и изучения любителями садов.

 

Пейзажный парк Хестеркомба мы оставили на другой раз, уж очень богатыми были впечатления от регулярной части ансамбля. Вот несколько слов о нем для будущих путешествий. Парк предлагает путешествие вдоль речной долины, где вода то образует каскады, то разливается прудами (тот, что ближе к дому, из-за своей формы назван "Грушей"). Большой каскад падает вниз длинной струей подобно крымским водопадам и блестит на фоне кварцевых скал. В парке можно видеть несколько редких и ценных павильонов. Один из них – травяной шалаш, встроенный в скалу, Привал угольщика (Charcoal"s Burner Camp). Скромные Charbonnieres, "Хижины угольщика" не так уж редки, особенно во французских парках, но здесь воссоздано сооружение более своеобразное, театральное и недолговечное. Неподалеку стоит Ведьмин дом – открытый павильон из сучьев, коры и соломы. Интересно, что идеи для своего парка его владелец, Джон Бэмфилд, черпал в путешествиях по уже известным нам местам. Павильон, названный Мавзолеем, но служивший отдыху среди пейзажных красот, украшен цитатой из стихотворения Александера Поупа: "...Блажен, кто сочетал науки с тишиной".

 

В 1872 году семейная линия владельцев прервалась, а новый хозяин Хестеркомба решил добавить к парку современные черты. Дом был перестроен, и перед ним появился Викторианская терраса, состоящая из пышных цветников и замысловатых фонтанов.

 

Ее скучноватая, буржуазная роскошь как нельзя лучше оттеняет великое создание следующей эпохи – Регулярный сад (Formal garden), ради которого мы и спешили в Хестеркомб.

 

 

В 1903 году очередной владелец усадьбы, священник Эдвард Портмен решил создать новый террасный сад под Викторианским партером. Заказ был поручен одному из крупнейших архитекторов Британии, Эдвину Латченсу (1869-1944; замечу, что фамилия его, несмотря на своеобразное написание – Lutyens – произносится именно так). Латченс построил множество домов и общественных сооружений – мы шли через Темзу к Хемптон Корту по красно-белому однопролетному мосту его работы. Самым знаменитым ансамблем стал город Нью-Дели, новой столицы Индии, завершенный к 1930 году. Но и в истории садового искусства Латченс сыграл выдающуюся роль. В начале своей карьеры он учился и работал в архитектурной мастерской Гарольда Пито, горячего сторонника итальянского садового искусства. Пито считал, что итальянский террасный сад с его спокойными партерами, каменными перголами и разросшейся по ним буйной зеленью более всего согласуется с идеей "старинного английского" стиля. Он создал образцовые сады "итальянского" типа и дал молодому архитектору навыки работы в этой давно забытой манере. Латченс всю жизнь питал большой интерес к садам архитектурного типа – на каменной основе, с мощными вертикалями, связанным с усадебным домом.

 

В 1888 году архитектор познакомился с Гертрудой Джекилл, которая к этому времени из обычного живописца превратилась в живописца садового. Легенда утверждает, что художница перешла в садовое дело, утратив возможность писать картины и акварели из-за прогрессирующей близорукости, и что по этой причине ее излюбленной формой стал "миксбордер" – цветочная лента с искусно подобранными красками и оттенками. Цветовые композиции художницы многим напоминали о картинах французских импрессионистов. Простые, но изящные схемы Джекилл, вместе с ее книгами, стали чрезвычайно популярны. В Сиссингхерсте мы уже видели прекрасную работу ее последовательницы, Виты Сэквил-Вест – помните "Лиловый бордюр"? Начав с собственного дома Джекилл в Манстед Вуд, Латченс работал вместе с ней многие годы. Ситуация напоминает историю сада в Сиссингхерсте – архитектор создавал основу, художница ткала на ней живые узоры. Часто посадки Джекилл были чем-то вроде "сада при сельском доме", о котором с ностальгией вспоминали англичане на рубеже веков. Но в Хестеркомбе весь ансамбль настолько мощен и прекрасен, работа двух авторов настолько тонка и гармонична, что не знаешь, кто здесь главный и к какому стилю этот сад отнести.

 

 

Впечатления начинаются уже на лестнице, ведущей в сад. Она вся сложена из каменных плит неправильной формы – и ступени, и бордюры, и высокие столбы при входе. Возникает ощущение архитектуры южной, близкой к природе и напоминающей античные руины.

 

 

Между ступеней изобильно цвели белые маргаритки – жизнь, пробивающаяся сквозь теплый серый камень. Вернее, эти цветы очень похожи на маргаритки. Это южное растение, мелколепестник Карвинского (Erigeron karvinskianus), который за знойное происхождение иногда называют "испанской маргариткой". Лестница кончается круглой площадкой со ступенями, круглящимися наподобие крошечного римского театра.

 

 

И по сторонам этого театра нас встречают два непохожих друг на друга мира – справа пейзажная сцена с полем и живописными купами деревьев, слева еще одна лестница, вводящая нас в сад. Сопоставление привольного английского пейзажа и строгого "итальянского" сада видно повсюду – особенно интересно смотреть на парк через круглые окна в стене, ограждающей партер.

 

Части регулярного сада в Хестеркомбе

 

Сотни неровных, волнистых плит уложены в саду так красиво, с таким огромным вкусом, что сами по себе представляют чудесное зрелище. Если присмотреться, обнаруживаешь, что в центре круглых площадок плиты с характерными желобками по кругу - это старые мельничные жернова.

 

Спустившись на первую террасу сада, мы оказались среди низеньких стенок и стройных столбов, маленьких каналов и небольших гребней кустарника. Эта пространство одновременно открытое и закрытое, сухое и увлажненное журчащими потоками, каменное и зеленое. Вскоре понимаешь, что Латченс применил здесь всего две основные формы – прямоугольник (дорожка, бордюр, газон), круг и вариации этих двух элементов.

 

Завораживают каналы, действительно похожие на итальянские, но вдобавок украшенные парами круглых бассейнов величиной с тарелку. И на дне этих водных тарелочек – чудесные ряды каменных плит, поставленных ребром!

 

 

Под стеной Викторианского партера идет Серая дорожка. Здесь царствуют серебристые растения – лаванда, сантолина, люпин, клематис, мыльнянка. Но не только вдоль дорожки – из щелей самой стены свисают побеги душистого горошка, очитка и других растений, любящих карабкаться по скалам. Это образ заросшей античной руины, данный тактично и без нажима.

 

Ниже – квадрат основной террасы. Его поверхность искусно поделена между двумя элементами, равно любимыми в Италии и Англии. Зеленые травяные полосы образуют диагональный крест, а угловые части заполнены декоративными растениями. И здесь замечаешь, что газоны имеют ту же форму, что каменные дорожки и лестницы – прямоугольник с округлыми завершениями.

 

Они кажутся коврами, раскатанными по каменным плитам. На их фоне особенно выделяются высокие, энергичные цветочные посадки. Среди них можно заметить кусты пионов, канн, дельфиниума, гладиолусов, белых и тигровых лилий, флоксов. Все это великолепие оттеняют упругие листья трав. Партер меняет свой колорит в течение сезона, но это всегда яркие, живые сочетания чистых красок.

 

Внизу сад завершает пергола на каменных столбах знакомой нам формы. Здесь впечатляет тонкое пространственное решение.

 

Край партера расположен ниже Серой дорожки, с которой мы спустились, а верхняя граница перголы – выше нее. Уровень рельефа двоится в нашем восприятии, а пергола к тому же включает в себя широкие пейзажные сцены. Завершается этот богатый вид синим силуэтом дальних холмов.

 

Латченс и Джекилл создали около усадебного дома не один, а два регулярных сада. Если подняться с левой стороны партера, попадаешь на круглую площадку с гротом, носящую название Ротонды.

 

 

От ее бассейна вид на канал и сад особенно прекрасен.

 

Отсюда можно попасть к небольшой оранжерее, словно пришедшей из старинного итальянского парка. Латченс сделал ее окна огромными, а пропорции – высокими и узкими, поэтому летом она превращается в прохладный павильон с эффектными видами на парк.

 

За ней разбит Голландский сад. Вопреки своему названию, этот участок засажен не тюльпанами или мускари, а скульптурным сочетанием двух растений: темные шапки юкки и гибкие волны лаванды. А дальше начинался пейзажный парк...

 

...И кончался наш визит! Мы чудом успели осмотреть самое главное перед закрытием сада, на бегу полюбовались оранжевыми лучами заката и, безумно счастливые, разместились в удобном автобусе.

 

Камень в Хестеркомбе

 

Растения в Хестеркомбе

 

 
 
 

 

Фото: Борис Соколов

 

Клуб ландшафтных путешествий "Сады и время". Подробности на сайте "Сады и время"


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет