Пытаясь расспросить у гида в Праге, где находится Ботанический сад Карлова университета, услышали в ответ: «Не туристическое место». Действительно, он менее популярен у посетителей, чем другой Ботанический сад, расположенный в Тройской котловине, и значительно уступает ему размерами. Зато превосходит своим возрастом и богатой историей.
Инициатором создания сада в 1752 году был профессор ботаники Скотти ди Компостелла. Но реально он начал свое существование только в 1775 г., когда под его территорию был отдан бывший иезуитский сад. Позднее, в 1835 г., за счет прилежащих территорий его площадь была расширена до 3,6 га, и уже с середины века сад приобрел репутацию крупнейшего в Европе, в нем культивировалось свыше 13 000 видов и сортов растений.
Общее число ботанических таксонов, представленных сейчас в открытом и закрытом грунте, превосходит 5000, а стоимость фондов всего сада в 1995 году была оценена в 34 млн. чешских крон. Находясь в 15 минутах ходьбы от центра Праги, этот зеленый оазис является важным элементом ландшафта города, привлекает множество птиц, бабочек, земноводных, которые особенно комфортно чувствуют себя у водной и болотной экспозиции.
Конец декабря – не лучшее время для осмотра сада, поэтому мы сосредоточили свое внимание на оранжерее. Скажем лишь, что экспозиция открытого грунта сохранила уникальные, старейшие в Чехии, экземпляры некоторых древесных растений, посаженные еще в 1845 году.
Коллекции оранжереи, собиравшиеся на протяжении двух столетий, поражают разнообразием и ботанической ценностью. Несмотря на то, что время изменило ситуацию, и какие-то из видов стали привычными комнатными растениями, многие из них остаются настоящими раритетами. Показательный пример - бразильское растение Chrysophyllum imperiale семейства Сапотовые. Попало в Европу в конце XIX века, но еще 30 лет оставалось неопределенной загадкой для ботаников. Сейчас это - редкий, охраняемый на родине вид, для восстановления популяции которого в районе Рио-де-Жанейро пришлось воспользоваться семенами из ботанического сада Сиднея.
Сразу напротив входа находится гордость коллекции – огромные представители рода саговников, возраст которых перевалил за 130 лет. Они самые крупные в Чешской республике - например, Саговник улиткообразный (Cycas circinalis) с острова Гуам в Тихом океане. Эти двудомные растения представлены здесь, в основном, мужскими экземплярами, но есть и женский. Первые экземпляры цикасов были завезены сюда еще в 1876 году. Позже рядом поселились их родственники – «хлебная пальма» энцефаляртос (Encephalartos) из Южной Африки и замии (Zamia), прибывшие из бассейна реки Амазонки. Есть и редкий родственный вид из Австралии – лепидозамия Хупа (Lepidozamia hopei), а также Dioon edule – эндемичный представитель семейства замиевых из Мексики, старейшее из семенных растений, произраставшее на Земле еще в эпоху динозавров.
Далее идет коллекция пальм в сочетании с несколькими видами драцен. На юге Бразилии арековая пальма Trithrinax brasiliensis уже не просто эндемик, а вид, находящийся на грани исчезновения. Ее еще называют «колючая волоконная пальма» за тонкие шипы на концах серовато-зеленых пальчатых листьев. А это «мармеладная пальма» - бутия головчатая (Butia capitata) из Уругвая, с перистыми, серо-зелеными листьями. Получила свое название за съедобные плоды, которые едят свежими и используют для приготовления желе.
Поблизости можно познакомиться с редким представителем семейства древогубцевые – Maytenus riedeliana, форма листьев которого выдает сходство с древогубцем круглолистным. Дорстения высокая (Dorstenia elata) – еще один вымирающий вид из Бразилии семейства Тутовые. Маленький родственник хлебного дерева, джекфрута и инжира, называемый также «конголезской фигой». Интересен тем, что образует необычного вида цветы-плоды (гепантодиумы). Кстати, сейчас изредка появляется у нас в продаже.
Необычное южноамериканское растение семейства мальвовые – павония заборная (Pavonia sepium), недавно отцвело. Его некрупные, характерные по форме для известных мальв цветки, отличаются ярко-желтой окраской. Цветение другого вида, павонии Гледхилла (Pavonia x gledhillii), нам посчастливилось увидеть. Настоящие цветки грязно-пурпурного цвета скрыты внутри, а яркую окраску имеют окружающие их ярко-красные прицветники. Вид гибридного происхождения, полученный в XIX веке.
Жакаранда остролистная, или мимозолистная (Jacaranda acutifolia) из семейства бигнониевые, конечно, прекраснее была бы в своих крупных сиреневых соцветиях, но еще не лето, поэтому можно полюбоваться лишь листвой этого «папоротникового дерева», как его еще называют.
Иксора китайская (Ixora chinensis), или Вест-Индский жасмин, попала сюда из Индии, где очень ценится как декоративное и церемониальное растение за яркие оранжево-красные соцветия, состоящие из полусотни, а иногда и больше, трубчатых четырехлепестных цветков.
Жакиния смарагдоцветная (Jacquinia smaragdiflora) из Центральной Америки и Карибского региона - очень редкий представитель рода, относящегося к семейству Теофрастовых. Это аристократичное растение, носит имя барона Николауса фон Жакина, голландца, возглавлявшего Ботанический сад Венского университета в конце XVIII века и совершившего экспедицию на Карибские острова. Кое-где видны бутоны, которые через какое-то время вспыхнут ярко-красными цветками.
А эти плоды принадлежат вечнозеленому дереву тембусу (Fragraea fragrans) из Малайзии. Когда плоды зрелые, они манят своим ярко-красным видом, но питаются горькими ягодами в природе только птицы и летучие мыши.
Браунея ариза (Brownea ariza), или Венесуэльская роза, привлекает яркими соцветиями и, на первый взгляд, даже не намекает на свое родство с бобовыми. Происходит из тропической Америки, где вырастает до 20 м высотой. Имеет выразительные округлые соцветия, из которых выступают длинные тычинки цветков. Даже когда не цветет, это растение нарядно благодаря розовым молодым приростам.
Мало известное растение – психотрия (Psychotria bacteriosa) в узелках листьев приютило бактерий-эндосимбионтов. Сейчас с плодами. Это почти вымерший вид семейства мареновые (Rubiaceae), имевший распространение в Центральной Африке и тихоокеанских островных государствах.
А это небольшое растение со смешным названием гонатопус Боуина (Gonatopus boivini), никогда не вырастает выше 2 м даже на родине, в Юго-Восточной Африке. Относится к ароидным и является близким родственником замиокулькаса. Поскольку все оно состоит из единственного трижды перистого листа, выходящего из клубня, рядом скорее всего пробивается его початок.
Эпифитный представитель южноамериканской флоры – эпифиллум (Epiphyllum chrysocardium) - относится к семейству кактусовые, хоть и мало напоминает своих колючих родственников. Цветет выразительными белыми цветками, за которые удостоился названия «орхидейный кактус».
Перец украшенный (Peper ornathum) – эндемик Индонезии, но достаточно распространен в комнатной культуре. Очень декоративная лиана с сердцевидными, украшенными розово-белым рисунком, листьями, родственник черной перца.
Даже хорошо знакомые нам растения представлены здесь очень редкими видами – например, антуриум четырехгранный (Аnthurium tetragonum), спатифиллум Шонбурга (Spathiphyllum schonburgii).
Вся крупная растительность тропической экспозиции красиво подбита злаками, аспидистрами, новогвинейскими бальзаминами, традесканциями, фиттониями, пилеями, гинурами, кротонами, аглаонемами, калатеями, бромелиями, редчайшими бегониями (например, Begonia crassicaulis, Begonia dietrichiana). Мало известное растение нижнего яруса – цианаструм сердцелистный (Cyanastrum cordifolium), найденный в Камеруне и Габоне и описанный относительно недавно, в 1965 году. Является одним из 7 видов маленького семейства цианастровые, близкого к традесканциям. Внешним видом напоминает папоротник, но является родственником кислицы биофитум (Biophytum zenkeri). Так же, как кислица, он способен складывать листья, да и сами листья у него особенные – расположены веером на верхушках стеблей.
В оранжерее очень большая коллекция папоротников – наземных (Polypodium, Asplenium, Blechnum) и эпифитных (Phlebodium, Platycerium, Drynaria). Асплениум морковнолистный (Asplenium daucifolium) – эндемик с Маскаренских островов, широко раскинул свои крупные ажурные листья. Есть и уникальный представитель древовидных папоротников Cyantheaceae, гигантский экземпляр которого высотой в несколько метров недавно сменил более молодой.
Закончив осмотр тропического рая, мы возвращаемся к входу, по левую сторону от которого устроены субтропические оранжереи – сухая и влажная. Последняя используется, в основном, для зимовки средиземноморских и австралийских видов, в летнее время располагающихся на открытом воздухе. Здесь можно увидеть завсегдатаев субтропических оранжерей – азалии, камелии, лимоны, розмарины, каллистемоны, бугенвиллеи, гуавы, подокарпусы. В глубине оранжереи - пышные финики канарские в кадках, рядом с ними – новозеландский лен (Phormium tenax).
Панакс древовидный (Panax arboreus) – новозеландское растение. Здесь растет в кадке, но в природе может быть эпифитом на стволах древовидных папоротников, и только там, где их нет, ведет «наземный» образ жизни.
Казуарина хвощевидная (Casuarina equisetifolia) – вечнозеленое растение Океании и Австралии, где вырастает до 35 м высотой.
Окотея зловонная (Ocotea foetens) из семейства лавровые является эндемиком Канарских островов, священное дерево местных народов. Получила свое название за неприятный запах древесины на срезе.
Сциадопитис мутовчатый (Sciadopitys verticillata) – уникальное растение из Японии с необычной хвойей, расположенной ложными мутовками по 10-30 хвоинок, за которые его часто называют «зонтичной сосной». Единственный представитель не только в своем ботаническом роде, но в семействе Циадопитисовые. Симпатичное хвойное растение из Китая – куннингамия ланцетовидная (Cunninghamia lanceolata), или Китайская ель, имеет мягкую темно-зеленую хвою, в природе это дерево до 50 м высотой.
Рафиолепис зонтичный (Rhaphiolepis umbellate) – японское растение семейства розоцветные, популярное в культуре бонсай, часто называемое в обиходе боярышником, с черными плодами. Соседствует с ним, как и в природе Японии, лох колючий (Eleagnus pungens) - родственник лоха узколистного. Здесь представлен пестролистным культиваром Fredericii.
В четырех камерах с разными температурными режимами воссозданы целые ландшафты с различными суккулентами - кактусами, крассулами, каланхоэ, эуфорбиями и т.д. В одной из витрин – целая завеса из разнообразных рипсалисов – эпифитных растений тропических лесов с сочными ассимилирующими стеблями, лишенными листьев.
Начало коллекциям Ботанического сада Карлова университета было положено во времена географических экспедиций, открывавших европейцам диковинную растительность дальних стран, и первых селекционных достижений. Помимо ботанической, они имеют не меньшую историческую ценность, наряду с всемирно известными памятниками архитектуры, находящимися за стенами оранжереи. Всем, кого интересуют растения, во время посещения Праги советую уделить внимание и этому чудесному и познавательному месту.
Фото: Рита Бриллиантова