закрытьX

Венский ботанический сад

Рубрика: Репортажи

Автор: Куклина Алла Георгиевна
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ГБС им. Н.В. Цицина РАН, член Союза журналистов Москвы

Вход в Венский ботанический сад расположен на улицу Ренвег (Rennweg, 14), по которой можно прийти из центра города. Одна сторона сада непосредственно примыкает к дворцово-парковому ансамблю Бельведер (Belweder), основанному в 1700 году и размещенному на склоне холма.

 

Датой основания ботанического сада считается 1754 год, когда императрица Мария Терезия, дочь Карла VI, задумала создать в Вене сад лекарственных растений - «Hortus Medicus». Однако устройство сада и дальнейший уход за растениями, требующие профессионального опыта, поручили Николаусу фон Жаквину (Nikolaus von Jacquin, 1727-1817), при котором была выстроена первая оранжерея, а с 1796 года всю деятельность  в саду возглавлял его сын Джозеф (Joseph von Jacquin, 1766-1839). В память об основателях ботанического сада в 1977 году выставлены две мраморные доски с именами отца и сына Жаквинов. Они изготовлены по единому образцу, увенчаны цветочными венками, сверху изображены змеи, символизирующие медицину. У подножья памятника посажены фиалки, вечнозеленый самшит, вьющийся плющ и ядовитая, но лекарственная, скополия карниолийская (Scopolia carniolica).

 

На протяжении долгих веков флористические коллекции служили учебной базой для будущих медиков, фармацевтов и химиков. Деятельность многих известных ученых и ботаников связана с Венским ботаническим садом. Стефан Эндлихер (Stefan Endlicher, 1804-1849) заложил фундаментальные основы для познания эволюционной теории Чарльза Дарвина. Исследователь австрийской флоры Эдуард Фензель (Eduard Fenzl, 1808-1879), являясь директором сада, поддерживал и развивал идеи эволюции до последних дней своей жизни.

 

Известный ботаник и автор 2-томника «Жизнь растений», изданного в России в 1896 году, профессор Антон Кернер (Anton Joseph Kerner von Marilaun, 1831—1898), изучавший географию растительности, систематику и гибридизацию, тоже тесно связан садом. Он не только был директором сада, но и преподавал в Венском университете медицину.

 

В книге «Жизнь растений» (т. 2., с. 264-265) А. Кернер рассказал о появлении любимой и почитаемой в Австрии сирени, а также конского каштана: «Около середины XVI века в сады Вены… проникли из Константинополя новые сорта красивых растений, из которых особенно замечательны сирень, конский каштан и тюльпаны. Ангерий Гизлен Бусбекский, в качестве посла Фердинанда I, добился в Азии в 1555 году перемирия с султаном Сулейманом II и остановился в Константинополе в качестве посланника от 1556 по 1562 год. Особенно приковал к себе его внимание один из кустарников, который у турок носил название - «лилак»…  В 1589 г. лилак, наша теперешняя сирень, Syringa vulgaris, которую тогда называли турецкой калиной, зацвела в Вене в первый раз».

 

Далее А. Кернер нам повествует следующее (там же, т. 2., с. 765): «Семена конского каштана, родиной которого приходится считать горные страны северной Греции, были привезены Бусбеком в 1559 году в Константинополь и оттуда доставлены Давидом Угнадом в Вену, где Клаузиус вырастил из них первые деревца. Теперь конский каштан является распространенным декоративным растением всех садов южной и средней Европы».

 

В конце XIX века в ботаническом саду Вены появились просторные оранжереи, площадью около 1,5 тыс. м², но в период мировых войн оранжереи неоднократно бомбились с воздуха и были разбиты. Спустя годы началось новое строительство и восстановление ботанических коллекций. На базе университета в 1905 году открылся институт ботаники, директором которого с 1970 по 1995 год был наш современник, Фридрих Эрендорфер (Friedrich Ehrendorfer), хорошо известный ботаникам России.

 

 

Территория ботанического сада вытянута на 750 м, при ширине чуть более 100 м, занимает площадь около 8 га. В коллекциях собрано более 9,5 тыс. видов растений. Прямо у входа разбит большой альпинарий, где растут разнообразные почвопокровные и многолетние травы. На возвышении разрослась вширь приземистая сосна горная (Pinus mugo), очень популярная при создании альпийских горок. Проходя по гравийной дорожке, можно часами рассматривать миниатюрные группы с резухой, тимьянами, очитками, ясколками, звездчатками, горцами и другими «альпийцами», размещенными между гранитных глыб. Интересно, что альпинарий до наших дней сохранился в том виде, в каком он был обустроен в 1930 году. Аккуратны и ухожены куртины с геранями, волжанками, ветреницами, гравилатами, медуницами и папоротниками; здесь представлено более 500 альпийских видов всех цветов и оттенков из природной флоры.

 

Извилистые садовые тропинки манят вглубь сада, предвещая встречу с удивительным. Действительно, среди деревьев пышно цветет кольквиция приятная (Kolkwitzia amabilis), кусты утопают в обилии нежных колокольчатых цветков со сладким ароматом. Мягкий климат Австрии идет на пользу вейгеле цветущей (Weigela  florida), которая плохо переносит суровые российские зимы. Эта часть ботанического сада обустроена по ландшафтному типу. Группы ярких рододендронов с розовыми и ярко-малиновыми цветками магнетически притягивают внимание посетителей.

 

На открытом участке виден цветущий куст курчавки самшитолистной (Atraphaxis buxifolia), весьма уязвимый в природе и так описанный А. Кернером в книге «Жизнь растений» (т. 2. с. 29): «Странное развитие запасных почек наблюдается также у встречающегося в южнорусских (прикаспийских) степях кустарника Atraphaxis. В пазухах каждого листа возникают одновременно четыре тесно скученных почки, одна очень маленькая непосредственно над основанием листа, одна крупная над нею и две средней величины справа и слева. Крупная почка превращается в облиственный побег, маленькая в цветок, обе боковые остаются в виде запасных почек  до второго, при случае и до третьего года».

 

 

Недалеко от экспозиции с хвойными породами, на участке площадью 300 м2, с 1893 года выращивается бамбук (Phyllostachys viridi-glaucescens) - рекордсмен по скорости роста, высота однолетних стеблей достигает 12 м. В книге «Жизнь растений» (т. 1. с. 290) Кернер описывает лист бамбука: «Верхняя, лишенная устьиц, зеленая и гладкая поверхность листа смачивается на всем своем протяжении, сохраняет свой цвет и кажется глянцевой. Напротив, нижняя, покрытая устьицами, сине-зеленая сторона листа не дает воде вытеснить приставший к ней воздух и поэтому кажется под водой блестящей и полированной, как серебро…»

 

В саду можно увидеть высокое дерево гинкго (Ginkgo biloba), жившее на Земле 150 миллионов лет тому назад. Однако самый ценный экземпляр гинкго высажен у ограды института ботаники, его возраст 200 лет - это старейшее дерево сада.

 

В Венском ботаническом саду я увидела иргу овальнолистную (Amelanchier ovalis), привезенную с горных склонов Альп, с мелкими зазубренными листьями, практически отсутствующую в садах России, и совсем не похожую на иргу колосистую (A. spicata), которая так обычна в наших лесах и парках.

 

Невозможно не заметить высокий и раскидистый клен серый (Acer griseum) с яркой каштановой корой, отслаивающейся пластинами. Вот так же, много веков назад, его красота обратила на себя внимание жителей Центрального Китая, особенно осенью, когда его крона становилась алой, словно пламя. Сегодня этот клен считается одним из почетных экземпляров в садах на Западе. К сожалению, в Москве клен серый не цветет и за 30 лет выращивания в ГБС РАН едва достиг высоты 1 м.

 

Другое необычное дерево из китайской флоры - давидия покрывальная (Davidia involucrata) с яркими сердцевидными листьями и белыми, распростертыми в стороны, прицветниками, напоминающими крылья невидимого существа, иногда называют «деревом-приведением». В Австрии белые крылышки давидии сравнивают с «носовым платком» (нем. Taschentuchbaum), либо именуют ее «голубиным деревом» (нем. Taubenbaum). 

 

Условия в Венском саду комфортны для экзотических гамамелидовых. Здесь есть не только гамамелис весенний (Hamamelis vernalis), но и загадочный гамамелис виргинский (H. virginiana), цветущий поздней осенью перед листопадом, а плодоносящий ранней весной; корилопсис (Corylopsis veitchiana) c листьями, похожими на лещину; амбровое дерево, или ликвидамбр смолоносный (Liquidambar styraciflua), фотергилла (Fothergulla gardeni), редко встречающаяся в садах России. Можно отыскать также парротию персидскую (Parrotia persica) с Кавказа, теплолюбивую и медленно прирастающую, с очень тяжелой древесиной, тонущей в воде. К числу необычных обитателей относится хурма кавказская (Diospyros lotus) из семейства эбеновых, дающая мелкие темно-бурые плоды с синеватым налетом. Этот вид, благодаря относительной неприхотливости и зимостойкости, обычно служит хорошим подвоем для ценной субтропической культуры - хурмы восточной (Diospyros kaki).

 

В Венском ботаническом саду издавна существует коллекционный участок, занимающий площадь в 2 га, здесь растения высажены по систематике, разработанной Карлом Линнеем. Есть участок с лекарственными и водными растениями. Среди болотных и влаголюбивых видов посчастливилось увидеть цветение экзотической зантедескии Элиота (Zantedeschia elliotiana) из семейства ароидных, более известной нам как комнатное растение, - «золотая калла» с оригинальными крапчатыми листьями. Тут же росла гуннера рукавчатая (Gunnera manicata) из дождевых лесов Южной Америки. Из-за крупных листьев, диаметр которых достигает 1,2 м, этот многолетник называют «бразильским гигантским ревенем», однако он совсем не съедобен и покрыт острыми шипиками.

 

В оранжереях собраны тропические и субтропические виды, среди которых геснериевые (около 100 видов), ананасы, пальмы и папоротники, плодоносят деревья какао. Кактусы и суккуленты можно рассматривать не только в оранжереях, но и под открытым небом.

 

Особой гордостью ботанического сада в Вене является коллекция орхидных, насчитывающая около 700 видов. В книге «Жизнь растений» (т. 2. с. 768) А. Кернер пишет: «В настоящее время вошли в моду тропические орхидеи. Ежегодно целые корабли, нагруженные ими, присылают к гаваням Англии и северной Германии, а оттуда уже растения эти рассылаются по оранжереям материка».

 

Все желающие имеют возможность приобрести здесь на память живые экспонаты в небольших горшочках и потом наблюдать за их развитием. Прямо в саду установлена витрина с забавными поделками из природного материала, результат мастерства юных членов клуба «Зеленая Школа».

 

 

Современный ботанический сад Венского университета, возникший в Австрии из небольшого сада лечебных трав, пережив невзгоды и разрушения, превратился в сокровищницу уникальных флористических диковин.

 

Фото автора


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет