закрытьX

Московский фестиваль садов и цветов «Moscow Flower Show-2013»

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова

 

В последние годы меняется облик наших парков и растет их привлекательность для посетителей, а проводимые в них мероприятия становятся мощным центром притяжения горожан. Одним из таких значительных событий стал Московский фестиваль садов и цветов «Moscow Flower Show-2013», проходившей с 16 по 23 июня в Парке культуры и отдыха им. М. Горького. Это второй по счету фестиваль, несомненно, значительно превзошедший уровень прошлогоднего. Прежде чем представить работы участников, хотелось бы отметить, что это единственная профессиональная выставка под открытым небом, где дизайнеры работают с настоящим ландшафтом, а не павильонным пространством, что позволяет высаживать растения и создавать более естественные сады. Примечательно и само место проведения – большой парк им. М. Горького, который отвел в этом году для проведения конкурса территорию в 2,2 га. Стоит вспомнить, что на его месте с 1923 по 1935 год размещалась первая сельскохозяйственная выставка, переехавшая позже на территорию ВДНХ (современного ВВЦ). Когда-то она прославляла национальное аграрное хозяйство, теперь же это место стало площадкой для демонстрации тенденций ландшафтного дизайна, и в этом видится определенная преемственность времен.

 

В средствах массовой информации фестиваль активно сравнивали с RHS Chelsea Flower Show, и не напрасно. Общий стиль проведения напоминает английский еще и потому, что организаторы этой всемирно известной выставки курировали фестиваль и принимали участие в судействе. Очень большое и компетентное жюри под председательством Джеймса Александра-Синклера (судьи Королевского Садоводческого Общества Великобритании, ландшафтного дизайнера и телеведущего BBC) тщательно оценивало концепцию проекта, общее впечатление, качество исполнения и соответствие исходному замыслу, а также посадки. Сады номинировались в четырех категориях, определенных по размерам:

  • Сады площадью от 150 кв. м;
  • Сады площадью от 100 до 150 кв. м;
  • Сады площадью от 50 до 100 кв. м;
  • Сады площадью 25 кв. м и менее.

Автор уже не одного «золотого» сада Chelsea Flower Show, известный английский ландшафтный дизайнер Крис Бердшоу, совместно с благотворительным обществом «Шаг вместе», выступил с благотворительным проектом Английский сад "Отдохновение", не участвовавшим в конкурсе. Его конечный пункт назначения - территория Научно-практического центра детской неврологии (бывшая Детская психоневрологическая больница №18), где он создаст целительную атмосферу для маленьких пациентов и членов их семей. Исполнителем проекта под строгим контролем автора была компания «Мегапарк»,  спонсоры - Банк Москвы, компании "Европарк" и "Punto Design".

 

Удалось привлечь спонсоров и ряду других создателей конкурсных садов. Появление компаний-спонсоров рядом с именами авторов проектов – довольно новое завоевание ландшафтной фестивальной жизни, которое открывает совершенно иные перспективы и возможности для творчества. Именно отсутствие спонсорской поддержки часто ограничивает экспозиции в выразительных средствах, поэтому о такой форме работы ландшафтные дизайнеры мечтали давно. А примеру благотворительности, показанному К. Бердшоу, хочется верить, со временем непременно последуют и наши отечественные меценаты.

 

Фестиваль имел статус международного, помимо российских участников в нем приняли участие молодой дизайнер Каспиан Робертсон из Великобритании с садом Ужин "A La Mode", наполненном съедобными и полезными растениями, в стиле последних тенденций английских садов Челси (Золотая медаль в номинации небольших садов, до 25 кв. м). Итальянский сад Витторио Перетто и Сары Лабате «Итальянский вкус» со средиземноморскими террасами завоевал серебряную медаль в номинации Сады от 50 до 100 кв. м. Еще один итальянский сад «Изобретая в саду» (домашний сад для городской среды) от Anna Lambertini, Tessa Mattini, Marco Pacini получил бронзовую медаль в номинации Сады 150 и более кв. м.

 

Рассматривая подробно работы победителей, замечаешь и разницу с Челси. Там часто укоряют участников за излишек растений, а у нас наблюдался скорее их недостаток. В первую очередь, хочется видеть сады, наполненные красивыми растениями, но часто побеждает концепция, а не ее исполнение. Ряд садов, практически не включающих растений, был выведен в новую номинацию Арт-объект – «Сад одной розы», «Скотный двор», «Скамья-лента в стиле абстракционизма», Сад-инсталляция «AuRoom». А некоторые сады ("Клубничный домик" и "Царствие игры") вовсе не оценивались из-за обилия аксессуаров и почти полного отсутствия растительных посадок, из-за чего походили больше на наши традиционные торгово-выставочные стенды.

 

Ниже вы познакомитесь со всеми проектами, поэтому здесь я остановлюсь на своих симпатиях, как обычный посетитель. Мне очень понравился сад «Золотой век» Анастасии Безматерных, посвященный 400-летию дома Романовых. В нем многое взято от Запада и кое-что едва уловимое – от Востока. Строгая простота этого классического сада оставляет очень цельное впечатление и легко запоминается.  

 

Близки по духу и оба замечательны – сады в полном смысле слова - «Итальянский вкус» и «Ужин A La Mode», симпатичные образцы декоративного, кухонного огорода. «Аллегория» - минималистский, но очень оригинальный садик, на Челси его отнесли бы к категории Fresh-Gardens (Новаторских садов). В нем удачно использован свет, пробивающийся сквозь отверстия и играющий бликами внутри увитой лианами «кабинки» так, что временами кажется, будто это капает вода. Сад для наблюдения за небесными телами «Меланхолия» точно отразил настроение, когда все безразлично, "фиолетово". "Эко-офис МТС", наверное, придумать было не так просто – слишком хорошо известен брендовый символ компании. Но сад удался, хорошо решен композиционно, очень лаконичный и графичный. Жаль, что не участвовал в конкурсе.

 

Второй аспект фестивальных садов должен, по моему мнению, заключаться в зрелищности. И тут нет равных садам «Водная карусель – сад динамики и постоянства» и «Приплыли!». Пусть не нова идея использовать старую лодку в дизайне, но обилие воды, плавающие клумбы с розами смотрятся по-летнему ярко и празднично. Сад «Приплыли!» был очень органичен именно здесь - кажется, что это прокатная лодочка парка им. Горького везет букеты для гостей.

 

Наконец, описание конкурсных садов. К сожалению, съемка производилась в последний день выставки, и некоторые экспозиции оказались уже частично или полностью демонтированы (?!), поэтому мы не все можем вам показать.

 

Английский сад "Отдохновение" (Благоворительный сад, не участвовал в конкурсе)

Chris Beardshaw (Великобритания)

 

Криса вдохновили элементы церковной архитектуры и русского зодчества. Они придают регулярности структуре сада, дополненной неформальностью посадок, которая также обеспечивает баланс женского и мужского начала. Эта уникальная комбинация дарит нам настоящий английский сад.

 

 

ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ

 

Сад-инсталляция "Культурный масштаб" (Сады 150 и более кв. м)
Леонтьева Лидия Александровна, ЦПКиО им М. Горького


Наш сад - это возвращение к традициям. Традициям стиля, вкуса, формы и масштаба. Строгий стройный ряд космических ваз с великолепной росписью в обрамлении простых, всем знакомых и любимых растений. Микс из высоких мальв, разбавленный краснолистным графичным гибискусом Hibiscus Mahogany Splendor, подбит смесью из космеи Sonate carmine и редкой завораживающей кроваво-красной с нотками трагизма в лепестках космеей Cosmos atrosanqueneus, издающей тонкий запах шоколада. Оптимизм оранжевого колеуса Wisard Sanset с контрастным вкраплением драматичного колеуса Dark Chocolate на жизнеутверждающей ноте завершает композицию.

 

 

Возрождение Марса (Сады от 100 до 150 кв. м)

Александр и Екатерина Жуковы, Компания "Жуков дизайн"


Небольшой сад и беседка на Марсе. Беседка - внешняя часть жилой станции на планете Марс, предназначенная для отдыха.

 

 

Лабиринт мечты (Сады от 50 до 100 кв. м)

Скворцов Денис, Распопова Светлана, ООО «Садовый Лабиринт»


Начиная свой путь в Лабиринте событий,

Мы не знаем, что нам предстоит пережить

И какую громаду пришедших открытий,

Проходя лабиринт, предстоит совершить.

 

Ужин "A La Mode" (Сады 25 и менее кв. м) 
Caspian Robertson, «Surrey Gardens» (Великобритания)


Сад представляет уникальную концепцию, объединяя источники пищи и идеи их сочетания для приготовления вкусных и полезных блюд. Этот сад может стать достойным украшением любого ресторана, а его зеленое наполнение - подспорьем в процессе приготовления блюд для гостей. Это небольшое пространство станет уютным местом для отдыха. Здесь вполне может родиться интересный рецепт с использованием овощей и трав, которые растут в этом удивительном саду.

 

Инсталляция "Сад одной розы" (Арт-Объект)
Антохина Марина, Воронкова Людмила, Топунов Андрей, Преподаватели и студенты Высшей Школы Ландшафтной Архитектуры МАРХИ


«Роза» М. Врубеля – моделирование пространства. Приглашение в Эдем. Проект сада основан на соединении двух уникальных авторских методик: Методика проф. МАРХИ Ефимова А.В. «Композиционно – колористический анализ произведений живописи», Методика Высшей Школы Ландшафтной Архитектуры МАРХИ «Развитие ассоциативно – образного мышления». Девиз сада: …На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут... А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе... Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

 

Золотой век (Сады от 100 до 150 кв. м)
Анастасия Безматерных, Компания «Цветочный город»


Сад посвящен Императорскому Дому Романовых. За 300 лет правления этой династии Россия стала процветающей державой, объединившей ценности Востока и Запада. Пасхальное яйцо Карла Фаберже стало одним из самых узнаваемых символов российского императорского дома. Средствами садового дизайна мы изобразили произведение знаменитого придворного ювелира. 

 

Природа в городе (Сады 25 и менее кв. м)

Мачинин Андрей, Компания «СтройПарк»


Природный оазис прорвался сквозь городской асфальт. Группа деревьев создает тенистый уголок. Под их кронами на зеленой лужайке бьет родник, создающий небольшой прудик, обрамленный прибрежными растениями. На краю асфальтовых обломков расположены декоративные кустарники, играющие формой крон и фактурой листьев. В расщелинах поселились злаки и почвопокровные растения.

 

Аллегория (Сады 25 и менее кв. м)

Емельянова Юлия, Янченко Сергей, Компания «Base Relief»

 

Сад обрамлен в геометрическую модульную конструкцию, так образом, посетитель, приближаясь, видит светлый куб, на гранях которого, графично, создавая свой неведомый узор, переплетаются стебли лиан. Заходя внутрь, мы попадаем в комнату, пространство - закрытое, ощущаем игру света и тени. Вдруг мы замечаем тысячи маленьких дырочек в конструкции - мириады световых пятен - как полотно, окружающее нас, и дающее естественное освещение. Но привлекает наше внимание другое - в центре столб света, свисающие лианы, а внизу - аллегорическая композиция - игра, как и пространство – понять и разгадать которое каждый посетитель решает для себя сам. Передача чувства бесконечности и времени, образа живой Вселенной в отдельно взятом маленьком саду – те ощущения, которые хочется выразить. «Нам даны вещи как вне нас находящиеся, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, но можем только судить, основываясь на наши чувственные восприятия…»

 

 

СЕРЕБРЯНЫЕ МЕДАЛИ

 

Приплыли! (Сады 150 и более кв. м)

Уколов Александр, Подмосковный питомник почвопокровных роз "РУСРОЗА",  Ландшафтная студия «Бонум фактум витэ»


Концепция розария включает в себя новую  идею взаимосвязи основных природных компонентов: воды, земли, деревьев и цветов. Вода, как источник жизни, является доминантой розария. Цветущие нимфеи, плавающие рыбки и спокойная вода притягивают взгляд и отвлекают от суеты. Вертикальные линии деревьев, беседки и цветы гармонируют с поверхностью озера. Островки из роз определяют неформальную планировку сада. Жемчужина сада – это благоухающая лодка, наполненная пышно цветущими садовыми розами, движущаяся по водной глади, создавая впечатление присутствия невидимого хозяина. Все гармонично. Нет нагромождения ненужных элементов декора. В саду много света, отражающегося от зеркала воды. Обаяние старины и романтическая атмосфера присутствует в нем.

 

Поэтический сад (Сады 150 и более кв. м)

Вера Невская, Вероника Кирсанова, Государственный музей А.С. Пушкина


Пушкинская эпоха – золотой век не только русской поэзии, но и садово-паркового искусства. Сколько поэтических строк навеяно благоухающими «райскими кущами» Царского Села и Павловска, Летнего сада в Петербурге и Александровского в Москве, уютными садами провинциальных усадеб!  В XVIII-XIX веках это были не просто сады, но целый мир со своим языком, символами и аллегориями. В свою очередь, само поэтическое творчество еще с античности ассоциировалось с возделыванием сада, а поэты называли себя «садовниками». В нашем Поэтическом саду мы попытались соединить Флору – богиню цветов и растений, и Эвтерпу – музу лирической поэзии…

 

Водная карусель - сад динамики и постоянства (Сады от 100 до 150 кв. м)

Седова Елена, Седова Анна, Седов Георгий, ООО «Питомник Галерея форм»


Карусель - это праздник детства, когда Мир превращается в  цветной круговорот Добра и незыблемого семейного Счастья. Сад кругового восприятия преобразует пространство в уютные зоны отдыха с разнообразными водными  и цветочными затеями, которые передают динамику движения в чётких границах геометрических форм растений.

 

 

Итальянский вкус (Сады от 50 до 100 кв. м)

Vittorio Peretto, Sara Labate

Садовые террасы в их временных формах в стиле итальянской традиции. Средиземноморские растения совмещены с базовым дизайном с использованием пространства и мебели для открытого воздуха.

 

Пианиссимо или мелодия странствий (Сады 25 и менее кв. м)

Жукова Полина Александровна, Компания «Сиори»


Сад для души, хорошего отдыха и релаксации. Сад имеет четко выраженную динамичность. Геометрические построения органически дополнены цветами, травами, живой изгородью. Сдержанный и благородный садовый павильон дополнен элементами Востока.

 

Скотный двор (Арт-Объект)

 

Кирилл Баир, Лисицына Дарья, АрхНах Бюро (Бюро Архитектурных находок)


Сад посвящен политической борьбе на скотном дворе, подробно описанной в повести Джорджа Оруэлла “Скотный двор”. Искусство должно быть социально активно, вступать в диалог и призывать к раздумью. Давайте поговорим о важном без надрыва в непринужденной обстановке, среди скульптур, сидя на стогах с сеном. Сад представляет собой площадку, оформленную соломенными блоками, на которых расположены фигуры домашних животных, выполненные из дерева, клетки, гнезда.

 

БРОНЗОВЫЕ МЕДАЛИ

 

Изобретая в саду (Сады 150 и более кв. м) 

Anna Lambertini, Tessa Mattini, Marco Pacini. Studio Limes Architettura del Paesaggio


Домашний сад в рамках города, в котором приятно провести день в любое время года. Уютное пространство с приятной атмосферой, где можно выращивать овощи и пряные травы, собирать лепестки душистых роз или экспериментировать в творчестве. Можно наслаждаться, размышлять, уединившись в домике, спрятанном среди вершин деревьев, образующих небольшой лес с игровой площадкой.

 

Московский ноктюрн (Сады от 100 до 150 кв. м)

Утта Саган, Ольга Коновалова, Лаборатория ландшафтной Архитектуры и Дизайна ООО «Земун»


Московский Ноктюрн – это мелодия для города на Семи холмах в исполнении ветра, цветов, деревьев, скульптур и рек. Город садов и парков – это город, в который  всегда хочется возвращаться. Город,  который дарит любовь, в котором  хочется жить, растить детей, писать музыку и познавать тайны мироздания.

 

 

Зеленый театр (Сады от 50 до 100 кв. м)

Кордубаева Мария, Студия ландшафтного дизайна «Royal Gardens»


Дачный театр – традиционное место для домашнего музицирования, постановки спектаклей и концертов. В отличие от больших концертных залов, зелёный театр - уютный и домашний; декорации дополняются луной, звездами, деревьями и цветниками, а актёры и зрители – соседи по даче и их гости. Романтика дачных театров осталась в начале 20 века, но старые традиции дачного зелёного театра возможно воплотить и в современной стилистике.

 

 

Проект 366 (Сады от 50 до 100 кв. м)

Татьяна Койсман, Яна Коробова, Центр садового искусства «Гертруда»


Проект 366 –  социально-образовательный интернет-проект.  Наша цель – популяризация успешного ассортимента многолетников.  Наши знания и растения надежны и проверены. Проект 366 - это  сад свежих идей и свежий взгляд на растения. Проект 366  - сад – квест,  сад – Учитель, непростая головоломка,  занимательная игра, незабываемое приключение! Приглашаем Вас прогуляться по неизведанному лабиринту растений,  где спасительной нитью  Ариадны,  надежным компасом и картой являются наши волшебные теги.  Продвигаясь от тега к тегу – вы строите связи, ассоциации и  сочетания.

 

Сад для наблюдения за небесными телами. «Меланхолия» (Сады 25 и менее кв. м)

Элла Акопян, Компания «Сад-Просто»


Идея сада навеяна драмой Ларса фон Триера "Меланхолия". Цитата автора о своем фильме: "Никаких счастливых концов". Концентрические круги "шалаша" - как отражение панорамы звездного неба, снятого на камеру с очень большой выдержкой. К нему ведет цепочка круглых настилов, погруженных в море полевых цветов, среди которых хаотично разбросаны острова тревожно-желтых гелиантусов.

 

Сад-инсталляция "AuRoom" (Арт-Объект)

Улитин Дмитрий, Таратута Анастасия, Студия дизайна Artzona.ru


Основу композиции составляют два акцента, расположенные на основной диагонали стенда. Первый акцент – золотое денежное дерево, символ богатства и процветания. Арт-объект выполнен из труб и имеет вид индустриальной конструкции. Второй акцент - авторский мебельный гарнитур из компонентов Singer и водопроводных труб. Струящиеся линии золотых драпировок придают композиции легкость и воздушность.

 

Скамья-лента в стиле абстракционизма (Арт-Объект)

Ольга Гаращенко, Ольга Грибова, студенты Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна МАРХИ


Скамья-лента с выполненным вручную художественным оттиском в стиле абстракционизма, в котором смешаны краски, позитивно влияющие на эмоциональное настроение человека. Мобильность и простота  конструкций даёт возможность легко менять её расположение. Контейнеры для цветов являются продолжением палитры оттиска скамьи. В изготовлении используются дерево, краска, стеклопластик.

 

НЕ ОЦЕНИВАЛИСЬ

 

Эко-офис МТС

Компания «Декоратор»


Рекламный сад МТС, не участвовал в конкурсе.

 

Царствие игры (100 кв. м)

Волчкова Наталья, ООО «Металлист»

 

Сад «Царствие Игры» задуман как зелёный театр, какие особенно часто создавались в эпоху барокко. Наш театр не отличается большими размерами, однако, в нём, как в настоящем театре, присутствует сцена, зрительский зал, кулисы, созданные растениями. Театр - это игра, и на сцене начинается царствование актёров, которые сразу же берут акцент в своей игре на себя.

 

Охота на бабочек (50 кв. м)

Бойничева Ирина Анатольевна, Архитектурно-ландшафтная студия «Берсо»

 

При планировании и создании сада задумывалась своя «изюминка». В проекте - это ограждение, выполненное из оргстекла с лазерной резкой различного рисунка. К традиционной фабричной брусчатке добавлены элементы ручной мозаики. В этой же технике выполнен фонтан. "Старинные" немецкие светильники и мебель от фирмы «Robers» вносят индивидуальность.

3D цветник - ноу-хау, которое позволяет компактно объединить в единую композицию множество разнообразных растений. Удобен он тем, что вся конструкция мобильная.

 

Смурфики 2

Нейман Светлана Николаевна, Нейман Павел, Компания «КИНОКрафт»

 

Флористическая картина «Смурфики 2» выполнена из свежесрезанных хризантем на площади около 12 м2. Картина с изображением любимых героев доставит массу удовольствия как детям, так и взрослым, ведь, помимо созерцания на столь необычное отображение героев фильмов и мультиков, с ними можно сфотографироваться.

 

 

Фото: Татьяна Чечеватова


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет