закрытьX

Фестиваль Сады и люди-2017: контрасты в саду

Рубрика: Репортажи

 

С 11 по 27 августа 2017 года проходил IV Международный фестиваль "Сады и люди". Конкурсные сады раскинулись на лесной площадке перед павильоном №75 ВДНХ, где 23-25 августа параллельно проводилась выставка «Цветы – 2017», в которой принимали участие Ассоциация производителей посадочного материала (организатор фестиваля «Сады и Люди") и ряд питомников.

 

Число участников выставки садов на этот раз превысило три десятка, а уровень работ явно был выше, чем на фестивалях прошлых лет. Конкурсное задание для ландшафтных дизайнеров - раскрыть тему «Контрасты в саду». Посетители часто выбирали именно сады, а не специально оборудованные места для отдыха, всем хотелось побывать внутри сада и почувствовать его уют.

 

В конкурсной программе этого года появилось нововведение - деление на сады профессионалов (Большие сады, Малые сады, Арт-объекты) и сады начинающих, для которых была введена отдельная номинация.

 

Авторитетное международное жюри возглавил французский ландшафтный архитектор Мишель Пена. Он не ограничился судейством, а провел мастер-класс «Игры с контрастами», на котором вместе с детьми создал несколько миниатюрных ландшафтов.

 

Большой интерес вызвала акция «Тачка на прокачку» - создание мини-садов в садовых тачках. Семь участников, среди которых были и коллективы авторов, реализовали свои необычные проекты: "Подводный мир", Сад "Приют для котов", "Волшебный лес" и другие оригинальные идеи, которые были воплощены не только из предоставленных организаторами материалов, но и с использованием домашних заготовок. Голосование в пользу участников проводилось в Фейсбуке.

 

Гран-при, лучший сад фестиваля

 

Грани сада

Авторы проекта: Антохина Анна,  Астанина Надежда

 

Две части нашего сада – регулярная и пейзажная – разделены стеной, гранью между традиционным и новаторским, природным и рукотворным. Стена – это точка соприкосновения между двумя мирами: классикой ландшафтной архитектуры и простотой, романтичностью природных сообществ.

 

Большие сады

 

Современный сад Юрского периода (Золотая медаль)

Автор проекта: Анна Лозинская

 

Порой кажется, что окружающий нас привычный пейзаж Средней полосы с его березовыми рощами существовал всегда. Тем острее воспринимается встреча лицом к лицу с доисторическим миром, который тоже существовал на этом месте, но много миллионов лет назад.

В этом саду предпринята попытка воссоздать и гармонично совместить два совершенно разных мира. Но как же это сделать? Было решено воспользоваться «Цитатой», как средством художественной выразительности, используемой в литературе. В данном проекте «цитата» - это образ доисторического сада из лепидодендронов и сигиллярий с останками древнего ископаемого, заключенный в жесткие границы. «Кавычками» в таком случае становятся металлические бордюры, создающие жесткие визуальные границы, которые отделяют древний лес от привычной нам березовой рощи. Именно такое утрированное разделение позволяет гармонично сосуществовать двум контрастным средам. В «цитате» использованы растения, которые своей внешностью создают необходимый образ, или они реально сохранились в современном мире с тех давних времен.

Арт-объект в саду напоминает скелет доисторического ящера, который становится довольно необычным местом для отдыха. Мощная конструкция придает объем и гармонично дополняет загадочный образ древнего леса.

Чем смелее контраст в таком саду, тем сильнее его восприятие. Хочется верить, что человек, увидевший сад, задумается о том, насколько эволюция изменила облик нашей Земли. С чем связаны такие четко выраженные контрасты, почему эволюция меняет облик планеты? А главное: привычная для нас природа – это прогресс или регресс в эволюции?

 

Энергия (Серебряная медаль)

Авторы проекта: Мария Рогулева, Татьяна Богачева

 

Это сад-подзарядка, который питает посетителя природной энергией, в том числе и буквально: в саду установлены солнечные батареи, где все желающие могут зарядить свои гаджеты.

Вдохновением для композиции сада послужила молния, ударившая в вершину зеленого холма и оставившая на нем свой след. Ее очертания повторяет в саду инсталляция из полированной стали – метафора силы природы и ее огромного потенциала. Этот потенциал человечеству еще предстоит научиться эффективно использовать, не нанося вреда окружающей среде.

Сад построен на энергии контрастов форм и фактур: полированная сталь отражает солнечный свет, гибкие ветви ив и травы струятся по ветру, четкие грани инсталляции соседствуют с закругленными зелеными откосами и площадкой для отдыха, сделанной из дерева. Ароматы использованных в саду душистых растений – шалфея, тимьяна, агастахе, мяты и душицы – успокаивают и тонизируют. В вечернее время в саду включается ландшафтная подсветка, которая также питается от солнечных батарей.

Проект разработан бюро Gardini как компактная реновационная зона, которая впишется в пространство городского парка, бизнес-центра или частного сада…

 

Время перемен (Бронзовая медаль)

Автор проекта: Алена Кудрявцева

 

«Время перемен» - сад, отразивший контраст и двойственность человеческой натуры. Статичная композиция на входе показывает «человека социального», где он живет в рамках стереотипов. Это отражается в скупой цветовой гамме и формах, правильность которых наводит на мысль об «искусственной идеальности», подогнанной под стандарт общества. Кривое зеркало является символом искаженного восприятия облика человека, через призму мнения окружающих людей.

Настоящий мир человека, как правило, скрыт от посторонних глаз. Не каждый имеет силы открыться. А внешняя легкость, непринужденность и «идеальность» очень часто скрывают под своим покровом самые глубокие чувства, мысли и воспоминания.

Портал в центре композиции – это дверь в мир «человека настоящего». В процессе перехода из одной части сада в другую можно увидеть смену декораций: общественно-социальная холодность остается позади, а впереди открывают свои объятия спокойствие, гармония и безопасность. В процессе погружения в это пространство насыщенные цвета, красота и эстетика форм сменяют внешнюю статичность.

Белая и розовая гамма передает трогательность, романтичность и ранимость души. Темные цвета означают пережитые трагедии, которые больше не беспокоят. Витиеватые формы передают замысловатое течение мыслей. Вся композиция многогранна, как и истинный мир человека. В этом месте можно чувствовать себя спокойно и защищенно. На скамье размышлений всегда можно побыть наедине с собой. Живая изгородь, как крепость, надежно скроет от внешних воздействий. Теперь все настоящее, и зеркала отражают реальную красоту.

Пройдя по саду, разглядите ли вы себя? А, может быть, увидите что-то еще?

 

Sлияние (Специальный приз жюри за колористическое решение) 

Автор проекта: Катерина Боганова

 

Экспрессивный сад по мотивам картины Густава Климта "Поцелуй". Сад для двоих. Чувственность, отраженная в картине, как вода, вытекает на поверхность в саду. Изысканный колорит сада создаёт необычайную атмосферу для восприятия реальности – это маленький мир для медитации вдвоём.

Эффектные приемы: вода в двух плоскостях (в вертикали и горизонтали), ажурные светильники в стиле Ар Нуво.

 

В лесу, который в миле от Афин...

Автор проекта: Мария Казимирская

 

Идею сада мы взяли из произведения Шекспира "Сон в летнюю ночь", где действие происходит в лесу в Афинах. В зной, при ярком солнце, деревья отбрасывают резкие тени. Они скульптурно вычерчивают особенности рельефа. Светлый камень-известняк порос изумрудными подушками душистых трав. И все это на фоне голубых холмов в сизоватой дымке, которая вызвана испарениями эвкалиптов.

Картина очень контрастна – тёмные углы, резкие тени и яркое освещение в центре. Пока глаза не привыкли к темноте – в шорохах леса чудится какая-то странная и таинственная жизнь. Границы реальности и фантастики стираются. И не на этой ли самой поляне разыгрывалась божественная комедия?

 

Мартобрь

Авторы проекта: Мария Крутова, Александра Князева

 

Март и август - начало и конец временного отрезка весна-лето. Два полюса, две противоположности.  Они контрастны по колористике, геометрии, настроению.

Март - утро года. Долгожданный луч света. Мы полны надежд, планов и вдохновения, и готовы начать жизнь с чистого листа.

Март – первая пролеска на черной проталине, отражение синего неба в весенней лужице. Осевший серый снег. Ветви деревьев темны и графичны. Март лаконичен, ахроматичен, но все же позитивен – ведь впереди весна и лето, и новые ожидания.

Жизнь ускоряется, вихрь дел несет нас... незаметно приходит август. Он яркий, разноцветный, с запахом скошенной травы, меда и спелых яблок, но уже с налетом грусти, как с налетом ржавчины.

Вот и лето прошло, словно и не бывало.

На пригресе тепло. Только этого мало.

(Арсений Тарковский)

В августе особенно остро ощущаешь непостоянство красоты и учишься любить красоту непостоянства, изменчивости природы, бытия.

И снова ждешь март…

 

Вечность мгновения

Авторы проекта: Елена Дубнова, Юлия Сизюк, Юлия Сеченова

 

Мгновения вечно сменяют друг друга"

"Momenta Cuncta Novantur"

(Овидий П. Метаморфозы)

Контраст  мимолетности и красоты и вечного ее возрождения - в цветке одуванчика. Цветок распускается, создавая радость жизни, затем отцветает, семена его дают начало новому.

Противоположности природного и рукотворного ландшафта, взаимодействуя, плавно перетекают друг в друга, не стремясь к доминированию, сохраняют гармонию и целостность. Активное сравнение элементов сада подчеркивает его разные пространственные и временные качества.

Мягкая природная форма некошеных холмов со свободной структурой посадки деревьев контрастирует с четкими линиями газона и регулярной аллеей стриженых ив. Единство цвета подчеркивается контрастом формы и материала: природный силуэт ивы и крона в форме шара, зеленая некошеная и стриженая трава, желтые одуванчики и желтые мячи.

Сад насыщен смысловыми элементами:  скульптура совы с приподнятыми вверх крыльями, кресла и корзина из ивовых прутьев. Символом сохранения и защиты окружающей нас экосистемы стало использование растений родной флоры.

 

Малые сады

 

Память неба (Золотая медаль)

Авторы проекта: Мария Принтц, Марина Береснева

 

Погружение в бесконечные ассоциации - главная тема сада.  Контраст форм, цвета и света определяет композицию, не ограничивая восприятие заданными рамками. И как направление, создается лишь призрачный намек… И возникает мысль, идея, воспоминание о том, что нам дорого, куда нам хочется снова и снова возвращаться.

Кому-то арт-объект может напомнить огромный музыкальный инструмент, а может быть это сама музыка?

Белый цвет символизирует мир, свободу, легкость, искренность и невинность. Он соединяет все существующие цвета спектра и дает нам возможность познания себя единым во всех проявлениях. Без деления на плохое и хорошее. В воплощении белоствольных берез этот цвет уже играет свою особую роль. Его задача – привлечь и удержать внимание, создать ощущение божественного света, человеческого сознания, вибрации нематериального мира.

Наш сад – это переход между небом и землей, жизнью и смертью, светом и тьмой. Он возвращает память о бесконечности и безвременности духовного бытия. Он напоминает, что все находится в нас, и в саду нашего сердца есть место всему. Контрасты в нашей жизни делают нас такими, какие мы есть.

 

Ловец снов (Серебряная медаль среди малых садов, бронзовая – среди арт-объектов)

Автор проекта: Татьяна Звездочкина

 

Нелепый, странный сон... Смешение образов и эмоций. То состояние, в котором нет логики, но есть страх, возбуждение, ощущение нереальности происходящего. Ночь, которая не дарит отдых, а отбирает силы... Чтобы прекратить этот сон, ты готов проснуться, но волшебный "Ловец снов" встает на пути страхов и нелепицы, отсекает их и проводит нас в мир спокойного, благостного сна. Сад "Ловец снов" - про сложный путь нашего воображения во время разных фаз сна. Искривление реальности, сюрреализм в одной части сада. И расслабление для всех органов чувств – в другой. «Сад-оксюморон», «сад-гипербола». Мы решили пойти против правил: соединить несоединимое, возвести контрасты в абсолют. Колористика двух частей чада – отсыл к разным фазам сна: от чернильно-синего и фиолетового до предрассветных оранжево-розовых тонов. Набор растений в первой части – это местами дикие, странные и нелепые сочетания, призванные подчеркнуть хаос быстрой фазы сна: агавы и ежевика, медузоподобные сосны-ниваки и персикария пятнистая. Странности закончатся, когда зритель пройдет через наш портал во внутренний сад. Здесь, в окружении эхинацей, калин, жимолости и трогательных лилий царят покой и умиротворение.

 

Ударная волна (Бронзовая медаль)

Автор проекта: Анастасия Остроумова

 

«Разрушать – это по-прежнему самая сильная из врожденных склонностей человека.

Макс Бирбом.

«Со временем беду сменяет радость, как в ободе колесном спица спицу!

Бхаса.

Сад "Ударная волна" - сад, демонстрирующий перемены состояния материи и духа. Идея создания сада рождена из деструктивной темы взрыва. Физика ударной волны определила все планировочные и характерные части.

Сад следует читать слева направо, по смысловым составляющим. Первая часть – вторжение ударной волны в состояние покоя и брутальности. Волна подбрасывает, сжимает и ломает все на своем пути.

Вторая часть, она же зона растяжения, период слез и покаяния, символизируется водой. Ей характерны опустошенность и меланхолия.

В следующей части сада наступает регенерация и оживление. Постепенно и неотвратимо природа берет свое. Появляются новые растения, вольного и свободного характера. Однако, в обновленной атмосфере угадывается стремление к изначальным регулярным формам.

Боковая часть этого приподнятого сада выполнена из стекла. В открывающемся срезе земли тоже читается тема сада – толстый плодородный слой в ударной волне перемешивается с поднятыми слоями материнской породы, а после водоема, среди песка, растительный слой начинает вновь появляться и утолщаться.

 

Багряная рапсодия

Авторы проекта: Ирина Жукова, Анастасия Паршина, Вероника Белёва, Анастасия Ермакова

 

Рапсодия - произведение, написанное в свободном, импровизационном стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов.

Багряный как разновидность красного обозначает багрить или окрашивать в красные оттенки. Еще одно из древних обозначений – это fagar – «прекрасный».

Сад - как "прекрасная эпическая песня", основанная на сочетании природных форм ландшафта с элементами рукотворными, но не менее органичными, ведь человек - самое значимое сотворение природы и все его произведения основаны на любви к ней!

 

Контраст и баланс

Автор проекта: Adele Sironi (Италия)

 

Старая китайская философия Инь и Янь хорошо представляет концепцию контраста и баланса. Ведь космос основан на двух противоположных принципах Инь и Янь: одно не может существовать без другого, как ночь не может существовать без дня. Каждый из двух элементов содержит семя его противоположности. Каждая женщина содержит в себе часть мужчины, а каждый мужчина – женщины. Баланс дает гармонию миру и вселенной.

Для восточной культуры энергия течет через людей двумя силами. Энергия, которая исходит от земли и дает пищу и поддержку, поднимающуюся вверх, называется Инь. Энергия,  которая исходит от неба, от воздуха, от солнца и дает тепло – Янь…

 

Гармония контрастов

Авторы проекта: Компании "Дубрава-Тула" и "Живая картина"

 

Французский парковый стиль - это большие площади с регулярными посадками. Для любителей этого стиля мы постарались создать миниатюрный французский сад. Он укроет вас от соседской суеты вертикальным озеленением, успокоит взгляд простыми геометрическими формами, позволит обрести душевное равновесие и отдохнуть после сложного дня. Если вы любитель порядка в жизни и в природе, то сад «Гармония контрастов», несомненно, ваш вариант.

В нашем саду мы использовали только 3 цвета – белый, зеленый и пурпурный, которые подчеркивают строгость линий и гармонично сочетаются между собой.

Строгие прямые линии декоративной отсыпки подчеркивают округлые топиарные формы растений и лаконично сочетаются с современными сферическими кашпо.

Классический стиль дополнен Стеной с вертикальным озеленением. Она позволит увеличить площадь посадок и скрыть ваш сад от чужих глаз. А у вас всегда под рукой набор пряных трав или вертикальная земляничная полянка.

Стена с вертикальным озеленением радует простым уходом благодаря автоматическому поливу.

Дизайнерские шары и вазоны наполняют сад изысканностью и шармом. Различные цветовые гаммы, уникальная прочность материалов плюс ваша фантазия – и вы обладатель эксклюзивных акцентов в маленьком парке, которые оживят классический вариант регулярного стиля.

Наш миниатюрный французский сад – это место для отдыха души и тела, это гармония контрастов, текстур, геометрии, цвета, это свой собственный маленький и уютный мир, заботливо отгороженный от суеты и хаоса.

 

Продолжение - в статье Сады и Люди-2017: арт-объекты и сады начинающих.

 

Фото: Рита Бриллиантова


 
Что почитать
 
закрытьX


Да  Нет