Сад Хэнка Илмерса Fantasietuin de Kronkel находится в центральной провинции Нидерландов Оверэйсел. О собственном саде хозяин мечтал давно, но прежде чем стать дизайнером и садовником, он 25 лет проработал флористом в цветочном магазине. Только с выходом на пенсию, в 1997 году, его мечта воплотилась в причудливый сад, который он назвал «Садом фантазий».
Старый лоток для уличной торговли, каркас беседки и утлая лодка еще у входа готовят посетителя к восприятию чего-то неординарного. Сад площадью в 1 га расположился на месте заброшенного фермерского пастбища с неровным рельефом, протянувшегося вдоль оживленной трассы, от которой пришлось отгородиться плотной завесой древесно-кустарниковой растительности. Шум машин сейчас редко доносится сюда.
Череда деревьев и кустарников по периметру задала тон замкнутого в себе пространства, которое выглядело бы небольшим, если бы не множество разбитых зеленых комнат и отдельных зон, связанными затейливыми переходами, по которым указатели направляют посетителей. Границами им служат то живая изгородь, то ширма или пергола с лианами, то пролет старого забора, то необычный тоннель из наклонно посаженных и перекрещивающихся деревьев, то подпорные стенки из старого кирпича или черепицы. В каждом уголке открывается что-то новое и… одновременно старое.
Современное голландское стремление к реутилизации и экономии всех ресурсов проявилось в этом саду в полной мере. Все аксессуары для сада представляют собой отслужившие садовые украшения, вышедшие из употребления предметы быта, промышленные отходы либо природные артефакты – коряги, обломки камней. Их хозяин собирал повсюду и ничего не приобретал специально. Несмотря на то, что замкнутое пространство сада, его лабиринтообразное построение, бережное собирательство старых предметов придают ему интравертности, для посетителей калитка здесь распахнута всегда. И чтобы сад оставался всегда интересным, он предстает каждый год в несколько ином дизайне. Творческий процесс работы над садом не прекращается, видимо, никогда – винтажные предметы и целые собрания гончарных изделий, стеклянных бутылей, эмалированной посуды, труб, пней перемещаются в поисках более удачного места. Например, коллекция разномастных чайников когда-то просто стояла на земле, а сейчас превратилась в одну из приметных достопримечательностей, расположившись на высоком, будто покосившемся от времени, столбе. В этом есть что-то от Энди Уорхолла – многократно повторенный в разных цветах один и тот же элемент.
Это сад для прогулок, в котором можно передохнуть на скамейке или в необычного вида беседке. Протяженная тропа, сочетающая в мощении множество разнообразных рисунков и техник, наверняка создавалось по мере поступления материалов и приобретала все новые элементы. Так что стоит посматривать под ноги, чтобы подметить старинные люки и бетонные детали, неизвестно чем служившие когда-то. Одна из удачных находок в дизайне - вьющаяся вдоль дорожки змейка, сложенная из черепицы.
Общее впечатление о внутреннем содержании сада складывается из набора отдельных картин, как художественных полотен. Так и вспоминается детская песенка Григория Гладкова "Если видишь на картине". Где-то это рукотворный пейзаж, где-то - уголок естественной природы, где-то постановочный натюрморт или даже портрет (с манекеном), а где-то современное техно. Например, остов старого дерева с «кроной» из железных пружин - забавная индустриальная композиция. Впрочем, всех сюрпризов, поджидающих в каждом уголке, не опишешь словами.
Блуждая по саду среди красивых и редких растений, стриженых форм, декоративных кустарниковых групп, постоянно отвлекаешься на стаффажные акценты, не всегда успевая полюбоваться посадками. Многолетники здесь выпущены на волю вместе с дикорастущими растениями - травами или местным борщевиком. Свободно растущие кустарники соседствуют с самшитовыми стрижеными зайками и мишками.
Достаточно ухоженный сад, в соответствии со своими хорошо пожившими украшениями, имеет вид немного запущенного. Приветствуются налет мха или ржавчины, зеленая пелена ряски и заросли телореза в маленьких и больших водоемах. Их здесь несколько – утопленные в землю или стоящие на поверхности земли бетонные емкости и череда прудов и каналов в нижней части сада. Лучше всех обозревается один из водоемов с ажурными зарослями хвоща и осоковым островком, находчиво укрепленным черепицей, на котором возвышается ива. Сооружение из балансирующих камней, повторяющее форму пагоды, в сочетании с бонсаем из туи и японским кленом на отдаленных берегах, делает пейзаж в этом месте немного японским.
По мудреной системе ступеней и переходов можно подняться в верхнюю, лесную часть сада, откуда, сидя на скамейке, обозревать другой водоем сквозь свечи ярких наперстянок. Здесь самое время прислушаться к тайной жизни сада – шорохам и звукам, журчанию воды, пению птиц, которыми сад полнится.
Череду водоемов соединяет живописный канал, с одной стороны одетый в кирпич, а с другой утопающий в пестролистных хостах. Еще один интересный объект в саду – своеобразная горка с тремя хвойными деревьями на вершине. Вместо привычной альпийской растительности, она украшена засухоустойчивым лихнисом корончатым и крошечным прудиком у подножия.
Расставленные с большим чувством юмора столик от швейной машины, кухонная посуда, разнообразные механизмы, старый манекен – ностальгическая фантазия на тему 60-х годов, придающая саду определенный стиль и возраст. Маленький домик на сваях, места для отдыха, имитация кострищ и символический «летний душ» - то немногое, что связывает сад с человеческим присутствием, в остальном – это словно музей быта под открытым небом.
Есть известное высказывание Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Может быть, в этом секрет большой популярности сада, который сегодня входит в число самых известных в стране. В него приходят не только ради прогулки и наслаждения тенистой зеленью, но и за нетривиальными ландшафтными идеями, которые позволили Хэнку Илмерсу из множества разнообразного и незначительного создать нечто цельное и талантливое.
Фото автора