Июль – солнце в зените. Растения в саду достигли сезонной зрелости. Помните - весной ходили по саду – здесь надо подсадить, здесь пересадить, а эти кусты не перезимовали, а у этих появились корневые отпрыски. Сад весной выглядит скромно, все растения видны, и расстояние между растениями кажется большим. Оглянуться не успели, на дворе июль. Все, что задумывалось весной, летом достигает пышного расцвета и становится видно – угадали мы или нет. Может с расстоянием переборщили, или наоборот тесновато растения посадили. Может весной были заморозки и соцветия замерзли. Может наше лето не подходит для некоторых растений, и они не успевают достигнуть пика зрелости. Вот замочили семена или бросили сразу в землю, вот проклюнулись ростки в свой срок, у каких-то растений через неделю, у каких-то через две, а у некоторых торопыг и через 3 дня. Через некоторое время прореживаем рассаду и ждем, когда подрастет, когда зацветет, когда плоды появятся. На все в природе отведен свой срок. Прежде чем посадить растение, мы изучаем в какие сроки что у него происходит и в какой последовательности. И не ждем, что плоды появятся раньше срока или вдруг созреют не за 45 дней, а за пять. А если теплых и солнечных дней у нас мало и плоды не успевают вызреть – мы в открытый грунт такое растение и не сажаем, а выращиваем его в теплице, или с февраля рассадой. Можно сказать, что у каждого растения своя биологическая программа. И растение ее выполняет. А у человека как будто несколько программ развития – биологическая, психологическая, социальная. И они переплетаются, оказывая влияние на результаты друг друга. Человек, развиваясь как биологическое существо, на основе этого развития идет к развитию социальных отношений.
Вот родился ребенок – учится по сторонам смотреть, маму-папу от других людей отличать, улыбаться, разговаривать, ползать и ходить. Вот что раньше – разговаривать или ходить? Или одновременно – и разговаривать и ходить? Вряд ли мы про это задумываемся – скорее мы знаем, что к одному году ребенок начинает разговаривать и ходить. Кто-то раньше, кто-то позже. Некоторые дети и к трем годам не разговаривают, а потом начинают говорить целыми предложениями. А Илья Муромец до 33 лет на печи сидел, а потом встал и пошел Русь защищать. И по былинам мы знаем – был хорошим защитником.
Возрастная психология сначала возникла как детская психология и изучала закономерности развития ребенка, а сейчас изучает, как человек растет и развивается в течение всей своей жизни, какие условия необходимы и какое время, чтобы развивался хорошо: и других людей радовал и сам не сильно огорчался. Э. Эриксон, например, предположил, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для всего человечества и предложил такой
полный жизненный цикл:
1. Младенчество – от рождения до года
2. Раннее детство – от 1 года до 3 лет
3. Дошкольники – от3 до 6 лет
4. Школьный возраст – 6-12 лет
5. Подростки – 12-19 лет
6. Юность – 20-25
7. Взрослость – 26-64
8. Старость – после 65 лет
Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологическим созреванием и социальными требованиями, предъявляемыми личности на данной стадии. У каждой стадии свой радиус значимых отношений – сначала с матерью, потом с семьей, потом с группой сверстников, потом с группой сотрудников. Каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествующих конфликтов или кризисных противоречий возраста. На первой стадии формируется базовое доверие, на второй – самостоятельность, на третьей – целеустремленность, на четвертой – предприимчивость. Оказывается, что характерные для человека модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из возрастных задач или как преодолевается кризис. Если базовое доверие не сформировалось, не ждите, что самостоятельность, целеустремленность и предприимчивость будут удачно сформированы. Результаты первых четырех стадий практически полностью зависят от влияния окружающей среды, а разрешение кризисов следующих четырех стадий зависят от внешних факторов в меньшей степени, так как у человека появляется возможность эти факторы поменять.
Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью человека на каждой стадии. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. И хотя жизненный выбор взрослых всегда несет отпечаток ограничений детского опыта, Эриксон считал, что у человека есть определенная возможность разрешить не только кризис данного возраста, но и предыдущий. И тогда он предложил закон согласованного развития: общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, потребности и возможности поколений переплетаются.
Зрелость – самый длинный этап, почти сорок лет. Пора полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал и добиться максимальных успехов в разных сферах жизни. И возрастная задача этого этапа – продуктивность, а основное достоинство зрелости – проявление заботы, которая представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Развивая в себе те или иные качества, желательные для социума, не забывайте о том, что в основе лежит биологическая составляющая, и на все нужно время. Чем дальше от точки рождения, тем длиннее этапы формирования того или иного качества.
Некоторые растения зацветают в июне, некоторые в июле, некоторые цветут все лето. И мы примерно знаем про время и стараемся соблюдать, подбирая разные сроки цветения. Иногда, правда, нам нужно эти сроки изменить, чтобы растение раньше зацвело (выгонка луковичных к весенним праздникам), или растения с разными сроками цветения зацвели в одно время, если вы в какой-нибудь выставке участвуете по садовому дизайну (в Англии на Челси или в Москве на ВВЦ). И тогда мы что-то меняем в окружающем пространстве и как-то стимулируем рост и развитие. И не всегда это для растений полезно. Ведь всему свое время. В апреле – время подснежников, а в июле – колокольчиков, васильков и ромашек. В сказке «Двенадцать месяцев» принцессе в декабре подснежников захотелось – ничем хорошим это не закончилось. Вы же помните?