закрытьX

История цветочной аранжировки. Беседа вторая

Рубрика: История отечественной флористики

Журнал «Цветоводство»

Национальная Гильдия Флористов России

Консультационный центр «Зеленая линия»

Представляют проект «История российской флористики» в беседах с Татьяной Анатольевной Френкиной.

 

 

Беседа вторая

Начало становления флористики в России. Искусство икэбаны в России

 

 Теперь я хочу рассказать об искусстве икэбаны, которое сыграло огромную роль в России, потому что именно это искусство появилось в нашей стране уже в советские времена, и именно оно наглядно продемонстрировало всем, что аранжировке надо учиться, и именно стройная методика обучения икэбане стала первой доступной нам методикой обучения цветочной аранжировке. Потому что, о том, что там было в Англии, мы узнали только сейчас, ведь никаких иностранных книг по цветочной аранжировке в то время не было, и быть не могло. А японское искусство икэбаны было разрешено в Советском Союзе, ведь поскольку мы жили в политизированном обществе, на все требовалось одобрение государства. Это все было на моих глазах, я была непосредственным участником всего этого процесса, не организатором, но его участником.

 

Н.П. Николаенко с японским Орденом Священного сокровища V степени
Н.П. Николаенко с японским
Орденом Священного сокровища V степени

Очевидно, для укрепления политических и культурных отношений с Японией искусство икэбаны было разрешено и пропагандировалось у нас в стране.  Это все шло через японское посольство, и происходила вся эта история в нашем журнале, в «Цветоводстве». Наш главный редактор – Нина Павловна Николаенко – тогдашний главный редактор – она была членом правления общества дружбы «СССР – Япония». Когда японцы в 1968 году захотели показать своих выдающихся мастеров икэбаны у нас, это было просто мероприятие международного уровня. И Нину Павловну попросили возглавить этот процесс, а она была просто блистательным организатором. Наш журнал был основан в 1958 году, а к тому времени уже  почти 10 лет прошло, он имел огромный тираж и огромную славу, потому что, в общем-то, это была как бы про цветы газета «Правда». Про цветы больше вообще никто никогда при советской власти ничего не писал. И тут вдруг такая вот высокая трибуна! Нас основало Министерство сельского хозяйства и ЦК КПСС, естественно, у нас был свой куратор из ЦК. У нас в редакции все это и происходило, вся эта организация, поездка и т.д.

 

Летом 1968 года приехал великий Мастер, выдающийся основатель всемирно сегодня известной школы Согецу Софу Тэсигахара.

Софу Тэсигахара на занятиях с членами московского клуба «Икэбана» в ГБС АН СССР
Софу Тэсигахара на занятиях
с членами московского клуба «Икэбана»
в ГБС АН СССР

Для нас для всех тогда это было просто откровением. Я могу сравнивать, потому что я видела все на сегодня: икэбану, маститые иностранные конкурсы,  знаменитых флористов и клубников, англичан, графинь - кого угодно. Но в то время, когда в СССР приехал этот великий японец, и в Библиотеке иностранной литературы было его первое выступление в Москве, эта библиотека была просто заполнена, зал весь был заполнен доверху. Достать билеты было невозможно. И вот все это: его руки, его артистизм, его весь облик – это было настоящее потрясение… На всю жизнь работы Софу, при всем, что я видела, стоят и всегда будут стоять перед моими глазами, потому что когда ты видишь, как на твоих глазах это чудо создается, как он обрезает эту ветку и делает силуэт из одной ветки, а у тебя создается целостный образ. Одна камелия, но она сияет эта одна камелия. Это было что-то! Потом было его второе выступление в Пушкинском музее изобразительных искусств, потом выступления прошли в Ленинграде, Киеве и Сочи. Демонстрации и выставки Софу имели ошеломляющий успех, их посетило более 100 тыс. человек. Нина Павловна его, конечно, повсюду сопровождала, она с ним очень много общалась. Надо сказать, что она была выдающимся ботаником вавиловской школы. Но в жизни она была сухарем: и дома, и на работе она была очень тяжелый и сложный человек. Мы никогда в жизни не могли себе представить, поскольку она не интересовалась поэзией, она не интересовалась живописью, не интересовалась как мы, более младшее поколение, что ее так восхитит икэбана. Поэтому то, что Нина Павловна настолько была покорена икэбаной, что решила посвятить ей всю свою оставшуюся жизнь, для нас для всех это было просто потрясение. После этого при японском посольстве была открыта, естественно, под руководством Нины Павловны Николаенко  и при ее участии, первая у нас школа для всех желающих обучаться цветочной аранжировке, тогда же не было еще понятия профессионалов. Но аранжировкой и тогда многие занимались, в каждой республике были люди, которые у себя на местах создавали цветочные работы и на ВДНХ оформляли республиканские стенды, и мы их всех знали.

 

 

Первыми учителями этой школы стали жены японских дипломатов под патронажем супруги посла. Все жены дипломатов знали икэбану. Если в Англии аранжировка входила в обязательный курс обучения молодой девушки, то и в Японии, если ты девушка из хорошей семьи, а жены дипломатов в Японии, как правило, не происходят из неблагородных семей, то они должны были уметь делать икебану. Пройдя у них начальный курс, наши дамы сдавали экзамен. В павильоне роз Главного ботанического сада, которым заведовала талантливая аранжировщица Лена Саркисова

Лена Саркисова – активный член клуба «Икэбана» и лучший мастер советской аранжировки
Лена Саркисова – активный
член клуба «Икэбана» и лучший мастер
советской аранжировки

, была устроена выставка-экзамен из 70 работ учеников, на который приезжал сам Софу, и они получили право преподавания у нас этого искусства. Курсы цветочной аранжировки икэбана были открыты при Обществе охраны природы. Почему я так подробно говорю про икэбана? Потому что в Японии, если там что-то делается, то это все должно быть строго разграничено и тщательно проработано: правила игры, стили, методики. Ведь у них же были учебники, были инструкции, как проводить занятия. И я сомневаюсь, что такие подробные инструкции по технологическим приемам и првилам построения композиции, как разработали японцы, были где-то еще.  Поэтому все: сначала старшее поколение, потом второе - мое и следующие, все, кто серьезно интересовался аранжировкой, они все прошли через школы икэбаны. Это была единственная школа, где объяснялось, неважно ты можешь потом эту икебану и не делать, но композицию, направления, гармонию и ощущение цветка, ощущение жилкования листа, ощущение наклона ветки и травы – так как дается в икэбане, оно так больше не дается нигде, потому что это минимализм с максимальным выражением чувств.  Поэтому и сегодня великие флористы, и западные великие флористы едут в Японию, едут уже состоявшись как художники, где изучают икэбану, потому что икэбана - это школа школ.

 

 

Поскольку про это можно было все писать, мы печатали уроки, которые давали жены японских дипломатов, и у нас же эти уроки проходили. И тут я должна сказать обязательно про человека, который собственно создал отечественную журналистику по цветочной аранжировке. Не важно, про что ты пишешь: про икэбану или про работы других мастеров, про то, что у нас в каждой республике были такие самородки-мастера, которые в своих национальных стилях делали очень интересные вещи - для того чтобы про это писать, надо было в этом разбираться, надо было разбираться вообще в искусстве в целом. Если сегодня этим  занимаюсь я, то хочу сказать и о своей предшественнице, моей коллеге Татьяне Марковне Клевенской.  Мы с ней работали бок о бок, она сама начала заниматься оформлением, цветочной аранжировкой еще не японской, а просто аранжировкой, в недрах Ботанического сада МГУ, где она работала,  мы с ней работали 17 лет вместе. И за эти все страницы, эти все уроки, все выставки, и молодые таланты, которых она находила, и старые таланты – отвечала за это Татьяна Марковна. Она делала это с упоением. Кроме того, она занималась очень тесно историей цветочной аранжировки царского времени в те еще советские времена. Мы могли это печатать в журнале, или не могли печатать, но то, что она нам находила, показывала эти старые издания, а у нее была богатейшая личная библиотека, было бесценно. Она переписывалась с немецкими флористами из ГДР. Мы получали по ее рекомендации по обмену ГДР-овский журнал «Ди нейе Блюменбиндекунст» («Новое искусство цветочной аранжировки») откуда хоть узнавали, что в Европе делается.  И она же была автором книги «Цветочная аранжировка», это было первое настоящее издание на русском языке по этому вопросу. Были до этого другие книги, немного, но были. Но эта совсем другое. Эту книгу и сегодня можно открыть и с интересом почитать и про Древний Египет, и про Древнюю Грецию и про икэбану, и про лучших мастеров отечественной аранжировки и т.д.  Ее соавтор - Виктор Петрович Панкратов, он был нашим автором, одним из мастеров отечественной аранжировки, с ним наша редакция очень много сотрудничала. Он работал в Главном Ботаническом саду, он был ландшафтный архитектор по образованию, а Татьяна Марковна была ботаник и журналист. Помимо того, что она нам вернула историю, надо сказать, что Татьяна Марковна Клевенская уже в последнем времени, в новом, создала курс в Школе ЭФдизайн, который читался впервые в истории, потому что у нас же не было флористического обучения,  он назывался «Ботаника для флористов». Она успела там 8 лет преподавать и сейчас те, кто ее сменили, следуют ее курсу, потому что ботаника для флористов – это отдельная специальная тема.

 

Поэтому я не могу ни сказать об этих двух специалистах и журналистах, с которыми меня на счастье мое свела судьба. Нина Павловна Николаенко создала московский клуб «Икэбана», который и по сей день действует; она воспитала энное количество учеников; он стала автором книги «Икэбана», в которой с абсолютным знанием дела рассказала об этом искусстве и дала уроки икэбаны по учебным программам Согецу. Без этого у нас никакой флористики бы не состоялось. Без информации тоже ничего не было бы. Например, в Грузии жил и работал Михаил Александрович Мамулашвили (1873-1973), который почти до 100 лет дожил и создавал восхитительные садовые миниатюры и аранжировки в национальной грузинской манере, но если бы Таня о нем не написала статью, и к нему ни устремились бы все, кто тяготел к аранжировке, то кто бы знал о нем? Никто! Вклад Н.П. Николаенко и Т.М. Клевенской в развитие отечественной флористики переоценить невозможно.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет