Этот подмосковный сад я назвала бы «садом розовых деревьев», ведь главную партию в нем играют величественные рододендроны, почти с деревья ростом. В переводе с латинского само слово рододендрон означает «розовое дерево». Такие мощные экземпляры можно видеть только в самых заслуженных садах Великобритании, где им благоприятствует теплое веяние Гольфстрима. Но не только это заставило меня вспомнить об Англии.
Последние сотни метров на пути к Нинель Николаевне Русовой мы преодолевали по разбитой дороге. Тем разительнее оказалось то, что мы увидели в ее саду. Когда перед нами распахнулась калитка, открылась картина свежего майского сада, увлекающего своим уютом и интимностью. Все внутреннее пространство, хоть и занятое полностью посадками, было насквозь пронизано утренним солнцем, поднимающимся над небольшим домом в самой глубине сада. Лучи скользили по плюшевой стене идеально подстриженной изгороди из желтохвойных туй, на фоне которой, в небольших нишах, фактурно отливали антрацитом стволы старых можжевельников, сохранивших кроны только на вершинах. Как черные клавиши фортепьянной клавиатуры, они задавали ритм саду и нашему движению. О таких повторяющихся элементах писал мэтр английского ландшафтного дизайна Джон Брукс: «…последовательность замедляет восприятие направления, но повторами увлекает взгляд все дальше».
Сад был полон света, воздуха, манящих ароматов. Поражал своей чистотой и ухоженностью стриженый газон с тонкой молодой травкой. Очень часто газоны почему-то называют изумрудными, хотя изумруд имеет неживой оттенок. А этот газон свежего зеленого цвета, соперничая с солнцем, словно «подсвечивал» сад снизу.
Довольно необычно для наших садов, что плодово-ягодные посадки здесь вынесены ко входу, а парадная часть отнесена вглубь, к фасаду дома. Хотя деление это, конечно, условно. Прямоугольные делянки с аккуратными шпалерами малины, плодовыми деревьями, кустами смородины и голубики, окруженные брусничными бордюрами в жемчужных цветках, выглядят очень декоративно, напоминая английские огороженные сады. Как и пальметты из яблонь, которые я вижу в Подмосковье впервые (есть мнение, что шпалерные деревья в нашей зоне страдают из-за плохого снабжения горизонтальных ветвей). Здесь пальметты (им 8-10 лет) отличаются отменным здоровьем, крупной листвой, и ежегодно плодоносят. Еще остался на ветвях последний яблоневый цвет, но уже начали наливаться многочисленные зеленые яблочки.
Рододендроны японские всех оттенков заката роняли в саду первые лепестки. Сейчас это – главный цветовой акцент в саду. Они расположились вдоль дорожки, раскрывая свои золоченые шелковые цветки к югу, в сторону небольшого мощеного патио.
В этой зоне растут две сосны желтые, очищенные от нижних ветвей, и потому напоминающие средиземноморские пинии. Голубая ель с высоко поднятой кроной в их компании кажется громоздкой, но вопреки законам композиции, это старое дерево бережно сохраняют. В зоне патио линии приобретают мягкость, появляются плавные изгибы, свободные посадки из небольших кустарников и многолетников. В целом их в саду немного (никаких пышноцветных миксбордеров, «лютиков-малютиков», как говорит хозяйка, «только растения-аристократы»), лишь под кустарниками повсюду виднеется множество печеночниц, которые ранней весной наполняют сад милой розово-синей россыпью. Позже зацветают пионы, а в середине лета – лилии, среди которых главенствует гигантский ОТ-гибрид «Dallas» с желтыми трубчатыми цветками.
Как и во многих английских садах, регулярные посадки созданы из тисов – в виде метровых стриженых изгородей и крошечных бордюров. Они не только придают необходимые формы и объемы, но и указывают на возраст сада, ведь известно, что растет тис медленно. Снизу тисовая аллея подбита можжевельником обыкновенным «Repanda», и здесь тоже проявлен творческий подход – вряд ли кому-то пришло в голову постричь и без того стелющуюся форму.
Небольшой дом с окнами от пола до потолка, позволяющими в любое время года наблюдать за садом изнутри, несет отголоски скандинавского стиля. Справа от него буйствуют вечнозеленые рододендроны Смирнова и кэтевбинские, выше человеческого роста. Кружевные шапки белых и лилово-розовых цветков пеной возносятся над зеленью.
Этот участок площадью 13 соток – не только образец прекрасного зрелого сада, являющегося редкостью в наших краях, но и вершина рационального ведения хозяйства. Основу его составляют структурные посадки из хвойных и лиственных древесных растений, которые требуют более простого ухода, чем цветочные культуры, и сохраняют декоративность в любое время года. Нигде вы не найдете нагромождения посадок, все растения идеально вентилируются и практически не болеют.
Витиеватые узоры дорожек, сотканных из кусков колотого мрамора и крупной гальки, расчерчивают сад по периметру и поперек, давая доступ к каждому уголку. Четкость линий газона и обильную мульчу повсюду поддерживает газонная лента. Все посадки в саду находятся под мульчей, что позволяет минимизировать уход (почва не требует рыхления) и практически полностью избавиться от сорняков. И поэтому лучшим подарком для себя хозяйка считает… мешок опилок.
Даже водопроводный люк рядом с домом превращен в бесспорное украшение: деревянная крышка-пентаграмма в соответствии с формой окружена пушистым тисовым бордюром.
Мы присаживаемся за столом садового патио и узнаем, что Нинель Николаевна никогда не училась ландшафтному дизайну, да и ландшафтные журналы опоздали. Филолог по профессии, она во всем руководствовалась лишь собственным вкусом и интуицией. Но главное – она относилась с большой любовью к своему саду. И, конечно, тут не обошлось без таланта: «Я делаю это не потому, что где-то увидела, а потому что это красиво».
К концу нашей беседы становится понятно, что в этом саду не случайно так много геометрии – прямоугольное разбиение, множество острых углов и стриженых форм – все это отражение волевого характера хозяйки. Нинель Николаевна закладывала сад в 1953 году, когда о таком разнообразии посадочного материала, как сейчас, можно было только мечтать. Большинство хвойных растений выращивалось из малюсеньких черенков, которые добывались не без труда. Семена газонных трав тогда тоже купить было негде. После безуспешных попыток достать их на футбольном стадионе, ей пришлось отправиться за травами на луг. Освободив от сорняков, низенький мятлик и клевер аккуратно высаживала в саду. Так, кусочек за кусочком, сформировала идеальный газон из естественного травостоя. И ремонтирует его фрагментами дернины, которые "достаточно разбросать и притоптать в землю" - через пару месяцев травы смыкаются и дают ровный зеленый ковер.
Облик сада постепенно менялся. Сначала в нем было немало плакучих берез, но они давали много мусора и самосева – сейчас осталась только одна из них. Стена из голубых елей оказалась трудной в стрижке, перед нею посадили туи и какое-то время изгородь была двухцветной – сверху голубая, а снизу зеленая. Затем туи полностью заменили ель колючую.
Повзрослевший сад объединил в себе эстетическую и функциональную составляющую, оставаясь при этом цельным произведением ландшафтного искусства и выражением высокой культуры бытия. Эстетику сада можно отнести к английским традициям начала XX века, но как она современна сегодня!
Десять лет назад случился пожар и, вместе с прежним домом, он унес, к сожалению, книгу отзывов – в саду побывало немало известных людей, восторженно отмечавших чувство стиля, чистоту линий, цветовую гармонию и другие художественные достоинства сада. Некоторые из них сохранились благодаря публикации в журнале «Ландшафтный дизайн», среди них – запись модельера Вячеслава Зайцева: "Какое счастье, что на земле есть люди, ... способные постичь гармонию природы, создав своими руками мир прекрасный, мир сказочный - подарив его нам, приходящим на поклон, так щедро, так бескорыстно...".
Сейчас Нинель Николаевна говорит, что создала для себя аристократичный «cад старости», в котором ей уютно и удобно на девятом десятке своей жизни: «Титаническая работа, за которую меня называли «турбиной», ушла. Работа осталась эстетическая – прищипнуть, подсадить…».
Мне кажется, она могла бы согласиться с высказыванием знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра: «Таков или, скорее, таким был, когда я принял его в свое владение, великолепный Эдем, в котором я рассчитываю отныне жить один на один… (с садом)».
Остается пожелать хозяйке доброго здоровья и неугомонной энергии, чтобы и дальше с любовью лелеять и совершенствовать свой чудесный маленький Эдем, свой удивительный сад «розовых деревьев».
Фото из семейного архива Н.Н. Русовой