закрытьX

Развитие арабо-исламских садов

Рубрика: Репортажи

Автор: По материалам семинара ведущего ландшафтного архитектора Германии, профессора Карла Х. Людвига в Учебном центре "Флореаль"

Арабская символика существует с самого возникновения арабского искусства. Центр этого символа означает, что бог велик. Он часто используется в арабской архитектуре, наряду с сурами из Корана. Их написание не изменилось за века, и они по-прежнему выражают мысли арабского народа.

 

Можно выделить базовые элементы, присутствующие во всех исламских садах. Территория их прямоугольная, как и площадь, на которой пророк Мухаммед общался с людьми. Одним из важнейших элементов (если не главным) является вода. Она имеет не только эстетическое, но и практическое значение для местностей, где 4 месяца может не быть дождя. Мусульмане несколько раз в день молятся, и всегда перед молитвой производят омовение, чтобы предстать перед богом чистыми.

 

В исламских зданиях, в архитектуре мечетей и школ, часто имеется купол, символизирующий землю. Мечети строят с высокими минаретами, предназначенными для провозглашения времени молитвы. Коран запрещает использование изображений людей, поэтому в наружном и внутреннем декоративном оформлении много абстрактных узоров и вязей.

 

Страницы Корана ярко описывают жизнь после смерти, часто в виде райского сада. В арабском языке одно и тоже слово означает и рай, и сад. Рай представлялся в виде сада, изобилующего прекрасными растениями. Такие сады мусульмане давно стали создавать у своих домов по законам, которые указывал Коран.

 

Сохранилось немало изображений арабских садов, дававших вдохновение для создания такого же сада у своего дома, и о растениях, которые нужно в них сажать. По таким же принципам строились парки, которые также имели большое духовное значение для арабов. Сад обязательно закрыт стенами, выражая метафору, что за этими стенами скрывается рай. Сады и парки были крестообразными, ориентированными на четыре стороны света. Согласно Корану, они делились на 4 части 4 реками – из воды, меда, молока и вина. С тех пор схема и символизм арабских садов не изменились.

 

Арабская архитектура очень графична и символична. В построении садов часто встречается деление на четыре 4-угольника с фонтаном в центре. Каждая из частей, в свою очередь, может делиться еще на 4 части. Один из основных цветов исламской культуры – зеленый.

 

Самой большой проблемой, с которой сталкивались строители древних арабских садов,  было обеспечение водой. Еще до нашей эры была изобретена система подачи воды из-под земли, которая питала фонтаны и декоративные реки. Всю опасную работу выполняли заключенные. Такая система широко использовалась по всему Средиземноморью, да и практически во всех арабских садах.

 

Для иранского сада было характерно большое количество фруктовых деревьев, наличие беседки для любования садом. Во дворце султана Баг-и-Фин сад был большим, способным вместить несколько тысяч подданных, и имел протяженность более 2000 м. Вода для его жизнеобеспечения подавалась с горы и циркулировала по саду, создавая прохладу. Он имел типичное четырехугольное построение с фонтаном в центре и предназначался для того, чтобы люди могли видеть, что их ждет после смерти, своеобразный рай на земле.

 

В 711 году арабы пришли в Испанию и прошли от Гибралтара до Андалузии, здесь и сегодня можно видеть сохранившуюся в первозданном виде арабскую архитектуру. Наибольшее число памятников того времени сохранилось в Андалузии, аналогичные примеры архитектуры можно видеть в Севилье и Гранаде. Однако первым и главным местом поселения арабов в Испании была Кордоба. Арабы дали большой толчок развитию в Испании медицины, архитектуры, культуры.

 

В Средневековье самым высоким был дом халифа. Раскопки позволили обнаружить на территории Марокко большой дворец халифа, способный вместить 15-20 тыс. человек,  построенный по типичной арабской схеме. Весь город располагался у воды, где было прохладнее и существовала возможность подвода воды. Для исламского сада характерна мягко текущая вода. Плавные линии отражены в традиционном арабском орнаменте, получившем название «Арабески».

 

Альгамбра – поселение арабов в Гранаде, единственное в своем роде во всей Европе. В XIV веке здесь был построен дворец Альгамбра из розово-красного кирпича («красный замок») – невзрачный снаружи, но поражающий своей красотой внутри, с множеством садов и деревьев. Испанские средневековые короли построили рядом с Альгамброй свой замок, здесь располагался первый сад, через который можно было пройти в остальные. Сюда нельзя было прийти без приглашения, а приглашенные королем, в первую очередь, попадали в Миртовый двор и видели большое количество воды. Просторный бассейн с искусственным подводом  воды был совсем не глубоким и служил скорее символом. Кустарники слева и справа появились позже, изначально росли апельсиновые деревья, создававшие волшебный аромат и ощущение рая.

 

Дворцовые территории включали, как правило, несколько самостоятельных садов. Среди них были публичные и частные сады правителя. Знаменитый фонтан Львиного двора в Альгамбре собирает воду с четырех сторон. Двенадцать львов, символизирующих двенадцать месяцев, двенадцать знаков Зодиака, поддерживают резервуар Небесных вод. Каждый лев – это солнце, низвергающее поток жизни, а все вместе они представляют вечность. Само дворцовое здание является прекрасным образцом архитектуры, с тонкими изящными колоннами, окружающими своего рода навесы по периметру, из которых можно наблюдать за садом.

 

Дворцовый сад XII века в Севилье, известный сейчас как Касас де Контрасьон (Торговые палаты) разделен на 4 части, опущенные на глубину 2 м, в каждой из которых растут цитрусовые деревья. Из центрального фонтана вода растекается в четырех направлениях. Сам дворец примечателен сложным дизайном, большим количеством ручной работы, характерной для арабской архитектуры. Изначально из него открывалась великолепная панорама, но построенный позже крестьянский собор закрыл обзор.

 

В Альгамбре жили 2 тысячи человек. Рядом с Альгамброй, в Хенералифе, был построен летний дворец Партал высотой 200 м. Его территория несла типичные признаки арабского сада – большое количество воды и растений, расположенных по периметру. Вода подавалась по системе акведуков и резервуаров на высоту двухэтажного здания таким образом, что появилась возможность сделать фонтанчики. Посетитель мог любоваться великолепными видами, переходя из одного сада в другой. В саду Султанши на склоне есть лестничный марш, по каменным стенам которого проложен желоб с журчащей водой. Протекая по краям лестницы, вода создавала прохладу. Этой лестнице с фонтанами 600 лет, таких сооружений в Европе больше нет.

 

Испанцы переняли множество элементов арабской архитектуры, и не только они - в Узбекистане, Казахстане создавались сады с такой же схемой подачи воды.

 

Арабское влияние быстро распространилось от Гибралтара до Индии. Немало примеров исламских садов сохранилось в Индии со времен могольского завоевания. Первым могольским правителем был Бабур – представитель древнего кабульского рода, успешный военачальник, который после первых же побед стал создавать прекрасные сады. Его сад в Кабуле имел автономную систему подачи воды и был наполнен цветущими апельсиновыми деревьями.

 

Новая резиденция Бабура Рам Баг в Агре была построена в 1528 году из красного камня и составляла единое целое с садом для отдыха, разбитым по типичной арабской схеме. В нем нет закрытых беседок, которые заменил тент. Это абсолютно искусственное для местного ландшафта сооружение, обнесенное высокой стеной, за пределами которой - только дикая природа. Сохранились изображения Бабура, где он следит за постройкой сада. Сады стояли для него на втором месте после ведения военных действий. Он любил устраивать в них праздники, предаваться раздумьям и чтению.

 

 

Второй его дворец, в долине Кашмир, был задуман как летняя резиденция по причине благоприятного климата. К ней прилегала большая территория, в которую включили реку и озеро с лотосами. Вокруг озера разбили несколько садов, нижний был предназначен для праздников, а все остальные – для самого Бабура. Впоследствии в этой долине было построено более 200 садов.

 

Типичными признаками этого сада были симметрия (4х4х4), большое количество растений и присутствие воды. Традиционно в арабских садах вода была стоячей, но в этом саду появляются новые элементы - водные каскады со встроенными фонтанами, ступенями идущие к реке, и водопад. Во время праздников под водопадом устанавливали свечи, и это создавало неповторимый эффект. Мягкие формы сада находятся в контрасте со всем, что можно видеть за его пределами. 

 

Дворец Лахор в Восточном Пакистане построен по классической схеме 4х4х4. На первом плане здания – балкон, над которым изначально была крыша. Здесь отдыхала королевская семья, любуясь садом и фонтаном. Высота струи в фонтане регулируется, а вода стекает в нижнюю часть сада. В праздники в стены каналов вставляли свечи и цветы. Этот сад до сих пор служит источником идей для современных ландшафтных дизайнеров. 

 

Еще один тип исламского сада – мавзолейный сад. Вершиной такого творения является индийский Тадж-Махал, построенный императором Шах-Джаханом памяти своей жены.

 

Перед мраморной усыпальницей разбит типичный своим построением сад, направленный осями к четырем сторонам света. Вход украшен большим количеством цветов. В его архитектурном решении имеет значение все: сам мавзолей, растения, и даже отражения в воде. Сад делится на 4 части водными каналами, в месте пересечения которых расположен фонтан, в настоящее время не функционирующий.

 

Самым большим достижением арабо-исламских садов можно считать организацию их обеспечения водой. Лишь в XIX веке были придуман водопровод, открывший новые возможности в создании садов.

 

Фото предоставлены Карлом Х.К. Людвигом


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет