закрытьX

Проектирование сада
подробнее

Композиция сада и законы цвета

Рубрика: Статьи раздела

Автор: Лидия Макарова, ландшафтный дизайнер, Член Королевского Садового Общества Великобритании RHS

 

Многие люди считают, что «сад» – это, прежде всего, посадки плодовых или декоративных деревьев и кустарников, а также травянистых многолетников. На самом же деле, грамотно спланированный сад – это объемно-пространственная композиция, в которой все элементы садового дизайна составляют единое целое.

 

Слово «композиция» в переводе с латинского языка означает: составление, связывание, соединение частей. Таким образом, она предполагает творческую деятельность по организации пространства и составляющих его элементов. Природные материалы: вода, рельеф, древесные и травянистые растения, а также малые архитектурные формы – это те элементы, которые используются в ландшафтном дизайне для художественного проектирования пространства сада.

 

Выразительность садовой композиции зависит от правильного использования масштаба и пропорциональности ее элементов. Для соблюдения пропорций в качестве единицы измерения часто используется модуль. На фото цветочных часов, равные квадратные модули заполнены цветами различной окраски – это пример простой пропорции.

 

 

Пропорциональность


Гармоничное соотношение частей композиции друг другу и всей композиции в целом называется пропорциональностью. Кроме простой пропорции, с Античных времен известна золотая пропорция, получившая от Леонардо да Винчи своё название «Sectio aurea». Золотое сечение необходимо использовать на участках, где крупные коттеджи занимают большую площадь, чтобы добиться пропорциональности между домом и садом. С помощью золотого сечения в саду можно также определять оптимальные места расположения привлекающих внимание объектов или декоративных растений. Сущность принципа заключается в следующем: чтобы деление любого пространства было композиционно уравновешенным, большая его часть должна относиться к меньшей так, как целое – к большему. Иными словами, они должны соотноситься между собой приблизительно как 5:3=8:5, что при округлении равно 1,62.

 

Масштабность


Масштабность – зрительно воспринимаемое соответствие величины элементов композиции окружению и человеку. На участке, как правило, размер дома задает размеры всех зон сада и величину растений в нем. Скромный по размерам дом хорошо дополнят невысокие растения, вокруг коттеджа, напротив, можно использовать крупномеры или композиции из кустарников, высаженных большими группами. Существующие в саду взрослые высокие деревья также помогут выбрать нужный масштаб. Их можно либо дополнить «якорными посадками» кустарников, либо использовать на открытой лужайке в качестве доминанты. Однако необходимо помнить, что одинаковые элементы композиции в окружении объектов большего или меньшего размера выглядят по-разному. Так и в саду, водоем или мощеная площадка будут восприниматься большими, если их окружают не высокие кусты, а цветочные композиции.

 

Большую часть площади многих современных участков занимает дом, поэтому, чтобы добиться пропорциональности дома и сада приходится прибегать к визуальным способам увеличения площади участка, используя законы цветовой гармонии, линейной и воздушной перспективы. Законы перспективы были открыты ещё мастерами эпохи Возрождения, разработавшими математически точную систему изображения предметов на плоскости. Перспектива, или «видимая даль», включает в себя объекты, подлежащие обозрению, и промежуточное поле с точкой обзора. Причём должна существовать взаимосвязь начала и завершения перспективы. Поэтому с крыльца бревенчатого дома логичнее любоваться задекорированным деревянным колодцем, нежели изящной беседкой или фонтаном.

 

 

Линейная перспектива


Зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя называется линейной перспективой. Вы, вероятно, неоднократно замечали, как сходятся на горизонте параллельные линии длинного прямого шоссе, при этом вертикальные линии (столбов или деревьев вдоль шоссе) остаются вертикальными, только уменьшаясь по величине. Можно также заметить, что невысокие растения на переднем плане (вблизи от наблюдателя) кажутся выше, более высоких деревьев, расположенных вдали. Поэтому, можно сознательно «увеличить глубину пространства» вашего сада, высадив на переднем плане более крупные растения, чем вдали и таким образом создав искусственную перспективу. Кроме того, восточные паркостроители, для создания иллюзии глубины пространства, сужали дорожки, ведущие от входа к зданию, или сближали ограждающие их стены. С этой же целью, можно уменьшать размеры плит мощения и изменять фактуру их поверхности: от грубой, «шероховатой» – до гладкой, «размывающей» контуры дорожки.

 

Воздушная перспектива


Воздушная перспектива связана со свойством приземного слоя воздуха смягчать очертания предметов и их цвет, теряющий свою насыщенность. По мере удаления от наблюдателя изменяется яркость и чёткость предметов, так цвет деревьев и травы изменяется от насыщенного зеленого до холодного серо-голубого. Светлые тона вдали темнеют, а тёмные, напротив, светлеют, поэтому контрастность их по мере удаления снижается и на линии горизонта цвет леса, гор и моря сливается в однотонную дымку, образуя «синие дали». Объёмы, расположенные ближе к зрителю, воспринимаются более крупными и рельефными. Поэтому, для усиления глубины пространства сада, на переднем плане можно использовать деревья с плотной кроной и чётким силуэтом, а на дальнем плане – с ажурной. В конце садовых дорожек можно расположить растения или объекты серо-голубых тонов, а цвет мощения изменять: от теплого красновато-оранжевого до холодного лилового и серого.

 

 

Законы цвета


С древних времен цвету приписывались мистические свойства, основанные на его восприятии человеком. В цветовой символике Древнего Востока: красный цвет означал добродетель, желтый – здоровье, зеленый и синий – мудрость, белый – холод и чистоту, черный силу и грех. И. Ньютон сделал важное открытие: «солнечный луч, который воспринимается человеческим глазом как белый, преломившись в трехгранной призме, разлагается на семь цветов спектра». Он также доказал, что этот ряд цветов и их порядок являются постоянными, создав таким образом первую «шкалу цвета». Все вы не раз видели радугу, которую и образуют спектральные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), расположенные в порядке, соответствующем известной присказке: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны».

 

Для грамотного сочетания растений разного цвета и их размещения на участке необходимо учитывать три основные характеристики, по которым один цвет отличается от другого.

 

Психофизиологами установлено, что цвет является первым из воздействующих на человека факторов, среди звука, запаха и вкуса. Поэтому для создания на своем участке художественного сада, кроме знаний биологии растений, необходимо учитывать и законы цветовой гармонии.

 

1. Цветность

Цветовой тон характеризуется величиной длины световой волны, отражаемой какой-либо поверхностью. Поэтому зеленая травка и желтый цветок идентифицируются с определенным тоном. Спектральные цвета обычно представляют в виде колористического круга, разделенного на шесть частей. В него входят 3 основные цвета (красный, желтый, синий) и 3 дополнительные цвета (оранжевый, зелёный, фиолетовый). В зависимости от степени детализации оттенков, колористический круг может быть разделен на 6,12,18 и более частей. Так, цветовой круг, состоящий из двенадцати частей, включает в себя, кроме семи цветов спектра, пурпурный (полученный при смешении красного и фиолетового), а также оттенки: салатовый (желто-зеленый), золотистый (желто-оранжевый), багряный (оранжево-красный), васильковый (сине-фиолетовый) и бирюзовый (сине-зеленый).

 

Исследования ученых выявили тесную связь цвета с физиологическими и эмоциональными реакциями, которые он вызывает. Желтый цвет, подобен солнцу: самое светлое пятно – солнечный диск и от него свет расходится концентрическими окружностями, теряя свою яркость и расширяя пространство. Синий цвет – как воронка морского водоворота «затягивает и поглощает» пространство, ее центр – самое темное место. По степени возбуждения и характеру воздействия, цвета принято подразделять на теплые и холодные. Теплые тона всегда кажутся больше и ближе: они как бы выступают вперед, а холодные – отступают и кажутся дальше.

 

Теплые желто-оранжево-красные цвета «огня и солнца» – более радостные и активные. Их предпочитают люди с динамичным характером: эмоциональные, страстные, энергичные. Эти тона

вызывают чувство радости и бодрости, а их приглушенные кремовые и розовые оттенки – чувство уюта и покоя, гармонии и благополучия. Холодные зеленые, синие и фиолетовые цвета ассоциируются с тенью и прохладой. Светлые оттенки голубого и зеленого цветов – успокаивают, а темные и фиолетовые – вызывают чувство тревоги, печали и неприкаянности. Холодные тона предпочитают спокойные и деликатные люди, c творческим подходом к жизни и стремящиеся к эмоциональному комфорту.

 

2. Насыщенность

Всего в видимом спектре насчитывается около 130 цветовых тонов. Различие между ними обеспечивает вторая характеристика цвета – насыщенность. Она помогает определить, насколько цвет одного растения выглядит ярче или приглушеннее другого. Максимальной насыщенностью обладают спектральные цвета: ее принимают за 100 %. Желтые и оранжевые растения (энотера, солидаго, эшшольция) обладают наибольшей насыщенностью, так как их цвет почти приближен к спектральному. Насыщенной окраской отличаются и растения с красными цветками: розы, тюльпаны, пионы, маки. Синие, голубые и фиолетовые растения (незабудки, ирис японский, васильки) обладают малой насыщенностью. А ахроматические: белый, черный и серый – можно назвать цветами с нулевой насыщенностью.

 

3. Светлота

Ахроматические, что в переводе означает «бесцветные», вместо цветности имеют одну характеристику – светлоту. Она служит мерой яркости и является третьей характеристикой цвета.

Сравните темно-фиолетовую аквилегию и светло-фиолетовую астру кустовую или бледно-розовый флокс шиловидный с темно-розовой примулой. При одинаковой насыщенности цвет этих растений имеет разную светлоту.

 

 

Приступая к оформлению участка, необходимо решить: будет ли ваш сад ярким, утопающим в разнообразной цветности или же вы хотите создать спокойную, пастельную композицию из растений. В любом случае, следует придерживаться определенных правил сочетания цветов, по-разному влияющих на психологическое и физиологическое состояние человека.

 

Цветовые сочетания для создания цветников


Гармоничные цветники, предназначенные для спокойного созерцания, располагают у беседки или в зоне отдыха. Более всего для их создания подходят неброские пастельные тона (сиреневый, золотистый, белый). В полутени могут быть созданы и контрастные цветники, но из растений «разбеленных» тонов (голубого, розового, лилового и кремового). Однотоновые сочетания можно создать из трех и более видов растений, одинаковых по цветовому тону, но отличающихся светлотой и насыщенностью. Причем интенсивность цвета должна возрастать от края к центру цветника. Такие сочетания свойственны монохромным голубым, розовым или белым садам. Композиции можно разнообразить кремовыми растениями или серебристыми декоративно-лиственными. При создании контрастных цветников используют растения, цвет которых находится друг напротив друга в колористическом круге: желтый и фиолетовый, красный и зелёный, синий и оранжевый. В таких сочетаниях усиливается тональность цвета растений: так, темно-красные цветы на фоне светлой зелени кажутся более темными. Однако, слишком резкий контраст утомляет глаза, поэтому растения, создающие контрастные сочетания, должны составлять примерно 1/5 часть цветника, а остальную площадь занимать растения нейтральных тонов: серо-голубого, белого или зеленого.

 

Трехтоновые контрастные сочетания получаются при использовании так называемых триад основных цветов (желтый, красный, синий) или дополнительных (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Однако, при этом очень важно грамотное соблюдение пропорций каждого цвета в растительной композиции. Контрастные цветники побуждают к действию, поэтому более уместны во входной и парадной зоне, около детских и игровых площадок.

 

Многотоновые сочетания предполагают использование в композиции четырех, пяти и более цветов спектра. При сочетании нескольких спектральных цветов доминантой всегда служит основной цвет. Например, при создании цветников в холодной гамме акцент должен быть сделан на синий цвет, а фиолетовый, сиреневый и лиловый будут дополнять и оттенять его. При сочетании в композиции растений холодных и теплых тонов, контраст смягчается переходом синего в фиолетовый и далее в розовато-сиреневый оттенок, а желтого через золотистый в кремовый. Однако, создание таких цветников требует глубоких знаний по колористике. При грамотном сочетании растений разного цвета и их размещении на участке с учетом освещенности можно создать поистине художественный сад. Так как соблюдение законов цветовой гармонии создает в глазах ощущение полного равновесия, а в душе рождает чувство покоя и умиротворения.

 

 

«Дела садовые» № 2 (64) – 2-13 г.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет