История искусства бонсай – этой уникальной области растениеводства – насчитывает многие столетия. Одно из первых упоминаний о бонсай встречается в письменах периода Камакура (1192-1333 гг.), где изображены карликовые деревья естественной формы. Правда, в те времена иероглифы, обозначающие слово «бонсай» произносились как «хатиуе», да и сами принципы и методы того древнего искусства сильно отличались от современных понятий. Искусство «хатиуе» подразумевало пересадку низкорослых растений из мест естественного произрастания в цветочную посуду для украшения ими садов и жилищ. Последователи «хатиуе» не создавали искусственным способом композиции определенной заданной формы и символики.
Буквально бонсай (яп.) переводится как «выращенное в подносе или блюде» или «растение в подносе или блюде». Современное значение понятия бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего дерева (или другого растения) в миниатюре.
Слово бонсай автоматически ассоциируется у нас с Японией, хотя истоки этого удивительного искусства уводят в историю другой страны – Китая. Японское понятие «бонсай» происходит от названия китайского искусства «пэнь-цай», возникшего еще в 231 году до н.э. Считается, что японцев с искусством выращивания миниатюрных растений познакомили странствующие буддистские монахи, для которых «пэнь-цай» был предметом религиозного значения, его еще называли «покрытым зеленью путем на Небеса». Это искусство быстро распространилось по всей территории Японии, и именно японцы начали разрабатывать систему канонов, включающую требования к облику самого растения и к сочетанию его с аксессуарами, а также правила экспозиции. Ими были созданы собственные стили и формы, явившиеся основой современного бонсай: «прямостоячий ствол», «извивающийся ствол», «склоненный ствол», «каллиграфическое дерево», «каскад», «пень», «бамбук и камни», «метелка», «дерево на скале» и многие другие.
Изначально бонсай в Японии был привилегией самураев, но к концу XIX века становится свободным искусством, которым могут заниматься все желающие.
Современный бонсай – это живой образец естественной красоты, созданный гармоничным единством трех основных элементов: растения, грунта и контейнера.
По типам растений современный бонсай подразделяется следующим образом:
Бонсай древьев
Бонсай травянистых растений
По принятым размерам бонсай можно разделить на 4 группы:
Все многообразие существующих стилей современных бонсай можно разделить на две основные группы: «классический» или «драматический» (котэн) и «неканонический» или «каллиграфический» (бундзин). Для классического стиля характерен более широкий у основания и сужающийся кверху ствол дерева. Для каллиграфического – наоборот, узкий у основания и широкий вверху ствол.
Двух одинаковых бонсай быть не может, поскольку это живое творение человека и природы. Но все многообразие композиций подразделяется на несколько групп, где критерием деления служат естественные формы самих растений. Вот некоторые характерные признаки наиболее распространенных стилей:
Искусство бонсай сегодня имеет своих поклонников по всему миру, хотя, как и в давние времена, остается приоритетной компонентой искусства и философии преимущественно стран Дальнего Востока. Законодателями стиля по-прежнему остаются китайские и японские мастера. Главное различие в их подходах состоит в том, что японские бонсаисты тщательно доводят форму растения до практически идеальной, китайские же бонсаисты позволяют растению самостоятельно развиваться, уделяя большее значение пропорциям блюда и дерева, корней и ствола, ствола и ветвей. Но основополагающий принцип бонсай у народов двух стран един на протяжении веков: мастер черпает вдохновение в самой природе, создавая живую гармонию, наполненную осознанием причин всего сущего в этом мире.
Фото с выставки Chelsea Flower Show: Рита Бриллиантова