закрытьX

Искусство бонсай: идеализированная гармония природы

Рубрика: Это интересно

История искусства бонсай – этой уникальной области растениеводства – насчитывает многие столетия. Одно из первых упоминаний о бонсай встречается в письменах периода Камакура (1192-1333 гг.), где изображены карликовые деревья естественной формы. Правда, в те времена иероглифы, обозначающие слово «бонсай» произносились как «хатиуе», да и сами принципы и методы того древнего искусства сильно отличались от современных понятий. Искусство «хатиуе» подразумевало пересадку низкорослых растений из мест естественного произрастания в цветочную посуду для украшения ими садов и жилищ. Последователи «хатиуе» не создавали искусственным способом композиции определенной заданной формы и символики.

 

Буквально бонсай (яп.) переводится как «выращенное в подносе или блюде» или «растение в подносе или блюде». Современное значение понятия бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего дерева (или другого растения) в миниатюре.

 

Слово бонсай автоматически ассоциируется у нас с Японией, хотя истоки этого удивительного искусства уводят в историю другой страны – Китая. Японское понятие «бонсай» происходит от названия китайского искусства «пэнь-цай», возникшего еще в 231 году до н.э. Считается, что японцев с искусством выращивания миниатюрных растений  познакомили странствующие буддистские монахи, для которых «пэнь-цай» был предметом религиозного значения, его еще называли «покрытым зеленью путем на Небеса». Это искусство быстро распространилось по всей территории Японии, и именно японцы начали разрабатывать систему канонов, включающую требования к облику самого растения и к сочетанию его с аксессуарами, а также правила экспозиции. Ими были созданы собственные стили и формы, явившиеся основой современного бонсай: «прямостоячий ствол», «извивающийся ствол», «склоненный ствол», «каллиграфическое дерево», «каскад», «пень», «бамбук и камни», «метелка», «дерево на скале» и многие другие.

 

Изначально бонсай в Японии был привилегией самураев, но к концу XIX века становится свободным искусством, которым могут заниматься все желающие.

 

Современный бонсай – это живой образец  естественной красоты, созданный гармоничным единством трех основных элементов:  растения, грунта и контейнера.

 

Типы и стили бонсай

 

По типам растений современный бонсай подразделяется следующим образом:

 

Бонсай древьев

  • вечнозеленые деревья: ель японская, сосна японская красная, сосна черная японская, тсуга японская, сосна пятилистная, можжевельник китайский, криптомерия, кипарисовик японский;

 

  • лиственные деревья: яблоня, вишня, слива японская, рододендрон индийский, рододендрон японский, бирючина, индийская сирень, камелия сазанква, дикая азалия, роза, айва японская, глициния, айва китайская, каштан японский, груша, акебия пятилистная, падуб Зибольда, хурма восточная, гранатник, пираканта и др.;

 

  • лиственные растения: дикий виноград, клен дланевидный, бересклет крылатый, бересклет Зибольда, барбарис японский, восковое дерево, рябина японская, бук зубчатый, граб японский, вяз, ива, тамарикс можжевеловый, саговник.

 

Бонсай травянистых растений

  • бонсай полевых трав: аир японский, горечавка, брусника, камнеломка японская, лютик едкий, орхидеи, мискантус сахароцветный;
  • бонсай бамбуковый: бамбук тропический, бамбук низкорослый, бамбук черный, бамбук низкий; 
  • бонсай моховый: мискантус китайский, мох седой, кукушкин лен, карликовый виноград.

 

 

По принятым размерам бонсай можно разделить на 4 группы:

  • Миниатюрный бонсай – высота от 5 до 15 см, наиболее редкий вид, т.к. весьма сложен в создании и уходе.
  • Маленький бонсай – высота от 15 до 39 см, очень распространенный вид.
  • Средний бонсай – высота 54 см с допуском колебания плюс-минус 12 см, наиболее распространенный вид, т.к. именно в этом размере наиболее полно раскрывается все изящество и красота растения и композиции.
  • Большой бонсай – высота от 66 см до 1 м, наименее удачный вид в силу своего довольно значительного размера.

 

Все многообразие существующих стилей современных бонсай можно разделить на две основные группы:  «классический» или «драматический» (котэн) и «неканонический» или «каллиграфический» (бундзин).  Для классического стиля характерен более широкий у основания и сужающийся кверху ствол дерева. Для каллиграфического – наоборот, узкий у основания и широкий вверху ствол.

 

Двух одинаковых бонсай быть не может, поскольку это живое творение человека и природы. Но все многообразие композиций подразделяется на несколько групп, где критерием деления служат естественные формы самих растений. Вот некоторые характерные признаки наиболее распространенных стилей:

  • прямостоячее дерево  – строго вертикальный крепкий ствол с пирамидальным расположением ветвей направлен в небо, хорошо сформированные корни, вросшие в землю и направленные во все четыре стороны света, общий треугольный силуэт; это классический стиль для хвойных и вечнозеленых растений;
  • свободное прямое дерево – вершина дерева располагается точно над основанием ствола, сам ствол может быть слегка изогнутым в нижней части;

 

  • метла – абсолютно прямой ствол, ветви растения образуют форму, напоминающую раскрытый веер или метлу, нижняя часть ствола ветвей не имеет;
  • куст – несколько стволов с одним общим корнем;
  • наклонный стиль  – дерево растет с явно выраженным наклоном в одну сторону, ветви вытянуты во все стороны, корни расположены в том же направлении, что и ствол;

 

  • ниспадающий стиль  – растение сформировано так, чтобы оно ниспадало через край контейнера вниз в одном определенном направлении, напоминая водопад; в этом случае контейнер помещают на высокую подставку;
  • плакучий каскад – и ствол, и ветви растения сформированы вниз, символизируя дерево, растущее на крутой скале;
  • стволы-близнецы – дерево с двумя полностью разделенными или же сросшимися у основания стволами и общими корнями, как правило, один из стволов по размеру больше другого;
  • извивающийся ствол – ствол дерева сформирован так, чтобы он приобрел скрученную форму;

 

 

  • стиль леса  - в один контейнер высаживают деревья различных размеров так, чтобы самое большое дерево находилось в его центре, а остальные распределялись по площади таким образом, чтобы каждое растение хорошо просматривалось в композиции;
 

 

  • стиль групповой посадки – на дно контейнера помещают дерево с присыпанным землей стволом, появляющиеся отростки формируют вверх, чтобы со временем они образовали отдельно стоящие деревья;
  • дерево на скале – дерево растет на вершине (или в расщелине) камня, помещенного в неглубокий контейнер, корни дерева, прикрытые почвой и мхом, оплетают камень со всех сторон;
  • богемный стиль – ствол (или несколько стволов) расположены вертикально под небольшим наклоном, ветви находятся только на вершине ствола.

 

Искусство бонсай сегодня имеет своих поклонников по всему миру, хотя, как и в давние времена, остается приоритетной компонентой искусства и философии преимущественно стран Дальнего Востока. Законодателями стиля по-прежнему остаются китайские и японские мастера. Главное различие в их подходах состоит в том, что  японские бонсаисты тщательно доводят форму растения до практически идеальной, китайские же бонсаисты позволяют растению самостоятельно развиваться, уделяя большее значение пропорциям блюда и дерева, корней и ствола, ствола и ветвей. Но основополагающий принцип бонсай у народов двух стран един на протяжении веков: мастер черпает вдохновение в самой природе, создавая живую гармонию, наполненную осознанием причин всего сущего в этом мире.

 

 

 Фото с выставки Chelsea Flower Show: Рита Бриллиантова


Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет