закрытьX

Русские усадьбы

В последнее время мы много говорим и пишем о всевозможных садах и парках - французских, итальянских, японских, совершенно забывая, что и у нас в России некогда существовало великое садовое искусство. Оно, правда, имело западноевропейские корни, но на русской почве приобрело свои, чисто русские черты.

 

Владельцы русских усадеб стремились к тому, чтобы их дом располагался в наиболее живописном месте – у красивой излучины реки, рядом с прудом или озером.

 

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы Небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам.  (А.С.Пушкин)

 

На пологом холме, спускавшемся от дома к реке или пруду, обычно располагались террасы с газонами и цветниками. Иногда на террасах сажали фруктовые и ягодные сады, но при этом старались не заслонять красивый вид на реку или пруд со стороны дома.

 

Русские паркостроители умели мастерски использовать природный рельеф и водные поверхности. Обилие воды и, прежде всего, прудов – характерная черта русских усадебных парков. В какой-то степени это – продолжение исконно русской традиции сочетать в саду приятное и полезное. Почти все усадебные пруды служили не только ради «услады взора», но и имели вполне хозяйственные цели: их использовали для разведения рыбы, установки мельниц, осушения территории.


Рядом с домом находилась парадная часть парка. Ее украшал цветник в виде клумбы овальной или округлой формы, в центре которой возвышалась ваза, скульптура или фонтан. Почти в каждой богатой усадьбе многие теплолюбивые деревья и кустарники выращивали в кадках и в летнее время выносили на открытый воздух. Кадки с растениями устанавливали на усадебном дворе, террасах дома и в самом саду. Очень любили в русских усадьбах стриженые кустарники, высаженные в один ряд – так называемые шпалеры. Их тоже сажали в парадной части парка, к которой, как правило, примыкали свободно спланированные посадки в пейзажном стиле. В больших усадьбах они часто переходили в лесные массивы, через которые прокладывались просеки для конных или пеших прогулок. Таким образом, русский усадебный парк в его законченном виде представлял собой органичное соединение регулярной (парадной) части и облагороженной рукой человека природы.


 

Маршрут прогулок по парку определялся аллеями. Они шли от дома, который, как правило, был центром всей парковой композиции, к въездным воротам и соединяли парадную и пейзажную часть парка. Гуляя по аллеям, можно было выйти к наиболее красивым местам парка, откуда открывались самые эффектные виды на дом и его окрестности. В этих видовых точках любили устанавливать беседки, а в укромных уголках парка – скульптуры и скамейки.

 

В 18 веке преобладали прямые аллеи, а сами деревья регулярно стригли. Позднее планировка аллей стала более свободной, мастера садовых дел стали больше ценить плавные извилистые линии,  деревьям же предоставили возможность расти естественным образом. Так со временем возник образ «темных аллей», который стал во многом нарицательным благодаря знаменитому циклу рассказов Бунина. Однако сам образ родился гораздо раньше – в одном из стихотворений Лермонтова. Другие эпитеты к слову «аллея», которые встречаются в русской поэзии, создают не менее емкий поэтический образ: у Майкова аллеи «спящие», у Набокова – «густые», у Алексея Константиновича Толстого –  «безмолвные».

 

По произведениям русских поэтов и писателей 19 века можно составить представление о том, какие деревья чаще других встречались в русских усадебных парках. И судя по всему, самым популярным деревом русской усадьбы был липа. Стриженые липы украшали старинный сад русского барина Троекурова из повести Пушкина «Дубровский», высокие липы родного сада вспоминает юный Коленька Иртеньев – герой автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность», о липовых аллеях дворянских усадеб пишет Тургенев в «Записках охотника».

 

Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!…
Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.
За рощей чуть горит луны эмаль.
И в сердце молодом встает печаль.
И слышен чей-то странный, грустный шепот.
Кому-то в этот час чего-то жаль. (К.Д.Бальмонт)

 

 

 

Элегическое настроение – пожалуй, именно так можно определить те чувства, которые рождает созерцание старинного русского парка. Он будил в душе воспоминания о днях былых, об ушедшей молодости. Это настроение рождали темные аллеи русских усадебных садов, спокойная гладь озер и прудов и то состояние «естественной запущенности», в котором пребывала большая часть усадебных парков на необъятных просторах Российской империи. Почти все без исключения русские поэты прошлого века, начиная с Пушкина, описывают русский усадебный парк как «вековой», «старинный», «забытый», «запущенный»…. И дело тут не только в традиционной русской лени. Судя по всему, образ старинного полузаросшего парка был близок русскому представлению об идеальном земном саде, который рождает в душе светлую грусть. Грусть о былом, невоплощенном, несбывшемся…

 

Андрей Городнянский, кандидат исторических наук
agorod2004@mail.ru

Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет