Парк Кузьминки знаком практически всем москвичам уже не один век. В середине XIX века он приобрел славу «подмосковного Версаля» или «московского Павловска». Каждый год горожане ждали 2 июля, чтобы поехать на праздник во Влахернское.
До 1757 г. имение принадлежало роду Строгановых и в качестве приданого Анны Александровны Строгановой (1739-1816) перешло во владение князей Голицыных.
При С.М. Голицыне усадьба была восстановлена после разрушительного набега французов в 1812 г. После реконструкции она обрела вид роскошного архитектурно-паркового ансамбля, созданного согласно планам Доменико Жилярди, который работал в Кузьминках с 1816 по 1823 г. Появилась центральная композиционная ось ансамбля, она начиналась большими чугунными воротами и широкой липовой аллеей, проходила через парадный двор с двумя флигелями, пересекала дом и выходила на пристань, завершаясь беседкой с колоннадой на противоположной стороне Верхнего пруда. Поперечная ось, проходящая через Тополевую аллею (улица в настоящее время так и называется Тополевой аллеей) сосредоточила возле себя Конный двор, Птичник, дом на плотине, Ванный домик, гроты, целый комплекс зданий для прислуги – Египетский павильон (кухня), Красный двор, Слободку и стоящий особняком на берегу пруда Скотный двор.
Как всякая усадьба, Кузьминки-Влахернское начинается с главной дороги. Когда-то в начале Липовой аллеи, ведущей к господскому дому и носившей пышное название Влахернского проспекта, стояли огромные чугунные ворота. Вся ширина улицы с боковыми пешеходными дорожками была перекрыта воротами. Размеры дорожек сохранились, так что масштаб этого чугунного гиганта весом 82 тонны, высотой 10 м и шириной 17 м на 16 массивных колоннах можно себе представить. У ворот был свой маленький секрет: для их отливки использовали формы Николаевских ворот в Павловске. Вот только вместо имперского орла на дубликате красовался княжеский герб.
Такая демонстрация мощи встречала гостей в начале Влахернского проспекта длиной 700 м, упирающегося в парадный двор усадьбы. Место, где стояли ворота, можно сейчас определить по четырехгранному белому обелиску.
Ворота не пережили революционного энтузиазма масс и были отправлены в переплавку вместе со множеством других уникальных чугунных изделий, которые были отлиты на уральских чугунолитейных заводах Строгановых-Голицыных и которые украшали парки усадьбы.
Широкая липовая аллея, деревья которой постригали в виде шаров, как в Павловске, сейчас стала площадкой для ежегодного конкурса ландшафтных проектов (Фестиваля цветов). Влахернское недаром окрестили «московским Павловском»: во многом Голицыным была взята за образец именно эта резиденция Павла I.
"По левую сторону липовой аллеи деревья скрывают от нас регулярный Французский парк. Здесь в сосновом лесу была разбита «Роща 12 перспектив» или «Часы». В центре «Часов» или «Звезды», как стали именовать ее позже, находится большая круглая поляна, в центре которой раньше стояла скульптура Аполлона. Его окружали 9 муз в компании Меркурия, Венеры и Флоры, сверкавшие белоснежным мрамором на фоне зелени между началом аллей с грунтовыми дорожками, посыпанными песком. Этот проект был задуман и осуществлен в 1760-е гг. садовником Строгановых Н.Д. Шрейдером.
Общая площадь парка «Кузьминки» составляет 375 га. Южная часть Кузьминского лесопарка в восточной части занята хвойным лесом, на 70% состоящим из сосен, а в западной части – лиственным. К лесу на территории усадьбы хозяева относились очень бережно. Парки регулярно чистили от сухостоя, но вырубка леса крестьянами для личных нужд строго наказывалась. Виновного обязывали выплатить тройную стоимость срубленного дерева, а если не найден был виновник, то, во избежание укрывательства, вычитали из каждого крестьянина по 10 коп. за малое дерево и по 30 коп. за большое. Дров и стройматериалов в усадьбе не хватало, их закупали и привозили из других вотчин.
Каскад прудов общей площадью 30 га стал базовым элементом в планировке дворцово-паркового ансамбля. В 1740-х гг. при А.Г. Строганове был создан самый большой Верхний Кузьминский пруд. Его площадь составляет 15 га, он имеет одинаковую ширину на всем протяжении и напоминает реку. Нижний Кузьминский, Шибаевский и Щучий (или Китайский) пруды отделены от Верхнего плотиной. В 1750-70-е гг. окончательно сложился весь комплекс прудов и был прорыт канал между Нижним и Щучьим прудом.
Три пруда за плотиной находятся на территории английского пейзажного парка.
Вернемся к замыслу архитектора и проследим, какие красоты он планировал показать гостям, разбив территорию усадьбы двумя перпендикулярными осями.
Главная Липовая аллея приводила экипаж гостей к парадному двору, обособленному кирпичной оградой и рвом с водой. Эти романтические, характерные для европейских замков детали, были спроектированы еще в 1804-08 гг. И.В. Еготовым. Главный двор сейчас зарос кустами и деревьями, а в 1830-х он был абсолютно чист, его украшали лишь газоны и цветы, не закрывавшие общего обзора.
Въезд в Парадный двор украшен мостом с четырьмя чугунными фонарями, поддерживаемыми грифонами. Эти фантастические животные, выполненные по проекту Сантино Кампиони (1774-1847), стали визитной карточкой усадьбы. Парадный двор отделен оградой, в которой чередуются висячие цепи с каменными тумбами, где уютно дремлют «египетские» львы. Столь странное прозвище эти львы получили за свой необычный головной убор - платок-«немес», характерный для изображений египетских фараонов. Кованые ворота за мостом появились гораздо позже – в конце XIX века, чтобы отгородиться от праздной публики, когда Кузьминки начали превращаться в дачное место.
Из окон центрального зала главного дома открывался чудесный вид, как на Парадный двор, так и на южную, парковую часть усадьбы. Огромный цветник спускался от южного крыльца к Львиной пристани, открывая прекрасный, четко спланированный вид на пристани и легкую белую колоннаду – Пропилеи – на другой стороне пруда, украшенную скульптурами кентавров.
Слева от Главного дома находился Красный двор, включавший Кухню, Людской и Приказчицкий флигели и «конюшенный корпус с сараями и погребами». Кухня (или Египетский павильон) оформлена в необычном для России египетском стиле и перекликается по оформлению с Померанцевой оранжереей, находящейся неподалеку. Кухонные помещения были соединены крытой Цветочной галереей с господским домом, выстроенной для удобства доставки горячих блюд к столу. К сожалению, сейчас павильон разрушается, подход к нему затруднен.
Прямо за Красным двором стоит Померанцевая оранжерея, построенная И.Д. Жилярди в 1811-1815 гг. на месте старой деревянной. Трехчастное здание имеет центральный ризалит, увенчанный восьмиугольным фонарем, обеспечивающим дополнительное освещение. От центрального ризалита, где размещались самые высокие деревья, отходят два крыла пониже. Роскошная отделка помещения предусматривала использование оранжереи в качестве зала для приемов. Центральный зал с папирусовидными колоннами был оформлен в ложноегипетском стиле. Здесь выращивали престижные цитрусовые деревья: апельсины, лимоны и померанцы, служившие украшением гостиных. Померанцевая оранжерея отапливалась печами и относилась к типу сухих оранжерей. По количеству цитрусовых деревьев в середине XIX века оценивали уровень благосостояния хозяина. В 1829 г. в этой оранжерее в горшках и кадках стояло 291 померанцевое деревце. Впоследствии здание неоднократно перестраивали, и в конце XIX века его и вовсе приспособили под дачу на две семьи, которую стали называть Оранжевой дачей. С 1908 г. помещение оранжереи было отдано слушательницам первых в России женских сельскохозяйственных курсов.
В 2004 г. было принято решение о реставрации Померанцевой оранжереи и Египетского павильона, однако оно не осуществлено до сих пор, несмотря на плачевное состояние объектов.
Вернемся к замыслу архитектора и осмотрим поперечную планировочную ось усадьбы, вдоль которой сгруппированы хозяйственные строения. Она начинается зданием Конного двора с Музыкальным павильоном, выполнявшим одновременно хозяйственную и представительскую функцию. У подножия Музыкального павильона Голицын распорядился поставить пару коней Клодта.
Минуем Птичник, где до 1812 г. размещались вольеры для декоративных птиц, мост на плотине, когда-то украшенный полулежащими фигурами четырех времен года, Ванный домик и выходим на перекресток Липовой и Тополевой аллей.
Здесь напротив фасада господского дома находится храм Влахернской иконы Божьей Матери. Уникальная икона, давшая название храму, была родовой реликвией Строгановых. День храмового праздника иконы Влахернской Божьей Матери - 2 (15) июля - в усадьбе отмечали народными гуляниями, куда устремлялись все москвичи. «В этот день тысячи экипажей мчатся во Влахернское, и на пространстве 9 верст, по полям, рощам, дорогам и тропинкам рассыпаны толпы пешеходов – и все это спешит на Влахернский праздник, на гулянье…»
На торжественной литургии присутствовал весь цвет московского дворянства. «В саду гремели оркестры музыки на прудах скользили шлюпки с матросами. В саду всему отведено свое место: самовары в одной роще, простой народ в другой, экипажи в стороне; нет ни дыма, ни пыли..» Некоторые москвичи везли самовары с собой, опасаясь, что для них не найдется свободного.
Приглашенный на праздник П. Сумароков вспоминал: «В садах стояли палатки, разносчики с лотками, прогуливались чиновники, купцы с семействами катались на шлюпках, и на водах играла музыка. Незваных сих гостей было до 5 тысяч, и коляски, тележки, дрожки занимали все аллеи. Сады с пригорками, речками, беседками великолепны, соединяются между собою, и представляли тогда людные, шумливые общества. К вечеру вся зелень осветилась шкаликами, разноцветными фонарями, и фейерверк заключил празднество, похожее на царское в уменьшенном размере.»
На Тополевой аллее рядом с церковью стоит Слободка с двухэтажными кирпичными домами для слуг. Тополевая аллея проходит мимо Верхнего парка и выводит нас к началу Верхнего пруда и Скотному двору, который часто показывали гостям князя. Верхний парк занимает пространство от Тополевой аллеи до Верхнего пруда. Эта часть пейзажного парка усадьбы была засажена разнообразными кустарниками: сирень, жасмин, шиповник, жимолость, барбарис, акация. Среди кустарников эффектно смотрелись отдельно стоящие огромные деревья-солитеры.
Перед Скотным двором через всю ширину Верхнего пруда в теплое время года наводили плашкоутный (т.е. понтонный) мост, который хорошо виден на гравюре Рауха.
Верхний пруд с востока ограничен запрудой, с вершины которой открывается вид на Московскую резиденцию Деда Мороза. Построенный в 2006 г. детский культурно-развлекательный комплекс со сказочными теремами и аттракционами всегда полон детей.
Усадебный парк разделен на 3 части: французский регулярный с «Рощей 12 перспектив» и пейзажный парк, состоящий из Верхнего и Английского парка или Нижнего сада, как его называли хозяева. Английский сад занимает угол между Влахернским проспектом и Нижним и Шибаевским прудами. Для создания пейзажного парка заболоченный осиновый лес здесь был заменен новыми посадками дуба, клена, пихты и лиственницы и осушен за счет создания Щучьего пруда и каналов, соединивших три пруда. Все видимое великолепие природы создано здесь руками крепостных.
Ландшафтный дизайн был детально проработан архитектором и садовником от цвета листвы деревьев до гармонирующих оттенков зелени высеваемых трав. В точках, где открывались самые красивые виды, были расставлены чугунные ажурные скамейки. Несмотря на большое скопление народа в усадьбе в праздники, в парке поддерживали строжайший порядок. Запрещалось что-либо рвать или собирать на территории усадьбы, не говоря уже о повреждении или поломке чего-либо. За нарушение были предусмотрены большие штрафы.
Работы по созданию пейзажного парка начались в 1810 г. и были продолжены после войны 1812 г. В 1811 г. было посажено 6690 деревьев. Подбор растений осуществлялся по специальным каталогам растений, рекомендуемых для разведения в подмосковных усадьбах. Так были выбраны, закуплены и высажены следующие деревья - клен, липа, ясень, рябина, ель - и кустарники - шиповник, орешник и бересклет.
В 1823 г. была произведена закупка 500 дичков груши, сливы, шиповника и калины в качестве подвоя для прививок сортовых растений. В 1831 г. обновляли посадки леса. Из голицынской усадьбы Гребнево были привезены саженцы ясеня, липы и дуба. В 1842 г. были заменены 62 тополя на Тополевой аллее и привезены дички: 300 слив, 100 вишен и 100 груш.
Сейчас на территории Нижнего сада встречаются деревья-сторожилы, пережившие все превратности смен общественного строя: лиственница, ясень пенсильванский, ива ломкая с шаровидной кроной, вяз гладкий, липа сердцевидная. В долине реки Пономарки, куда впадают пруды, растут старые черноольшанники. Эти места с 1991 г. объявлены памятниками природы.
Начало разведению экзотических и цитрусовых растений в Кузьминках было положено еще в 1730-х гг. Выращивание их доверяли, как правило, только садовникам-иностранцам. Тогда А.Г. Строганов пригласил на эту должность И.Д. Шрейдера, который продолжил службу и при Голицыных. В его обязанности входило содержание сада, парников и оранжереи, составление планов и рисунков всех строений усадьбы, а также присмотр за учениками из крепостных мальчиков, которых он должен был научить не только искусству выращивания растений, но и рисованию.
Обучение крепостных князя не прошло даром, со временем в вотчинах Голицыных появились свои опытные садовники из крепостных. Так в 1814 г. стараниями садовника П.И. Муханова в Кузьминках была «заведена для цветов и других растений школа, из коей за потребностию для своего саду он много продает каждогодно» рассады. Параллельно с ним с 1815 г. за оранжереями надзирал Г.Я. Богомолов, в его ведении находились грунтовые, ананасная, померанцевая и приставочная оранжереи.
С годами оранжерейное хозяйство росло. В 1760-е в усадьбе уже было 3 парника, где выращивали как престижные лимоны и померанцы, так и фруктовые деревья – фиги, абрикосы, персики, яблоки, груши, вишни, а также лавр, бук, синель, розмарин и розы. Горшки и кадки для растений делали по заказу. В 1761 г. добавилась еще одна грунтовая оранжерея, в 1786 – теплица.
В 1821-1823 гг. в Английском парке по проекту Д.И. Жилярди построил новую оранжерею, состоявшую из четырех павильонов и называвшуюся Фруктовой или Большой. К южному фасаду были пристроены деревянные (возможно, приставочные) оранжереи, в которые фруктовые деревья выносили в весеннее время. В 1832 г. к западному фасаду были пристроены ананасная и цветочная оранжереи. После их постройки здание обрело форму буквы П.
По этим отрывочным данным из отчетов Домовой конторы мы можем судить о возраставшем объеме работ садовника в усадьбе. Однако главный садовник не мог самостоятельно распоряжаться даже в подведомственном ему хозяйстве. Он должен был подавать приказчику списки необходимых семян и саженцев, горшков, кадок, инвентаря, навоза, требуемой дополнительной рабочей силы согласно сезону. Сведения сообщали в Московскую домовую контору, где после одобрения производили необходимые закупки и доставляли необходимое в усадьбу.
Для ухода за Английским парком и оранжереями Садоводства весной и летом требовалось 50 рабочих. Их нанимали и привозили из других имений, учитывая работу в зачет оброка.
В 1830-е гг. С.М. Голицын задумал создать в Кузьминках образцовое прибыльное хозяйство, которое должно было приносить доход и покрывать расходы на содержание усадьбы как парадной резиденции. Этой цели была подчинена работа всего усадебного хозяйства.
С 1829 г. место главного садовника занял А.И. Гох, который сумел сделать оранжерейное хозяйство Влахернского прибыльным. Помимо учеников из голицынских крепостных, ему поручали обучение 4-6 мальчиков, присланных в учение от других господ. В 1838 г. в помощь Гоху был нанят саксонец К.И. Термер.
Для семьи А.И. Гоха рядом с Большой оранжереей был выстроен дом. За свой цвет дом садовника позже получит название Серой дачи. Сейчас в этом доме разместился музей К.Г. Паустовского.
По мере роста штата садовников рядом с домом Гоха выросли два двухэтажных флигеля для проживания расширившегося штата садовников. Сейчас оба здания занимает частная школа.
Слева от ряда жилых зданий находился комплекс оранжерей Садоводства. Несмотря на отсутствие парового отопления, оранжереи в начале XIX века делили на сухие и паровые, вкладывая в эти слова иные значения. Сухие оранжереи представляли собой здание с большим остеклением и печным отоплением, такой и была Померанцевая оранжерея. Печи располагались в центре здания или в противоположных концах его. Трубы дымоотводов были протянуты вдоль всего здания, за счет них обогревался грунт и воздух. За топкой печей тщательно следили, не допуская выброса дыма и угара в оранжерею. Содержание сухих оранжерей, какой была Померанцевая, требовало значительных расходов на отопление и регулярной трудоемкой чистки обогревающих дымоходов от золы.
Второй вид оранжерей - паровые – находились в Садоводстве. Они дополнительно обогревались за счет тепла, выделяемого перегноем. В середине оранжереи выкапывали ров, дно которого мостили камнем, а стенки выкладывали кирпичом. В этот ров закладывали закупаемые у кожевенников отходы - корье - дробленую кору, оставшуюся после дубления кож. Размоченная дробленая кора, заложенная в ров, начинала активно гнить, выделяя тепло в 2 раза большее, чем гниющий конский навоз. Через 5-6 месяцев треть корья обновляли, что давало еще 2 месяца тепла. 8 месяцев тепла в оранжерее позволяли дождаться летнего сезона в средней полосе, когда растения выносили «на выставку», т.е. выставляли горшки и кадки на свежий воздух.
В 1829 г. в Больших оранжереях росло 618 ананасных кустов, фруктовых деревьев - 26 апельсиновых, 217 вишневых, 502 грушевых, 152 лимонных, 509 сливовых. И все эти «рощи» фруктовых деревьев плодоносили. В 1859 г. усадебные оранжереи и теплицы не только окупали себя, но и приносили доход. К этому времени была построена Пальмовая оранжерея, где выращивали экзотические растения, семена редких растений заказывали за границей. Регулируя температурный режим проветриванием, и создавая наиболее комфортные условия для определенного этапа вегетации или плодоношения, во Влахернском удавалось снимать урожаи южных фруктов круглогодично.
Прибыльным стало выращивание ананасов. В 1856 г. помимо плодов, попавших на столы Голицыных, было продано 390 штук, что принесло доход в 3500 руб. В теплицах также выращивали дыни, арбузы и виноград, клубнику, землянику и шампиньоны и, конечно, цветы.
С.В. Энгельгардт, будучи приглашена С.М. Голицыным на прием, вспоминала: "На лето Голицыны переезжали в свою подмосковную Кузьминки и принимали по воскресеньям. Я нигде не видывала такого изобилия цветов. Не только парк был ими усеян, но в одной из комнат вся стена была убрана цветами».
Урожаи фруктов в 1840-х гг. превышали потребности хозяев, излишки отсылали в качестве подарков к столу императорской семьи и друзей-аристократов и отправляли на продажу. Точность учета продукции Домовой конторой была просто удивительной, в отчетах 1844 г. зафиксированы следующие урожаи: «21859 слив, 2921 персик, 463 абрикоса, 1977 груш», ведь каждый плод давался огромным трудом и должен был вовремя попасть на стол потребителя.
Сейчас часть территории Садоводства занята Музеем меда, возле которого находится памятник пчеле. Местные жители окрестили пчелу Кузей в честь Кузьминок.
Помимо налаженного цветоводческого и садового, в усадьбе процветало и огородное хозяйство. Подбор выращиваемых растений зависел не только от потребностей хозяев, но и от прибыльности урожаев. Именно поэтому здесь не выращивали картофеля на продажу и никогда не сажали томатов. В огороде сажали 7 видов капусты, репу, редьку, редис, свеклу, морковь, огурцы, горох, артишоки, зелень – петрушку, цикорий, портулак, разновидности салата, бальзамин, сельдерей, шпинат, желтофиоли. На продажу выращивали огурцы, лук и капусту. Влахерское со своими обширными службами выполняло роль хранилища припасов, свозимых крестьянами из разных вотчин.
Но с отменой крепостного права в 1861 г. рухнула налаженная система ухода за парками и оранжереями, требовавшая огромных бесплатных трудозатрат.
Из переписки приказчика с Домовой конторой известно, что в 1862 г. для ухода за парками Влахернского наняли 23 человека на период с 15 апреля по 1 ноября с оплатой 8 руб. в месяц. Согласно контракту, работники должны были «носить и возить воду для поливки растений в саду и оранжереях, выметать в саду навалившиеся листья и засохшие сучья и ветви, подметать дорожки, обрезывать их края и посыпать дорожки песком, выставлять весною из пристенков на выставку фруктовые деревья, а осенью ставить их обратно в пристенки; набивать парники навозом, как равно вычищать из них навоз, косить в саду траву и убирать ее по указанию садовника».
Из условий контракта мы видим, что в целях экономии паровые оранжереи перешли на обогрев перегноем конского навоза.
Вскоре оранжереи были и вовсе закрыты, а здания переоборудовали под дачи, чтобы окупить содержание имения. Так начался «дачный период» в истории Влахернского. Померанцевая оранжерея была превращена в Оранжевую дачу, домик садовника стал Серой дачей, сдавались флигеля садовников, дом на плотине, Ванный домик и прочие помещения, пригодные для проживания. Поначалу на территории усадьбы сдавалось 30 дач. Именно в это время свободный проход через мост к господскому дому был перегорожен чугунными воротами. Но и дачный «бизнес» оказался убыточным. Так завершилась эпоха расцвета оранжерей в России.
После пожара в 1916 г, уничтожившего главный дом, где в это время был размещен офицерский военный госпиталь, С.С. Голицын сдал имение на 99 лет в аренду Московской городской управе, но грянувшая революция распорядилась иначе имуществом князя. В 1918 году в Кузьминках разместили Институт экспериментальной ветеринарии, перенесенный новой властью из Петрограда в Москву и приспособивший имеющиеся помещения усадьбы для собственных хозяйственных нужд.
С 2000 г. на территории парка открылся музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки». Проведенная реставрация части объектов усадьбы позволяет нам познакомиться с замыслом Доменико Жилярди и князя Голицына и хорошо отдохнуть в Кузьминском парке, как это делают москвичи уже два века подряд.
Использованная литература:
1.Коробко М.Ю. «Кузьминки-Люблино» М., ФАИР-ПРЕСС, 1999
2. Молева Н.М. «Усадьбы Москвы» м., Изд. Информпечать ИТРК, 1998, с.315-326
3. Шамурин Ю.И. «Подмосковные» М., Изд.дом ТОНЧУ, 2007, с.103-116
4. Олейниченко Е.В. «Князь Сергей Михайлович Голицын – хозяин усадьбы Кузьминки», М., Изд. «Юго-Восток-Сервис», 2008
Фото автора