закрытьX

Русские усадьбы
подробнее

Абрамцево: жизнь на лоне природы

Рубрика: Статьи раздела

Автор: А.В.Городнянский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево»

Абрамцево счастливо избежало участи многих русских усадеб, приходивших в запустение в годы дворянского оскудения. В последней трети XIX века оно стало одним из центров русской художественной культуры. В гостеприимном доме Мамонтовых подолгу жили и творили И.Е.Репин, братья Васнецовы, В.Д.Поленов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, К.А.Коровин, здесь делал первые шаги в живописи И.С.Остроухов и впервые так ярко проявился талант В.А.Серова. В абрамцевских домашних спектаклях рождались новые принципы сценического искусства, которые затем получили свое воплощение в спектаклях Частной оперы С.И.Мамонтова. Наконец, именно здесь возрождались и развивались традиции керамического и столярно-резчицкого ремесла.

 

 

Мамонтовы умели ценить неброскую красоту среднерусской природы. Став владельцами  усадьбы Абрамцево, они сделали все, чтобы уберечь реликтовую дубовую рощу и в дальнейшем старались максимально сохранить природный ландшафт этого места. Река Воря с ее живописными извилистыми берегами, тихими, заросшими кувшинками заводями, окружавшие  усадьбу леса, перелески, поля и овраги  настраивали на «душевное общение» с природой, которое составляло характерную особенность абрамцевской жизни.

 

Усадьба и ее окрестности были местом неспешных прогулок, веселых  кавалькад, пикников на лоне природы. Страницы «Летописи сельца Абрамцева» - домашнего альбома, который вел Савва Иванович Мамонтов, - заполнены записями, благодаря которым мы узнаем, как проводили время хозяева усадьбы и их многочисленные гости. Вот запись от 16 апреля 1881 года: «Ходили и на реку, и на плотину, и на скотный, даже совершались безумно-смелые прогулки по таящему льду». 4 мая того же года: «После завтрака ездили в дубовую рощу в шарабане и верхом». Спустя несколько дней: «Вечером всем наличным обществом сделана прогулка пешком через Быково за реку и по большой дороге домой». 10 мая 1881 года: «Ходили слушать соловьев, несмотря на мелкий дождичек». 26 мая: «Все большой компанией отправились гулять в монастырский лес, долго сидели на обрыве».

 

На прогулки в лес – по ягоды и грибы – отправлялись и взрослые, и дети. «В таких случаях, - вспоминал Николай Прахов, - запрягалась длинная линейка1. Кучер – в плисовой поддевке, красной кумачовой рубахе и низкой прямой шапке с глазками павлиньих перьев - сидел на козлах, а на линейке усаживались те «мамы» и «тети», которым почему-то трудно было идти, и детская мелюзга. Кто из детей постарше – бежал пешком, догоняя и перегоняя линейку. В лесу разделялись на маленькие группы, и начиналось соревнование - кто больше наберет ягод или грибов».

 

 

В летнее время Мамонтовы и их гости любили устраивать в лесу пикники. Об этом пишет в своих «Записках» жена Саввы Ивановича Мамонтова, Елизавета Григорьевна: «Часто мы все большие и маленькие  отправлялись в лес с завтраком и чаем, там собирали ягоды, грибы, зажигали костры и т.д. Любимым местом для этого служила всегда дубовая роща». К месту пикника «заранее отправлялась телега, нагруженная коврами, посудой и всякой холодной и горячей едой. Ехали повар, ключница, прислуживающие в доме девочки… Взрослые и дети ехали следом в чем попало – в коляске, тарантасе казанской работы, особенно легком и вместительном. Кто ехал в кабриолете2, а кто – на линейке. Пели песни, раскланивались со встречными крестьянами и детьми. Старшие дети иногда выскакивали из экипажа, чтобы нарвать цветов». Одна из таких веселых прогулок большой компанией увековечена И.Е.Репиным в карандашном рисунке «Кавалькада в Абрамцеве» (1879).

 

 

Если для людей, далеких от искусства, природа Абрамцева была лишь приятным фоном для загородных увеселений, то художникам, подолгу гостившим в гостеприимном доме Мамонтовых, она давала сильнейший творческий импульс. По образному выражению Е.Д.Поленовой, более 30 лет художники вели здесь  «доверительные беседы с природой». В Абрамцеве созданы десятки пленэрных этюдов и картин. В них нет подчеркнуто эффектных  видов, но «они обладают тем эмоциональным зарядом, который передан художником, вжившимся в природу, постоянно и любовно наблюдающим ее перемены и состояния».

 

Можно выделить несколько постоянных тем в пейзажных работах художников абрамцевского круга. Тихой, очень русской красоте речки Вори с ее живописными берегами и тихими заводями посвящен целый ряд работ В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, К.А.Коровина, М.В.Нестерова и других художников.  Излюбленной художественной темой были также абрамцевские березы. На этюде В.М.Васнецова «Березовая роща в Абрамцеве» (1879), возможно,  изображена та самая роща, куда частенько ходили за грибами и взрослые, и дети, отдыхавшие летом в Абрамцеве. Разъезженную дорогу, с обеих сторон обсаженную березами, изобразил А.М Васнецов на картине «Абрамцево. В лесу» (1894). К теме берез постоянно обращался И.С.Остроухов, а В.Д.Поленов неоднократно писал березовую аллею в Абрамцеве.3

 

Одна из примет природного своеобразия этих мест - знаменитые абрамцевские дубы. Их сохранилось не так много. Дубовые рощи, когда-то весьма обычные в Подмосковье, в течение многих веков активной хозяйственной деятельности человека были почти повсеместно уничтожены. Тем не менее, в 1879 году дубравы занимали 8 десятин из 285, которые в то время составляли площадь всего имения. Одна из самых известных работ, запечатлевших абрамцевские дубы, - картина В.М.Васнецова «Дубовая роща в Абрамцеве», написанная в 1883 году и ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Эти деревья Виктор Михайлович изображал очень часто, видимо, ощущая их созвучность былинному строю своих картин. Дубы в Абрамцеве писали также И.С.Остроухов и В.А.Серов.

 

Внимание абрамцевских художников привлекали и совершенно камерные природные мотивы: живописный папоротник у ручья, цветущий луг с ромашками и иван-да-марьей, желтые огоньки купальниц на фоне темных елей. С неподдельным восхищением всматриваются они в то, что до того времени считалось малоинтересным для художественного воплощения. Елена Дмитриевна Поленова любовно выписывает заросли цветущей сныти4, сухую черемуху, а ее брата, Василия Дмитриевича, вдохновляют огромные листья лопуха, мощную, сочную фактуру которых подчеркивают желтые листья и  красные плоды рябины.

 

 

Интересно перелистать альбом цветочных орнаментов Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, который позволяет составить мнение о цветочных, а в какой-то степени и художественных пристрастиях хозяйки дома. В нем мы не найдем рисунков роскошных садовых цветов. Из растений, которые принято относить к так называемой садовой флоре, представлены лишь скромные весенние цветы – пролески и крокусы, а на остальных рисунках изображены растущие в дикой природе кислица, калужница, примула весенняя, которую в народе любовно называют «баранчиком», медуница, мать-и-мачеха. Становится понятным, почему так скромны, если не сказать больше, абрамцевские цветники на фотографиях из фондов Музея-заповедника «Абрамцево», почему так мало соответствует Абрамцево «образцовым» усадьбам второй половины XIX века с их идеально подстриженными газонами, роскошными клумбами, тщательно  продуманными ландшафтными композициями. Возможно, отчасти это объясняется дилетантством тех садовников, которые работали в усадьбе во времена Мамонтовых. Пожалуй, лишь первый садовник Мамонтовых, Михаил Иванович, поступивший к ним на службу из соседнего помещичьего имения, был профессионалом высокого уровня. Из других садовников нам известны по имени лишь Ксенофонт, фотография которого в народной одежде хранится в абрамцевском музее и Марк Алексеевич Редькин, служивший гусаром в том же полку, что и сын хозяина усадьбы, Сергей Саввич Мамонтов. Неведомо какими путями он оказался в Абрамцеве, где осел и обзавелся семьей.

 

И все же, по-видимому, дело было не в людях, создававших облик абрамцевского парка во времена Мамонтовых, а в тех художественных (и мировоззренческих) установках, которые господствовали в среде художников абрамцевского круга, для которых природа была высшей ценностью. Рядом с ней клумбы и прочие садовые затеи должны были казаться искусственным украшательством, чем-то ненужным и неестественным. Цветы же в Абрамцеве росли повсюду. За ландышами ходили в «Макаровский лес» за Ворей, где теперь расположен поселок художников;  около Главного дома цвели душистые фиалки, а ранней весной голубели полянки пролесок; всюду в траве росли маргаритки… По словам Николая Прахова, «цветов в Абрамцеве – и культивированных и диких – росло в то время (70-80-ые годы XIX века – А.Г.) множество. Цветы постоянно сменялись во всех комнатах, и дети принимали горячее участие в составлении букетов». Эти слова подтверждают и живописные работы, например, хранящийся в Третьяковской галерее этюд В.А.Серова «Дом в Абрамцеве», написанный в 1886 году. На нем изображены залитые солнцем верхние террасы Нижнего парка5, на которых в изобилии растут цветы, среди которых явно преобладают дикорастущие.

 

Характерно, что усадебный парк, запечатленный на картинах и рисунках художников абрамцевского круга, неразрывно слит с природным окружением,  являясь его естественным продолжением. Его художественный образ акцентирует «нерукотворность» красоты  - неброской, непритязательной, но по-своему выразительной. На картине И.С.Остроухова  «В парке» (1885) мы видим густые заросли молодого леса, сквозь которые едва заметна усыпанная золотистыми листьями тропинка. В другой работе того же художника («В Абрамцевском парке», 1887) перед нами предстает идиллический осенний пейзаж: раскидистые деревья, похожие на клены, широкие, усеянные листьями дорожки, простые деревянные скамеечки. С полным основанием, И.С.Остроухова можно назвать «певцом абрамцевского парка»: ему принадлежит множество работ, сохранивших для потомков его образ. Причем особенно любил Илья Семенович осенний парк, словно согретый  теплым светом желтых листьев.

 

Таким образом, благодаря работам художников абрамцевского круга становится очевидной важная особенность усадебного парка: его единство с окружающей природой. Оно выражалось не только в том, что парк был открыт во внешнее пространство благодаря  тщательно выбранным видовым точкам, но и в том, что, по сути дела, не существовало зримой границы между собственно парковой зоной  и ее природным окружением. Абрамцевский парк фактически представлял собой лесопарковый массив, которого лишь слегка коснулась рука человека. В нем не было продуманных композиций из деревьев и кустарников, череды сменяющих друг друга видов, как в образцовых английских пейзажных садах, зато была столь близкая русскому сердцу естественность и интимность, которую так ценили художники, жившие в Абрамцеве.

 

1 Многоместная открытая повозка.

2 Коляска, тарантас, кабриолет – разные виды конных повозок.

3 Одна картина В.Д.Поленова «Березовая аллея в Абрамцеве» хранится в абрамцевском музее, ее авторская копия – в музее В.Д.Поленова под Тарусой. 

4 Неискоренимый сорняк, с которым нещадно борются огородники.

5 Часть парка, спускавшаяся от Главного дома к Воре.

 

Читайте также статью на нашем портале АБРАМЦЕВСКИЕ ОРАНЖЕРЕИ: персики для девочки.

Подробнее с историей усадьбы Абрамцево можно ознакомиться в книге А.В. Городнянского "Абрамцевский альбом. Усадьба Абрамцево при Мамонтовых", фрагментом которой является эта статья.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет