закрытьX

Росистый Раушем. "Одолженный вид", или великое в малом

Рубрика: Репортажи

Автор: Соколов Борис Михайлович
доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ (Москва), член Правления Общества изучения русской усадьбы, историк ландшафтного искусства, фотограф, путешественник

Этот день был посвящен эпохе Просвещения, и только ей! Мне очень хотелось, чтобы наши коллеги прониклись поэзией и архитектурой "чистого", зеленого пейзажа. В начале XVIII века Дезалье д"Аржанвиль, теоретик французского регулярного парка, называл правильный, лишенный хозяйственных функций сад "садом чистоты", в котором ищут " прежде всего правильности, порядка, и того, что должно радовать взгляд, как то партеры, боскеты, булингрины, украшенные портиками, зеленые кабинеты, фигуры, лестницы, фонтаны и каскады" (перевод Б. Соколова).

 

 
Чистота английского пейзажного парка – совсем другая. Здесь уходили от партеров к лужайкам, от боскетов к рощам, от фонтанов и каскадов – к ручьям и озерам. На радость ландшафтных паломников, две выдающихся работы Уильяма Кента находятся в получасе езды друг от друга, к тому же недалеко от Лондона и Оксфорда. Вдобавок один из них является ранним ансамблем, умещенным на небольшой территории, а другой – грандиозным, самым знаменитым парком эпохи, где работа Кента стала главным звеном в исторической цепи преобразований.

 

Утро было прекрасное – светлое, обрызганное росой и каплями ночного дождя. Дорога пролегала между невысокими холмами мимо пейзажных лугов и коров. Во двор усадебного дома мы въехали за пять минут до открытия. Там уже стоял высокий старый человек в коричневом сельском пиджаке – владелец имения, прямой потомок создателя парка Чарлз Котрелл Дормер. Я писал ему и по поводу приезда, и по поводу двух наших девочек-школьниц, ибо, как упомянуто выше, к детям там почему-то относятся настороженно. Кроме нас, владельца и коров, вокруг вообще никого не было. Восторженные любители садов высыпали из автобуса и стали восхищаться утренним лугом, старыми деревьями и пейзажным видами около дома. Восхищаться под дружное хрумкание – около входа стояла корзина с крупными зелеными яблоками и надписью: "Не стесняйтесь".

 

Я тем временем рассказал об истории Раушема. Прежде всего – это дом и усадьба одной семьи. Поместье в начале XVII века купил Роберт Дормер, и великолепный, типично английский дом до сих пор сохраняет интерьеры этого столетия. Удивительно приятны и уютны его выступы и застекленные эркеры. Жаль, что туда посетителей обычно не приглашают.

 

Внук основателя, полковник Роберт Дормер Котрелл, жил в начале нового столетия и, стало быть, пейзажного стиля. В 1719 году он пригласил известного ландшафтного архитектора Чарлза Бриджмена для устройства сада. Участок здесь не очень большой, зато от дома местность круто ниспадает к тихой извилистой речке Червелл, а левее этот склон смягчен небольшой лощиной. Бриджмен, по-видимому, заложил систему дорожек и видов, и к 1730-м годам сад по новой моде, казалось, был готов.

 

 

Но после смерти Роберта его брат Джеймс решил, что сад слишком регулярен и не отвечает времени. Тогда он делает главный для истории Раушема шаг – приглашает Уильяма Кента. Мы знаем парк уже в его переработке. Он же украсил дом крепостными зубцами – намеком на модную тогда неоготику.

 

 

За четыре года Кент превратил угловатый участок земли, смотрящий на соседские поля, в райский уголок с античными мотивами.

 

Слева от дома над склоном стоит терраса Пренесте – напоминание о бывшей славе древнеримского города с его некогда знаменитым террасным храмом.
 
От террасы вид плавно разворачивается к полям и изгибу реки, так что пространственные впечатления здесь великолепны. Роскошные виды на террасу открываются из густых зеленых аллей по обе ее стороны.

 

Оба партера снабжены красиво расположенными, хотя и чудноватыми по сюжету скульптурами – "Умирающий раб" и лев, терзающий лошадь. За Пренесте обнаружился такой же чудной храмик – сплющенный квадрат в плане с конусом вместо купола, а дальше – гроты Долины Венеры. Однако первые и едва ли не главные впечатления Кент припас для тех, кто стоит прямо за домом.

 

Во-первых, "утопленный" партер, восхитительный даже в октябре – утром на нем было алмазное покрывало из сверкающих капель. Во-вторых, продолжение вида на чужих землях, которое Кент называл "одолженным видом" ("borrowed landscape").

 

 

Граница имения проходит прямо под холмом, по реке, но художник уговорил соседей на необычное решение этой проблемы. Он построил за ближайшим соседским полем Готическую мельницу – скромное здание из местного серого камня с небольшими готическими арками. А выше и правее, ровно на границе холма и неба, Кент поставил Готическую арку – каменную стену, словно оставшуюся от древнего аббатства. Нужно ли говорить, что обе, как их величал художник, "достопримечательности", были декоративными, а арка до сих пор мешает вспахивать поле?

 

Но от дома генерала Дормера они смотрятся именно так, как хотел автор этой пейзажной картины – создают пропорции и архитектурное оформление для местности, уподобленной картинам Пуссена или Лоррена. Использование архитектуры здесь чисто живописное – постройка есть мазок на холсте, а не объем для осмотра во время прогулок.

 

К счастью, солнце засияло еще ярче, и все убедились в существовании "достопримечательностей". Обратив внимание на детали – по краям зеленых кулис с обеих сторон партера вставлены зеленые полуротонды беседок – мы спустились в гущу деревьев.

 

Очень темная зелень расступилась и открыла нам красивую косую дорожку и море рододендронов. Их посадки были настолько плотными, толстые листья настолько сияющими, что и без цветов залюбуешься.

 

Через пару десятков метров мы оказались под террасой, и зеленый склон привел нас вниз, к реке, заросшему причалу и лебедям. Вергилию (то есть мне) это было очень на руку – отвлекло общее внимание от не полностью еще раскрывшейся Долины Венеры.

 

Мы повернули налево, вновь поднялись на холм и увидели чарующую водную дорожку. Представьте себе, что посреди обычной дорожки из-под земли выходит каменный желобок шириной в две ладони, и крошечный ручеек идет одним путем с вами!

 

Он извивался вместе с дорожкой, а на площадке возле небольшого грота влился в большой восьмигранный бассейн. Вода была совсем тихой, толща ее чуть синеватой, и волшебство продолжалось.

 

Вытекая из бассейна, водная дорожка сделала еще несколько изгибов и привела нас к широкой долине, увенчанной гротом со статуей обнаженной богини.

 

Вот теперь все увидели Долину Венеры! Ручей исчез в широком пруду, также восьмигранном, поросшем водными растениями, а мы в восторге смотрели то вверх, то вниз. Даже мне, видевшему Раушем, стало как-то щекотно от радости.

 

Долина Венеры и есть ложбина в склоне холма, которую я упомянул в начале рассказа. Кент выгладил этот пологий склон, сделав его прекрасным лугом – или, если угодно, газоном.

 

Но в верхней и средней частях он вскрыл зеленый откос, устроив античные гроты, которые словно уходят глубоко под землю. Потрясающая красоты сцены рождается из этого сочетания – идеальный английский пейзаж и вырастающий из него итальянский каскад.

 

Художник (которого здесь правильнее назвать инженером) нашел применение и для высоко расположенного большого пруда. Он замечательно смотрится от статуи Венеры (снизу вид на него благоразумно скрыт), а воды питали фонтаны, струи которые высоким веером били из гротов. Не знаю, было ли это зрелище воплощено, однако на рисунке Кента все выглядит именно так.

 

Великий вид, из-за которого историки назвали Раушем "поэтическим пейзажным парком", дополнен античными статуями, обрамляющими и дополняющими сцену. Грот стерегут лебеди Венеры с причудливо изогнутыми шеями, у Пренесте расположен "театр" из трех расположенных полукругом скульптур, а около одной из них – чудесный, очень живописный просвет в сторону Долины.

 

Ослепительно синее небо и яркие сложные облака, какие бывают только после сильных дождей, делали впечатление просто экстатическим. Как бы ни был велик Стоу, утренний Раушем поразил нас еще сильнее.

 

Настало время еще раз подойти к статуе Венеры и взглянуть ей под ноги. Там, в замке свода, красуется здоровенная мраморная плита с длиннейшей надписью. Присмотримся: "Под Камнем Сим лежат Останки Рингвуда, Оттерхаунда исключительного Ума..." – и далее четыре шутливых четверостишия в память этой лохматой и, наверное, очень любимой в семье собаки, жившей во времена генерала Коттрел Дормера. Это один из ранних примеров внимания людей Просвещения к "меньшим братьям" и склонности к легкому кощунству. Пришедшая из Англии мода проявилась и у нас – вспомним надгробия левреток Екатерины II возле царскосельской Пирамиды, а позже – кладбище собак возле дворца в Гатчине. Ну а то, что мы увидели у ног Венеры – это милый, неуклюжий сельский мир, мир, в котором для собак и голубей строили иногда целые дворцы, причем порой в античном стиле.

 

 

Вскоре парк опустел. Я еще раз прошел по долине Венеры, вдоль водной дорожки, полюбовался террасой Пренесте с вазами и зеленью в косом, бьющем снопами, солнечном свете, и убедился, насколько красивее соседские поля смотрятся сквозь ее круглые арки.

 

В зарослях кустов обнаружилась пара герм, выглянули зубчатые верхи дома, в очертаниях стриженой шпалеры проявилась ажурная железная калитка – стало ясно, куда делась группа.

 

В прошлый приезд я не обратил внимания на огороженный стеной сад. Просто сад, а не пейзажный парк. Но какой!

 

Геометрические клумбы с водопадом осенних цветов, шпалерные яблони с румяными плодами, полосы газона, оттеняющие густоту кустов и трав, зеленая аркада и фонтанчик в центре сада, старинный каменный проем в следующий сад, полный солнечных и сиреневых хризантем. Да, это был второй, незнакомый мне Раушем!

 

Но не последний. Оказалось, что я не был и под цветочным садом. Спустившись по тропинке в зеленой тьме деревьев, мы увидели стену, ограничивающую усадьбу. Такая граница обычно производит неприятное впечатление, отменяет иллюзию бескрайнего пространства.

 

В Раушеме у стены установлена скамья, обращенная в сторону парка. Сидя на ней, можно наслаждаться мирным, неспешным течением реки и вглядываться в сторону невидимой отсюда Долины Венеры.

 

Бредя вдоль речки, мы встретили еще один храмик "домашних" форм, а затем оказались у подножия откоса и увидели партер снизу.

 

 
Был виден зубчатый верх дома и лев, терзающий лошадь, но главным в сцене были облака, их перистый фон, летящие паровые клубы, подсвеченные солнцем с двух сторон.

 

Вновь пройдя мимо Пренесте и поднявшись на нее, мы вышли к низкой, утопленной в землю каменной стенке, ограждающий парк. С внешней стороны ров завершался зеленым откосом. Знаменитая стена "ах-ах", незаметная для гуляющих, но непреодолимая для овец и коров. 

 

И снова вернулись в сад за стеной, где нас ждало новое потрясение. Ближе к дому обнаружился регулярный садик, в центре которого высилась прекрасная старая круглая башня - голубятня с конической крышей.

 

 

Садик благоухал, розы самых разных цветов и оттенков были обрамлены стриженым самшитом, а на изумрудных газонах росли платаны и раскидистые старые яблони. Сразу вспомнился Сиссингхерст...

 

 

Подробности на сайте "Сады и время"


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет