закрытьX

Вилла Фьезоле в Италии

Рубрика: Репортажи

Автор: Маланкина Елена Львовна
доктор сельскохозяйственных наук, профессор каф. овощеводства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

 

Cам городок когда-то был поселением этруссков. На протяжении нескольких веков это был независимый город, не менее могущественный, чем лежащая неподалеку Флоренция. Во времена Средневековья жители городка были достаточно воинственно настроены против своих флорентийских соседей, что и приводило к частым стычкам между жителями этих городов. К 1125 году флорентийцы окончательно покорили, а заодно и разрушили  Фьезоле. Но освободившееся живописное место пустовало недолго. На его высоких холмах лучшие семейства Флоренции построили свои виллы, где проводили в философских размышлениях жаркие летние месяцы, а также укрывались от чумы и прочих эпидемий, которые с завидной регулярностью посещали тогда города. Этакая средневековая Рублёвка. И XIV-XV века ознаменовались активным строительством загородных домов в окружении садов и при необходимости … огородов.

 

В настоящее время самой известной достопримечательностью, пожалуй, можно считать виллу семейства Медичи. Добраться сюда довольно трудно. Улочки, расположенные серпантином, очень узкие и соединены между собой ещё более узкими проулками, ехать можно только вперёд. Если ошибётесь дорогой, то возвращение к исходной точке может занять много времени. Мы, не смотря на итальянского водителя и блага современных навигаторов, вынуждены были 3 раза развернуться и вновь искать необходимые проулки. Но эти страдания стоят того вида, который открывается с террас сада.

 

 

В этом живописном и парящем над долиной городке Козимо Старший из славного семейства Медичи, правителей Флоренции, в середине XV века купил виллу для своего сына Джованни, известного своей любовью к искусству. Вилла была построена вместо жилого дома, принадлежавшего Никколо Бальди.  

 

Но то, что было куплено, не устроило хозяина, и вилла была перестроена  архитектором семьи Медичи Микелоццо. Джованни был любимым сыном Козимо Старшего за его живой ум и заметную склонность к искусству, и его можно считать предшественником Лоренцо Великолепного, его племянника. Среди его многочисленных интересов были коллекционирование редких книг, произведений искусства (он был важным клиентом Филиппо Липпи), и страсть к архитектуре. Он лично выбрал для здания виллы место на склоне холма, откуда открывалась прекрасная панорама, что противоречило всем архитектурным принципам того времени. Здесь уже совершенно отсутствуют оборонительные и военные элементы. Сад расположен на разноуровневых, относительно небольших по площади, террасах, что сделало его одним из самых ярких образцов ренессансной виллы и примером для последующих построек. Это один из старейших садов в стиле Ренессанса, расположенный на крутом склоне холма над Флоренцией, откуда открываются непередаваемые виды на город.

 

 

Джованни выбрал место на очень крутом склоне, что шло вразрез со всеми принципами того времени. Необходимо было построить большую террасу, чтобы поддержать здание и сад на склоне холма. Внешний вид виллы сильно отличался от ранних вилл Медичи, и в некотором роде представляет собой прототип постройки раннего Ренессанса, сильно геометрической, открытой снаружи и без центрального внутреннего двора, настолько, что считается предшественником виллы Поджио Кайано. Конструкция здания гениально решила проблему склона, благодаря распределению комнат по нескольким уровням: нижний используется как подвалы, конюшни, винный погреб и т.д., верхний этаж был предназначен для проживания самих хозяев, с комнатами, библиотекой и даже музыкальным салоном. Таким образом, то, что казалось первым этажом верхнего уровня, было фактически вторым этажом здания, с прекрасным видом.

 

Микелоццо построил две террасы: первая тянется от украшенной фресками лоджии вдоль восточного фасада, и туда можно попасть со второго этажа виллы.

 

По желанию Джованни Медичи был сокращён сельскохозяйственный компонент в пользу полной приверженности отдыху, созерцанию и физическому бездействию, которое благоприятствовало интеллектуальной деятельности. Фактически это был первый случай, когда сельская резиденция была оборудована садом, а не окружена сельскохозяйственной усадьбой. В сочетании с отсутствием военных сооружений, эти особенности делают виллу одним из самых ярких прототипов виллы эпохи Возрождения. 

 

У Джованни Медичи не было детей, и перед смертью он подарил этот ландшафтный шедевр своему молодому племяннику Джулиано Медичи. 

 

«Вилла Медичи» связана с драматическим фактом кровопролития во время заговора Пацци (1478 г.), когда некоторые члены семьи Пацци вместе с Франческо Сальвиати и кардиналом Джироламо Риарио, при поддержке папы Сикста IV, составили заговор, чтобы избавиться от все большего укрепления власти Медичи во Флорентийской Республике. 

 

Первоначально план предусматривал убийство двух потомков семьи Медичи, Лоренцо и Джулиано, во время банкета, который они организовали на вилле Фьезоле 25 апреля, с использованием яда, который Джакопо де Пацци и Риарио подсыпали в одну из бутылок, предназначенных для Медичи. Но внезапное недомогание Джулиано нарушило все планы отравителей, мероприятие было отложено на следующий день, во время мессы в Санта-Мария-дель-Фьоре Джулиано был убит, а Лоренцо удалось спастись, укрывшись в ризнице. 

 

Когда Джулиано умер, виллу унаследовал его старший брат. Лоренцо Великолепный проживал в основном в Кареджи, но он также очень любил Фьезоле и встречался здесь с философами и прочей творческой интеллигенцией художественного и литературного направления эпохи Возрождения. 

 

Однако всё меняется, и Козимо III вскоре после того, как стал во главе Флоренции, продал виллу в 1671 году Винченцо дель Сера за четыре тысячи флоринов. Этот период восходит к увеличению объема виллы на западной стороне, что подтверждается документами с описанием обстановки, садов и современной западной лоджии, которая в то время представляла собой террасу. 

 

Последующими владельцами были семейство Borgherini (с 1722 по 1768), которые продали виллу семейству Albergotti в 1771 году.  Позднее она была приобретена леди Маргарет Орфорд, невесткой Горация Уолпола, английского посланника, в 1772 году. Она поручила архитектору Никколо Гасперо Паолетти увеличить верхний сад и построить лимонный дом (так в те времена называли цитрусовую оранжерею). В 1781 году вилла перешла во владение семьи Моцци, а затем была продана семейству аристократов из Сиены, которые владели ею до 1862 года. В этот период была создана подъездная дорога, которая перенесла вход с Виа Фьезолана на Фра Джованни да Фьезоле с последующим изменение роли и значения фасадов, восточный фасад становится парадным. 

 

Между девятнадцатым и двадцатым веками вилла жила в своем англо-американском периоде с такими владельцами, как художник Уильям Бланделл Спенс (с 1862 по 1897 год), затем леди Сибил Каттинг (вдова Уильяма Байарда Каттинга и мать будущей писательницы Айрис Ориго), который женился на писателе Джеффри Скотте (с 1909 по 1911 год) и, опять же, Мак-Калманс (1911-1959); Все эти владельцы не изменили планировку усадьбы, за исключением небольших распределительных и декоративных вариаций. В 1959 году вилла была приобретена нынешними владельцами - семьёй Мадзини Марчи. 

 

Сад сегодня отражает, прежде всего, реконструкцию 1911-1923 годов архитектора Сесила Пинсента, который работал по заказу Леди Каттинг в стиле неоренессанса. Он расположен на трёх террасах на разных уровнях.

 

 

К первой террасе ведут аллеи с кипарисами. Обрамленный вверх по течению голой дубовой рощей, сад состоит из больших прямоугольных травянистых клумб с большими старыми деревьями в центре, и лимонными деревьями в терракотовых горшках по краям с середины весны до осени. В самой верхней части располагается длинный ряд слегка приподнятых  клумб с розами. Благородный стиль виллы соответствует этой террасе. 

 

Вторая терраса находится перед задним фасадом здания, и попасть на неё можно по внутренней лестнице. Это наименее измененный участок сада с большими магнолиями, украшенный цветочными клумбами, окруженными изгородями из самшита, с фонтаном в центре. 

 

 

Третья терраса соседствует с первой, но расположена ниже на 11-12 метров. Оформление сделано в ходе реконструкции, проведённой Пинсентом. Глициния украшает перила лестницы, ведущей к круглому фонтану, от которого, в свою очередь, отходят живые изгороди с геометрическими узорами самшита, в центре каждой из которых растёт магнолия. Рядом с беседкой расположены две длинные симметричные клумбы с ароматическими травами, расположенными на уровне парапета. 

 

На верхнем уровне XIX века расположен ряд кипарисов, оканчивающихся большой каменной урной. 

 

Сад виллы насыщен водными поверхностями и освещен солнцем практически весь день. Это создает практически уникальный микроклимат для продолжительного цветения растений.

 

Первоначально на террасе располагались небольшие клумбы с травами и цветами, однако в настоящее время здесь можно увидеть квадратные газоны с лимонными деревьями в горшках. С террасы, огороженной невысокой кирпичной стеной, открывается вид на Флоренцию и долину реки Арно. Вторую террасу Микелоццо создал на уровне первого этажа к западу от виллы. Первоначально здесь располагается огород, что было очень удобно из-за его соседства с кухней.

 

 

В 1915 году английский архитектор Сесил Пинсент, прославившийся в узких кругах владельцев вилл, повел его реконструкцию. Посередине он создал водоем в окружении четырех газонов, а в центре каждого он посадил магнолию. Он также отреставрировал нижнюю из двух террас, обращенных к югу. Сместив несколько современных цветочных клумб, он снес оранжерею напротив подпорной стены, а на ее месте вокруг круглого бассейна расположил партеры и газоны правильной формы. На месте оранжереи появилась крытая аллея, соединяющая две садовые террасы с третьей, к западу от виллы.  

И всё же, несмотря на свою невероятную красоту и вхождение в число сооружений Всемирного наследия ЮНЕСКО, это не самый популярный объект туристов со всего света. Так, часть виллы принадлежит отелю, а вилла находится в частной собственности, посетить здание не так-то просто, однако сады виллы открыты для посетителей, но только по предварительной договорённости и в период отсутствия хозяев. В этом, пожалуй, отдельная прелесть виллы. Туда по определению не попадают толпы народа, только небольшие группы, которые запускают по очереди. Этот не такой большой шедевр ренессансного садово-паркового искусства и не выдержал бы большой антропогенной нагрузки.

 

Фото автора


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет