закрытьX

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Рубрика: Репортажи

Автор: Драничкина Ольга Сергеевна
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи

Окончание. Начало - в статье Искусство под открытым небом в садах Сальвадора Дали.

 

Работы в Порт-Льигат и Пуболь стали подготовительным этапом перед созданием самого масштабного произведения, экспонируемого под открытым небом, – театра-музея в Фигерасе. По собственному определению художника, его музей можно отнести к произведению искусства направления «реди-мейд». Он пытается исключить утилитарную функцию музея, оставив лишь его эстетическую составляющую. Главной становится идея передачи смысла творчества художника, его особый взгляд на жизнь. «Музей воспроизводит общую структуру творчества Сальвадора Дали, проецирует его внутренний мир, вычерчивает художественную траекторию и жизненный путь, увиденные с позиций сюрреализма и глазами самого автора» [1].

 

Экспозиция работ художника начинается с фасада здания и прилегающей к ней территории. Здание, являющееся сегодня визитной карточкой музея, или «Башня Галатеи», как называл её Дали, украшена манекенами, яйцами и керамическими изделиями, по форме напоминающими каталонский хлеб.

 

Терракотовый фасад стал частью большого сюрреалистического объекта и экспозиционной площадкой одновременно. Скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства расположены также на фасаде и крыше основного здания музея. Они создают неповторимый образ музея, о котором художник говорил так: «Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом»[2]. По замыслу художника знакомство с музеем должно начинаться у зрителя еще на подходе к зданию. Поэтому можно со всей уверенностью сказать, что первая выставочная площадка большой экспозиции музея находится на площади Гала-Сальвадор Дали.

 

Плитки на мостовой сходятся лучами к музею, определяя композиционный центр экспозиции. В этом пространстве под открытым небом Дали располагает символы, в которых скрыты идеи художника, знаки уважения к тем личностям, которые сыграли важную роль в его становлении как творца. Памятник каталонским философам Франсеску Пужольсу[3] и Рамону Люлю[4] находится перед входом в музей, рядом с церковью Св. Петра, в которой крестили художника. Три скульптуры французского живописца Жан-Луи-Эрнеста Месонье (1815 - 1891) расположены на соседней с музеем площади. Постаментом для этих работ служат сложенные друг на друга автомобильные шины. Экспозицию дополняют инсталляции атома водорода, которые поставлены на каменные чаши. Фасад, выходящий на эту площадь, украшает инсталляция Дали в форме гигантской головы с телевизором во лбу, и здесь же - инсталляция Вольфа Фостеля[5] «Обелиск телевидения». Дали выступает в данном случае как художник-экспозиционер, который воплощает в жизнь концепцию собственного мировоззрения. В пространствах под открытым небом Дали даёт зрителю возможность подготовиться к театральному действию, которое ждёт его в музее.

 

 

Экспозиция вне музея плавно перетекает в выставочное пространство внутри здания. Одной из самых эффектных является экспозиция, представленная в саду внутреннего дворика на месте партера бывшего муниципального театра. Инсталляции и объекты демонстрируются под открытым небом на фоне стен старого сооружения, являющихся одновременно и самостоятельным полотном для размещения различных произведений искусств. В череде оконных проёмов выставлены манекены, перемежающиеся с обугленными в пожаре 1937 года балками, гротескными чудовищами, барельефами «Искусства и ремёсла», выполненными к Всемирной парижской выставке 1900 года, и другими скульптурными элементами. Центром экспозиции является вертикальная инсталляция с кадиллаком – «Дождливое такси», созданная к Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года, также демонстрировавшаяся в павильоне «Сон Венеры» на Всемирной выставке-ярмарке в Нью-Йорке в 1939 году.

 

Представленные в саду произведения имеют активное экспозиционное влияние на зрителя. При опускании монетки в автомат инсталляция оживает – дождь заливает автомобиль, проникая внутрь, наверху раскрывается зонтик, начинают работать дворники. Кроме того, все предметы инсталляции разрешается трогать. Интерактивная форма представленной экспозиции музея отвечает заявленной концепции музея-театра, где каждый посетитель является соучастником художественного действа. Пространство выставки спроектировано таким образом, что в нём сочетаются различные по своему характеру элементы, например, старые каменные стены бывшего театра соседствуют с новейшим по своим конструктивным качествам куполом из стекла и металло-конструкций[6]. Всё это создаёт особую атмосферу нереального пространства. А расположение выставки под открытым небом добавляет новые смыслы в аранжировку свето-цветовой среды.

 

Организаторы музея предлагают посетителям как дневные, так и ночные визиты, что значительно влияет на восприятие, усиливая эмоциональную среду экспозиции и усиливая её драматургию. Залитый ярким естественным светом внутренний дворик с голубым безоблачным небом вместо потолка имеет на зрителя иное влияние, нежели таинственный полумрак ночи, подсветка арт-объектов и звёздное черное небо. Интенсивность света, погодные условия, температура воздуха выступают в данной экспозиции равноправными участниками художественного процесса. Капли дождя, лодка и камни с мыса Кап Креус, уже встречавшиеся в Порт-Льигате, увитые плющом стены, настоящие уличные фонари, созданные по проекту Эктора Гимара – всё направлено на максимальное слияние внутреннего пространства музея с внешним. Кроме того, в музее звучит любимая музыка художника таких композиторов, как Рихард Вагнер и Жорж Бизе.

 

[1] Пичот А., Агер М., Пуч Ж. «Дом-музей замок Гала-Дали Пуболь», c. 7.

[2] Там же, с.14

[3] Francesc Pujols i Morgades (1882 - 1962) — испанский писатель и философ.

[4] Raimondo Lullo ( 1233 – 1316) — испанский философ, писатель, теолог.

[5] Вольф Фостель (1932 — 1998) — немецкий скульптор и художник.

[6] Автором купола выступил испанский архитектор Эмилио Перес Пинейро (1935-1972)

 

Фото автора


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет