закрытьX

Сад камней в Чандигархе

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, биолог, GreenInfo.ru

 

Чандигарх не похож на другие города Индии. Он был задуман первым премьер-министром страны Джавахарлалом Неру и очень быстро построен по проекту французского архитектора швейцарского происхождения Ле Корбюзье в так называемом «интернациональном стиле». Город вырос в 1951-56 гг. целиком на новом месте, у подножия Гималаев, между двух рек, среди зелени эвкалиптовых и бамбуковых рощ. Сейчас он является административным центром одновременно двух индийских штатов – Пенджаб и Харьяна, эти штаты считаются одними из самых зажиточных в стране.

 

Город имеет правильную планировку, разбит на 47 самодостаточных районов. Кварталы жилой застройки утопают в зелени так, что их почти не видно со стороны транспортных магистралей. В городе вкладываются огромные средства на озеленение, на ландшафтный дизайн было затрачено 2 млн. долларов. Улицы для Индии непривычно широкие, с упорядоченным движением. На пересечении улиц организовано круговое движение, центром которого являются прекрасные и не похожие друг на друга растительные композиции. Но самым излюбленным местом для прогулок является набережная вдоль озера с лодочной станцией, высокими пальмами вдоль берега и еще массой красивоцветущих деревьев и кустарников, в которых громко щебечет разноголосый хор неведомых нам птиц. Любопытно, что одно из названий Чандигарха – «Город красоты». И это, действительно, так.

 

Климат здесь субтропический, зимой температура иногда падает до -1 градуса. В городе много парковых зон – Сад роз, Сад хризантем, в котором осенью проводится традиционный праздник хризантем, большой зоопарк, сочетающий в себе и ботанический сад.

 

 

Но визитной карточкой города по праву стал Сад камней (The Rock Garden).  Признаться, отправляясь в него, мы ожидали увидеть пусть не японский сад, но уж точно что-то медитативное. Оказалось все совсем не так! Сквозь узкий вход, похожий на тоннель, мы попали в сказочный мир, сразу поразивший своим размахом! С одной стороны сад окружает почти крепостная стена, с другой – примыкает к зданиям жилой застройки, а в глубине – вдается в джунгли. Стена выложена кусками керамической плитки, а на ней восседают 25 диковинных мозаичных птиц. Первое же впечатление навевает ассоциации с произведениями великого Антонио Гауди и китайским терракотовым войском одновременно, хоть и значительно уступает ему по площади (чуть более 7 га). И дальше это впечатление только усиливается из-за обилия яркой мозаики и огромного количества скульптурных групп.

 

 

Все это создал собственным энтузиазмом Нек Чанд Саини (1924-2015). Он родился в 1924 году в 90 км к северу от Лахора и был первым в своем селении, окончившим среднюю школу. После учебы в Лахоре работал на семейной ферме. Ему было 23 года, когда от Индии отделился Пакистан, и Нек Чанд переселился со своими родными на территорию штата Харьяна, а вскоре поступил в Департамент автомобильных дорог в рамках программы занятости беженцев. В 1951 году Нек Чанд был назначен инспектором дорожного движения Департамента общественных работ Чандигарха, где руководил строительством дорог. Но в нем уже рождался художник, который находил материал для своего творчества на промышленных свалках и в сносимых зданиях. В выходные дни он колесил на велосипеде вдоль рек, по горам и джунглям, собирая необычные камни и коряги, в которых он видел скульптурные произведения высокого создателя – природы.

 

Для своего творчества он нашел идеальное убежище – ущелье в буферной зоне возле местного водохранилища на окраине города. Нек Чанд работал в джунглях все свободное время, даже по ночам, без электричества, борясь с множеством насекомых, дикими животными и змеями, создавая свои скульптуры и целые ландшафты.

 

 

Художник и архитектор по наитию, он никогда не создавал проектов на бумаге, предпочитая строить сразу в натуральную вечичину. Он стремился создать божественное царство - сад, который выглядел бы как затерянный мир. Впрочем, долгие 20 лет он и был им на самом деле.

 

Извилистый путь в первой части сада, задуманный автором как «Ода природе», выложен камнем, привезенным из речных долин. В саду есть несколько небольших каскадов и два водопада, один из которых – 20 м в высоту! Узкие и низкие галереи, арки и извилистые проходы соединяют череду внутренних двориков, каждый из которых населен своим миром и разнообразен игрой света и тени.

 

В некоторых местах проходы так малы, что посетителям приходится наклонять голову  – автор хотел, чтобы таким образом посетители демонстрировали смирение богам. Это сюрреалистическое пространство населено фигурками птиц, обезьян, тигров, воинов, танцоров, музыкантов, деревенских женщин, всего более 2000 статуй. И самое главное – созданы они из реутилированных материалов, т.е. по-просту, из мусора.

 

 

Большие группы людей и животных во второй части сада задуманы автором как фигуры богов и богинь его вымышленного мира. Все эти персонажи – из сельского детства архитектора, эпических рассказов его матери. Причем, они не обязательно имеют национально-примитивный характер, некоторые вполне напоминают произведения современного искусства, для которого присуща условность.

 

Третья часть сада камней – большой амфитеатр, «Ода празднику». И вокруг, действительно, царит праздник – королевство кривых зеркал, подаренных саду фондом Нека Чанда, и аквариум.

 

Сад камней в Чандигархе - самый крупный в стране экологический проект, соответствующий современной концепции устойчивого развития. При его создании использовались бракованные трубы, битый кафель, фаянс, стеклянные браслеты, остатки строительных материалов, глиняные горшки, ракушки, уличные светильники, жженый кирпич, арматура, электрические розетки и провода, колпачки от бутылок, велосипедные ручки, тряпки, заколки для волос и даже сами человеческие волосы, собранные по парикмахерским.

 

 

Нек Чанд оказался первым человеком в Индии, который применил технологии реутилизации в своем искусстве и построил первые в стране искусственные водопады. Водопады в саду работают в течение всего года, даже в самые засушливые периоды, благодаря сбору и рециркуляции дождевой воды.

 

Он не мечтал о публичном признании, а просто был увлечен своим творчеством, как ребенок, воплощающий в своем проекте грезы детства. Более того, он понимал, что строит «замок из песка», поскольку незаконная постройка могла быть в любой момент обнаружена и уничтожена администрацией города. Ему удавалось сохранять секрет на протяжении двух десятилетий. Однако в 1973 году здесь должна была пройти новая дорога, для которой началась расчистка джунглей, и над садом нависла угроза уничтожения. Но главный архитектор Чандигарха был настолько поражен увиденным, что стал постоянно бывать в саду и разрешил художнику продолжать работу.

 

Сад попал в поле зрения и тогдашнего главы Чандигарха. Биолог и антрополог по образованию, он заинтересовался окаменелостями в коллекциях художника и, будучи председателем ландшафтном комитета при администрации Чандигарха, решил открыть сад для посещения. Это произошло в 1976 году (площадь его составляла 5,3 га), тогда же художник получил денежную премию в размере 5000 рупий и сертификат, удостоверяющий, что Нек Чанд волен полностью посвятить себя Саду камней и освобождается от всех иных обязанностей. Для продолжения работы в городе открыли пункты сбора тряпок и керамических черепков для творчества художника, подключили 50 рабочих.

 

 

Вскоре сад приобрел мировую известность. В 1980 году, после выставки в Париже, Нек Чанд был удостоен Grande Medaille de Vermeil. Правительство Индии отметило выдающийся вклад Нека Чанда в искусство в 1983 году престижной наградой Падма Шри. А в 1986 он получил предложение построить сад камней в Детском музее в Вашингтоне (округ Колумбия) и получил впоследствии звание Креативного директора музея.

 

Но были и трудные времена. Несмотря на огоромную популярность сада среди посетителей, дважды, в 89-м и 90-м годах, предпринимались нападения вандалов и попытки сноса Сада камней. Вторая стоила Неку Чанду сердечного приступа. Лишь благодаря живому людскому щиту и сбору подписей в защиту, уникальный сад удалось отстоять. В 1990-м году была открыта его третья часть (с амфитеатром), которая не достроена и по сей день из-за недостатка средств.

 

 

Сейчас существует Фонд Нека Чанда (есть такой и Великобритании), который собирает пожертвования на поддержание сада и подыскивает работников-волонтеров, чтобы сохранить эту достопримечательность Индии, ставшую всемирно известной наряду с Тадж-Махалом и храмами Кхаджурахо. Тадж-Махал строился 20 лет силами 22 тысяч рабочих, а этот уникальный сад за те же 20 лет построил всего один увлеченный человек! Его посещаемость (5 тысяч в день) уступает только Тадж-Махалу, и с момента открытия в нем побывали более 12 млн. таких же, как и мы, восхищенных посетителей.

 

Фото: Рита Бриллиантова


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет