закрытьX

Искусство под открытым небом в садах Сальвадора Дали

Рубрика: Репортажи

Автор: Драничкина Ольга Сергеевна
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи

Изучая испанский опыт экспозиционного и ландшафтного дизайна, нельзя обойти вниманием сады музеев Каталонии, посвящённых Сальвадору Дали, так называемого «треугольника Дали»:

  • Дом-музей художника в Порт-Льигате;
  • замок Гала-Дали в Пуболе;
  • театр-музей Дали в Фигерасе.

Все они были созданы при непосредственном участии художника, который, помимо интерьеров, разработал концепцию внешней территории, окружающей вышеперечисленные постройки. Экспозиции под открытым небом данных музеев находятся на примузейной территории - в садах, атриумах или патио.

 

 

С точки зрения экспозиционера, их можно разделить на два типа: экспозиция, созданная и задуманная хозяином дома одновременно с постройкой здания и экспозиция, созданная в честь хозяина дома, с целью более полного раскрытия черт его личности или демонстрации каких-либо исторических событий, происходивших в этом доме.

 

Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате

 

Первый опыт художника по созданию арт-объектов под открытым небом связан с покупкой и реконструкцией дома в рыбацкой деревне Порт-Льигат недалеко от города Кадакес и мыса Креус. Начиная с 1932 года, и на протяжении последующих тридцати лет, любимым местом проведения различных перформансов, действ и фотосеансов становится оливковая роща, расположенная около дома художника. В период 1956-1971-х годов Дали создаёт внутренний дворик, бассейн, дорожку вдоль моря. Эти части уличного пространства становятся основными экспозиционными площадками под открытым небом. Концепцию внешнего обустройства дома художник назвал «Млечный путь», согласно упоминанию Дали в «Дневнике одного гения». Желание создавать свои произведения на природе Дали объяснял так: «Здесь, на этих камнях я стал самим собой, здесь я выковал свою личность, нашёл любовь, написал мои картины, построил дом. Я неотделим от этого неба, этого моря, этих скал, я навеки веков прикован к Порт-Льигату, где сформировалась моя самая заветная правда, мои корни» [1].

 

Рассмотрим основные произведения, экспонируемые под открытым небом. Инсталляция «Лодка-кипарис» находится перед современным входом в дом-музей. Эта работа включает в себя ряд основных символов в творчестве художника: лодка – романтический образ, и кипарис, растущий внутри лодки, – символ произведения «Остров мёртвых» (1880, Художественный музей, Базель, Швейцария) Арнольда Бёклина (1827-1901), ставшего знаковым для сюрреалистов. Это же дерево выполняет роль мачты воображаемого корабля. Место экспонирования выбрано художником не случайно. Инсталляция служит ориентиром, маяком, центром художественного мира творческой личности. Он располагает её рядом с колодцем – источником влаги, а значит и жизни в прямом и переносном смысле. Образ источника-колодца вошел в творчество Дали: например, его можно увидеть на картине «Портрет Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече» (1933 г.).

 

В оливковой роще находится другая инсталляция – «Христос из мусора», созданная Дали в виде лежащего гигантского человека, собранного из фрагментов прибившихся после шторма коряг, остатков черепицы, лодки и т.д. Работа органично вписана в ландшафт сада. Она практически сливается с почвой и экспонируется безо всякого пьедестала или подиума.

 

Часть сада, занимаемая бассейном и беседкой-храмом, изначально проектировалась художником как место демонстрации собственных инсталляций и как площадка для проведения перформансов. Функциональные качества этой жилой зоны были второстепенны.

 

В основу концепции легла идея восточной сказки «Тысяча и одна ночь», а также образ садов Альгамбры в Гранаде. В нишах беседки Дали разместил знаковые для себя предметы, такие как: сигнальный прожектор с мыса Креус, череп слона, чучело белой совы, светильники в форме ДНК, керамические лебеди-фонтаны, змеи из текстиля и восточные подушки. Днём инсталляция в беседке производит неоднозначное впечатление, но ночью, при освещении включенного прожектора маяка, фонтанчики у бассейна и декоративные элементы создают впечатление мистического пространства.

 

Фонтан, созданный художником по мотиву фонтана из внутреннего дворика со львами в Альгамбре, стилизован в духе работ американского поп-арта. Только вместо львов Дали использует винные бутылки в виде мужских фигур тореадоров и женских фигур испанок в национальных костюмах. Произведение становится центром площадки, на которой также располагается диван-губы и рекламные щиты шин Пирелли. Яркие красочные акценты, не характерные для большей части представленных в саду произведений, приглушены белым балдахином, установленным над этой частью сада.

 

Голубятня, построенная по эскизу художника и украшенная вилами и костылями, в настоящее время используется как медиа-площадка, где проходят показы документальных фильмов о художнике. Экспозиция оснащена небольшим зрительным залом, в центре которого стоит старый рояль.

 

Другие многочисленные произведения художника, представленные в саду, также работают на воплощение основной идеи экспозиции – создание особого творческого мира, таинственного пространства, населённого знаками и символами, понятными лишь художнику.

 

 

Замок Гала-Дали в Пуболе

 

Вторая по хронологии постройка Сальвадора Дали, – это Замок Пуболь. Художнику принадлежит проект реконструкции замка XII века и превращение его в «убежище» для своей жены Галы. Основной идеей в преобразовании замка и его территории стала тема старинных руин. Художник постарался сохранить все знаки времени на здании, фактически создав заново его интерьеры и сад. Вдохновившись садами Бомарцо в Риме, учитывая традиции средневекового бестиария и отдавая дань уважения таланту Вагнера, художник преобразует прежнюю французскую планировку сада в собственное произведение ландшафтного искусства. Три основные дорожки ведут к зоне бассейна сквозь разросшиеся кусты сирени, олеандра, жасмина, жимолости и т.д. В глубине сада расположены маленькие площадки со скульптурами.

 

 

Восточная дорожка − одна из самых тенистых, в её начале зрителю открывается ложная перспектива, заканчивающаяся неоклассической статуей Венеры. При планировке сада художник увлекается различными оптическими иллюзиями, фокусируя внимание на выбранных заранее произведениях искусства, что производит должное впечатление на зрителей. Западная дорожка проходит вдоль низкой каменной ограды, открывающей вид на панорамы Пуболя. На одной из площадок в этой части сада так же, как в Порт-Льигате, встречается копия фонтана со львами из Альгамбры. Центральная аллея берёт свое начало от увитой плющом железной беседки. По ходу движения в глубине сада расположены четыре железобетонных слона на ножках кузнечика и с когтями хищной птицы. На полотнах Дали часто встречается данный иконографический образ, с той лишь разницей, что, на спинах живописных аналогов мы видим обелиски, а на скульптуре – ворона, раскинувшего крылья. Птицу на спинах слонов Дали изобразил в честь баронов Пуболя, которым принадлежала земля в XV веке.

 

В зоне бассейна, как и в доме в Порт-Льигате, художник создаёт инсталляцию-фонтан. Скульптурный ансамбль напоминает античный храм с кариатидами, головой морского чёрта и четырнадцатью одинаковыми бюстами Рихарда Вагнера, раскрашенными в разные цвета. «Становится ясно, что этот замкнутый мир был задуман как место уединения, как укрытие, где можно предаваться созерцанию. <…> В этой атмосфере романов Пруста Дали с упоением обыгрывает свои самые сокровенные воспоминания…»[2].

 

 

[1] Пичот А., Агер М., Пуч Ж. «Дом-музей замок Гала-Дали Пуболь», c. 16.

[2] Там же, с. 123.

 

Продолжение - в статье Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

 

Фото автора


Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

Где купить?
(499) 906-4650 опт,розн,услуги
(495) 485-8642 розн

agrotehcom.ru
 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет