закрытьX

Зима и лето в Сан-Суси

Рубрика: Репортажи

Автор: Маланкина Елена Львовна
доктор сельскохозяйственных наук, профессор каф. овощеводства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Каждому, мало-мальски интересующемуся садово-парковым искусством, наверное, известен этот дворцово-парковый ансамбль в Потсдаме. В переводе с французского его название означает «без забот». В 1745-1747 годах по приказу прусского короля Фридриха Великого архитектору Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff было поручено строительство небольшого загородного дворца в стиле рококо. А в 1840-1842 годах, уже по приказу Фридриха Вильгельма IV, к нему пристроены по краям два флигеля. С 1990 года Сан-Суси попал в список объектов мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Обосновано это следующим образом: «Дворец и парк, часто называемые прусским Версалем, являются синтезом основных стилей городов и дворов Европы XVIII  века. Ансамбль - выдающийся образец архитектуры и ландшафтного искусства, передающий дух монархистского государства».

 

Парадный вид на дворец, являющийся визитной карточкой Сан-Суси, «родился» благодаря трепетной любви Фридриха Великого к винограду. Виноградник разбит на южном склоне Борнштедтских холмов. Когда-то там росли дубы, которые пошли на строительство города Потсдам, а на голых холмах в 1744 году появились 6 террас. Это позволило максимально использовать солнечное тепло и собрать на склонах целую коллекцию виноградных сортов из Португалии, Италии, Франции. А в застеклённых нишах поселился инжир. Террасы засеяны газоном, отделённым виноградной лозой на цепях. Никогда до того в истории ландшафтного строительства не использовали виноградник, как композиционный центр парадной части дворцового ансамбля. Прусские короли вообще были людьми практичными, поэтому изначально поблизости находился ещё и огород, которому придавали не меньшее значение, чем цветам. Прекрасное прекрасным, а кушать хочется всегда. Даже сейчас на лужайках внутри зелёных изгородей посажены плодовые деревья.

 

Вершина виноградного холма увенчана небольшим дворцом, который из-за создаваемой террасами перспективы кажется расположенным очень далеко на горе, а сама гора выглядит ещё выше. Изначально Фридрих II планировал небольшой парадный дворец, и из всех предложений архитектора одобрил тихое уединённое гнездышко в стиле рококо, где можно было посвятить себя игре на флейте и прочим «искусствам» в кругу особо приближенных особ, а комфорт проживания абсолютно гармонировал с природой. Там даже не были предусмотрены покои для его жены, которую он предпочёл поселить подальше, в одном из дворцов Берлина.

 

Чтобы попасть во дворец, нужно преодолеть больше сотни ступенек. По бокам высажены тисы, стриженые в виде пирамидок. Они хорошо оживляют пейзаж даже зимой. Дворец Сан-Суси был местом проживания и отдыха, для решения государственных проблем существовали городской дворец в Потсдаме, построенный в 1662 -1669 г Фридрихом Вильгельмом и разрушенный в 1945 году, и берлинская резиденция Шарлоттенбург. С годами скромность и прижимистость Фридриха II прогрессировали в жадность, и золото и серебро во дворце сочетались с рваными занавесками и обветшалыми интерьерами. В последние годы он жил по принципу «на мой век хватит».

 

Под холмом, в партере, во времена Фридриха находился сначала декоративный сад. Но потом его заменили на фонтан, который заработал далеко не сразу, инженеры Фридриха оказались не на высоте. Однако последние лет 100 фонтан работает исправно. Чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы - в общем, весь набор римских богов, а также изображения четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. В настоящее время там сейчас идут ремонтные работы и всё перекопано, что несколько затрудняет выбор нужного ракурса для фотосъёмки. Но, как говорится, всё пройдёт, и ремонт тоже закончится.

 

Идиллическую деревенскую картину завершает ветряная мельница, которая стоит с 1736 года, и была здесь ещё до начала строительства дворца. В настоящее время она выполняет чисто декоративную функцию, оживляя своими крылышками пейзаж.

 

Рядом с виноградным холмом находится картинная галерея. Это здание построено во времена Фридриха Великого и до настоящего времени служит своему прямому назначению, хотя собранная в те времена коллекция пострадала во время Второй мировой войны. Само здание каждым кирпичом символизирует своё предназначение: и купол, и проёмы между окнами, украшенные аллегорическими скульптурными образами искусств и науки, и его некоторая приподнятость и воздушность, этакое неземное состояние. Вокруг картинной галереи проложены дорожки, обрамлённые живой изгородью и мраморными скамейками, где, опять же, могут посетить творческие мысли.

 

После смерти Фридриха II наступил новый этап в жизни дворцового ансамбля. Вошедший вслед за ним на престол Фридрих Вильгельм II на некоторое время поселился в отремонтированных комнатах старого дворца, пока длилось строительство Мраморного дворца в Новом саду. В архитектуре воцарился классицизм, что нашло отражение в облике Мраморного дворца, а в старом дворце после переселения нового хозяина воцарилось запустение. Далее каждый из царственных владельцев добавлял что-то своё, пока в 1873 году, после смерти вдовы Фридриха Вильгельма IV Елизаветы Людовики, дворцово-парковый ансамбль не стал музеем.

 

Бывшие владельцы находили вечный покой во Фриденскирхе – лютеранской церкви, расположенной в Саду Марли, недалеко от главного входа.

 

Парк Сан-Суси огромен. Так же, как и архитектурные постройки, он создавался много десятилетий. Возникает впечатление, что к каждой грандиозной постройке очередного венценосного владельца прирезался очередной кусок территории. Возможно, с точки зрения архитекторов, прозвучит крамольная мысль, но у меня создалось впечатление совокупности нескольких парков, которые оформлялись в разных стилях вокруг очередного сооружения. По крайней мере, парк возле дворца Сан-Суси и парк вокруг Нового Дворца - мало похожи.

 

На горе Клаусберг расположен Оранжерейный дворец или, как его ещё называют, Новая оранжерея (старая находилась на месте картинной галереи). Построенная в середине XIX века в стиле итальянского ренессанса, за последние два года она успешно отреставрирована. В залах дворца проводят зиму кадки с лаврами, цитрусами и миртами из парка Сан-Суси. Вокруг оранжереи разбит цветник, а с холма открывается дивный вид на парк.

 

Отдельной оды заслуживает Китайский чайный домик, который находится на границе с Козьим парком и утопает в зелени деревьев. Он является одним из красивейших среди подобных сооружений в Европе. Внутри домика выставлена коллекция китайского и японского фарфора. Изначально рядом с ним были высажены фруктовые деревья: абрикосы, сливы, яблони и груши.

 

Кроме крупных построек, в парке разбросано множество более мелких сооружений, таких как Храм дружбы - небольшой круглый павильон в западной части, недалеко от Нового дворца, и напоминающий его Античный храм неподалёку, а также Портал, Обелиск, грот Нептуна.

 

Парк удивительно красив в любую погоду - зимой и летом, весной и осенью. И каждый раз по своему – разной окраской клумбы, листвы или в убранстве снега. Это тот случай, когда у природы, действительно, нет плохой погоды.

 

Фото автора


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет