закрытьX

Благодать весенней степи, или путешествие в детство

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, биолог

Тополиный пух, яблоневый цвет, степь полынная,

От акаций дух,

Тюльпаны как рассвет,

Даль старинная.... 

 

А.А. Иващенко.

 

Жители средней полосы, привыкшие к лесам и рощам, не всегда понимают красоту степей. Случалось слышать, что ровные квадраты ставропольских и краснодарских полей, расчерченные лесополосами, – слишком скучная для глаза картина. А летний зной и жаркие степные ветра  - тяжкое испытание для организма.

 

 

Мы же все чаще вспоминаем степное детство. О том, как ходили на пашню поискать первые тюльпаны, гуляли в степи, срывая и жуя по пути «лапуцики» - стебельки пастушьей сумки, как пытались заливать водой бездонные норки сусликов, чтобы выманить этих жирненьких зверьков и хотя бы недолго понаблюдать за ними. Были времена, когда их часто можно было видеть, проезжая на машине – они застывали неподвижно у дороги, как столбики, и мгновенно ныряли в норку при нашем приближении.  Особенным счастьем считалось поймать симпатичного шустрого  тушканчика, который неизбежно выпрыгивал из рук и быстро исчезал из виду.

 

Сейчас все реже можно встретить и сусликов, и тушканчиков, и тюльпаны вблизи населенных пунктов, но есть уникальные места на территории Калмыкии, на границе со Ставропольским краем, где можно видеть почти первозданную степь. О них я и хочу рассказать.

 

Собственно, эта граница пролегает по озеру Маныч-Гудило. В сужениях озера  в ненастье вода разбивается о крутые берега, издавая гул, отсюда и прибавилось второе название. А относительно  первого есть легенда.

 

Жил на свете гордый Эльбрус, и было у него три дочери. Однажды велел им отец сказать, как крепко они любят его. Старшими дочерьми отец остался доволен, а ответ младшей, по имени Маныч, озадачил его. Она сказала: «Люблю тебя, как соль». «Что это за любовь такая» - разозлился Эльбрус и прогнал дочь из дома. Она ушла, не взяв с собой ничего, кроме мешочка соли. Прошло время, настали голодные времена, когда не хватало даже соли. И Маныч стала раздавать людям соль, бескорыстно спасая их. Только тогда понял отец  мудрые слова своей дочери и решил сделать ее бессмертной, превратив в соленое озеро, а сам от гордости окаменел. Теперь он присматривает за ней издалека с высоты своей горной вершины.

 

Ученые считают, что это озеро когда-то было проливом между Черным и Каспийским морем, но со временем оказалось изолированным, поэтому полно соленой морской воды. Места здесь рыбные, в воздухе носится с криками множество чаек, нередки дикие утки, по берегу бегают кулики и вальяжно выступают цапли, в последнее время появились пеликаны, а лебеди перестали улетать на зимовку. Весной к ним добавляется множество перелетных птиц, останавливающихся здесь передохнуть  и подкормиться. Словом, вся жизнь притянута к воде.

 

 

Прошлая весна долго раздумывала, прежде чем вступить в свои права, и степь покорно ждала тепла. Оно пришло в самом конце апреля, дружно оживив природу. Степь вспыхнула красками миллионов цветов. Одновременно цвели и тюльпаны, и ирисы, и множество других степных растений. Такого давно не видели местные жители. Даже более ранний тюльпан Биберштейна (Тulipa biebersteiniana), в народе называемый бузляком, не успел процвести, чтобы уступить место более аристократичному тюльпану Шренка, в этом году они встретились. Сначала этот скромный тюльпанчик свисает, напоминая колокольчик, а позже поднимает головку к солнцу и широко раскрывает шесть узких, заостренных лепестков, превращаясь в звездочку.

 

Казалось, что до самого горизонта земля залита этим восхитительным разноцветьем. Изредка попадались птицемлечники и еще какое-то не известное мне луковичное, начинала расправлять свои соцветия валериана, цвела малюсенькая герань. А между ними повсюду - пушистые кочки полыни.

 

Эти места являются одним из мест произрастания тюльпана Шренка (Tulipa schrenkii), родоначальника первых культурных сортов. Он здесь низенький, растет на плотной глине, а его луковица уходит вглубь на недосягаемую глубину. Но на рыхлой пашне он вырастает порой не ниже садовых. Это самый изменчивый вид из всех тюльпанов. Больше всего в популяциях, конечно, красных. Но вглядитесь в фотографии  - вот малиновый с белой каймой, напоминающий знаменитый сорт «Люстиге Витве», вот белый с розовой окантовкой, как у «Гарден Пати»,  вот желтые, белые,  оранжевые, розовые, пурпурные, пестрые вариации. Можно найти здесь и "черный" тюльпан. Ну, почти черный.

 

Этот вид имеет широкий ареал на териитории России и Средней Азии, его описал Э.Л. Регель в 1873 г. из окрестностей города Ишим Тюменской области и назвал в честь А.И. Шренка, сотрудника Петербургского ботанического сада, собравшего в многочисленных экспедициях по Казахстану в 1840-1843 гг.  около 1000 видов растений. Хотя некоторые ботаники склонны идентифицировать его как описанный ранее великим систематиком Карлом Линеем тюльпан Геснера (Tulipa gesneriana). В любом случае он - одно из признанных чудес России.

 

Ни один из современных культурных сортов не сравнится с этим диким тюльпаном ароматом. Чтобы ощутить его терпкие нотки, не нужно даже наклоняться, ими густо напитан воздух. Хлопотливые насекомые торопятся посетить цветки, которые будут жить всего 3-4 дня, жаркое южное солнце не пощадит их. Сейчас  тюльпан Шренка в Красной книге России, и сбор цветов категорически запрещен. По степи курсирует машина GreenPeace, присматривая за выезжающими полюбоваться весенним цветением.

 

 

Таким же краснокнижным растением является и ирис карликовый (Iris pumila) – маленький петушок, от которого была получена селекционерами группа карликовых бородатых (бордюрных) ирисов. Как видите, материал для селекции огромен. Переходя от куртины к куртине, трудно найти две одинаковых – что-то, да различается – штрихи на нижних лепестках, окрашивание бородки, интенсивность окраски. Она самая разная: желтая  или в разной степени зеленоватая, голубовато-белая, всевозможных оттенков синего и фиолетового – от сиреневого до густого чернильного. Есть яркие, почти розовые цветки.

 

Я решила найти чисто-желтый петушок, без штрихов и контрастной бородки. Это оказалось трудно, маленькая куртинка нашлась только на второй день. Вот он, солнечный цветок ровного желтого цвета, с чуть беловатой бородкой.

 

 

Отчетливо различаются куртины и высотой. Я знаю, что здесь местами может встречаться в виде примеси и другой вид – ирис астраханский (Iris astrachanica), гость из более северных степей. Но не встретился. Он обычно бывает немного выше, чем ирис карликовый, и несет на цветоносе по два цветка, отличающихся многоцветностью в окраске.

 

Пока бродила по пестреющему берегу Маныча, на небольшом склоне увидела множество отверстий. Не успела подумать о том, что здесь могут быть змеи, как едва не наступила на свернувшую свое гибкое тело петлями гадюку, пригревшуюся на солнце.

 

 

Живности в степи в этот теплый день  оказалось полно. Кого только не видели за эти 100 км! Проехав мимо Маныча, где у самого моста вспорхнула большая стая пеликанов и слегка всполошила семенящих вдоль берега куликов и цапель, мы углублялись в степь вдоль берега. У дороги попадались парочки пугливых перепелок, в небе кружили хищники. Живет степь! А вот и корабли пустыни – верблюды, но это, конечно, уже не представители дикой природы, а обитатели расположенной неподалеку кошары, где разводят овец. Самым наглым оказался желтопузик, который приполз прямо к нашему пикнику. А может, это мы для него казались лишними?

 

Немного национального колорита добавили калмыцкие кибитки, поставленные для иностранных гостей, которым показывали местные красоты. В одной из них, как и положено, организовали красный уголок с буддийскими святынями, а рядом поставили деревце, к ветвям которого следует привязать лоскуток и загадать желание. Нам предложили послушать калмыцкие песни – ансамбль, расположившийся в соседней кибитке, готов был дать для нас концерт. Но уже вечерело, и нам пора было возвращаться домой.

 

Совсем недолог этот период степного великолепия. Настанет июнь, и высокое солнце сразу же выжжет степь. Останется полусухой покров из злаков и седой полыни. Редким становится здесь ковыль - ковыльные степи теперь тоже подлежат охране. А позже, к концу лета, покатит ветер клубы перекати-поле. И самыми стойкими из мира растений останутся только солончаки вдоль мелких, наполовину высохших от летней жары, белых от соли, лиманов. Они тоже уникальны для этих мест. На лето степь замрет, чтобы немного оживиться зеленью только осенью, когда спадет жара и пойдут дожди. Лишь следующей весной вновь вернется на короткий срок благоуханная, но ускользающая красота цветущей степи.

 

А знаете, чем еще хороша степь? Только здесь даже весной можно лечь на теплую землю и надышаться вдоволь ее ароматами, не слишком боясь простудиться.

 

 

Уезжая,одна из моих одноклассниц выкопала кустик душистой полыни и увезла в Ставрополь, чтобы посадить под окном своей городской квартиры. Уже много лет мои одноклассники остаются неразлучны. Спасибо вам, мои родные, за это путешествие в весеннюю степную благодать и наше далекое детство.

 

Фото автора

 

Тюльпан Биберштейна (Тulipa biebersteiniana) Тюльпан Биберштейна (Тulipa biebersteiniana) Ирис карликовый (Iris pumila) Ирис карликовый (Iris pumila) Ирис карликовый (Iris pumila) Ирис карликовый (Iris pumila) Тюльпан Шренка (Tulipa schrenkii) Тюльпан Шренка (Tulipa schrenkii) Ирис карликовый (Iris pumila) Тюльпан Шренка (Tulipa schrenkii) Ирис карликовый (Iris pumila) Тюльпан Шренка (Tulipa schrenkii) Ирис карликовый (Iris pumila) Ирис карликовый (Iris pumila) Ирис карликовый (Iris pumila)
 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет