закрытьX

Сад Денманс – современная классика Джона Брукса

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, биолог

Представьте, что ваш сад – это сцена, где дом – ее основная опора,
а садовые декорации выходят из-за кулис.

Джон Брукс

 

Английский сад Денманс расположен в Западном Сассексе, вблизи деревни Fontwell. Он носит имя своего первого хозяина, мистера Денмана, который владел этой территорией в XIX веке. Эти места представляют собой долину у подножия меловых холмов, расположенных севернее.

 

Следующим хозяевам, Джойсу Робинсону и его жене, в 1946 году достались старый дом и сад с окружающими его землями. Главный дом (Westergate House) они продали, а сами обжили два небольших дома, и облагородили сад. Робинсоны владели поместьем ровно 50 лет, а в 1997 году, после ухода хозяйки, его приобрели известнейший английский ландшафтный дизайнер Джон Брукс вместе с Майклом Неве.  Так же как книги Джона Брукса (а их более двадцати, не считая бесчисленных журнальных статей) рекомендованы для изучения ландшафтными дизайнерами, этот сад признан показательным садом, обязательным для изучения  школьниками и студентами.

 

Сад занимает территорию в 4 акра (примерно 1,6 га). Входная зона пролегает там, где раньше был фермерский двор, который теперь, сохранив стилистику, превращен в садовое кафе для посетителей,  с открытой террасой, где звучит негромкая классическая музыка.

 

Вслед за Джойсом Робинсоном, который оформил сад минимальными средствами, Джон Брукс опирался в нем преимущественно на дикорастущую флору, характерную для этой местности, ему принадлежит высказывание: «Именно использование и стилизация местных растений придают саду особый колорит». Немногочисленные экзоты (юкки, драцены) распределены так, чтобы не нарушать иллюзию природной растительности. «Разнообразие растительных форм и цветовых гамм не мешает достигать вожделенной гармонии, как не мешает и непосредственное соседство, скажем, мексиканской юкки и сибирского бадана, расти крепкими и здоровыми».

 

Сад полностью лишен даже намеков на симметрию. В нем нет альпинария, клумб, которые могли бы выглядеть в долине неестественно. Взамен крупных архитектурных форм использована лишь мелкая каменная скульптура – гуси, птички, фигурки мальчиков, сидящих в траве. Не только для отдыха, но и как неотъемлемая принадлежность дизайна, установлены разнообразного вида скамейки, всегда в укромных местах.

 

В уходе за растениями применяется экологический подход – они не подкармливаются, а сгруппированы изначально в соответствии с требованиями к условиям произрастания. К слову, ухаживают за садом преимущественно сами хозяева. Джону Бруксу кажется странным платить садовникам за работу, от которой он сам получает удовольствие. Впрочем, вы убедитесь в его малоуходности и экологичности.

 

Подбитые травянистыми многолетниками и яркими летниками, основу сада создают структурные посадки из древесно-кустарниковых пород, благодаря чему сад декоративен и открыт для посетителей круглый год. Растения подобраны с различной окраской и текстурой листвы, поэтому все лето сад выглядит живописно. Зимой здесь привлекают внимание вечнозеленые растения, а весной – многочисленные луковичные, пробивающиеся вдоль обширных газонов (сначала подснежники, затем крокусы, нарциссы, тюльпаны, камассии, агапантусы и луки).

 

О газонах следует сказать отдельно. Они трех типов: одни стригутся часто, другие - раз в месяц, третьи  – всего один раз сезон, на высоте 30 см от земли. Сочетание стриженых и не стриженых участков газона сейчас широко используется в английском ландшафтном дизайне и позволяет под осень естественно высеваться травам. Высокие газонные травы дают убежище насекомым и мелким животным, придают очарование запущенного сада. Так отвечает Джон Брукс на собственный вопрос: «А нужны ли нам эти скошенные лужайки? А как насчет дикой травы?»

 

Очень деликатно, не нарушая плавных очертаний посадок и природности сада, сделано мощение – старым камнем, кирпичом, гравийной отсыпкой. Но чаще мощение представляет лишь намеки, подсказку для посетителя,  куда нужно или не нужно двигаться, а в основном маршрут пролегает прямо по газонам. Пройдем и мы по майскому саду Джона Брукса.

 

Сначала попадаем в огороженный сад. С первых шагов угадывается фирменный стиль дизайнера, здесь зонтичные перемешаны с аквилегиями и коровяками, присутствует множество ароматных растений (шалфеев, котовников) - радость для насекомых.

 

Петляющая гравийная дорожка на мгновение расширяется за счет окружности, вымощенной кирпичом, с глиняным сосудом в центре. Она объединяет посадки слева и справа в единое целое. Яркие цветки юкки вторят плакучему пурпурному буку. Белая скамейка в окружении древовидных пионов, экзотических фатсий и разнообразных лиан поставлена в ознаменование посещения какой-то известной гостьи. А вот еще одна, низенькая каменная скамейка, прикрытая артишоком, с небольшой лоханкой воды рядом. Между пестролистным самшитом и пурпурным барбарисом в зарослях котовника притаилось изваяние павлина. Плавное течение дорожки нарушают острые углы лабиринтообразного бордюра из самшита – все, что осталось от регулярных посадок, традиционных для огороженного сада.  За ними – обелиски, еще не успевшие укрыться старинными розами.

 

Cквозь проход, увитый клематисом горным, щедро усыпанным четырехлепестными цветками, попадаем на просторную поляну с четко обрезанным краем газона и гравийной отсыпкой вдоль посадок многолетников. Цветущий кизил вторит красками высокому желтохвойному тису. А пятачок посередине недавно освободился от луковичных первоцветов. Оглянувшись назад, можно видеть в просвете деревьев и кустарников ярко белеющую веранду коттеджа. А от нее сад просматривается насквозь.

 

Кусок мощения прерывает путь и указывает на проем в ограде, откуда открывается вид на близлежащие сельскохозяйственные угодья. Его окружает самая обычная для этих мест растительность так, чтобы пейзаж выглядел естественно и составлял единую картину. За ним газон местами расцвечивается малюсенькими розоватыми цветками мелколепестника Карвинского, заполняя ниши под кронами кустарников. И даже борщевик (не наш злостный борщевик Сосновского, конечно) здесь используется как декоративное растение. Отсюда попадаем к живописному водоему фасолевидной формы со скульптурой сидящего мальчика, сквозь заросли ириса ложноаирного мечтательно наблюдающего за водной гладью. За водоемом проглядывает тот самый дом, который Робинсоны продали когда-то.

 

Газонная тропа ведет вдоль северной ограды сада, плотно прикрытой древесной растительностью (и украшение, и защита от северных ветров).  А вот и тот самый нестриженый газон с синей скамейкой под березой напротив. Под старыми платанами – уже целая наглядная иллюстрация геопластики путем стрижки газона по Джону Бруксу – здесь все три уровня. Один из «любимейших» наших сорняков – сныть, служит сейчас фоном агапантусам, уже выстрелившим своими цветочными стрелками. Цветет магнолия, а дальше – ладанник, цветки которого так хорошо розовеют на фоне незабудок.  Желтые и красные листья кленов делают друг друга еще ярче, не затмеваемые сизой листвой многолетников внизу. Герани красно-бурая слева и гималайская справа обрамляют тропу в лучших традициях английского сада. Нектроскордум распускает свои поникающие цветки над некошенным газоном, а с другой стороны тропа сужается вглубь к великолепной древесно-кустарниковой группе, где сейчас акцентирует внимание покрытая белой пеной соцветий калина, подбивающая березу. Пурпурнолистные, краснолистные и желтолистные растения в перспективе посажены так, чтобы создавать небольшие цветовые пятна, но не закрывать легкой зелени березы и других растений.

 

Край поляны упирается в один из самых интересных ландшафтных объектов в этом саду – сухой ручей, украшенный незабудками, луками и молочаем многоцветным. За счет использования камня разный фракций создается полная иллюзия размытого пересохшего русла, через которое перекинут каменный мостик красивой волнообразной формы. Синеве незабудок, символизирующей воду, вторит виднеющаяся вдали скамья, которую мы уже видели, проходя мимо. Слева имитация ручья незаметно, благодаря водным ирисам, переходит уже в настоящий дугообразный водоем с плакучими деревьями по ту сторону и любимой англичанами калиной складчатой, с горизонтальными, веерными ветвями, в два ряда покрытыми направленными вверх щитками соцветий. Дорожка вправо – и еще один образец мощения, со шпалами и гравийной засыпкой. Такие ритмичные элементы визуально расширяют тропу и очень хорошо разнообразят мягкие линии природного сада.

 

Мостик через сухой ручей приводит к зарослям бамбука напротив, восточное звучание которых усиливают крашеные бамбуковые вертикали, подбитые папоротником. Гравийный сад, но растут в нем не альпийские, а влаголюбивые растения. Камни в нем разнообразные – с краю обломки скальных пород, а глубже, среди растительности, туф пористой структуры, поросший мхом, напоминающий собой моховые бонсаи.

 

Изгиб газона влево указывает на древесно-кустарниковую композицию, в которой некоторым хулиганством выглядят юкки, но их парящие над кустарниками розетки листьев выглядят шикарно. Да и защищены они другими растениями от холодов очень хорошо. Аккуратно  в панораму включены пурпурные и желтолистные растения, а стриженый вариегатный самшит гармонично сочетается с конусовидным зеленым. Под цветущей хоизией тройчатой – маленькая скульптурка мальчика.  Кажется, что мы находимся в глубине сада, а на самом деле – в самом его центре и уже продвигаемся к выходу.

 

Показалось главное дерево сада – метасеквойя гигантская, возвышающаяся над идеальным газоном. Влево дорожка вновь уводит в дальний угол, окруженный равнинной растительностью. В этом, самом темном месте, как нельзя более уместны сквозистые ажурные кроны берез. Последовав по этому пути, попадаем в секретный садик. Сначала здесь сыровато, все поросло мхом – и кирпичная ограда, и небольшая урна с распластанным кизильником. А вот сам секретный садик залит солнцем – и синяя скамья, и миниатюрный партер напротив. Необыкновенно пышно цветет  здесь сирень Мейера, но и голые ветви не успевшего распустить листву небольшого дерева очень украшают композицию.

 

По дорожке с косым мощением, мимо зацветающей красной камелии, выходим на большой газон напротив коттеджа, с белыми кистями глициний, свешивающимися со стен и украшающими патио с ажурным металлическим столиком и стульями. Этот дом – творческая лаборатория Джона Брукса, возможно, именно здесь родилась большая часть из осуществленной им  по всему миру тысячи ландшафтных проектов.

 

От дома отделяет круглый водоем с оживающими кувшинками. Рядом – экзотический молочай и снова юкки. Справа – старая яблоня, за которой виднеется оранжерея. Разветвленная кордилина южная, возвышающаяся перед нею, словно указывает на то, что там находится обитель теплолюбивых растений. Но при этом оранжерея совершенно не отапливается.  Рядом – еще одна теплица, для размножения растений. Отсюда виден выход, но не осмотрена еще одна часть сада, за коттеджем.

 

Мимо магнолии проходим «за кулисы», в уютный дворик, где сразу становится видна башня часового дома, увитого плющом. Стену жилого коттеджа позади полностью скрывает пышная растительность. Дворик состоит из трех лужаек, обтекаемых гравийными дорожками. Здесь прямо птичий двор! У дорожки присели на пенек очаровательные каменные птички. Гуси на лужайке вальяжно расхаживают, словно живые, и в совокупности с часовой башней дома придают местности истинно английскую патриархальность.  Под деревом – еще одна скульптура мальчика. Она, как и другие, несколько скрыта от взора, чтобы выглядеть поставленной словно случайно.

 

Ну, вот и весь сад, в котором доминирует общий принцип целесообразности. Осталась торговая площадка, которая тоже, как оказалось, выгодно отличается от увиденных в других английских садах. Множество садовых украшений во вкусе хозяина здесь декорирует прилавки с растениями. Она не хуже, чем сад, демонстрирует ландшафтные пристрастия автора мировых бестселлеров по ландшафтному дизайну. Убедитесь сами.

 

 

Фото автора


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет