закрытьX

Экологический дизайн
подробнее

Идеи «природного сада» в китайском садовом искусстве

Рубрика: Полезная информация

Автор: Андрей Городнянский, ландшафтный дизайнер, журналист
E-Mail: agorod2004@mail.ru
Идея «природного» или экологического сада – отнюдь не изобретение новейшего времени, помешанного на слове «экология». Истоки идеи можно обнаружить в садах Китая, насчитывающих не одно тысячелетие. Впервые увидев их, европейцы испытали настоящий «эстетический шок». Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. В Китае же отношение к природе было другим: она признавалась высшей ценностью, а сад в идеале представлял собой «облагороженный», чуть «подправленный» рукой человека природный ландшафт. Создавая рукотворный пейзаж, китайцы пытались воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях.

 

Исследователи китайского садового искусства условно различают 6 типов китайских садов – императорские, храмовые, домашние сады, сады ученых, а также  сады естественных пейзажей, которые, по сути дела, и явились предшественниками природных садов в современном их понимании.  И все же, следует сказать, что большая часть китайских садов отнюдь не являлась лишь слегка облагороженным природным ландшафтом, это был результат титанических усилий многих поколений садовых мастеров. Особенно показательны в этом плане грандиозные по своим размерам императорские сады и парки в окрестностях Пекина. Весь пейзаж создавался искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев.

 

В меньшей степени рукотворность ощущается в частных садах, столь характерных для юга Китая, которые, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально.  При этом характер использования в китайских садах трех основных ландшафтных элементов – воды, камня и растительности – достаточно четко показывает их принципиальное отличие от современных садов в природном стиле.

 

ландшафтный дизайн Экосад в современном понимании предполагает не только использование природного рельефа и почвенных условий данной местности, но и минимальное вторжение в местные экосистемы. В саду максимально сохраняется имеющаяся растительность, для которой подбираются совместимые по жизненным требованиям «компаньоны». Вода и камни должны соответствовать характеру природного пейзажа (для средней полосы – ручей на дне оврага, небольшое озерцо с заросшими берегами, болотце в низине, валуны и т.д.) В таком окружении вряд ли будет уместно  использование малых архитектурных форм (беседки, перголы и прочее), для которых  отведена территория рядом с домом.

 

Что же мы видим в китайских садах? Прежде всего бросается в глаза  обилие водных пространств, которые во многих садах занимают более половины территории. Например, в знаменитом парке «Ихэюань» в 12 км от Пекина озеро, являющее композиционным центром всего паркового комплекса, имеет площадь 264 га из 330 га общей площади парка! Дорожки вьются вдоль берега, следуя его извилистой линии, а через ручьи перекинуты характерные «верблюжьи» мостики, которые придают пейзажу специфически китайский колорит. Еще один элемент «ненатуральности» - павильоны на островах, которые визуально «вырастают из воды» и в ней же отражаются, создавая тем самым своеобразный оптический эффект.

 

Рукотворность пейзажа в китайском саду подчеркивают и камни. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают. Частенько в китайских садах устраивали искусственные горки из камней без всяких растений. Их создание считалось «особой наукой», которой были обучены специальные мастера.

 

Подбор растений для китайского сада хотя и не был подчинен строгим правилам, но во многом предопределялся традиционными вкусами и устоявшейся растительной символикой. Почти в каждом саду можно было встретить «деревья счастья» - сливу и персик, а также гинкго, магнолии, бамбук и, конечно же, символ долголетия и благородства – сосну. Среди цветов «царствовал» пион, а среди водных растений – лотос.

 

Изысканные архитектурные сооружения –  садовые павильоны в форме пагоды, беседки, домики для чаепитий, террасы, галереи – дополняли облик китайского сада, усиливая в нем элемент рукотворности. Таким образом, при ближайшем рассмотрении китайские сады являются не облагороженной природой, а скорее искусной имитацией природных пейзажных картин. Впоследствии эта тенденция найдет свое логическое продолжение в  японском садовом искусстве – в знаменитых  философских садах, в которых уже практически нет растительности, а водная поверхность заменена галькой. Это тоже пейзаж, только условный, символический. Вместо трех природных стихий здесь использована лишь одна – камни. И от этого пейзажная картина приобретает подчеркнутую лаконичность и внутреннюю глубину. Это своего рода абстрактная живопись в отличие от реалистических пейзажных картин, созданных руками мастеров  китайской садовой школы и наполненных прелестью живой природы. Но и то и другое  является произведением садового искусства в отличие от достаточно утилитарного ландшафтного дизайна , одним из направлений которого является экодизайн. Вот тут-то мы и подходим к очень важному вопросу о соотношении понятий «садовое искусство» и «ландшафтный дизайн ». К сожалению, во многих книгах и публикациях между этими двумя понятиями фактически ставится знак равенства. И совершенно напрасно. Садовое искусство подразумевает создание некоего идеального мира, в котором соседствуют природные  элементы – вода, камень, растения – и создания рук человеческих – скульптура, малые архитектурные формы, фонтаны и прочее. Все это воздействует на наши органы чувств, вызывая определенные эмоции, которые меняются в зависимости от времени года, погоды и прочих привходящих факторов. Китайские и японские сады идут еще дальше: они настраивают на философское восприятие  природы, заставляя задуматься о месте и призвании человека. Ландшафтный же дизайн вполне утилитарен: его задача – создать комфортную среду обитания. При этом он может использовать как минимальный набор садовых приемов (газон у дома в обрамлении кустарников), так и весь арсенал выразительных средств садового искусства (бассейны, скульптура, дорожки и прочее). Суть не  в наборе средств и приемов, а в самом подходе. Ландшафтный дизайн  не рисует идеальный образ с помощью красок реального мира, а организует природное окружение рядом с домом. При этом это может быть как примитивная композиция из камней и хвойных растений на фоне газона, так и эстетически осмысленный природный ландшафт,  создание которого и является целью экодизайна как одного из направлений ландшафтного дизайна.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет