Исследователи китайского садового искусства условно различают 6 типов китайских садов – императорские, храмовые, домашние сады, сады ученых, а также сады естественных пейзажей, которые, по сути дела, и явились предшественниками природных садов в современном их понимании. И все же, следует сказать, что большая часть китайских садов отнюдь не являлась лишь слегка облагороженным природным ландшафтом, это был результат титанических усилий многих поколений садовых мастеров. Особенно показательны в этом плане грандиозные по своим размерам императорские сады и парки в окрестностях Пекина. Весь пейзаж создавался искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев.
В меньшей степени рукотворность ощущается в частных садах, столь характерных для юга Китая, которые, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. При этом характер использования в китайских садах трех основных ландшафтных элементов – воды, камня и растительности – достаточно четко показывает их принципиальное отличие от современных садов в природном стиле.
Экосад в современном понимании предполагает не только использование природного рельефа и почвенных условий данной местности, но и минимальное вторжение в местные экосистемы. В саду максимально сохраняется имеющаяся растительность, для которой подбираются совместимые по жизненным требованиям «компаньоны». Вода и камни должны соответствовать характеру природного пейзажа (для средней полосы – ручей на дне оврага, небольшое озерцо с заросшими берегами, болотце в низине, валуны и т.д.) В таком окружении вряд ли будет уместно использование малых архитектурных форм (беседки, перголы и прочее), для которых отведена территория рядом с домом.
Что же мы видим в китайских садах? Прежде всего бросается в глаза обилие водных пространств, которые во многих садах занимают более половины территории. Например, в знаменитом парке «Ихэюань» в 12 км от Пекина озеро, являющее композиционным центром всего паркового комплекса, имеет площадь 264 га из 330 га общей площади парка! Дорожки вьются вдоль берега, следуя его извилистой линии, а через ручьи перекинуты характерные «верблюжьи» мостики, которые придают пейзажу специфически китайский колорит. Еще один элемент «ненатуральности» - павильоны на островах, которые визуально «вырастают из воды» и в ней же отражаются, создавая тем самым своеобразный оптический эффект.
Рукотворность пейзажа в китайском саду подчеркивают и камни. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают. Частенько в китайских садах устраивали искусственные горки из камней без всяких растений. Их создание считалось «особой наукой», которой были обучены специальные мастера.
Подбор растений для китайского сада хотя и не был подчинен строгим правилам, но во многом предопределялся традиционными вкусами и устоявшейся растительной символикой. Почти в каждом саду можно было встретить «деревья счастья» - сливу и персик, а также гинкго, магнолии, бамбук и, конечно же, символ долголетия и благородства – сосну. Среди цветов «царствовал» пион, а среди водных растений – лотос.
Изысканные архитектурные сооружения – садовые павильоны в форме пагоды, беседки, домики для чаепитий, террасы, галереи – дополняли облик китайского сада, усиливая в нем элемент рукотворности. Таким образом, при ближайшем рассмотрении китайские сады являются не облагороженной природой, а скорее искусной имитацией природных пейзажных картин. Впоследствии эта тенденция найдет свое логическое продолжение в японском садовом искусстве – в знаменитых философских садах, в которых уже практически нет растительности, а водная поверхность заменена галькой. Это тоже пейзаж, только условный, символический. Вместо трех природных стихий здесь использована лишь одна – камни. И от этого пейзажная картина приобретает подчеркнутую лаконичность и внутреннюю глубину. Это своего рода абстрактная живопись в отличие от реалистических пейзажных картин, созданных руками мастеров китайской садовой школы и наполненных прелестью живой природы. Но и то и другое является произведением садового искусства в отличие от достаточно утилитарного ландшафтного дизайна , одним из направлений которого является экодизайн. Вот тут-то мы и подходим к очень важному вопросу о соотношении понятий «садовое искусство» и «ландшафтный дизайн ». К сожалению, во многих книгах и публикациях между этими двумя понятиями фактически ставится знак равенства. И совершенно напрасно. Садовое искусство подразумевает создание некоего идеального мира, в котором соседствуют природные элементы – вода, камень, растения – и создания рук человеческих – скульптура, малые архитектурные формы, фонтаны и прочее. Все это воздействует на наши органы чувств, вызывая определенные эмоции, которые меняются в зависимости от времени года, погоды и прочих привходящих факторов. Китайские и японские сады идут еще дальше: они настраивают на философское восприятие природы, заставляя задуматься о месте и призвании человека. Ландшафтный же дизайн вполне утилитарен: его задача – создать комфортную среду обитания. При этом он может использовать как минимальный набор садовых приемов (газон у дома в обрамлении кустарников), так и весь арсенал выразительных средств садового искусства (бассейны, скульптура, дорожки и прочее). Суть не в наборе средств и приемов, а в самом подходе. Ландшафтный дизайн не рисует идеальный образ с помощью красок реального мира, а организует природное окружение рядом с домом. При этом это может быть как примитивная композиция из камней и хвойных растений на фоне газона, так и эстетически осмысленный природный ландшафт, создание которого и является целью экодизайна как одного из направлений ландшафтного дизайна.
Что почитать
|