закрытьX

Экологический дизайн
подробнее

Сады в природном стиле в Европе

Рубрика: Полезная информация

Автор: Андрей Городнянский, ландшафтный дизайнер, журналист
E-Mail: agorod2004@mail.ru
 

Английские корни

 

В поисках истоков этого направления дизайнерской мысли наш путь  лежит в Англию, которая сумела творчески осмыслить китайское понимание садового искусства как искусства «облагороженной природы». «Отцом нового садоводства» в Европе считают Уильяма Кента, который в 30-ые годы 18 века сформулировал и воплотил принципы пейзажного стиля садового искусства. Созданные им прекрасные пейзажи производили впечатление естественных: извилистые тропинки огибали пологие холмы, дорожки петляли по опушкам и лужайкам, мирно струились ручьи и речки с перекинутыми через них мостиками.  Кент первым в Европе стал создавать в садах и парках  живописные группы  из деревьев и подчеркивать красоту отдельно стоящих растений. Именно тогда у европейских садоводов возник интерес к деревьям с искривленным стволом или причудливо изогнутыми ветвями. Они отличались своей неповторимой индивидуальностью в отличие от подстриженных «на единый манер» деревьев регулярного сада. «Подражание природе» у Кента доходило до того, что он включал сухие деревья в живой пейзаж для того, чтобы добиться ощущения подлинности.

 

Однако у Кента и его многочисленных последователей как в самой Англии, так и за ее пределами, «природность» пейзажных картин не исключает элементы регулярности (цветочные партеры и миксбордеры вблизи дома, аллейные посадки деревьев и т.д.). Пейзажные сады в английском стиле обязательно включают в себя малые архитектурные формы – беседки, руины, гроты, а также скульптурные композиции на античные темы, каждая из которых была искусно «вписана» в окружающий ландшафт. Это - та же линия садового искусства, истоки  которой мы видим в садах Китая. Но интересно, что в рамках английского пейзажного стиля развивается и другая линия садового искусства, которая очень близка современному пониманию экосада. Эта линия связана с именем знаменитого садового мастера Л.Брауна (1716-1783), поражавшего современников способностью увидеть и подчеркнуть красоту природного пейзажа. Кроме того, Браун прославился и тем, что в корне отрицал все архитектурные садовые формы. Он любил, когда дом размещался на открытой солнцу лужайке в окружении свободно растущих групп деревьев. Такой революционный подход по сути дела означал разрыв с многовековой традицией садового искусства, ориентированной на создание искусственного ландшафта будь то в формальном или природном стиле. Идеи Брауна открывали путь к иному пониманию задачи садового искусства: оно должно было органично вписать постройки в существующее пейзажное окружение, выгодно подчеркнув  природную красоту места. К сожалению, такой подход срабатывал не всегда, так как предполагал наличие этих самых природных красот. Наверное, поэтому идеи Брауна нашли не так уж много последователей. И тем не менее, интересно проследить, какой отклик они имели в России. Хотя возможно в данном случае речь идет только о созвучии идей, а не о прямом заимствовании.

 

Русские последователи

 

Русский писатель  Н.М. Карамзин, который, возможно, вообще был незнаком с идеями английского садового мастера, призывает восхищаться естественной, а не искусственно созданной красотой природы. Не только французские регулярные сады, но и английские пейзажные кажутся ему ненатуральными: «Вижу сад, аллеи, цветники – иду мимо их – осиновая роща для меня привлекательнее. В деревне всякое искусство противно. Луга, леса, река, буерак, холм лучше французских и английских садов (выделено мною – А.Г.)  Все сии маленькие дорожки, песком усыпанные, обсаженные березками и липками, производят во мне какое-то противное чувство. Где видны труд и работа, там нет для меня удовольствия. Дерево пересаженное, обрезанное, подобно невольнику с золотой цепью…Я сравниваю его с таким человеком, который смеется без радости, плачет без печали, ласкает без любви» (цитирую по А.П. Вергунов и В.А. Горохов «Вертоград» М, 1996)

 

Андрей Тимофеевич БолотовОпределенный отклик  идеи  «натурального» сада находят в практике выдающего русского агронома и садовых дел мастера Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833). Выбор красивого места для будущего сада, по мнению Болотова, во многом предопределяет успех всего начинания. «Столь важным правилом почитать должно то, чтоб выбирать всегда под сады сего рода места, колико можно, неровныя и не только не отбегать от  лощин и бугров и самых оврагов и вершин, но оныя полагать еще самым главным основанием оных, и при расположении садов к ним наиболее привязываться».

 

Кроме неровности рельефа важное значение имеет водное пространство: «Всего выгоднее садами сими привязываться к готовым уже прудам, ручьям и речкам». По мнению Болотова, идеальным может считаться такое местоположение сада, когда озеро или система прудов становятся центром его планировочной структуры. В крайнем случае  желательно наличие водных пространств (река, озеро) на границе территории, предназначенной для закладки сада.

 

При разбивке садов Болотов охотно использует деревья и кустарники средней полосы России. Его привлекает их неброская красота, способность стать гармоничной частью пейзажа. Березы, ивы, ольха, хвойные породы хороши и сами по себе и в сочетании друг с другом. Кроме того, сады и парки, созданные из местных пород деревьев, более устойчивы к капризам нашего климата и требуют меньших затрат на закладку.

 

Так как помещичьи усадьбы в России, как правило, занимали большую площадь, а рабочих рук всегда не хватало, Болотов сознательно расширял границы сада за счет прилегающих лесных массивов,  в которых прорубались просеки для прогулок. В его время сформировался облик классического русского усадебного парка, который включал в себя регулярную часть рядом с домом с геометрически правильным рисунком дорожек, цветочными клумбами, стрижеными кустарниками, деревьями в кадках и прочими садовыми затеями во французском духе, пейзажный парк  «в английском вкусе» и слегка облагороженные природные и сельские ландшафты - приведенные в порядок лесные массивы, пашни, пастбища, луга  с церквушками и мельницами на холмах.

 

В первой половине 19 века в соответствии с новыми веяниями усиливается тенденция «натурализация парков»: акценты смещаются с регулярной части парка  на пейзажную,  прямые аллеи сохраняются, но явное предпочтение отдается естественной живописности, планировочные решения становятся все более свободными и ассиметричными, а пруды окончательно превращаются в композиционный центр всего паркового ансамбля.

 

Современные тенденции

 

20 век прервал естественную линию развития отечественного садоводства и нам остается только гадать, в каком направлении стали бы развиваться пейзажные парки в России после революции. Идея экологического сада у нас в стране надолго заглохла, но за рубежом у нее нашлось много поклонников. Один из них – английский мастер ландшафтного дизайна Джон Брукс,  создавший знаменитый сад в Денмансе (Западный Суссекс, Англия). По мнению Брукса, при подборе растений для сада надо ориентироваться на окружающий ландшафт, а также климатические и почвенные условия местности. Джон Брукс позволяет некоторым растениям в своем саду немыслимые с точки зрения добропорядочного английского садовника вольности. Так, энотера миссурийская, мак восточный, коровяк обыкновенный, синеголовник, манжетка распространяются у него самосевом. Для этого вдоль декоративных групп из деревьев и кустарников устроен гравийный бордюр, внутри которого цветам позволено разрастаться самосевом.

 

Растения в саду Денманса высажены плотными группами для того, чтобы препятствовать росту сорняков и испарению влаги. При этом сам подбор растений тщательно продуман: мы видим разнообразные декоративные формы – шаровидные, колонновидные, плакучие, декоративнолиственные. Некоторым кустарникам желательная форма придается в результате стрижки. Господин Брукс  не отказывает себе в удовольствии посадить в своем саду и какие-нибудь экзотические для Англии растения. Причем, он подсаживает их к местным видам для того, чтобы растения смотрелись наиболее естественно. При этом экзоты обычно можно встретить в центральной части сада, в то время как на периферии преобладают  растения местной флоры. Так, по мнению Брукса, достигается гармония сада с окружающей местностью.

 

В саду Денманса можно также увидеть интересный прием стрижки газонов. Они стригутся на разной высоте. В зоне высокой травы посажены мелколуковичные растения, которые  весной оживляют своим цветением зеленый ковер травы, летом же здесь цветут маргаритки и льнянки.

 

В целом же, сад Джона Брукса назвать экологическим можно лишь с большой натяжкой. Известный английский дизайнер широко использует местную флору в основном для того, чтобы облегчить уход за садом, а не для того, чтобы подчеркнуть ее красоту и своеобразие. Большое количество экзотов и всякого рода декоративных форм, стриженые на разной высоте  газоны, «гравийные ручьи» и прочие дизайнерские решения Джона Брукса сближают его со сторонниками традиционного ландшафтного дизайна.  Правда, в данном случае речь идет о садовом дизайне с экологическим оттенком. Экологический же сад в полном смысле этого слова предусматривает использование  в основном растений местной флоры либо тех, что происходят из областей со сходным климатом. Вряд ли экзоты будут естественно смотреться в окружении местных растений, да к тому же они требуют особого внимания и не всегда устойчивы в наших условиях. По этой же причине не стоит увлекаться и декоративными формами деревьев и кустарников. Как правило, они менее устойчивы к болезням, вредителям и капризам погоды, чем «беспородные» растения. Хотя, надо признаться, в небольшом количестве декоративные формы местных деревьев и кустарников способны придать саду своеобразие, став его «изюминкой».

 


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет