Еще на Востоке заметили, что в природе нет прямых линий. Прямые линии и геометрические формы угнетают наш глаз. Вот почему в саду лучше смотрятся извилистые дорожки и плавные очертания водоема. Следуя логике, человеку уже давно надо было бы пересмотреть свое отношение и к планировке собственного жилища. Но мешает стереотип восприятия. Живой извилистой линии мы по-прежнему предпочитаем сухие и скучные плоскости прямоугольных фасадов и окон. Но все-таки нашелся человек, причем, совсем даже не архитектор, а художник, который решил строить дома не в противовес, а в гармонии с природой. Он перевернул наши представления о том, как должно выглядеть жилище человека, вписанное в окружающую среду. Имя этого человека – Фриденсрайх Хундертвассер. Он родом из Австрии, где находятся самые знаменитые его творения.
Непримиримый противник рационализма в архитектуре, Фриденсрайх Хундертвассер вовсе не был похож на революционера. Выглядел он, как и подобает художнику, человеком странным, мягким и доверчивым, носил мятое нелепое одеяние, разноцветные носки и какую-нибудь экстравагантную средневековую шапку-колпак. Весь его облик являл миру неприятие прагматизма и рациональности, на которых основан современный уклад жизни. А все его творчество – протест против отчуждения человека от природы.
Фасады зданий, построенных по эскизам знаменитого австрийского архитектора, подпирают мощные деревья, стволы которых искусно сделаны из разнопрофильной коричневой плитки, создающей иллюзию настоящей коры. Крыши и выступающие части зданий превращены в сады. Растения живописно свешиваются из специальных ниш и проемов, устроенных прямо в стене. Деревья могут даже использоваться в совершенно необычной для них роли - в виде архитектурного элемента. Например, в одном придорожном ресторане, построенном Хундертвассером, березка украшает стеклянную башенку-ротонду. Когда-то этот ресторан выглядел унылой серой коробкой, однако, преображенный рукой Мастера, стал местной достопримечательностью. Сейчас автомобилисты, особенно те, которые видят это чудо впервые, тормозят у обочины, чтобы получше рассмотреть игру затейливых линий и красок. Благодаря Хундертвассеру всемирно известной достопримечательностью стал обычный индустриальный объект - тепловая станция в Шпителау, вблизи центра Вены. По проекту Мастера построена австрийская курортная деревушка Блюмау, куда стекаются люди со всех концов мира, чтобы увидеть прообраз архитектуры будущего.
Хундертвассер не изобрел новых архитектурных конструкций и технологий. Он старался, чтобы все его проекты были просты и дешевы в исполнении. А самым главным инструментом для него была лопата. Жилище будущего похоже на пещеру, в которой человек чувствует себя уютно и комфортно. Природа как бы берет человека к себе и дает ему защиту. Под зеленой крышей ему не угрожает никакая опасность, все соизмеримо с его природными чувствами и не подавляет своими размерами. Растения же в таком жилище и вокруг него помогают человеку ощутить себя маленькой частичкой живого мира. Может быть, именно это сознание способно спасти нашу цивилизацию.
По материалам журнала «Флора»
Что почитать
|